Предметы, как в зеркале, отражают жизнь эпохи,заставляя нас по-другому взглянуть на историю. Так, визит в 1817 году в Москву прусского короля Фридриха-Вильгельма III в сопровождении российского императора Александра I повлек за собой, ни мало ни много, изменение архитектурного ансамбля Московского Кремля.
Это событие было отражено не только в мемуарной литературе того времени, но и в предметах прикладного искусства. В частности, известны две табакерки, которые тематически соотносятся с описанными событиями. Табакерки — серебряные, золоченые, продолговатой формы — выполнены в технике черни и гравировки. Одна из них — русской работы, выполненная московским мастером-серебряником Н.Н.Феофиловым в 1860 году (5,5x3,3x1,5 см), другая — австрийская, работы неизвестного венского мастера, датированная 1825 годом (8,6x5,6x2,0 см). Казалось бы, что может объединять эти два произведения искусства? Время и место производства табакерок не совпадают, на них разные графические изображения, и все же невидимыми нитями они связаны друг с другом одним историческим событием. Рассмотрим их по отдельности. Интерес к памятникам старой Москвы, уцелевшим после Отечественной войны 1812 года, заставил мастеров со скрупулезной точностью передавать особенности архитектуры древних строений. В качестве источников для оформления своих предметов мастера-серебряники использовали гравюры и литографии. В первой половине XIX века тиражированная графика достигла больших успехов. Гравюры и литографии способствовали популяризации произведений живописи, скульптуры и архитектуры.
В декоре серебряной табакерки московского мастера использован образ Московского Кремля. Его башни, дворцы, соборы, монастыри во все времена привлекали архитекторов, художников, скульпторов, мастеров прикладного искусства. На лицевой стороне табакерки мастер в технике черни воспроизвел по рисунку 1795 года Ж.Делабарта «Вид Спасских ворот и окружностей их» изображение, близкое к гравюре. Гравюры по рисункам Ж.Делабарта первоначально были изданы иждивением московского купца первой гильдии Валзера и воспроизведены в альбомах Н.А.Найденова «Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений» в 1886 году. Интересно сравнить это изображение с передним планом гравюры Г.Л.Лори 1800-х годов «Вид Спасских ворот и их окружностей в Москве» по рисунку Делабарта. На табакерке слева изображен Архиерейский дом. Он был сооружен в 1776 году между Чудовым и Вознесенским монастырями архитектором М.Ф. Казаковым для нового митрополита Платона; по центру — Спасские ворота, построенные итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари в 1491 году, со зданиями кордегардий, выстроенными позже. Справа — церковь Николы Гостунского, возведенная в 1506 году архитектором Алевизом Новым на Ивановской площади. Как писал в 1967 году Н.Я.Тихомиров в книге «Московский Кремль», «церковь имела вид куба, завершенного закомарами, над кровлей которого возвышается луковичная глава». От церкви Николы Гостунского к Тайницким воротам спускалась улица, по которой на водосвятие ходили к Москве-реке. На оборотной стороне табакерки — с той же гравюры по рисунку Делабарта — изображение южной кремлевской стены с Набатной башней и домами со стороны Красной площади. О Кремле и его видах замечательно написал Теофиль Готье в книге «Путешествие в Россию»: «Пройдя ворота, вы оказываетесь в центре великолепного нагромождения дворцов, церквей, монастырей, которое только может представиться воображению. Они не перекликаются ни с одним из известных нам стилей. Это не греческий, не византийский, не готический, не арабский, не китайский стиль — то русский, московский. На земле нет более свободной, своеобразной, независимой от правил — словом, более романтической архитектуры, которая с такой фантазией сумела бы осуществить свои безумные капризы». Ко времени изготовления московской табакерки — 1860 году — этот вид радикально изменился: собор Николая Гостунского в одну ночь был разобран накануне приезда в Москву прусского короля Фридриха-Вильгельма III в 1817 году. Здание Архиерейского дома по проекту архитектора В.П.Стасова перестраивали в 1818 и 1823 годах в резиденцию для великого князя Николая, младшего брата императора Александра I, здесь же родился будущий император Александр II. В Малом Николаевском дворце 8 сентября 1826 года император Николай I принял А.С.Пушкина. В 1929 и 1931 годах все постройки Вознесенского и Чудова монастыря были снесены.
На крышке табакерки 1825 года венский мастер в технике гравировки изобразил Мавзолей прусской королевы Луизы (Августа-Вильгельмина-Амалия, 1776 — 1810 гг.). Об этом гласит подпись под изображением: «Monument de la Reine Louise». Урожденная принцесса Мекленбург-Стрелицкая, дочь герцога Карла II Людвига, племянница английской королевы Софии Шарлотты, Луиза была замужем за Фридрихом-Вильгельмом III, прусским королем. Как пишут исследователи, королева была одной из первых красавиц своего времени. Она склонила своего супруга к вступлению в коалицию против Наполеона Бонапарта. У королевы Луизы было пятеро детей. Принц Фридрих- Вильгельм стал королем Пруссии, принц Вильгельм Людвиг — первым императором объединенной Германии, принцесса Шарлотта — русской императрицей Александрой Федоровной. Вместе с мужем, императором Николаем I, Александра Федоровна, приезжая в Москву, останавливалась в Малом Николаевском дворце.
В книге «За любовь и отечество» Н.И.Подгорная отмечала, что в царствование императора Павла I принцесса Луиза Августа была пожалована орденом св. Екатерины Большого Креста. Орден учрежден в 1714 году в память выхода императора Петра I и русской армии из окружения в Прутском походе 1711 года и в честь жены Петра I — Екатерины I, участвовавшей в этом походе. Орденом Большого Креста награждали всех великих княжен дома Романовых при крещении и 12 венценосных персон иностранных домов при совершеннолетии или вступлении в брак.
В 1809 году королевская чета посетила Петербург. А уже в 1810 году в возрасте тридцати четырех лет королева Луиза скончалась. Ее останки погребены в Мавзолее, расположенном в парке дворца Шарлоттенбург в Берлине. В память о ней в Берлине был основан институт и учрежден орден ее имени, в Тиргартене — воздвигнут памятник. Мавзолей построен в Берлине по проекту ведущего немецкого архитектора К.Д.Шинкеля (1781 — 1841) и Г.Гента. Таким образом, памятники художественного творчества стали своеобразными документами своего времени. На табакерке 1825 года венского мастера воспроизведен Мавзолей, построенный в 1810 году, в котором покоятся королева Луиза, а с 1840 года — и ее супруг, прусский король Фридрих-Вильгельм III.
Ивановская площадь Кремля с 1817 года, после визита в Москву прусского короля, стала местом проведения смотров войск, плац-парадов. В книге «Новый путеводитель по Москве, первопрестольной столице государства Российского» написано, что толпы любопытных и праздных людей, гуляя по красивой дорожке, окружавшей площадь, любовались видами Замоскворечья или, сидя на какой-нибудь из скамеечек, вспоминали о минувшем.
Московский мастер на табакерке 1860 года воспроизвел старинную гравюру с древними памятниками, чтобы еще раз показать далекое прошлое из истории Кремля.
Атрибуция.
Светлана КОВАРСКАЯ,
Олег ЛОГИНОВ. Иллюстрации предоставлены авторами.
АНТИКВАРИАТ, ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА И КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ
АПРЕЛЬ 2005