Люди, поросшие шерстью, с дубиной — так представляли в средние века «другие», «диких людей» — кровожадных каннибалов. Изображали в витражах церковных скульптурах в рельефах панно из дерева, что отражало взгляды европейцев на человека и Вселенную.
Это были фигуры голых в шерсти, перьях или листьях мужчин и женщин, обретавших в местах уединенных и таинственных — «terra incognita», за границей цивилизованного мира, но находившихся в согласии с магическими силами природы. Такими они предстают на одном из витражей города Кельн, сделанном неизвестным мастером около 1500 года и называемом «Дикие люди, пытающиеся штурмом взять замок любви». А вот на шкатулке из дерева, выполненной тоже неизвестным мастером из Германии около 1460—1470 годов, дано несколько идеализированное изображение «диких людей», участвующих в сцене охоты. Одно из первых воспоминаний о необыкновенном путешествии на край света, к неведомым Западу мирам, относится к XIII веку и принадлежит венецианскому купцу Марко Поло. Его рассказы о совершенном им далеком плавании в Азию стали известны благодаря рукописной книге под разными названиями: «Книга чудес» или «Книга о разнообразии мира». Современники не поверили его фантастическим рассказам о других мирах.
Представления о «дикости» со временем менялись. В эпоху ренессанса «дикого» человека воспринимали по-разному: кто-то видел в нем эдакое создание природы, животного с необузданными желаниями (в противопоставление с куртуазной любовью), плодовитого и невинного одновременно. Так в гобелене, произведенном в Страсбурге около 1500— 1510 годов, под названием «Дикая женщина и единорог» — прямая аналогия со сценой «Дева и единорог», где «дикая женщина», живущая в лесу, олицетворяет девственницу. Она поросла синей шерстью, но при этом весьма привлекательна — с распущенными волосами и в венке из цветов.
Сюжеты с «дикими людьми» в гравюрах появились очень рано. Так, их изображения есть на игральных картах начала XV века, сделанных в технике гравюры на меди — это была первая дошедшая до нашего времени попытка ее ; применения. Кроме «диких людей» на этих игральных картах были изображения медведей и птиц, переданных очень выразительно. В гравюрах на меди игральных карт, впервые появившихся в Германии в первой трети XV века, ощущается рука выдающегося мастера. Этот анонима стали называть «мастер игральных карт», ведь именно в них впервые проявилась его индивидуальность. Влияние этих карт ощутил на себе неизвестный мастер, украсивший в XV веке поля экземпляра 42-строчной Библии Иоганна Гуттенберга (1456), хранящегося ныне в библиотеке Принстонского университета в США. Это единственный экземпляр из 49 дошедших до нас Библий Гуттенберга, имеющий в качестве декора гравюры на меди, на полях, сюжеты из игральных карт, в том числе и «дикие люди».
В геральдике их стали изображать для контраста по отношению к владельцу герба — благородному рыцарю или образованному гуманисту. Так, изображения «диких людей» появились в марках печатников. Например, знаменитый французский издатель Филипп Пи- гуше поместил их изображения на своей марке в Часовнике, вышедшем в Париже в 1502 году. Сделанная в технике гравюры на меди, эта марка, благодаря темперной раскраске и золоту превратилась в миниатюризированную гравюру, полностью уподобившись живописной миниатюре. На ней «дикие» мужчина и женщина, покрытые шерстью (что нарисовано весьма изящно), в позах, не лишенных грациозности, держат щит с маркой Ингуше. «Дикие люди» есть и в марке парижского печатника Тиельмана Кервера, работавшего с 1497 по 1524 год, сюжет этот повторился и в марке его сына, печатника Жака Кервера. Есть «дикие люди» и в гравюрах «Всемирной хроники» Гартмана Шеделя (Нюрнберг, 1493), где приведены и изображения всех фантазийных персонажей, существовавших еще в античности: сциапода, рожденного с одной огромной ногой, при помощи которой он мог быстро передвигаться, циклопа с одним большим горящим глазом, безголового человека — так представлял себе гравер (а это был Михаэль Вольгемут) жизнь обитателей дальних, неевропейских земель.
В «Паломничестве в Святую землю» Бернхарда фон Брейденбаха (Майнц, 1486) также множество рассказов о заморских странах и обитающих там таких легендарных существах, как псоглавы — люди с собачьими головами. Изображение псоглава помещено в этой книге на листе с изображением животных. Сюжеты с «дикими людьми» встречаются и в работах известных мастеров. Так, в гравюре Израэля Ван Мекенема-младшего — офорте, сделанном сухой иглой и называемом «Ветвистый орнамент с битвой «диких», сделанном в Германии в XV — начале XVI века, «дикие люди» трансформировались в элементы, заключенные в растительный венок. Гравюра Альбрехта Дюрера 1503 года, где соединены вместе девушка, «дикий» человек и смерть, — воспринимается как призыв помнить о смерти — «momenta mori».
Фронтиспис — гравюра на дереве из знаменитого издания «Анатомии» Андреа Везалия, появившегося в Париже в 1564 году у печатника Вехеля, тоже содержит изображения «диких людей», ставших очень популярными в эпоху великих географических открытий. От ренессанса дотили «Idoles de sauvage» — «дикие идолы», появление которых свидетельствует о расширении представлений европейцев о «диких землях». Особенно знаменитыми стали, благодаря своим выдающимся качествам, иллюстрации книг франкфуртского гравера Иоганна Теодора де Бри (1561—1623), одного из мастеров известного семейства граверов и книгоиздателей. Его отец, Теодор де Бри (1528—1598), приехал из Голландии во Франкфурт-на- Майне в середине XVI века и одним из первых начал издавать книги о великих географических открытиях, снабжая их гравюрами на меди собственной работы. Среди выдающихся работ ИТ. де Бри — издание «Америка, или открытие и исследование Нового Света», вышедшее во Франкфурте-на-Майне в 1590—1602 годах. На гравированном титульном листе овал, в который заключен текст, окружен 14 сюжетами со сценами из путешествий X. Колумба, Ф. Магеллана, Ф. Дрейка, У. Рэли. Открывает книгу портрет Колумба в рамке, на которой в подражание бордюрам рукописных Часовников изображены цветы с бабочками, мухами, жуками, пауками, улитками. На гравюрах этой книги изображены сражения испанцев с индейцами, жуткие сцены пыток, которым испанские завоеватели подвергли пленных. Все издания этой серии книг отличаются превосходным исполнением. Одно из них — описание путешествия У. Рэли в Гвиану в 1595 и 1596 годах. На одной из гравюр показаны берега гвианской реки, впадающей в океан, деревья, птицы, рыбы, звери, индейские хижины, сцены, где подплывающие на шлюпках англичане видят анаконд, одна из которых пожирает человека. Де Бри издал двадцать пять книг об Америке, в том числе переводы книг Б. де Лас Касаса (1598) и у. Рэли (1599). Семнадцать книг об Америке издал М. Мериан.
Издания книг на эту тему завершили сыновья де Бри — Иоганн Теодор и Иоганн Израэль. С 1597 по 1628 год они выпустили на латинском и немецком языках четырнадцать томов описаний путешествий в Ост-Индию. Два последних тома после смерти И. Т. де Бри издал Маттеус Мериан.
Описания путешествий в Америку вышли тоже в четырнадцати томах. Первые шесть издал Теодор де Бри Старший, седьмой и девятый — его сыновья, с десятого по двенадцатый — И.Т. де Бри и М. Мериан, тринадцатый и четырнадцатый тома изданы одним Маттеусом Мерианом. Всего с 1597 по 1634 год вышло около семидесяти фолиантов. Издатели использовали записки и дневники путешественников, снабжая книги собственными гравюрами.
Знакомство европейцев с культурой Африки, Америки и Океании стало возможно благодаря открытию этих материков, которое произошло в конце XV века. До этого времени знания в основном ограничивались Средиземноморьем и Азией. В XVI веке европейцы уже стремились узнать как можно больше о чужеземцах, о других культурах. Описания чудес, курьезов, антропологии, естественной истории приобретали характер энциклопедичности, познания искусства «других» народов и Вселенной. Экспедиции из Америки и Африки привозили в Европу экзотические предметы — драгоценные кораллы, невиданные океанические раковины, панцири огромных черепах, неведомых доселе насекомых и растения. Все это вызвало в Европе XVI века моду на экзотические объекты — «curiosite» — «диковины». Прежде всего такие кабинеты странных диковин, или «комнаты чудес», появились в королевских дворцах, ведь привезенные из дальних заморских стран экзотические предметы стоили в Европе очень дорого. Так появились кубки для вина, сделанные из скорлупы кокосовых орехов, раковин, кораллов. Они обрамлялись в драгоценные металлы и становились объектом мечты и желания.
Благодаря участившимся большим морским экспедициям в XVI—XVII веках стали появляться портреты, сделанные с натуры, настоящие этнические работы, содержавшие уже положительный образ туземцев, постепенно сменивший образ «диких людей». Понятие «хорошей дикости» в отношении людей и «экзотических диковин» заменялось реальными познаниями о людях, живших далеко от Европы, и предметах, их окружавших. Так на Западе родилось представление о чужеродстве — странном, необычном, с присущим ему своего рода обаянием, сочетавшееся со страхом перед этими предметами, которые, будучи оторванными от своего настоящего предназначения, приобретали таинственность.
Татьяна ДОАГОДРОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 10 (61) октябрь 2008 стр. 36