Среди коллекций текстильных изделий Государственного Исторического музея выделяется собрание узорных хлопчатобумажных тканей. Фабричные альбомы, единичные куски, платки, скатерти, занавесы, женские и детские платья включают более 100 тысяч образцов ручной и машинной набивки. Многие предметы имеют фабричные клейма.
Не одно поколение сотрудников отдела тканей — Е.М. Карягина, А.И. Якунина, Е.В. Арсеньева, Р.М. Белогорская — занималось расшифровкой и изучением текстильных клейм. Последнее самое полное издание: Е.В. Арсеньева «Русские узорные ткани XVI — XX вв.» (М., 1999). В отделе тканей ГИМ есть картотека «Русские текстильные мануфактуры. Ткани и платки с клеймами», данные которой использованы в этой публикации.
Развитие русской текстильной промышленности — суконной, шелковой, льняной, производство лент, кружева, ковров и гобеленов — связано с эпохой Петра Великого, с переустройством всей жизни дворян, горожан, европеизацией быта. Царь-реформатор смело приглашал иностранных мастеров для налаживания новых для России производств.
Выделка ситцев в нашей стране началась во второй половине XVIII века, хотя ткани из хлопка здесь были известны уже давно, их привозили из стран Востока через Астрахань. Еще царь Алексей Михайлович посылал «дьяка Посельского приказа найти в Астрахани индейских ткачей хлопчатой бумаги и семена хлопка» (К.А. Пажитнов «Очерки истории текстильной промышленности дореволюционной России». М., 1958). Однако на том этапе все попытки наладить свое производство успехом не увенчались.
В царствование Елизаветы Петровны (1741—1761) возникли первые русские ситценабивные фабрики. Их устроителями и владельцами были иностранцы. В 1753 году англичане Вильям Чемберлен и Ричард Козенс получили привилегию на 10-летнюю монополию для организации фабрики в Красном Селе под Петербургом. Примечательно, что Козенс был сыном известного корабельного мастера, служившего еще Петру I с 1700 года. Елизавета Петровна, видимо, благосклонно отнеслась к появлению в Петербурге сына сподвижника своего отца. Фабрикантам предоставили право беспошлинной торговли и беспошлинного импорта иностранных материалов и инструментов (Н.Н. Дмитриев. «Первые русские ситценабивные мануфактуры XVIII в.». М.-Л., 1935). Российская мануфактур- коллегия неоднократно констатировала, что Козенс «всю Россию без недостатка удовольствовал своими изделиями». Действительно, к 1762 году его заведение выпускало 1 миллион 360 тысяч аршин ситца, выбоек и других узорных материй. В 1762 году Екатерина II своим указом отменила монополию Козенса и позволила заводить ситцевые фабрики всем, кто пожелает.
Ближайший конкурент Козенса возник в недрах его же предприятия. Мастер «ситцевого производства» Красносельской фабрики датчанин Христиан Лиман в паре с гофмаклером русского двора Иоганном Каспаром Сирициусом основал новую ситцевую фабрику в Шлиссельбурге. В коллекции ГИМ есть уникальный образец ситца с клеймом, отпечатанным коричневой краской на изнанке ткани: «...сидцовой фабрики на Екатеринскомъ острову Содержатель Крестьян Лиманъ 1792».
Вскоре Лиман стал единственным владельцем предприятия. Он обязан был взять 20 купеческих детей, чтобы за 12 лет обучить их мастерству составления красок и ситцевой отделки.
Предприятия Козенса и Лимана работали на привозном английском миткале и вполне отвечали техническому уровню своего времени. Машины приводились в действие конной силой или водяным приводом. Механизация коснулась прокатки тканей, аппретуры, белильного процесса, а вот центральный технологический процесс — печатанье узора на ткани — оставался ручным. С помощью досок-манер рабочие на специальных столах набивали на белом миткале цветные узоры. Секрет ситцепечатания составляли рецепты красителей и так называемая заварка краски — сложный процесс ее закрепления на ткани.
Красносельская фабрика Козенса просуществовала до 1780 года, а Шлиссельбургская мануфактура Лимана была продана в 1814 году швейцарскому купцу Михаэлю Веберу. И Козенс, и Лиман получили потомственное российское дворянство, их дети служили офицерами в русской армии.
Из этих мануфактур вышли многие будущие русские предприниматели. Так, Осип Иванович Соков, крестьянин села Иванова Владимирской губернии, работая у Лимана, выведал секрет составления красок и, вернувшись в родное село, устроил в 1787 году собственное небольшое набойное заведение (Е.В. Арсеньева. «Ивановские ситцы». Л., 1983).
К началу XIX века центр российского ситцепечатания перемещается в Московскую губернию. Технический прогресс дал сильный импульс его развитию. В 1817—1818 годы в России появляются первые цилиндровые машины для набивки ситцев. Эта машина, изобретенная в Англии и усовершенствованная во Франции, приводилась в действие паром и могла заменить ручной труд примерно 500 человек.
Швейцарец Вебер и француз Битепаж получили первые в России привилегии, но к 1830 году уже насчитывалось 27 фабрик с печатными цилиндровыми машинами.
В Москве первое усовершенствованное предприятие было основано в 1830 году московским купцом 1-й гильдии Михаилом Михайловичем Титовым. Его фабрика, производившая ситцы, платки, кисею и другой товар, просуществовала до 1853 года (из картотеки отдела тканей «Русские текстильные мануфактуры. Ткани и платки с клеймами»), Титов выписал из г. Мюльгаузен (Эльзас), самого известного европейского центра ситцепечатания, известного колориста Шварца, назначив ему годовое жалование в 30 тысяч рублей ассигнациями. За 12 лет своего управления Шварц достиг больших результатов: по образцу самых лучших эльзасских мастерских он создал в Москве набивную мастерскую, познакомил мастеровых с новейшими приемами набивки ситца, на основе европейской техники организовал первую красильню и первую белильню.
Несколько позже эльзасец Штейнбах основал предприятие, на котором впервые в России был применен способ непрерывного беления ткани. Следует упомянуть также о переселившемся в Москву из Эльберфельда (Пруссия) немце Людвиге Рабенеке (1795—1862), который применил способ прочного крашения бумажной пряжи в так называемый андрианопольский цвет (ярко-красный, не линявший и не выгоравший).
На Первой мануфактурной выставке 1829 года обозреватель журнала «Мануфактура и торговля» отметил, что «прежде набивка производилась ручными формами без всякого искусства, краски были непрочны, узоры блеклые. Ныне хорошие ситцы тонкостью ткани, красивостью и разнообразием узоров, яркостью и прочностью цветов не уступают шелковым материям, имея перед ними еще то преимущество, что не изменяются от мытья и вымытые делаются как новые. Поэтому и достойные особы не избегают употребления оных на платья, и в лучших домах мебель покрывают ситцами».
В 1847 году в Москве начала работать технически образцово оснащенная и ставшая впоследствии знаменитой ситцепечатная фабрика московского купца 2-й гильдии Альберта Осиповича Гюбнера, эльзасца по происхождению. При фабрике было устроено машинное граверное заведение, действовали школа для рабочих и школа рисования. Мастерами основного производства были иностранцы — колорист Сиферлен, граверы Батч и Гуликсон. Предприятие, используя мощности 10 машин, ежегодно выпускало до 240 тысяч кусков ситца на сумму 800 тысяч рублей. Сбыт текстиля предприятия Гюбнера охватывал всю Россию и страны Востока. На Всемирной выставке в Антверпене 1886 года продукция фабрики была удостоена золотых медалей.
В отделе тканей и костюма ГИМ хранится большая коллекция изделий этой фабрики, в том числе платки с клеймами. Большой научный интерес представляют так называемые счетные книги 1909—1910 годов с образцами ситцевых тканей отделочной фабрики Товарищества Альберта Гюбнера в Москве. Некоторые узоры воспроизводились с образцов 70 — 80-х годов XIX века. Книги поступили в музей в 1960 году от Московской историко-бытовой экспедиции (сборы Е.ВАрсеньевой, Г.И.Боркум). После октябрьской революции фабрика Гюбнера была переименована в фабрику им. Свердлова.
На выставке «Московские немцы. Четыре века с Россией» был представлен платок с изображением Крен- гольмской мануфактуры, которая была основана в 1857 году близ Нарвы (Эстляндия) и превратилась в крупнейшее ситцевое предприятие Российской империи. (Товарищество Кренгольмской мануфактуры бумажных изделий, располагавшееся в с. Кренгольм Везенбергского уезда, выпускало бумажную пряжу, миткаль, суровые ткани, ситцы, платки и др. Мануфактура была оснащена водяными и паровыми двигателями. Ее продукция имела сбыт по всей России и за рубежом). На платке изображен памятник барону Людвигу Кнопу (1821—1894), владельцу этой и множества других текстильных фабрик.
Его сын, Федор Львович Кноп, в конце XIX — начале XX века был одним из директоров известной московской Даниловской мануфактуры (впоследствии — Товарищества Даниловской мануфактуры). Кроме него в директорат входили Николай Иванович Щукин и Александр Семенович Бер. Это передовое предприятие чутко реагировало на все новшества в технике ситцепечатания, в частности, одним из первых применило способ фотогравировки по патентованной системе Э. Мертенса, уже через 9 месяцев после появления изобретения на международной выставке. В экспозицию выставки «Московские немцы...» был включен платок Даниловской мануфактуры, отпечатанный по этой передовой технологии. Кроме того, Даниловская мануфактура выполняла почетные заказы к 300-летию дома Романовых, празднованию юбилея победы в Отечественной войне 1812 года.
На упомянутой выставке были представлены и изделия Товарищества ситценабивной мануфактуры «Эмиль Циндель». В 1823 году швейцарец Бухер основал в Кожевниках мастерскую по набивке хлопка, которая в 1825 году перешла к Фрауенфельдеру, тоже выходцу из Швейцарии. В 1883 году главным колористом предприятия стал Георг Штейнбах — специалист с европейским именем. В 1845 году он вернулся на родину в Мюльгаузен, передав управление фабрикой зятю, Эмилю Цинделю, тоже эльзасцу. Связь с Эльзасом сохранялась на протяжении всего времени существования фабрики. Изделия ее славились очень высоким, мирового уровня качеством. В собрании ГИМ находится большая коллекция изделий фабрики Цинделя: обивочных кретонов — плотных узорных тканей и тончайших батистов с изящными, легкими рисунками. В советское время предприятие Цинделя было переименовано в Первую ситценабивную фабрику.
Русское ситцепечатание своим развитием, особенно на ранних его этапах, во многом обязано западноевропейским предпринимателям, колористам, химикам, технологам. Русские многому научились у лучших мастеров из известных текстильных центров. Благодаря их тесному сотрудничеству развилась и окрепла отечественная ситцевая индустрия.
Ольга ГОРДЕЕВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 63 (декабрь 2008), стр.94