«Имею честь уведомить почтенную публику, что... мною открыта фотография на Мясницкой, в доме Вятского подворья, против книжного магазина братьев Салаевых. Надеюсь, что я заслужил благосклонное внимание почтенной публики, занимаясь более 10 лет в фирме «Шерер и Набгольц»... С почтением, фотограф И. Павлов». Это объявление в «Московском листке» от 21 сентября 1891 года оповещало горожан об открытии еще одного фотографического заведения.
Биография Петра Петровича Павлова известна в самых общих чертах. Он родился в 1860 году в крестьянской семье в деревне Федоровская Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. В 1881 году приехал в Москву из Петербурга и поступил на службу в крупнейшую московскую фотографическую фирму «Шерер, Набгольц и К°», которая в те годы принадлежала А.И. Мею и М.А. Шиндлеру.
Павлову повезло: в отличие от других московских фотографических заведений эта фирма имела славные традиции и долгую историю с середины XIX столетия. У Мея и Шиндлера работали профессионалы высокого класса, и организация дела была превосходной. Здесь Павлов проработал более десяти лет, постигнув все тонкости искусства светописи, а в 1891 году открыл собственное дело.
Выбор места расположения для ателье — одна из важнейших составляющих популярности фотографического заведения. На Мясницкой, оживленной московской улице, располагалась вереница магазинов, торговых складов и контор. Здесь же были известные в старой столице культурные центры — Училище живописи, ваяния и зодчества, картинная галерея К.Г. Солдатенкова и дом купчихи К.Н. Обидиной, в котором в разные годы арендовали помещение Московское архитектурное общество, Литературно-художественный кружок, Общество любителей садоводства, а также книжные магазины и книгоиздательства. Здание это было известно москвичам как «дом Чертковых», по имени прежних владельцев. Напротив него, на углу Златоустинского переулка, в доме Вятского подворья и располагалось ателье Павлова.
За стеклом выходящей на улицу витрины специально для прохожих, потенциальных клиентов, по традиции были представлены лучшие произведения фотографа. Ведь витрина — лицо мастера: работы демонстрируют уровень его профессионализма, люди, запечатленные на снимках, свидетельствуют о социальном составе посетителей. Мы можем только предположить, чьи портреты выставлял Павлов на этой своеобразной выставке. Среди посетителей его ателье были основатели Московского Художественного театра К.С. Станиславский и В.И. Немирович- Данченко, актеры О.Л. Книппер и И.М. Москвин, купец П.И.Щукин и историк И.Е. Забелин, представители аристократических кругов — княгиня З.Н. Юсупова, граф С.Д. Шереметев и многие другие.
Павлов отлично наладил дело и с толком подобрал работников. Штат сотрудников в ателье был невелик, привлекались и домочадцы. Петр Петрович проводил съемку, помогал ему младший брат Ефим. В 1900-е годы среди фотографов ателье числились Н.Н. Боднаровский, И.Ф. Вентцкевич, Г.Я. Ильин. В 1909 году Ефим Петрович Павлов покинул брата и открыл собственное портретное ателье близ Арбатской площади. Правда, к тому времени подросли сыновья Петра Петровича, и существенную помощь стал оказывать отцу младший из них — Михаил.
На рубеже XIX — XX столетий Павлов зарекомендовал себя прекрасным портретистом, весьма популярным у москвичей. Особенно удавались ему групповые композиции, в которых чувствовалась несомненная связь между персонажами, теплота их взаимоотношений. Свидетельство тому — знаменитая фотография, запечатлевшая А.П.Чехова в окружении артистов Московского Художественно-общедоступного театра — исполнителей ролей в пьесе «Чайка».
Снимок имеет свою предысторию. Антон Павлович не был на премьере «Чайки», так как находился в это время в Ялте и смог приехать в Москву только весной, после окончания сезона. Специально для него, единственного зрителя, 1 мая 1899 года труппа сыграла пьесу, сняв для этого помещение театра «Парадиз» на Большой Никитской. После спектакля у них возникло желание сфотографироваться всем вместе. 7 мая 1899 года в ателье на Мясницкой был выполнен групповой портрет, на котором рядом с Чеховым — К.С. Станиславский, В.И. Немирович- Данченко, В.Э.Мейерхольд, О.Л. Книппер, М.П. Лилина, А.Р. Артем и другие актеры. Позже О.Л. Книппер вспоминала: «Была радостная, чудесная весна, полная волнующих переживаний: создание нового нашего театра, итоги первого сезона, успех и неуспех некоторых постановок, необычайная наша сплоченность и общее волнение и трепет за каждый спектакль; большой исключительный успех «Чайки», знакомство с Чеховым, радостное сознание, что у нас есть свой, близкий автор, которого мы нежно любили, — все это радостно волновало и наполняло наши души. Снималась с автором группа участвующих в «Чайке», и в середине Чехов, якобы читающий пьесу».
Сегодня этот снимок без преувеличения можно назвать хрестоматийным. Он знаком почти каждому, воспроизводится в многочисленных изданиях — от школьных учебников до искусствоведческих исследований — и вот уже более столетия иллюстрирует факт содружества драматурга и театра.
В 1890-х годах Петр Петрович был членом Московского общества искусства и литературы. К сожалению, не известна в полной мере степень его участия в деятельности этой организации. Можно лишь с уверенностью говорить о том, что в 1895—1896 годах он выполнил съемку спектаклей «Уриэль-Акоста» и «Отелло», постановка которых была осуществлена силами Общества. Два великолепных альбома с фотографическими сценами из этих драматических произведений Павлов тогда же изготовил для знаменитой театральной коллекции московского собирателя А.А. Бахрушина.
После основания Московского Художественного театра Павлов, как и многие члены Общества искусства и литературы, не вошедшие в состав труппы, продолжал сохранять с театром дружеские и деловые отношения. В отчете о деятельности этого коллектива за первый сезон 1898/99 годов сообщается, что Павлов осуществил съемку спектаклей «Царь Федор Иоаннович», «Антигона», «Потонувший колокол». Дирекция посчитала необходимым «установить порядок, чтобы постановка каждой пьесы оставалась в наглядных фотографических изображениях». Таким образом, Петр Петрович стал первым среди создателей фотохроники Московского Художественного театра. Именно с этого момента К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко ввели систему фиксации сцен из спектаклей и актеров в костюмах и гриме, а позже организовали порядок съемок за кулисами после репетиций.
Сцены из спектаклей — из числа самых удачных произведений Павлова. В целом же его театральные пристрастия не могли не оказать влияния на творческий почерк. Это проявилось и в композиционных решениях его произведений, и в частом использовании на съемочной площадке рисованных декораций и бутафории, и в особом увлечении костюмированным портретом.
Павлов оставался верным художественным традициям XIX столетия и считал изначально важным создание реалистического изображения. Придирчивый взгляд отметит в его работах некоторую монотонность, статичность поз, излишнюю четкость изображения — то, что иногда называли «протокольной» четкостью и что достигалось чрезмерной, хотя и искусной ретушью. Однако все перечисленное — не недостатки, а скорее черты, типичные для коммерческой портретной фотографии XIX века. За рамки эстетики уходящего столетия Петр Петрович не вышел, очевидно, по принципиальным соображениям.
В 1894 году в Москве было основано Русское фотографическое общество — крупнейший творческий союз, объединивший самых разных фотографов как по уровню профессиональной подготовки, так и по взглядам на искусство светописи. Как человек, любящий свое ремесло, стремящийся усовершенствовать его и помочь в этом другим, Павлов, конечно, вступил в организацию и особенно тесно сотрудничал с ней в течение первого десятилетия: вел практические занятия, участвовал в формировании благотворительного фонда в пользу фотографов, был членом ревизионной комиссии.
В 1896 году в Москве на выставке Русского фотографического общества и в Нижнем Новгороде на Всероссийской художественно-промышленной выставке он был отмечен бронзовыми медалями. Посетители и эксперты особенно восхищались его «платинотипиями» — позитивами на матовой платиновой бумаге. Известный фотограф М.П.Дмитриев в мемуарах отмечал, что в 1900-е годы Павлов едва ли не единственный в Москве прекрасно работал в этой технике.
В начале XX столетия многие московские фотографы обратились к видовому жанру, а объектом их съемки стала Москва.
Это время было ознаменовано стремительно меняющимся архитектурным обликом Первопрестольной. Росла Москва вверх и вширь — вводилось планомерное строительство, расширялись улицы, появлялись кварталы многоэтажных доходных домов. Росла и численность населения. В жизни горожан стали обыденными электрические трамваи, автомобили, лифты и прочие новшества наступающего века.
Осознавая неизбежность утраты традиционного облика города, желая сохранить его в памяти, любители московской старины — исследователи и общественные деятели активно изучали историю, археологию и архитектуру Москвы, проводили сбор памятников материальной культуры и архивных документов.
Огромную роль в этом начинании сыграло Императорское Московское археологическое общество и его комиссия «Старая Москва». Одна из поставленных ими задач — фотодокументирование старой столицы. Для этого город
ская дума выделила специальные средства, а Московское археологическое общество разработало программу фотосъемок и привлекло для ее осуществления лучших фотографов. Среди них совсем неслучайно оказался Павлов.
Еще ранее, в конце 1870-х — в 1880-х годах, по заказу и на средства известного предпринимателя НА. Найденова фирма «Шерер, Набгольц и К°» провела масштабную видовую съемку Москвы и осуществила издание альбомов фототипий и фотолитографий. Фотографы фирмы «Шерер, Набгольц и К°», среди которых, несомненно, был и Петр Петрович, проделали колоссальную работу по документальной фиксации московских площадей, улиц, церквей, общественных зданий, архитектурных памятников. По прошествии времени Павлов начал снимать самостоятельно, сумел проявить подлинное творчество и создать собственный фотографический образ Москвы начала XX века.
Его видовые произведения можно разделить на две группы. Первая — классический образец деловой съемки. Сюда относятся прежде всего фотографии, выполненные в содружестве с Московским археологическим обществом, которое давало разрешение на проведение съемок в Москве и Московской губернии и определяло задачу фотографа. Под руководством реставраторов и архитекторов Павлов фиксировал внешний вид объектов, их интерьеры, предметы церковного убранства, иконостасы и иконы. Его работы иллюстрировали «Труды комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества».
Кроме того, Петр Петрович выполнял заказы московских властей. В 1912—1913 годах он выпустил альбом снимков зданий, принадлежавших Московскому общественному управлению, состоявший из более двухсот изображений не только старых, но и новых построек, а также серии, посвященные училищу Святой Екатерины, Долгоруковскому ремесленному училищу, московским работным домам, больницам, баням и др.
Другая часть творческого наследия Павлова — видовые фотографии, выполненные в жанре художественной светописи. Наряду с произведениями, отличающимися картинностью и даже эпическим характером, в этой группе встречаются сцены, воспроизведенные как бы в сиюминутности и случайности быстротекущего времени. Особенно поразительны павловские панорамы, когда фотограф стремится включить в кадр максимально большую часть городского пространства.
Грандиозная съемка была осуществлена Павловым в Кремле. С большим мастерством запечатлел он памятники древнего зодчества, предполагая, по-видимому, издать отдельную серию. Многие из снимков этого цикла украсили путеводители по Москве 1900—1910-х годов. Кстати, располагая правом на съемку в Кремле, Петр Петрович запечатлел некоторые исторические события: закладку и торжественное открытие памятника Александру II в 1893 и 1898 годах, празднование 300-летия Дома Романовых в 1913 году и другие.
Видовые произведения Павлова обнаруживают в авторе знатока и ценителя исторического прошлого Москвы, умение выбрать, казалось бы, единственно верную точку съемки, выхватить из бурлящей жизни типичный сюжет. Персонажи снимков поданы с симпатией, а порой и с оттенком юмора, что делает картинку живой и обаятельной.
Позже на основе фотографий Петр Петрович выпустил серию фототипий в приобретенной им еще в 1899 году мастерской в Милютинском переулке. Наличие фототипического заведения позволило Павлову выпускать изображения большими тиражами, выполнять заказы на репродукционные работы и открытки.
Съемки Москвы были прерваны с началом Первой мировой войны. Тогда же закончился период по-настоящему активной деятельности фирмы «П.П. Павлов». В 1914 году фотограф расторгает с Вятской епархией договор об аренде помещения. В следующем году ателье «П.П. Павлов» меняет адрес: улица Петровка, дом 28, рядом с Высокопетровским монастырем. В этот период Петр Петрович много болеет и делами фотографической фирмы занимается его сын Михаил, освоивший профессию под руководством отца, помогавший ему не только в работе портретного ателье, но и во время видовых съемок. Н.И.Свищев, известный фотограф, владелец ателье «Паола», вспоминал, что Михаил Павлов был одним из организаторов 1-го Всероссийского общества фотографов-профессионалов Москвы и вместе со своим дядей Ефимом Петровичем входил в его правление. После Октябрьской революции 1917 года ателье Павлова еще работало. Последнее упоминание о нем относится к 1924 году.
Предположительно в этом же году Петр Петрович скончался и был похоронен у деревни Хомяки близ местной церкви. Ни могила, ни сама церковь до наших дней не сохранились. Чего, к счастью, не скажешь о творческом наследии фотографа. Его произведения — галерея фотографических портретов москвичей, видовые фототипии, иллюстрации в путеводителях по Москве, открытки — широко представлены в собрании Государственного Исторического музея.
Татьяна САБУРОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 63 (декабрь 2008), стр.86