Единорог, согласно мифу, был маленьким животным размером с козленка, но неожиданно сильным и очень быстрым, с одним рогом в центре лба. По общему мнению, охотник не мог захватить животного силой, но справился бы с ним обманом.
Охотник должен был привести девственницу на то место, где встречался единорог, и оставить ее там. Единорог, которого притягивала чистота девушки, прибегал к ней и, положив голову на ее колени, засыпал. Таким образом его пленяли. По вполне понятным причинам единорог рано стал распространенным символом чистоты вообще и женского целомудрия в частности. Легенда была интерпретирована христианскими писателями как аллегория Благовещения и олицетворение Христа, рожденного от Девственницы. Вот почему единорог, как правило, — атрибут Девы Марии, но также Св. Джустины Падуанской и Св. Джустины Антиохийской, которые пронесли свою чистоту через великие испытания.
Св. Джустина Падуанская (IV век), дочь благородных родителей, оставшаяся сиротой в шестнадцать лет, приняла христианство. Когда она однажды проезжала по Падуе, на мосту через реку По ее остановили солдаты императора Максимиана. Они силой заставили ее сойти с колесницы и повели на местный двор правосудия. Испугавшись за свою невинность, Джустина спрыгнула на мост, моля Бога о спасении. Говорят, что следы от ее коленей до сих пор видны на камнях моста. После этого император приказал перерезать ей горло мечом. Джустину изображали, держащей пальму мученичества, с единорогом — эмблемой чистоты, ставшим перед ней на колени, или с мечом, пронзающим ее шею, как напоминание о ее мученичестве. Ее часто изображали художники падуанской и венецианской школ, она является святой патронессой обоих городов — Падуи и Венеции. Иногда трудно отличить Св. Джустину Падуанскую от Св. Джустины Антиохийской, так как обе имеют одинаковые атрибуты.
Творение человеческой фантазии — единорог неоднократно упоминается в библейских текстах, что породило недоразумение в сознании христиан. Так, в Псалтири 21. 22 сказано: «Спаси меня от пасти льва, и от рогов единорогов», в Числа 23.22: «Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него». Таким образом он получил христианскую интерпретацию — сюжет с единорогом понимался как история Христа — «духовного единорога», который воплотился в лоне Богородицы. В средние века на шпалерах, миниатюрах рукописей — в Псалтирях, Часовниках, на знаменах и гербах единорог предстает не просто как конь с рогом во лбу — он являл собой мифическое существо с головой, телом и гривой лошади, но с хвостом геральдического льва, копытами лани, бородкой на нижней челюсти и витым рогом. Поэтому витой зуб-рог кита нарвала выдавали в средние века за рог единорога Зверь этот незаменим там, где поэтизируется рыцарское служение даме, где славят верность и целомудрие. Именно таким единорог изображен в знаменитых шпалерах из Музея средневекового искусства в Клюни в Париже и Клойстерс в Нью-Йорке — отделе искусства средних веков музея Метрополитен. В Клюни находится серия из шести знаменитых шпалер «Дама с единорогом» на красном фоне (Южные Нидерланды, 1480—1490 гг.) — это ковры, вытканные из шерсти и шелка Свое название они получили только в XIX веке. Шпалеры эти притягивают и завораживают своей красотой, сюжеты их не лишены загадочности и имеют разные толкования. Пять из них — это аллегории пяти чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. В шпалере «Зрение» единорог смотрится в зеркало, которое держит дама, в сюжете, посвященном слуху, он внимает музицирующим дамам, на шпалере «Вкус» — единорог и лев, напоминая своих геральдических сородичей, акцентируют наше внимание на даме, вкушающей яства, принесенные служанкой. «Обоняние» композиционно очень близко «Вкусу» — на этом ковре дама нюхает цветы. На шпалере «Осязание» дама держит единорога за рог. На шестом ковре — шатер с надписью «А Mon Seul Desir» («Мое единственное желание»), значение которой до сих пор неизвестно. Считается, что эти шпалеры были заказаны к свадьбе Анны Бретанской и короля Франции Людовика XII. Обнаружила их в замке города Буссак (департамент Крез) известная французская писательница Жорж Санд, в Музей Клюни они попали в 1882 году.
Серия из семи шпалер «Охота на единорога» на сером фоне из Клойстерса (Южные Нидерланды, 1495—1505 гг.) — ковры из шерсти, шелка, серебряной скани. Эти произведения искусства поражают своей невероятной красотой и загадочностью в интерпретации сюжетов. Шесть шпалер были в 1923 году приобретены Джоном Рокфеллером-младшим у семейства Ларошфуко, в замке которого в Вертей (что в пяти километрах от Ангулема) и находились эти шпалеры. В 1937 году они были подарены музею Метрополитен. Седьмая шпалера этой серии, состоящая из двух больших фрагментов, была куплена у Габриеля Ларошфуко в 1936 году хранителем музея Метрополитен Вильямом Форсайтом. Отреставрированная, она была присоединена к остальным шести.
Но в это же время встречались изображения единорога и как «рогатой лошади», но с львиным хвостом. Именно так выглядит единорог в рукописной книге XV века из Национальной библиотеки в Париже — «Книге чудес» Марко Поло, содержащей рассказы и о единороге, где автор замечает, что носорог, «совсем не похож на того единорога, в которого верят в наших странах».
Тоже очень похож на белого коня, но с рогом во лбу, единорог на керамическом блюде XV века со сценой девы и единорога, которое ныне хранится в музее Метрополитен. Его подарил венгерский король Матиаш Корвин на свадьбе своей невесте. Как видим, изображения единорога были так или иначе сопряжены с брачными церемониями, служа намеком на девственность невесты.
Первые изображения единорогов в печатной книге, сделанные в технике гравюры на дереве, появились в «Большом саду здоровья» — «Hortus Sanitatis», вышедшем в Майнце у печатника Якоба Брейденбаха в 1491 году. Там изображения единорога иллюстрируют рассказы о противоядии, которым, как считалось, обладал рог единорога, и его использовании для обеззараживания воды. Тем, что его рогу приписывались лечебные свойства, объясняется то, что в эпоху Возрождения изображения единорога украшали аптеки. Встречаем мы их и в исторической книге «Всемирная хронология» Гартмана Шеделя, самой знаменитой книге XV века, изданной в Нюрнберге печатником Антоном Кобергером в 1493 году. Прекрасно иллюстрированная — около 2000 гравюр на дереве, исполненных по рисункам учителя Альбрехта Дюрера Михаэля Вольгемута и его пасынка Вильгельма Плейденвурфа, при участии молодого Дюрера, она содержит гравюры с единорогом. На этих гравюрах он предстает перед нами не как мифическое существо, наделенное частями тела разных животных, а как «рогатый конь» — без бородки, с копытами коня, но с хвостом льва и витым рогом. В книге Б. Брейденбаха «Паломничество в Святую землю» (Майнц, 1486) в гравюре на дереве художника Эрхарда Ройвиха, изображающей животных, которые встречались паломникам, — вполне реальные верблюд, крокодил, жираф, там же помещен и единорог, сопровождаемый для верности надписью «Unicomus». Он тоже очень похож на коня с рогом во лбу, но без бородки, только копыта раздвоенные, как подобает единорогу.
Геральдический единорог — наиболее часто встречаемый, он широко использовался в гербах, на знаменах, встречался и в марках печатников, как, например, у парижского издателя XVI века Тиельмана Кервера. В изданном им Часовнике (Париж, 1504 год) марка печатника — гравюра на меди с изображением единорогов, держащих гербовый щит с инициалами Кервера «ТК». Оба единорога трактованы классически — это именно единороги, а не «рогатые кони». Эта гравюра на меди с фоном в стиле «crible» («изрешеченный») — фон из мельчайших черных точек, на котором особенно выразительно смотрятся все фигуры и предметы, изображенные на гравюре. Единорог присутствует и в марке сына Кервера — Жака. В издании «Сон Полифила» в переводе на французский язык, выпущенном Жаком Кервером в Париже в 1561 году, марка печатника представляет собой единорога, держащего картуш с маркой печатника, в котором заключены его инициалы — «1К». В этой гравюре на дереве фигура единорога в традициях барокко изображена очень экспрессивно — корпус животного дан в сложном повороте, грива развевается, рот открыт, он явно издает какой-то звук.
Один из самых известных случаев использования единорога в геральдике — британский герб, появившийся в начале XVII века после заключения союза между Англией и Шотландией, на котором английский лев и шотландский единорог поддерживают королевский геральдический щит. Геральдический единорог есть и в одном из английских переплетов собрания Карла Бехера (№ 267) — его изображение вышито жемчугом по штофу — это герб принца Уэльского, для которого и предназначался сей переплет XVII века.
Особая тема, связанная с единорогом, — «дикие люди». Известна легенда, относящаяся к XIV веку и повествующая о том, что будущий король Франции Карл VI в лесу увидел «диких людей», скакавших на единорогах. Тела людей были покрыты шерстью, их головы украшали венки из цветов. Поскольку «дикие люди», или лесные нимфы, часто появлялись на этих лесных дорогах, они не стали неожиданностью для Карла, но единороги, считавшиеся самыми красивыми среди всех животных, поразили его, и он долго не мог забыть эту встречу. В 1380 году двадцатилетний. Карл стал королем, но это не изменило его решения разыскать «диких людей» и единорогов. Вместе со свитой он пробирался сквозь чащи лесов в их поисках. Но «дикие люди», любившие единорогов, избегали опасной для них встречи, поэтому король никогда их больше не видел. Тем не менее, тема «диких людей» с единорогами широко использовалась в книжных миниатюрах и гравюрах, на шпалерах, как, например, на ковре XV века «Дикая женщина» с единорогом» (Германия, Верхний Рейн). «Дикая женищина» здесь — красивая, молодая, ее тело не без изящества покрыто синей шерстью, у нее длинные белокурые волосы, а у единорога, которого она одной рукой гладит по гриве, а другой держит за рог, — светло-коричневое туловище со светлыми пятнами на спине, похожее на оленье. Рядом в пейзаже — традиционное гранатовое дерево.
В символике единорога, кроме христианского толкования, всегда был и другой план — светский, сопряженный с аллегорией эротизма, которой являлся единорог. В самой знаменитой книге эпохи итальянского ренессанса «Сон Полифила» единороги представлены в гравюре «Третий триумф любви», где они везут повозку с влюбленными. На шпалерах из Клюни одновременно прочитывалась аллегория ухаживания и брака. В шпалерах из Клойстерса — сюжет с пойманным единорогом, заключенным в круглую ограду, напоминающую кольцо, символизировал супружескую верность, что подчеркнуто и ошейником на единороге, и золотой цепью, на которую он посажен, — все это олицетворяет брачные узы. Цепь привязана к гранатовому дереву, которое имело много символических значений, в данном случае это символ плодовитости и способности к воспроизведению потомства Такие вот «другие средние века». Сокровенно-эротический оттенок с привычным озорством придает единорогу Франсуа Рабле — его Пантагрюэль видит целое стадо единорогов, у которых в спокойном состоянии рога висят и тд.
Хотя средние века давно минули, единорог не исчез, он продолжает появляться и в современном искусстве — в книгах и кино в стиле фэнтези, в декоративно-прикладном и садовом искусстве. Так, в Нью-Йорке в 2005 году, в самом большом магазине Америки и мира — Macy's устроили грандиозное цветочное шоу, где был представлен и огромный единорог из цветов — вся композиция из белых растений, олицетворяющих чистоту, которую он символизировал. Это симпатичное животное продолжает жить в искусстве, как и столетия назад.
Татьяна ДОАГОДРОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 65 (март 2009), стр.18