В фонде научной библиотеки Ярославского художественного Музея хранится книга «Бриллиантовый юбилей Международного сеттльмента Шанхая» *
Книга редкая для России. По имеющимся сведениям, ни в одной российской библиотеке, частной или публичной этого издания нет. Книга поступила в музей в 1990 году как часть архива М.А. Кичигина и В.Е. Кузнецовой-Кичигиной, русских художников-эмигрантов в Китае, вернувшихся в Россию в 1947 году. В музей был передан авторский экземпляр издания — художники принимали участие в его оформлении. Архив Кичигиных содержит документы, связанные с работой над изданием, — переписку с издателем И.И. Куниным (ОР ГТГ) и комментарии В.Е. Кузнецовой-Кичигиной (Архив Ярославского художественного музея).
Шанхай 1930-х годов — полиэтнический регион, частью населения которого была русская эмиграция. Здесь встретились и тесно сосуществовали, оказывая влияние друг на друга, Восток и Запад, китайская и европейская культуры. Для нас ценность издания заключается в том, что оно содержит информацию о русской эмиграции в Китае в первой половине XX века в контексте культурной, социальной, экономической жизни Шанхая.
Поводом создания книги стал 75-летний юбилей международного сеттльмента в Шанхае. Это требует пояснения. С 1842 года по Нанкинскому договору Шанхай был объявлен открытой зоной для международной торговли. Великобритания (1843), за ней Франция и США (1848) основали здесь крупные сеттльменты, кварталы для иностранцев, пользовавшихся экстерриториальностью. В 1863 году произошло объединение английского и американского сеттльментов.
Юбилейный характер выпуска определил его информативную наполненность и художественный образ. Это репрезентативное издание большого формата и объема (342 страницы, 549 иллюстраций), отпечатанное на хорошей бумаге. Книга открывается официальным посвящением и портретами глав государств Великобритании и США — Королевы Виктории и короля Георга VI, Президентов Авраама Линкольна и Франклина Делано Рузвельта. Содержание — итог деятельности иностранцев в Шанхае за 75 лет. Во вступлении издатели поясняют свою позицию: «Мы надеемся, что эта книга даст возможность оценить вклад международного сеттльмента в развитие Шанхая, который, благодаря его усилиям, стал самым значимым среди городов Китая» (здесь и далее перевод автора). Издание включает главы: «История Шанхая», «Возникновение и развитие сеттльмента», «Муниципальный совет», «Культура в Шанхае», «Поддержка китайского населения», «Коммерция — основа Шанхая», «Шанхайская пресса», «Спорт в Шанхае», «История Королевского Азиатского общества», «Шанхайский музей», «Студия Adcraft и И.И. Кунин», «Post Mercury Company». Раздел книги, посвященный культуре, повествует о развитии всех ее сфер: науки, образования, музыки, оперного и драматического театра, радио, изобразительного искусства.
Кроме объемного текста в книге большое количество иллюстраций: старые китайские гравюры, многочисленные фотографии Шанхая 1920—1930-х годов. Кроме того, в оформлении книги участвовали известные шанхайские художники. Двадцать четыре автора, среди которых — русские, китайцы, англичане, американцы, предоставили 138 оригинальных живописных и графических работ. Фотопортреты художников помещены на развороте в начале книги. Это: М.Бар- тен, В.Борегар, И.Герасимов, В.А.Засыпкин, МА.Кичигин, Н.Л.Когцевский, Н.Н.Крав- ченко, В.Е.Кузнецова, ЯААи- хонос, В.М.Марков, В.Тол- мачев, В.С.Подгурский, Р.Фе- доров, А.А.Ярон, Г.Дж. Энфилд (HJ. Enfield), Дж. Сандау (Mrs.J. Sandau), Лю Хайсу (Liu Haisu), Д.Т.Ку (D.T. Коо), Чау Печау (Chow Pechow), Сун Цунян (Soong Tsoongyuan), By Чингшиа (Miss Wu Chinghsia), Цен Хуафу (Tsien Huafu), Ших Цанце (Shih Tsantse), Чан Пуи (Tchun Poyi).
Имена художников и воспроизведенные в книге живописные и графические работы — бесценная информация для исследователей русской художественной эмиграции в Китае. Они позволяют увидеть (в этом вопросе не хватает именно визуального материала), какие художники здесь жили и работали, увидеть темы и жанры, стилистику, художественное качество произведений. Интересна оценка ситуации влияния западного искусства на традиционное искусство Китая, данная основателем Шанхайского художественного университета, известным китайским художником и педагогом Лю Хайсу (1895—1994).
Автором идеи и главным редактором издания был русский журналист и издатель Иван Игнатьевич Кунин (1896, Тамбов ?). Он начал журналистскую карьеру в конце 1915 года в Санкт-Петербурге и Москве. До осени 1917 года работал в Сибири и на Дальнем Востоке. В том же году уехал за границу. В течение следующих 10 лет путешествовал, побывал в странах Азии, Америки и Европы. Выступал с лекциями по современной культуре, публиковал в различных газетах свои впечатления о поездках и интервью с выдающимися людьми. С 1933 года жил в Шанхае, с 1935-го работал как издатель вместе с художником А.А. Яроном. В 1938 году они организовали издательскую фирму «Adcraft Studios». И.И. Кунин стал ее Генеральным менеджером. Студия специализировалась на выпуске журналов, книг по искусству, альбомов, плакатов, в том числе журналов «Highlight of Art», «Screen and Art», «Screen, Art and Spot», альманаха «Ф. Шаляпин», иллюстрированных программ для шанхайской оперы. В студии работали и европейцы, и китайцы. Важной составляющей деятельности фирмы была различная реклама.
В 1939 году «Adcraft Studios» совместно с американской компанией «Post Mercury С°», крупным издательским и печатным домом, имеющим филиал в Шанхае, начала работу над книгой «Бриллиантовый юбилей международного сеттльмента в Шанхае». Художественным ’ редактором издания был выходец из России художник Александр Александрович Ярон (1910, Таллин, Эстония — 1991, Вашингтон, США). Он был сыном известного . архитектора А.И. Ярона, в 1924 — 1949 годах жил в Шанхае. Учился у русских художников-эмигрантов (в том числе у В.С. Подгурского). Известен как живописец, график, дизайнер, иллюстратор, сценограф. Работал художником по рекламе в фирме «Carl Crow & Inc.», в художественной студии «Millington Ltd.». До 1930 года занимал пост художественного директора издательского и печатного дома «Post Mercury С°». С 1935 года работал с издателем И.И. Куниным. В начале 1940-х основал «Ателье Ярона», ставшее артстудией и крупным рекламным агентством Китая.
Дизайн книги соответствует ее жанру. Авторы выбрали путь эклектичного соединения классических приемов книжного оформления с современными веяниями. Книга имеет многоступенчатый «вход», чуть тяжеловесный общий ритм, много модулей, организующих ее сложную структуру. Богатый иллюстративный материал
занимает поля и правую часть каждого разворота. Строгие серебряные и цветные полосы, ненавязчивый геометрический орнамент служат объединяющими элементами архитектуры книги. Издатели деликатно отнеслись к воспроизведению работ художников. Отказались от печати офсетом в 4 краски, за исключением коммерческого раздела. Хочется думать, не из соображений экономии, а из-за несовершенства полиграфии 1930-х годов в передаче цвета и живописных нюансов художественных произведений. Проще было воспроизвести тоновой рисунок, поэтому все иллюстрации черно-белые или выполнены в одном тоне сепии. Некоторые из них размещены на цветных вкладках сдержанных тонов. Это позволило сохранить целостность издания. Тем более что оно перегружено иллюстрациями.
И даже с учетом всех спорных моментов в книге решена главная задача: создан образ Шанхая 1930-х годов, жизнь которого была пестра, многолика, разнообразна. «Вавилон Востока», как называли Шанхай, предстает серьезным и легкомысленным, роскошным и нищим, изысканным и вульгарным. И в этом отношении книга «Бриллиантовый юбилей международного сеттльмента Шанхая», которая сама стала продуктом конгломерата культурно-этнических взаимодействий, несомненно является памятником культуры и образцом книжной продукции своего времени.
Татьяна ЛЕБЕДЕВА
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 5 (67) май 2009 стр.26
* «Бриллиантовый юбилей международного сеттльмента Шанхая». Сост. и редактор И.И. Кунин; худ. редактор А. А. Ярон; Шанхай, [1940]. (англ.яз.) (The diamond jubilee of the international settlement of Shanghai. / Compiler and Managing editor 1.1. Counin, Art Editor A.A. Yaron — Post Mercury Company, USA; Adcraft Studios, Shanghai, [ 1940], 342 pp., 549 ill.) Тираж неуказан.