Несмотря на общепризнанный талант, широкую известность и обширное творческое наследие, хранящееся как в музеях, так и в частных коллекциях, многое в творчестве К.Е. Маковского остается еще не изученным. Искусство представителя художественной династии Маковских, блестящего исторического живописца и портретиста, одного из самых талантливых учеников Академии художеств конца 1850-х — начала 1860-х годов, заслуживает более тщательного изучения. До сих пор нет полного списка его произведений. Множество их лишь упомянуто, но нигде не воспроизводилось. Местонахождение многих неизвестно. Наибольшей популярностью пользуется зрелое и позднее творчество художника, тогда как о ранних его работах встречаем только упоминания в отчетах Академии художеств и каталогах академических выставок.
В 2008 году издательством «Белый город» была впервые опубликована в альбоме, посвященном Научно-исследовательскому музею Российской Академии художеств Санкт-Петербурга, живописная работа К. Маковского 1860 года, выполненная им по академической программе на малую золотую медаль, — «Исцеление Иисусом Христом слепых после изгнания торжников из храма» (холст, масло; 240x297см. Слева внизу подпись и дата: «К.Маковскiй 1860». Инв. № 344). Произведение поступило в Академию художеств в 1950 году. До тех пор оно нигде не воспроизводилось, лишь упоминалось в литературе, значилось в каталоге академической выставки 1860 года.
В том же 2008 году в одном из частных собраний нами была обнаружена аналогичная графическая композиция (35x45 см; альбомная бумага, перо, орешковые чернила, сепия, акварель, белила), в результате исследования позволившая считать ее эскизом к этой ранней картине художника. На эскизе справа внизу подпись латинскими буквами: «С. Makowsky», выполненная пером, орешковыми чернилами, в технике основного рисунка. По способу нанесения и характеру начертания подпись подлинная. Технологические и стилистические особенности рисунка подтвердили авторство К.Е. Маковского и позволили датировать акварель 1860-м годом, временем работы над живописной картиной на этот сюжет.
Это был его первый опыт законченной картины, представленной на академическую выставку и выдвинутой на малую золотую медаль. Здесь он не только продемонстрировал приобретенные в Академии знания и умение убедительно построить композицию на мифологическую тему, заданную профессором, в соответствии с канонами академической исторической живописи, но благодаря эмоциональной и динамичной трактовке сюжета придал ему драматизм и психологизм, предвосхитив черты, свойственные уже реалистической живописи второй половины XIX века.
В Евангелии есть много сюжетов исцеления больных Христом В композиции избран момент исцеления слепых после изгнания торгующих из храма (Евангелие от Матфея, глава 21; 12—16), где говорится: «И приступили к Нему в храме слепые и хромые; и Он исцелил их. Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: Осанна сыну Давидову — вознегодовали. В ответ на это Иисус ответил: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу». (Псал. 8.3.)
Ч
Можно предположить, что Маковский не только видел гравюру Рембрандта «Лист в 100 гульденов» в собрании Академии или в собрании своего отца, увлеченного коллекционера гравюр, но и вдохновлялся ею при создании своего образа, взяв на вооружение некоторые композиционные приемы гравюры Рембрандта.
Действие происходит на площади перед храмом В эскизе пространство приближено к зрителю, тогда как в картине площадь перед храмом увеличена, благодаря чему действие удалено от зрителя из-за образовавшегося пустого пространства до изображения Христа. Этот прием в определенной мере дистанцирует зрителя от события, происходящего на картине. Голова Христа в эскизе дана в профиль влево, а в картине она развернута в три четверти влево к зрителю; при таком повороте мы видим умиротворяющее лицо Христа, обращенного в обе стороны, то есть ко всем вопрошающим о милости.
Сравнение с гравюрой обнаруживает аналогии: в свете, исходящем от Христа; в освещенности основного события слева направо; в тесном заполнении листа фигурами, следующими друг за другом внутри воображаемого овала в центре листа; в пирамидальном размещении фигур по обе стороны от помещенного почти в центр листа Христа; в жестах рук Христа и людей, просящих о чуде; в преобладании слева от Христа стоящих фигур, а справа — распластанных на земле и коленопреклоненных; в трехчетвертном повороте всех изображений к зрителю; в динамичном движении страждущих к Христу; в появлении фигур на дальнем плане, расширяющего толпу и событие за пределы видимого. Сияние вокруг головы Христа в гравюре Рембрандта и в картине Маковского выделено контрастным светлым пятном, в отличие от эскиза Маковского, где это пятно не выделено столь контрастно. В отличие от гравюры Рембрандта, где храм на заднем плане помещен в тень (намеком на него служит лишь едва освещенный проем арки справа, заполненный фигурами), у Маковского, как в эскизе, так и в картине, храм сильно освещен. В эскизе он дан более плоскостно и обобщенно, а в живописном варианте — конкретизирован пластически благодаря контрастам светотени. В картине арочная галерея с тремя мощными столбами, уходящая в глубину, объемно проработана Однако эскиз кажется более светлым за счет тройного освещения: света, исходящего от Христа, заката слева на дальнем плане и света из храма, осветившего арку. В картине свет на заднем плане приглушен, оставлен основной свет, исходящий от Христа; небольшая освещенность голов в арке лишь намечает присутствие людей в ней, как у Рембрандта. Контрасты света и тени создают драматическое беспокойство, созвучное противоборству чувств, переданных в жестах и мимике персонажей: вере и неверию, подобострастью и сомнению, надежде и отчаянью.
В отличие от гравюры Рембрандта, где Христос возвышается над толпой, благословляя, у Маковского толпа обступает его и сзади, возвышаясь над ним. Так Маковский приближает образ Христа к людям.
Эскиз, имея в общих чертах схожую с живописной картиной композицию, отличается от нее большей свободой исполнения, большей эмоциональностью, непосредственностью выражения, страстностью, экспрессивностью, инамичностью; меньшей пластической объемной разработкой первого и второго планов, меньшим количеством фигур. В окончательный вариант автор внес изменения в процессе работы: в положение фигур, их облик; отказался от некоторых фигур или заменил их другими. Исчезли фигура младенца на первом плане и фигура старика на фоне центрального столба.
Живописный вариант сдержаннее и в то же время театральнее эскиза, в соответствии с канонами академизма.
Несмотря на то что золотая медаль за эту работу не была получена, Маковский проявил себя в ней как художник мыслящий, стремящийся к обобщению, обладающий художественным вкусом, позволившим ему искать образец в наследии Рембрандта. Из множества вариантов возможных образцов Маковский выбрал простоту, глубину и задушевность его образов.
Эмилия БУРЦЕВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 71 (ноябрь 2009), стр.4