О творчестве киевского художника Федора Владимировича Шаврина известно очень мало. Нет сведений о биографии художника и в справочной литературе. Вместе с тем большое число его работ хранится в киевских музеях русского и украинского искусства, (илл. 1.) Его произведения из частных собраний время от времени появляются на аукционах (илл. 2) и антикварных салонах (илл. 3). Они не всегда подписаны, что иногда приводит к ошибкам в определении авторства. Это и дало нам повод по возможности воскресить биографию художника, собрав по крупицам сведения в архивах и литературных источниках, ставших раритетами.
Имя Федора Шаврина встречается в кратком словаре учеников Киевской рисовальной школы, которая возникла в 1870-е годы по инициативе Н.И. Мурашко как учебное заведение, дававшее основательную начальную профессиональную художественную подготовку. С начала 1880-х годов она поддерживалась меценатом — крупным сахарозаводчиком, миллионером И.Н. Терещенко; в 1890-х была реорганизована в учебное заведение, дававшее среднее специальное образование. Большое участие в формировании учебной программы школы принимал Адриан Викторович Прахов (1846—1916), историк искусства, археолог, знаток русской старины, профессор Киевского университета. Именно он в 1880-х годах пригласил в школу в качестве преподавателя МА. Врубеля. В ней преподавали также Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедов. Поскольку А.В. Прахов был преподавателем школы, не исключено, что именно там состоялось его знакомство с Шавриным.
В кратком словаре учащихся школы написано, что Федор Шаврин учился в 1890-е годы. В словаре нет даты его рождения, зато указана дата смерти — 1915 год. Автор издания Ю.Я. Турченко пишет о том, что «после окончания школы Шаврин увлекся модернистским искусством, что негативно сказалось на его творчестве».
Дата рождения Владимира Владимировича Шаврина, 1884 год, указанная в справочнике художников, составленном А.В. Григорьевым в 1936 году, хранящимся в архиве ГТГ, как выяснится позже, ошибочна. Здесь же Шаврин назван «работающим плакатистом и иллюстратором с 1905 года и участвующим в выставке группы художников «Венок» в Москве». Группа объединила на единственной выставке петербургскую и московскую молодежь, искавшую новых путей в решении колористических задач в живописном искусстве. Возможно, именно участие в этой выставке дало основание ЮЛ. Турченко говорить об увлечении Шавриным «модернизмом». В Каталоге картин выставки «Венок» 1908 года значатся семь работ В.В. Шаврина (№№156—162): «Из сказки», «Чудище», «Заря», «Осенние мотивы», «Дали», «Сказка», «За книгою». К сожалению, они не воспроизведены. Посетивший выставку и написавший отзыв о ней М.А. Волошин в статье «Русская живопись в 1908 году», опубликованной в газете «Русь» от 29 марта 1908 года, № 88, отметил творчество Шаврина.
Некоторый свет на творческую биографию художника проливает вышедший в Петербурге «Мой журнал для немногих» Александра Евгеньевича Бурцева, коллекционера, издателя и библиографа. Два выпуска этого журнала полностью посвящены творчеству художника: в первом выпуске журнала за 1913 год, т. IV, на страницах 117—121 А.Е. Бурцев кратко излагает биографию Федора Владимировича Шаврина и показывает в виде альбома с черно-белыми иллюстрациями тридцать одно его произведение из своего собрания; в первом выпуске за 1914 год, т. VH, воспроизводит семнадцать его работ. Причем этот выпуск посвящен творчеству Владимира Владимировича Шаврина. Видимые на некоторых воспроизведениях подписи говорят о том, что художник подписывался по-разному: «О. Шавринъ», «Ф. Шавринъ», «О.В. Шавринъ», «В. Шавринъ», «Вл. Шавринъ». В то же время нет никаких сомнений, что все приведенные работы относятся к творчеству одного и того же человека. Вероятно, одно из имен — церковное. Поэтому в литературе его часто называют то Владимиром, то Федором.
Темы его произведений — иллюстрации русской истории, русских народных песен и сказок, праздников, а также мотивы из жизни русской усадьбы, портреты, сцены городской жизни, иллюстрации литературных произведений.
Из опубликованной Бурцевым биографии мы узнаем, что Федор Владимирович Шаврин родился 13 февраля 1881 года в городе Ельце Орловской губернии в большой семье. В раннем детстве был перевезен родными в Киев. В детстве увлекся чтением, чему способствовала большая библиотека отца. Рано проявил интерес к народному творчеству, начал рисовать пером. Большое потрясение от соприкосновения с искусством испытал в театре, на опере «Руслан и Людмила», куда повел его отец, когда ему было 11 лет. В этом возрасте он поступил в рисовальную школу Мурашко, то есть в 1892 году. Его всегда тянуло к свободным композициям, к сочинительству. В 14 лет, в 1895 году, он проиллюстрировал сказки и произведения Н.В. Гоголя. Тогда же испытал трагедию — потерю семьи. После долгих скитаний его приютил адвокат. Однако трагедия отразилась на психике мальчика в период формирования его характера. Ему не хватало воли, дисциплины, веры в себя, уравновешенности. Изменить ситуацию к лучшему помогла встреча с А.В. Праховым, знакомство с М.В. Нестеровым, М.А. Врубелем, В.М. Васнецовым. Они стали его кумирами. После закрытия в 1901 году школы в Киеве, Шаврин перешел в новую школу в городе Николаеве. Три года работы в ней дали ему уверенность в своих силах. В 1903 году попал в армию на Дальний Восток, где получил через полгода травму ноги и был отправлен на лечение в Киев. Там находился до 1907 года. В 1907 году сильно заболел психически и 17 апреля 1907 года был отправлен в Кирилловское психиатрическое заведение в Киеве. Поправился. В 1913 году Бурцев пишет о том, что Ф. Шаврин живет в Киеве, много и интересно работает.
Одна из опубликованных в «Журнале для немногих» А.Е. Бурцева в первом выпуске 1914 года работа под названием «Иллюстрация к русским народным песням», не подписанная художником, проходила экспертизу в ВХН РЦ. Надпись под воспроизведением в издании Бурцева стояла такая: «С акварели художника О. Шаврина». Мы назвали ее «Хоровод» (илл. 4) и датировали 1910-ми годами.
В ВХНРЦ в 2004 году исследовалась работа В.В. Шаврина, названная нами «Битва» (илл. 5), с изображением эпизода из русской истории. На ней справа внизу подписано коричневой темперой: «В. Шавринъ».
Из каталогов выставок конца 1900—1910-х годов известно, что Ф. Шаврин участвовал в нескольких выставках: в Москве (1909), Санкт-Петербурге (1913), Киеве (1916—1918).
Организаторы выставки в Москве в 1909 году, художники И.О. Дудин и В.К. Коленда, показали наиболее яркие работы художников, не принадлежавших к каким-либо обществам или союзам. Среди них — работы Шаврина. В каталоге дан его адрес: «Шаврин В.В., Киев, Банковская улица, Окружное Военно-Медицинское управление, фельдшеру Ш.». Это подтверждает, что он жил и работал в Киеве, и, возможно, кто-то из семьи был фельдшером. На выставку в Москве Шаврин дал шесть произведений — четыре иллюстрации к сказкам, в том числе к сказке «Стрелок», пейзаж «Дали» и эскиз панно. Произведения созданы до 1909 года. В каталоге нет их воспроизведений. Но можно предположить, что эскиз панно — это пятнадцать композиций на одном листе, прошедших экспертизу в ВХНРЦ. в 1981 году (илл. 6—7). Они посвящены историческим событиям принятия христианства на Руси. Произведение построено композиционно по принципу иконы с клеймами. Иконографические поиски помогли определить сюжеты изображенных композиций. Центральная композиция представляет собой «Раздел Руси Владимиром между сыновьями и благословение их на княжение» (56,5x76,3 см). Композиции вокруг центральной читаются слева направо, как клейма:
1. «Приход княгини Ольги к христианскому скиту». 18x23 см.
2. «Княгиня Ольга в христианском скиту». 18x24 см.
3. «Крещение княгини Ольги». 18x24,3 см
4. «Князь Святослав с дружиною». 18x24 см.
5. «Сыновья Святослава Ярополк, Олег и Владимир на княжеском дворе». 18x23 см
6. «Крещение князя Владимира в Херсонском храме». 30,1x20,7 см.
7. «Венчание кн. Владимира с греческой царевной Анной в Херсонском храме». 28,2x20,9 см.
8. «Крещение дружины Владимира». 27,8х 20,7см.
9. «Уничтожение языческого капища». 30x20,8см.
10. «Строительная деятельность Владимира». 16x22,8 см
11. «Строительство Десятинной церкви». 16x24,1 см.
12. «Принесение человеческой жертвы богам, первые в России христианские мученики — Федор и Иоанн». 16x24,5 см.
13. «Роспись Десятинной церкви». 16x23,2 см.
14. «Освящение Десятинной церкви». 16x22,7 см.
Произведение не подписано, но впоследствии оно причислено нами к работам Шаврина по сходству технологических и стилистических приемов, обнаруженных при сопоставлении с эталонными подписными произведениями художника.
Характерный почерк виден во всех работах:
1) плоскостно-декоративное решение пространства;
2) крупный первый план;
3) построение композиции по кругу;
4) обобщенность форм;
5) динамика жеста;
6) темный приглушенный колорит;
7) открытый яркий цвет в орнаментах;
8) свободный живописный рисунок мягким графитным карандашом широкой линией, с повторениями и исправлениями;
9) темные (коричневые или черные) контуры фигур;
10) упрощение черт лица до прямых линий;
11) пальцеобразная, заостряющаяся кверху форма красочных мазков;
12) мозаичность мазков.
В работе «Барышня в тереме» (илл. 8), прошедшей экспертизу в 1983 году, подлинная подпись и дата встретились впервые, их не с чем было сравнить. Однако достоверность подписи и даты и происхождение произведения из коллекции Праховых позволили опираться на него, как на подлинник. Справа внизу архитектурной детали подписано пером, Орешковыми чернилами: «Ф. Шавринъ. 1901». По способу нанесения подпись не вызывала сомнений в подлинности. На обороте — надпись графитным карандашом: «Подарил мне Федор Шаврин. 1902 год. Киев. Н.П. А я подарил сыну Владимиру. 27.1V.49 Н.П.». Эта надпись на обороте рисунка документально подтверждает личное знакомство Шаврина с НА. Праховым. Прахов Николай Адрианович (1873—1957) — искусствовед, сын Адриана Викторовича Прахова.
В 1891 году были закончены основные работы по росписи Владимирского собора в Киеве. Этому предшествовал многолетний труд самых знаменитых
тогда живописцев России: В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, П.А. Сведомского, ВА. Котарбинского. Начинал вместе с ними и молодой Михаил Врубель. Руководил живописными работами А.В. Прахов. Он был председателем Комиссии по постройке Владимирского собора. Основная часть росписей принадлежала В.М. Васнецову. Эти росписи стали событием в художественной жизни не только Киева, но и всей России. Будучи в это время учеником Киевской рисовальной школы, Шаврин не смог избежать влияния мастеров, расписавших Владимирский собор. Произведения Шаврина, безусловно, свидетельствуют об этом. От Врубеля, вероятно, он воспринял мозаичную технику, от Нестерова и Васнецова — приемы композиции и мотивы орнаментов. Это было не слепое копирование или подражание, а усвоение уроков учителей, позволивших ему найти свой путь в искусстве.
Федор Шаврин упоминается в письмах Натальи Ивановны Аржевской Михаилу Васильевичу Нестерову от 28 декабря 1901 года и 28 марта 1902 года из Новой Чартории. Из них выяснилось, что Федор Шаврин участвововал в росписи церкви в Новой Чартории по эскизам Нестерова. А.В. Прахов был автором проекта церкви в Новой Чартории, принадлежавшей Оржевским. Возможно, он способствовал тому, чтобы Федор Шаврин попал в число художников, выполнявших этот заказ. Аржевская (или Оржевская) Наталья Ивановна, жена П.В. Оржевского, сенатора, командира корпуса жандармов, заказчица росписей М.В. Нестерова в усадебной церкви в Новой Чартории Волынской губернии. Работа над росписями велась им в 1897—
1901 годах. В этот период Нестеров переписывался с заказчицей и неоднократно упоминал о работе над эскизами к росписям в письмах другу, архивариусу Русского музея А.А. Турыгину. Аржевская в своем письме М.В. Нестерову от 28 декабря 1901 года членов артели, состоявших из юных художников, в шутку называла «Рафаэлями». В нем она дала характеристику Шаврину, выделив его среди «юных Рафаэлей»: «Шаврин, бывший у нас, по мнению Праховых, очень способный юноша. Он не лишен
некоторого художественного чудачества. Здесь он сшил себе какой-то удивительный малороссийский костюм и соорудил чуть ли не казацкую шапку, в которых гулял по селу и пленял наших сельских красавиц. Костюмы его вредно отозвались на его финансах.., а так он в высшей степени скромный и хороший молодой человек..»
На Санкт-Петербургской восьмой осенней выставке картин, состоявшейся в 1913 году в Москве, В. Шаврин выставил 9 своих работ: «Видение», «Приезд в монастырь», «Осень», «Охота» (аллегория), «Постройка стругов», «Бой витязей» и три работы под названием «Из сказки». Возможно, «Бой витязей» и есть та работа, которая была приобретена для Музея русского искусства в Киеве в 1970-х годах.
В каталоге IV весенней выставки картин и скульптуры в Киеве в 1916 году фамилия Шаврина дана в траурной рамке. То есть его не стало в декабре 1915 — январе 1916 года. На этой выставке экспонировалось посмертно тринадцать его произведений из коллекции И.М. Пугача: «Осада Троице-Сергиевой Лавры», «Нерукотворный Спас», «Мадонна», «Древнеславянское капище», «Реквием», «Сказка «Жар-Птица», «Светлый праздник», «Умыкание невесты», «У окна», «Андрий и Панночка» («Тарас Бульба»), «Щит Дон-Кихота» (эскиз), «Дворник», рисунок пером на неизвестную тему.
В первом томе словаря «Выставки советского изобразительного искусства (1917— 1932)», изданном в Москве в 1965 году, где Шаврин упомянут как экспонент XIII выставки картин, состоявшейся в Киеве в начале июня 1918 года, фигурирует именно имя Федор. Однако каталога этой выставки не было, была лишь рецензия в газете «Возрождение».
Забвение этого художника, возможно, произошло из-за краткости его жизни — всего 34 года. Теперь пришло время возродить его имя, определить его место в искусстве среди создателей русского стиля и русского модерна
Дальнейшее изучение новых архивных материалов и картин Федора Шаврина позволит расширить наше представление о его творческой биографии.
Эмилия БУРЦЕВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 74 (март 2010), стр.18