1 ноября 1908 года в Париже умер Великий князь генерал-адмирал Алексей Александрович…
Четвертый сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны, Его Императорское Высочество Алексей Александрович родился 2 января 1850 года в Петербурге. В день своего рождения был зачислен «в Гвардейский экипаж, то есть с рождения... предназначен к морской службе». Когда Великому князю исполнилось 8 лет, воспитателем к нему был назначен капитан 1-го ранга К.Н. Посьет. Высокообразованный моряк, путешественник, участник знаменитого плавания Е.В. Путятина в Японию на фрегате «Паллада», К.Н. Посьет становится на многие годы учителем и наставником будущего генерал-адмирала. С его приходом у Алексея начинаются регулярные занятия. Юного моряка знакомят с «живой практической стороной морского дела». В сопровождении К.Н. Посьета с 10 лет он «посещает на военных судах... окрестности Петербурга, потом пределы его плаваний постепенно расширяются». В 1871 году Алексей был назначен старшим офицером на фрегат «Светлана», на котором совершил плавание в Северную Америку, обогнул мыс Доброй Надежды, посетил Китай и Японию. С 1873 года командовал Гвардейским флотским экипажем. Как член кораблестроительного и артиллерийского отделения Морского технического комитета, принимал участие в деятельности морского ведомства.
Во время русско-турецкой войны (1877—1878) был назначен начальником морских команд на Дунае. Принял участие в военных действиях; сооружал переправу через Дунай. 9 января 1878 года награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.
В 1880 году назначен генерал-адъютантом, 1 января 1881 года — членом Государственного совета, а 13 июля того же года назначен Главным начальником флота и Морского ведомства (вместо дяди — Великого князя Константина Николаевича). 15 мая 1883 года, в день коронации Александра III, приказом по Морскому ведомству возведен в звание генерал-адмирала, с оставлением всех прежних должностей и званий. Готов ли был Великий князь к столь высокой должности? Как профессиональный моряк — безусловно, да! Ведь моряком он стал не на дворцовых балах. Начиная с 10-летнего возраста, в течение 21 года Алексей Александрович провел «в плавании под парусами и заграницей» 1772 дня. Это почти 5 лет, то есть четверть всего времени. И К.Н. Посьет был убежден, что его воспитанник — истинный моряк. Ведь он неоднократно видел его «хладнокровно и безупречно... исполняющим свои обязанности на палубе фрегата... и в борьбе с китайским тайфуном при таких приступах урагана, когда размахи фрегата доходили до 400 и мачты угрожали падением». Но вот хотел ли Великий князь исполнять такую должность? Наверное, нет. Но почему?
Личность Великого князя, впрочем, как и любая другая, была весьма противоречивой. Эта противоречивость ярко отразилась в воспоминаниях современников. Великий князь Александр Михайлович так описывает своего двоюродного дядю: «...Великий князь Алексей Александрович, который пользовался репутацией самого красивого члена императорской семьи, хотя его колоссальный вес послужил бы значительным препятствием к у спеху у современных женщин. Светский человек с головы до ног, le “Beau Brummett” и бонвиван, которого баловали женщины, Алексей Александрович много путешествовал. Одна мысль о возможности провести год вдали от Парижа заставила бы его подать в отставку. Но он состоял на государственной службе и занимал должность не более не менее, как Адмирала Российского Императорского флота. Трудно было себе представить более скромные познания по морским делам, чем у этого адмирала могущественной державы.. Одно только упоминание о современных преобразованиях в военном флоте вызывало болезненную гримасу на его красивом лице... Это беззаботное существование было омрачено, однако, трагедией: несмотря на все признаки приближающейся войны с Японией, генерал-адмирал продолжал свои празднества и, проснувшись в одно прекрасное утро, узнал, что наш флот потерпел позорное поражение в битве с современными дредноутами микадо. После этого Великий князь подал в отставку и вскоре скончался» (Романов А.М. Книга воспоминаний. ACT: Москва, Полигон: Спб., 2009, стр. 162—163).
Однако вот что пишет другой Великий князь, впоследствии император Всероссийский (13.9.1924 г.), сын третьего сына Александра II Владимира, племянник Алексея Александровича, Кирилл Владимирович: «...В моей памяти он остался одним из самых достойных и благородных людей, которых я когда-либо знал. Подобно своему брату, дяде Саше, он воплощал тип старинных русских героев и был настоящим богатырем по облику и характеру».
В книге Зои Беляковой «Великий князь Алексей Александрович. За и против» есть такие строчки: «...Храбрости Алексею было не занимать. Еще ранее, путешествуя по озеру Онега в лодке, Алексей спас неумелого молодого дворянина и его сестру в момент, когда их лодка опрокинулась. да спасение тонущей девушки Алексей получил золотую медаль за храбрость из рук отца...»
Слово не воробей — есть такая мудрость. Описывая личность Алексея Александровича, все современники только и цитируют слова Великого князя Александра Михайловича, которые, сознательно, процитировал и я. А вот слова Председателя Совета министров графа С.Ю. Витте: «...Александр Михайлович, со времени вступления на престол Императора Николая И, конечно, мечтал сделаться впоследствии генерал-адмиралом, т. е. занять место Алексея Александровича. Алексей Александрович относился к Александру Михайловичу довольно презрительно... Если бы Император назначил Великого Князя Александра Михайловича вместо Вел. Князя Алексея Александровича — то это было бы, несомненно, гораздо хуже, потому что Алексей Александрович был, во всяком случае — честный, благородный и прямой человек, чего я не могу сказать о Великом Князе Александре Михайловиче» (Витте С.Ю. Воспоминания. Царствование Николая Второго: В 2 т. Берлин: Слово, 1922).
Звание генерал-адмирала, приравненного к званию генерал-фельдьмаршала в сухопутных войсках, в России ввел Петр I. Всего в истории России было 6 генерал- адмиралов. Первым генерал-адмиралом в 1708 году стал граф Ф.М. Апраксин. В 1762 году генерал-адмиральский чин Екатерина II пожаловала своему сыну, 8-летнему царевичу Павлу Петровичу (впоследствии император Павел I). С этого времени генерал-адмиралами становятся только представители царствующей династии. Так, в 1881 году сменив своего дядю, крупнейшего реформатора отечественного флота Великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича, во главе флота России встал Великий князь Алексей Александрович. На этом посту он пробыл 24 года. После него звание генерал-адмирала не присваивали никому.
История его любви была печальной. Родители запретили ему жениться на любимой девушке. Молодой 20-летний Алексей в отчаянии писал своей матери-императрице: «Я чувствую, что не принадлежу себе, что я не могу оставить их (беременную Александру Жуковскую. — Авт.). Есть чувство в этом мире, которое ничего не может преодолеть — это чувство любовь... Мама, ради Бога не губи меня, не жертвуй своим сыном, прости меня, люби меня, не бросай в ту пропасть, откуда мне не выйти». В следующем письме новый крик души и новая попытка повлиять на свое будущее: «Чем больше молюсь, тем яснее мне является мысль, что Он меня простит только тогда, когда исполню свой долг перед Ним и совестью, а без этого Он не простит. Ты это знаешь. Во мне не говорит это молодость или страсть, но спокойное, четкое и непоколебимое чувство... Не губи меня ради Бога. Не жертвуй мной ради каких-нибудь предубеждений, которые через несколько лет сами распадутся. Ты понимаешь, что такое чувство — иметь жену, иметь дитя и бросить их. Любить больше всего на свете эту женщину и знать, что она одна, забытая, брошенная всеми, она страдает, ждет с минуты на минуту родов. А я должен оставаться какой-то тварью, которого называют великим князем и который поэтому должен и может быть по своему положению подлым и гадким человеком, и никто не смеет ему это сказать... дай мне луч надежды, я не могу так жить, клянусь тебе Богом... Помогите мне, возвратите мне честь и жизнь, она в ваших руках». Что еще можно добавить к таким проникновенным словам? Ему не помогли, а сам он не нашел в себе сил противостоять воле императора Российского.
Возможно, после этого Великий князь охладел к службе и пустился во все тяжкие?! Кирилл Владимирович в своих воспоминаниях писал: «Дядя Алексей, генерал-адмирал российского флота, был холостяком, чьи амурные похождения стали притчей во языцех в России и за границей». 14 ноября 1871 года у Алексея Александровича и дочери поэта Жуковского Александры Васильевны (1842—1899) родился сын — граф Алексей Алексеевич Белевский- Жуковский (1871—репрессирован в 1932). Сын родил Алексею Александровичу внука и трех внучек. Правнуки и правнучки Великого князя сейчас живут в США.
На этом, пожалуй, закончим чрезвычайно краткое описание личности и жизненного пути последнего генерал- адмирала и перейдем к подарку. Это серебряные швейцарские часы Barth Geneve , подаренные Великим князем члену команды яхты «Стрела».
На верхней крышке часов нанесено эмалевое изображение якоря, обвитого вензелем «А» под императорской короной. Внутри крышки написано: «Всемилостивейше пожалованы Великим Князем генерал-адмиралом Алексеем Александровичем машинному квартирмейстеру 1 статьи Демидову команды яхта Стрела. 25 июля 1908». На крышке, закрывающей механизм, написано: «П.Г. Зеленцов». В сборнике «Поставщики Императорского Двора» отмечено: «Зеленцов Петр, ремесленник цеха, часовых дел мастер, часы (починка), поставщик ВК Владимира Александровича, ВК Марии Павловны, ВК Алексея Александровича, ВК Павла Александровича». Мне известно всего двое подобных часов. Вероятно, Зеленцов не только ремонтировал часы указанным великим князьям и княгине, но и самостоятельно заказывал часы в Швейцарии (поэтому и стоит его фамилия на месте, где обычно пишут ' имя производителя). При необходимости подарить часы нижним чинам со своим вензелем, Зеленцов размещал i заказ у ювелира.
Что представляла собой яхта «Стрела»?
В 1890—1891 годах по заказу Морского министерства во Франции на Луарской верфи в Нанте была построена для поездок генерал-адмирала небольшая паровая винтовая яхта «Стрела». При водоизмещении 287,4 т и длине всего 56,2 м она обладала хорошим ходом в 17,5 уз. В основном яхта использовалась Великим князем Алексеем Александровичем для поездок в Петергоф или ко флоту в Кронштадт и Ревель. В феврале 1909 года, после смерти Великого князя, «Стрела» поступила в распоряжение морского министра как посыльное судно. Весь 1917 год яхта простояла у одного из пирсов Петроградского военного порта. В апреле 1919 года ее переоборудовали в тральщик, ив 1921— 1922 годах она занималась тралением в Финском заливе. С 1923 года «Стрела» находилась на хранении в Кронштадтском порту, а в 1927 году была разобрана. В 1908 году яхтой командовал капитан 2-го ранга А.Ф. Сангович.
К великой моей радости, история сохранила архивные документы, связанные с этим подарком.
25 июля 1908 года командир яхты капитан 2-го ранга Сангович написал рапорт на имя командира Гвардейского экипажа контр-адмирала графа Толстого Н.М., в котором доложил о награждении трех членов команды яхты «Стрела» часами от генерал-адмирала (РГАВМФ, фонд 935, опись 1, дело 1587).
На следующий день командир Гвардейского экипажа подписал приказ № 208, в пункте 3 которого указано:
«Команды яхты «ВК ГА Стрела» 4-й роты: Квартирмейстеру Минеру Василию Жучкову, Матросу Сигнальщику Евгению Ящину и 1-й Машинной роты Машинному Квартирмейстеру 1-й статьи Петру Демидову — пожалованы от Его Императорского Высочества Великого Князя Тенерал- Адмир ала Алексея Александровича — серебряные часы с таковыми же цепочками и с вензелями Его Высочества» (РГАВМФ, фонд 935, опись 1, дело 1569).
Вероятно, Великий князь выходил на своей яхте в море перед отъездом в Париж и напоследок поощрил лучших часами.
Через три месяца после награждения членов команды своей яхты, Алексей Александрович умер. Вероятнее всего, как человек великодушный и щедрый, он дарил множество подарков и после июля 1908 года, до самой своей кончины в ноябре 1908 года. Но пока нет подобного исторического подтверждения этим фактам.
Кстати, известно, что эти часы были проданы на аукционе в Германии в 1972 году за 100 немецких марок. Вторые известные такие часы, врученные этим же приказом сослуживцу Демидова, сейчас можно купить уже за 10 000 долларов. Такая вот история.
Владимир ЮДКЕВИЧ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 75 (апрель 2010), стр.96