Императорскому Строгановскому Центральному художественно - промышленному училищу в Москве принадлежит особое Место в истории русской культуры второй половины XIX — начала XX века. Содействуя эстетическому воспитанию и профессиональному обучению будущих художников- прикладников, оно оказало большое влияние на становление и развитие национальной художественно-промышленной школы.
История данного училища очень подробно излагается в замечательной монографии Е.Н. Шульгиной и И.А. Прониной «История Строгановского училища», написанной в 1950—1990-х годах. Важные уточнения и дополнения по этой теме были сделаны московскими исследователями и хранителями музейных собраний русской керамики Т.И. Дулькиной, А. Трощинской и ТА Астраханцевой (монографические статьи были опубликованы на рубеже XX и XXI вв.). Многолетние архивные исследования сотрудника училища П.Н. Исаева легли в основу Биографического словаря «Строгановка. 1825—1918», изданного в 2-х томах. Новая информация по истории производства керамики содержится также в юбилейном издании «Строгановская школа композиции».
В этой статье автор неоднократно будет опираться на данные из вышеперечисленной литературы, а также ссылаться на сведения, полученные во время личных консультаций с Т.И. Дулькиной, А. Трощинской, П.Н. Исаевым, за что им выражает свою искреннюю благодарность.
В собрании ГМК майолика и фаянс Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища представлены разнообразными предметами: сосудами, ковшами, кувшинами, блюдом и скульптурой. Они поступили в ГМК из частных собраний (А.В. Морозова, Рибопьер, Ф.Е. Вишневского), Ленинградского музейного фонда, Центрального хранилища музейного фонда, ВХуТЕИН(а), Политехнического музея в 20—30-х годах XIX века, Комиссионного магазина № 15 и из частных коллекций в последней трети XX века. Данные предметы во всей полноте отражают этапы развития керамического производства в училище.
В 1864 году при Строгановском Центральном училище технического рисования был организован «Художественно-промышленный Музеум», который располагался на Мясницкой улице (в доме № 24). Именно здесь в 1867 году возникает керамическая мастерская. Тогда она называлась «Живописная мастерская по глине, фарфору и фаянсу» и ее возглавлял М.В. Васильев (1821—1895). Он был выпускником училища, живописцем по образованию и специалистом по технологии керамики, талантливым педагогом, впоследствии получившим звание академика. В это время в керамической мастерской работали только профессионалы, выполнявшие предметы по готовым моделям или предоставленным эскизам. Изделия 1870—1890-х годов обычно выполнены из мелкозернистой серой (гжельской) глины, прекрасно отформованы и покрыты высококачественными поливами, имеют профессиональную роспись и блестящую, ровную глазурь.
Произведения выполнялись в русском стиле и отвечали программным установкам училища — «направлять художественные инстинкты учеников на искание и разработку своеобразной красоты в национальном русском искусстве». Такие требования выдвигал глава училища В.И. Бутовский (1815— 1881), близкий к российскому императорскому дому и одновременно тесно связанный с московскими промышленными кругами. Именно ректор Бутовский так много сделал для собирания, изучения «российских древностей», их издания в специальных учебных пособиях, посвященных русским орнаментам, для международного признания достижений училища. Изделия в русском стиле заимствовали отдельные мотивы, детали или прямо «цитировали» старинные формы и орнаменты из русского искусства XII—XVII веков. Преподаватели и ученики училища изучали «национальные черты» по рукописным и старопечатным книгам, старинной бытовой и церковной утвари, в древней архитектуре и иконостасах, в крестьянском современном (архаичном) искусстве.
Во главе керамической мастерской стоял М.В. Васильев — прекрасный акварелист, составитель учебных пособий и специалист-технолог. Изделия, изготовленные им самим, имеют тестовую марку (на дне): изображение ромба, в который вписан круг с двойной буквой «В», и над ними — цифра «2». Такую марку на блюде из собрания ГИМ приводит Т.И. Дулькина в монографической статье «Своя национальная нота в керамике» и отмечает редкость изделия. В ГМК находится зеленый кумган (ФС 3993) с рельефным желтым орнаментом на тулове из двух птиц среди стилизованной растительности и розеткой в центре, дополняют тулово с двух сторон затейливые фигурные ручки с птицами и стилизованными цветами. На дне кумгана из собрания ГМК помещена авторская марка Васильева. Данный предмет датируется 1870-ми годами, исходя из особенностей массы, скупого (двухцветного) колорита, усложненной формы предмета, «многословного» орнамента. Изображения на кумгане почти полностью повторяют аналогичные на известном панно, сохранившемся на фасаде доходного дома училища (ул. Мясницкая, д. 24). А. Трощинская указывает в своей статье, что эскиз был выполнен М.В. Васильевым.
К предметам, выполненным профессионалом-керамистом из мастерской по эскизу М.В. Васильева или его ученика, можно отнести квасник с носиком, обвитым змеей, и двухцветным орнаментом на тулове в русском стиле (илл. 1). Квасник из собрания ГМК (ФС 524/1,2) по форме, орнаменту, характерной росписи близок к сохранившимся эскизам изделий училища 1870-— 1880-х годов. Но марки на изделии нет.
К изделиям 1880—1890-х годов относится декоративное блюдо из ГМК (ФС 1089) со сложным, суховатым орнаментом и розеткой (илл. 2). На дне — марка (в тесте) «СУ». Блюдо поступило из Политехнического музея. Подобные декоративные блюда находятся в собрании ГИМ(а), и они приводятся в указанной статье Т.П. Дулькиной. Изделия являлись предметами, которые демонстрировали приверженность владельца или дарителя к «национальным» корням.
Среди исследователей нет единого мнения, кто создавал эскизы для таких блюд. В хранении Музея МГХПУ им. С.Г. Строганова сейчас находится 48 графических листов с изображениями предметов, датируемых 1881 годом. Они имеют подписи учеников 3-х и 4-х классов и их учителей: М.В. Васильева и И.В. Гусарева. Т.И. Дулькина, Е.Н. Шульгина И.А. Пронина считают, что предметы спроектированы учениками. Сотрудники Музея МГХПУ им. С.Г. Строганова (А. Трощинская и П.Н. Исаев) полагают, что ученики только копировали предметы, сами же изделия ранее созданы преподавателями. Эти листы не случайно имеют нумерацию, так как они составляли особый каталог лучших изделий училища, предоставляемый клиентами для выбора. Известно, что при музее существовал магазин с изделиями керамической мастерской.
В собрании ГМК находится майоликовый кувшин (ФС 699), не имеющий марки. Однако его форма, особенности полив, характер орнамента в русском стиле позволяют отнести его к изделиям училища. Этот предмет ранее находился в собрании ВХУТЕИН.
В 2007 году музеем был приобретен кувшин с восточным орнаментом, имеющий раннюю марку в тесте «С У» (илл. 5). Благодаря консультации А. Трощинской, был установлен эскиз для данного предмета, имеющий подпись в армянском стиле, из приведенного «каталога» 1881 года из собрания Музея МГХПУ им. С.Г. Строганова.
Восточную форму и орнамент имеет сосуд с крышкой (ФС 1195 1,2) с тестовой маркой на дне «С У» (илл. 4). Он поступил в ГМК из Центрального хранилища Музейного фонда. Сосуд соответствует одному из эскизов в «каталоге» 1881 года. На нем изображен кумган с дисковидным туловом и подпись: «русский кувшин 16 века». Кумган из ГМК имеет сферическое тулово (более удобное для керамического производства). Роспись сосуда необыкновенно декоративна, выполнена люстром по высокому рельефному орнаменту. Эта старинная техника (впервые изобретенная в Персии в XII веке) была вновь «открыта» в 1890-х годах мастером- технологом училища Г.В. Монаховым и вызвала большое одобрение критики. Предметы с люстром были широко представлены училищем на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, и жюри особо отметило высокий уровень изделий и личный вклад М.В. Васильева.
Мастер-технолог Георгий (Егор) Васильевич Монахов (1862—1939) по своему происхождению являлся потомком рода керамистов Сафроновых-Монаховых из деревни Речицы (Гжель). Он пришел работать в керамическую мастерскую Центрального Строгановского художественно-промышленного училища в 1882 году. Впоследствии Монахов в результате упорных опытов и в силу большого таланта сделал множество изобретений: ему удалось получить более 100 рецептов цветных глазурей, кристаллические глазури и глазури «кракле», одному из первых в России разработать восстановительный обжиг (1896). После смерти М.В. Васильева (1895) именно Г.В. Монахов по постановлению директора училища Н.В. Глобы (1859—1941) будет руководить мастерской.
Ковши в большом количестве изготавливали в керамической мастерской училища. Ковш (ФС 1062) из собрания ГМК, ранее находившийся в знаменитом собрании Ф.Е. Вишневского, имеет тестовую марку: двуглавый орел, «С У» и две точки, дату «1903». Он полностью по форме и росписи копирует крестьянские деревянные изделия Пермогорья (Северная Двина). Подобные изделия находились в собрании музея училища.
Второй ковш из собрания ГМК (ФС 1063) (илл. 7) отличается сложной техникой декора, в которой применено сочетание двух люстров разных цветов (лилового и золотого). Он поступил из Ленинградского музейного фонда в 1927 году.
К особенной группе предметов, крайне редко встречающихся в коллекциях музеев, можно отнести изделия с изображением императорской символики дома Романовых и портретами членов семьи. В ГМК находится несколько разных по росписи сосудов в виде двуглавого орла (ФС 507, 1159, 4239). Они имеют марки с разными датами. Один из них поступает из ВХУТЕИН(а).
К этой группе относится чайник с крышкой (илл. 8), на котором изображены Николай II и Александра Федоровна, с маркой училища и датой «1904» (в этом году отмечалось 10-летие их венчания). Предмет мог быть особым подарком. Ранее он находился в коллекции Ф.Е. Вишневского. Следует отметить, что такого изделия нет в других собраниях.
В 1892 году руководство училища во главе с ректором Н.В. Глобой (1859—1941, воспитанник Академии Художеств, действительный тайный советник, кавалер российских орденов, с 1914 г. камергер императорского двора. Возглавлял училище с 1896 по 1918 гг.) строит замечательный дом со службами на Рождественской улице, куда переводится музей (теперь он составляет 10 залов). Керамическая мастерская располагается в отдельном строении и отличается прекрасным оборудованием. Происходят важные изменения в характере получаемого художественного образования. До 1895 года училище выпускало художников-рисовальщиков, способных сделать эскизы для дальнейшего производства предметов. Теперь меняется содержание всего учебного процесса, вводятся новые, продиктованные временем курсы: «стилизация цветов» и «история стилей». Руководство училища приглашает на преподавание знаменитых художников и архитекторов: М.В. Врубеля, Ф.О. Шехтеля, С.В. Ноаковского. С 1897 года назначается обязательная профильная практика учеников на фабриках. В следующем году в училище переходят к совместному обучению девушек и юношей, что было совершенно новым явлением в России.
В мастерские теперь приходят сами ученики, работающие наравне с мастерами. Теперь они полностью делают вещи (от эскиза до готового изделия). В 1898 году керамическая мастерская разделяется на майоликовую и гончарную. Обучение сливается с практикой. Училище выпускает профессионалов, способных более успешно работать на предприятиях, поднимая художественный уровень производства.
Одновременно меняется в 1901—1902 годах техническая база: появляются новые иностранные горны и особые муфели для высокотемпературного обжига. В это время в училище существуют и успешно развиваются 20 мастерских. Огромную роль в этих изменениях в училище сыграл ректор Н.В. Глоба.
К своему 75-летнему юбилею училище получает в 1901 году название Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище и утверждается его новый устав. Подлинным триумфом и признанием становятся высокие награды на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, которые получает училище.
В начале XX века распространенными изделиями становятся предметы с изображением птиц и животных. На территории училища для зарисовок с натуры даже возникает «птичий двор». Ученики делают монументальные декоративные ковши, форма которых выполнена в виде фигур павлина, индюка (илл. 9) или петуха. Такие ковши находятся в собрании ГМК (ФС 3242 и ФС 3255). Ковш в виде петуха (илл. 12) выполнен братом знаменитого скульптора Н.А. Андреева — В.А. Андреевым. На дне изделия стоят тестовые марка, дата «1904» и авторская подпись. При создании формы больших ковшей в основу было положено представление о старинном «скобкаре» — русском предмете, стоявшем в центре стола на «былинных» пирах. Интересно отметить, что в декоре ковшей применена новая сложная техника — восстановительный обжиг. Ковши всегда экспонировались на выставках (их можно увидеть на сохранившихся фотографиях). Изделия из ГМК были приобретены у коллекционеров и датируются, согласно маркам, 1905—1906 годами.
Знаменитые «строгановские» глазури — «кракле» — мы видим на скульптуре «Утка» (ФС 3178) (илл. 10). Изделие имеет марку училища и дату «1903». Интересно, что для князей Юсуповых была выполнена скульптура «Гусь».
В ГМК находится ковш в виде пеликана (ФС 4244). Модель предмета была исполнена для выставки «Архитектура и художественная промышленность нового стиля», проходившей в Москве в конце 1902 — начале 1903 года и ставшей первой выставкой модерна в Москве. В журнале «Мир искусства» за 1903 год дано изображение интерьера, выполненного по проекту И.А. Фомина, где ваза «Пеликан» стоит на камине. Позднее эту модель использовали на заводе М.С. Кузнецова в Твери. В стиле модерн выполнены две небольшие вазы (ФС 1070 и ФС 1199), поступившие из Музея мебели и ВХуТЕИН(а) (илл. 6 и 15).
В собрании ГМК находятся разнообразные майоликовые скульптуры, выполненные мастерами и учениками училища. Из знаменитого собрания русского искусства А.В. Морозова (1857—1934) происходит скульптура «Гусляр» (ФС 1218) (илл. 13). Она является повторением одного из трех гусляров на картине В.М. Васнецова «Гусляры» 1899 года (сейчас находится в Пермской картиной галерее, ж-ЗОЗ). Выразительный образ поющего гусляра дан обобщенно, опущены многие детали живописного оригинала. Несколько изменено положение одной из рук музыканта. Оно выполнено с учетом специфики керамического производства. «Гусляр» имеет марку (в тесте) на дне: двуглавый орел и «СУ», характерную для ранних изделий, сделанных до 1900 года. Таким образом, скульптуру «Гусляр» можно датировать 1899—1900 годами.
К работам известного скульптора Н.А. Андреева (1873—1936) относится скульптура «Панька» (илл. 14) из собрания ГМК (ФС 1342). Известно, что, окончив училище в 1891 году, Андреев остался в нем преподавать. Далее он продолжал свое образование в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у известных скульпторов С.М. Волнухина и П.П. Трубецкого. Скульптура «Панька» поступила в ГМК в 1927 году из Центрального хранилища музейного фонда. Ее модель исследователи датируют 1912-—1913 годами. Фигура девочки имеет обобщенную форму, склоненная голова и особый колорит создают грустный и чистый образ. Вариант данной скульптуры имеется в собрании ГТГ. Обе скульптуры близки по размерам, но отличаются росписью.
Известно, что Н.А. Андреев был талантливым педагогом. В его керамической мастерской учились женщины- скульпторы М.П. Гортынская (1883—1973), К.М. Закхеева (1881-?), М.А. Сабанеева. М.П. Гортынская стала женой | Н.А. Андреева.
По ее воспоминаниям, в 1908 году в мастерской были отобраны три модели скульптур (два варианта «Русская женщина» и «Русская девушка»). Все они имели фронтальное и статичное решение, у всех моделей были «опущенные руки» и каждая из них отличалась особым головным убором.
Существующие в ГМК две женские скульптуры ранее находились в собрании А.В. Морозова. Они стояли в «особых» залах на втором этаже знаменитого особняка, располагавшегося по адресу: Введенский переулок, дом 21. С указанными описаниями из мемуаров Гортынской данные скульптуры полностью не совпадают (их руки не опущены, а заложены за спину). Кроме того, в монографии Е.Н. Шульгиной и И.А. Прониной есть упоминание о том, что МП. Гортынская видела скульптуры из музея и отметила их «отличия от первоначально выбранных фигур». В литературе точных указаний на Н.А. Андреева, как автора этих моделей, нет. В актах передачи за 1920 год, по которым А.В. Морозов передает свое собрание в Музей фарфора (они хранятся в архиве ГМК), указано — «Н.А. Андреев». Однако здесь, возможно, следует говорить, что имелась в виду «мастерская Н.А. Андреева». Видимо, первоначально отобранные модели учениц были положены в основу и далее были изменены, доработаны.
Первая скульптура (ФС 1236) (илл. 16) выполнена из необычной (легкой) керамической массы. Внутри «колокола» сарафана отчетливо читаются двуглавый орел, «С У». На ее голове — особый женский головной убор с ряской из речного жемчуга. Его носили женщины только в Старицком уезде Тверской губернии. Отметим, что М.П. Гортынская родилась рядом, в Торжке. Заложенные за спину руки придают образу необыкновенную значительность. Колорит росписи построен на сочетании холодных лиловых, зеленых и белых тонов. В каталоге «Русский стиль» указан вариант этой модели из собрания ГИМ под № 241. Он отличается иной росписью, другим орнаментом на одежде.
Вторая скульптура женщины (илл. 17) в старинной одежде выполнена из майоликовой массы. На ее голове — нарядный, этнографически точный женский убор. Модель имеет очень богатую, детализированную, необыкновенно декоративную роспись. Колорит строится на контрасте синих, лиловых, белых, желтых и золотых тонов.
Обе скульптуры были представлены на международной выставке в Турине в 1911 году (их можно отыскать на опубликованных фотографиях этой выставки).
С большим успехом прошла выставка предметов училища, организованная в Оружейной палате Кремля, в Москве, в мае 1913 года. Ее посетила императорская семья. Здесь впервые экспонировались изделия, выполненные в технике восстановительного обжига.
Последняя Всероссийская выставка проходила в Киеве в 1913 году и была посвящена 300-летию дома Романовых. Изделия Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища выставлялись
«вне конкурса» в особом павильоне и были выполнены в русском стиле и модерне. Современник этой выставки отметил, что скульптуры училища «хорошо покупаются, но дороги». В ГМК находятся скульптуры «Стрелец» (ФС 4079) (илл. 18) и «Слепой» (ФС 4080) (илл. 19) с марками училища и датой «1913».
Руководители Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища и в начале XX века продолжали считать, что «в русской художественно-промышленной школе изучение родного русского стиля должно стоять обязательно на первом месте, и забота о его развитии должна быть краеугольным камнем образования». Безусловно, можно говорить об особенном варианте русского стиля, который сложился в училище, был принят в обществе, ценился и покупался представителями промышленности и императорского дома, с успехом демонстрировался на российских и международных выставках.
Ольга НОВИКОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 77 (июнь 2010), стр.46