Французская коллекция — одна из наиболее интересных, полных, и разнообразных
Другим источником формирования коллекциифранцузского искусства стали поступления из Омского художественно-педагогического училища (ранее — Художественно-промышленный техникум имени М.А. Врубеля) в 1932 году, а также от частных лиц в последующие годы.
По мере формирования собрания происходила его научная обработка. Первые ее шаги нашли отражение в каталогах музея 1941 и 1950 годов. В них, в разделе
В 1985 году была организована первая выставка- публикация «Западноевропейский натюрморт. Изучение. Реставрация», ставшая новой формой презентации достижений научно-исследовательской деятельности музея. На ней были представлены произведения голландских, фламандских, французских художников XVII—XIX веков. Экспозиция познакомила широкого зрителя и специалистов с результатами атрибуционной работы хранителя А.Е. Чернявской и реставраторов музея В.А. Бекишевой и Н.Г. Минько.
Поводом для организации выставки послужила атрибуция уникального полотна Мишеля де Буйона — натюрморта «Vanitas», ранее находившегося в собрании князя К.А. Горчакова. В Омск картина поступила в 1927 году из Государственного Эрмитажа, откуда в основном передавались произведения неизвестных или малоизвестных художников. Скрытое под слоем потемневшего лака, произведение не привлекало к себе внимания и не одно десятилетие хранилось в фондах. В 1984 году в процессе изучения натюрморта стало известно, что его автором является французский художник середины XVII века Мишель де Буйон, творчество которого, подобно многим «малым мастерам», было почти забыто. Заслуга воссоздания биографии художника принадлежит французскому исследователю натюрморта XVII—XVIII веков Мишелю Фаре2. Он сообщает о шести картинах Мишеля де Буйона, хранящихся в парижских и брюссельских коллекциях. Натюрморт «Vanitas» из омской коллекции — седьмое полотно художника, теперь известное зарубежным и отечественным исследователям.
С 1980-х годов началась активная работа по опубликованию и введению в научный оборот произведений французской живописи. Так, в 1980 году в альбоме «Омский областной музей изобразительных искусств» впервые были воспроизведены картины «Игра в жмурки» Ж.-Б. Патера, «Девочка с яблоком» Ж.-Б. Греза, «Вечер на море» К.-Ж. Верне, «Морской берег» Т. Гюдена, «Отдыхающий бык» Ж.-Р. Браскасса, «Охотник с убитой птицей» А. Ламброна де Пильтера, «Женщины в лодке, управляемой амуром»
В 1991 году была подготовлена выставка «Искусство Франции XVII—XIX веков из собрания ООМИИ» — первый комплексный показ коллекций живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, создавший основу для ее научного анализа.
В 1996 году в новом здании музея — Врубелевском корпусе — открылся зал французского искусства XVII — начала XX века, где впервые широко представлены произведения живописи и скульптуры. Многие из них ранее хранились в фондах: уже упомянутая работа мастера аллегорического натюрморта XVII века М. де Буйона, уникальное полотно С. Вуэ «Мадонна с младенцем», пейзаж П.Ш.Э. Гальяра-Лепине «Морской причал», «Натюрморт с фруктами» Ф. Ф. Гробона, скульптурная композиция А. Ньюверкерке «Наполеон I на коне», «Танцовщица» КА. Штейнера.
Высокими художественными качествами обладает картина блестящего французского живописца академического направления Симона Вуэ «Мадонна с младенцем». До 1918 года она хранилась в Зимнем дворце, в покоях графа фон Бенкендорфа, при поступлении в Омский музей в 1927 году была записана в инвентарной книге со следующим комментарием: «Женщина с ребенком» неизвестного немецкого художника 1-й четверти XIX века». Комплекс технико-технологических исследований дал возможность датировать полотно XVII веком. Дальнейшее изучение позволило установить автора произведения — ведущего художника французского двора Людовика XIII Симона Вуэ.
В академической манере, с иллюзорной осязаемостью изображения написана анималистическая сцена Ж.Р. Браскасса «Отдыхающий бык». При изучении истории этого произведения стало известно, что до появления картины в Омском музее она хранилась у А.К. Фаберже (1876—1951) — второго сына ювелира К.Г. Фаберже, владельца богатейшего художественного собрания России. Ранее картина принадлежала П.С. Строганову (1823— 1912), который приобрел ее во время путешествия во Францию.
В 1980—1990-е годы научное комплектование музея и, в частности, раздела французского искусства, шло достаточно активно. Так, в 1985 году коллекция пополнилась живописным натюрмортом А.И. Фантен-Латура «Цветы», написанным в импрессионистической манере. Натюрморт поступил в музей из московского собрания С.П. Сидорова. Он стал предметом тщательного исследования реставратора С.В. Римской-Корсаковой (ГРМ), в результате чего была обнаружена полустертая авторская подпись. Это позволило подтвердить подлинность произведения и авторство Фантен-Латура — художника, чье имя тесно связано с кругом импрессионистов Франции.
Невелика в количественном отношении, но довольно интересна для специалистов и зрителей коллекция французской скульптуры. В ее числе — бронзовая «Купальщица» ; Э.М. Фальконе, композиция неизвестного художника XVIII века «Психея», выразительный «Плачущий фавн» Клодиона. Библейская тема раскрывается в произведении i А. Мерсье «Давид» из собрания Великого князя К.К. Романова (до революции скульптура находилась в его кабинете в Мраморном дворце), достоверный образ императора Франции передан в скульптуре «Наполеон I на коне» А. Ньюверкерке, пластическое изящество присуще работе И.А.Ж. Мулена «Пляшущий юноша с лопатой».
Продолжается работа по описанию и атрибуции коллекции скульптуры. Так, переданный в 1928 году из Ленинградского отделения ГМФ мраморный бюст «Мадам Рекамье» приписывался знаменитому французскому скульптору Ж. Гудону. Однако в ходе изучения произведения выяснилось, что портрет был создан скульптором Ж. Шинаром. В 1925 году в музей поступила бронзовая композиция, изображающая трех бегущих атлетов, автором которой является парижский мастер середины XIX века А. Буше. В каталог музейного собрания 1941 года работа вошла под названием «Бег», но в процессе изучения стало известно авторское название композиции — «К цели». К числу недостаточно изученных работ французских скульпторов можно отнести экспрессивные анималистические бронзовые композиции П.Ж. Мэна: «Олень, настигнутый собаками», «Фигура собаки», «Олень».
В 1990-е годы раздел французской скульптуры пополнялся через антикварную лавку музея и приобретениями у частных лиц. Так, в 1987 году в фонд поступили две фигуры, отлитые во второй половине XX века на Каслинском литейном заводе с работ Ж.-Л. Готье, — «Мефистофель» и «Дон Кихот». Редкая кабинетная скульптура «Дети на черепахе» известного скульптора-анималиста Л.-Э. Барри вошла в музейное собрание в 1992 году. Ранее она принадлежала семье краснодеревщика Альфреда Шиллинга, поставщика мебели двора Его императорского величества Николая II. Изящный «Бюст молодой женщины» работы А.Э. Каррье-Беллеза передал музею в 1993 году ОАО «Омскпромстройбанк».
На сегодняшний день коллекция французской живописи и скульптуры XVII — начала XX века насчитывает 54 произведения, из которых 31 живописное полотно и 23 скульптуры. Она нашла отражение в русско-французском каталоге, изданном в 2010 году. Его презентация состоялась в дни работы Российской национальной выставки в Париже.
Анна ЧЕРНЯВСКАЯ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 78 (июль-август 2010), стр.18