Формирование коллекций—один из важнейших и приоритетных видов деятельности Государственного Музея Востока. Со времени своего основания в октябре 1918 года он стал обладателем огромного собрания, насчитывающего свыше 147 500 предметов.
Основная цель открывшейся 15 июня выставки «Продолжая традиции собирательства» — показать те из приобретенных музеем за последние двадцать лет произведений искусства, которые еще неизвестны или малоизвестны зрителю. Это лишь малая часть (немногим более 500 предметов) из поступивших в музей художественных ценностей. Тем не менее экспонируемые и публикуемые в каталоге выставки произведения представляют практически все регионы, коллекции которых находятся в собрании музея.
География поступлений в музей Востока чрезвычайно широка: от Крайнего Севера до Тропической Африки, от Кавказа и Ближнего Востока до Дальнего Востока и даже Латинской Америки. По этому поводу в музее шутят: «Восток для нас — все, что не Запад». Традиционно, конечно, наиболее интенсивно, в том числе и в последние годы, пополняются самые крупные в музее фонды искусства стран Дальнего Востока, Кавказа, Средней Азии и Казахстана. Пополнение коллекций стран Ближнего и Среднего Востока, Сибири, Южной и Юго-Восточной Азии в силу различных причин идет несравненно медленнее, что нашло свое отражение, по крайней мере количественное, в составе выставки. Интересно, что подобная неравномерность в представлении регионов характерна для российского антикварного рынка восточных вещей — не зря он является одним из важных источников поступлений в музей Востока.
Иначе обстоит дело с фондами отдела истории материальной культуры и древнего искусства народов Востока. Они содержат преимущественно археологические коллекции из раскопок в Средней Азии, на Кавказе и Чукотке, которые неоднократно экспонировались как в музее, так и за рубежом. Поэтому на выставке представлен лишь ряд предметов из культовых центров Древнего Хорезма в низовьях Амударьи и могильников Джетыасарской культуры в низовьях Сырдарьи, а также находки Среднеазиатской археологической экспедиции ГМВ1990-х годов с городища Афрасиаб (древний Самарканд). Особенно интересны вьючные фляги и крышки керамических сосудов IV—II веков до н. э. с рельефными изображениями, отражающими религиозно-мифологические верования древних хорезмийцев. Так, на крупной фляге можно видеть сцены календарного мифа об умирающей и возрождающейся природе, широко распространенного на территории Переднего и Среднего Востока.
Впервые в музее выставлена небольшая археологическая коллекция древнего искусства Латинской Америки, приобретенная у частного коллекционера в 1996 году и открывшая новую страницу в собирательской деятельности музея. Эти предметы были обнаружены в археологической зоне древних памятников Мексики и Перу, на территории которых задолго до завоевания их европейцами существовали цивилизации с высочайшим уровнем художественной культуры. Керамические сосуды, налепы в виде лягушек, черепахи и ягуара из Мексики относятся к во многом еще загадочной культуре тольтеков (VIII— XII вв.), а перуанские ритуальные скульптуры, фигурки ламы, кошки, фрагмент ткани (XIV— XV вв.) — к концу периодов Чиму и Чанкай или к началу эпохи инков, чья огромная империя просуществовала до покорения ее в 1533 году испанскими конкистадорами.
Раздел Ближнего и Среднего Востока представляют в основном иранские, турецкие, афганские и йеменские предметы искусства XVIII—XIX веков — рукописи, миниатюры, художественный металл, холодное и огнестрельное оружие, великолепный ковер из Курдистана, выполненное в Тегеране подписное монументальное панно с росписью на сюжет из истории ислама VII века, а также набор кукол национального турецкого теневого театра «Карагёз».
Коллекции стран Дальнего Востока пополнились прежде всего авторскими произведениями известных японских художников (Рюсэки Моримото, Мунаката Сико) и корейских мастеров, развивающих уникальное направление в каллиграфии, в основе которой лежит национальный корейский алфавит хангыль. Расширилось собрание классической гравюры укиё-э благодаря закупке работ школы Утагава, среди которых
Особое внимание в деле собирания дальневосточных коллекций всегда уделялось фарфору, что ярко демонстрирует выставка. Это один из ведущих видов искусства, популярный как в Китае и Японии, так и в Европе, где с XVII века он породил подлинную «фарфороманию». В кантонском стиле, родившемся в результате синтеза китайских и западных традиций, создан редкий сосуд XVIII века в форме серебряного ведерка для шампанского. Другое взаимовлияние — Китая и Японии — показывает крупная дворцовая ваза начала XVIII века типа «китайская арита». Это самое значительное и ценное фарфоровое приобретение музея за последние годы. В росписи вазы подглазурный кобальт сочетается с надглазурной железной красной, что было характерно для продукции японских печей Ариты (о. Кюсю), изделия которых в XVII веке вошли в моду в Европе. В собрании японского фарфора выделяется работа выдающегося керамиста XIX века Ватадани Хэйбэя Мэмпё. Это ваза больших размеров, в декоре которой использованы традиционные для Кутани приемы письма золотом по красному, красным по золоту и розовая эмаль.
Торжественно выглядит зал, посвященный искусству Юго-Восточной Азии, благодаря благородному блеску серебряных будд из Камбоджи и Лаоса XIX— начала XX века, развешанным на стенах дворцовым панно в технике швейчхитхоу (вышивка и рельефная аппликация), большим напольным лаковым вазам и установленным на высоких подиумах фигурам Будды и министра в традиционной одежде — редкому образцу светской скульптуры в искусстве Мьянмы первой трети XX века.
Столь же парадный стиль отличает зал искусства Кавказа и Средней Азии, стены которого украшены коврами из Карабаха, Центрального Закавказья и Туркмении, азербайджанской вышивкой из г. Нуха (Шеки), свадебным покрывалом юлдуз паляк (звездный небосвод), созданным в Пскенте, селении близ Ташкента, и так называемыми «кайтагскими» вышивками-оберегами из горного Дагестана. Серебряные кувшины и ковши для вина из Грузии медно-чеканная утварь для застолий и великолепные образцы дагестанских оружейников прекрасно смотрятся на фоне карабахского ковра с сюжетной сценой «Курильщики кальяна». В центре зала экспонируется большая коллекция ювелирных изделий конца XIX — начала XX века, представляющая главным образом разнообразные серебряные женские украшения Туркмении и Таджикистана. Часть из них была приобретена музеем у частного владельца в 1994 году, другие поступили в 2009 году из Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО».
Для пополнения музейных коллекций Средней Азии, Кавказа и Центральной Азии важное значение имели научно-собирательские экспедиции, которые проводились регулярно до 1993 года. Так, в ходе семи закупочных экспедиций в Казахстан были собраны крупные уйгурская и дунганская коллекции, ковры и вышитые изделия из которых демонстрируются на выставке. После долгого перерыва, связанного с трудностями как финансового, так и политического характера, в 2007 году состоялась закупочная экспедиция в Республику Тыва, где было приобретено 218 предметов традиционного и современного искусства
Огромную роль в формировании музейного собрания играли коллекционеры, которые дарили или завещали музею свои коллекции, — их вклад в это благородное дело трудно переоценить. И сегодня многим обладателям ценных произведений восточного искусства небезразлична дальнейшая судьба их коллекций. Те, кто приносят в музей Востока дорогие им или их предкам антикварные вещи, могут быть уверены в их сохранности и «активной жизни». Выставка «Продолжая традиции собирательства» тому несомненное подтверждение.
Наталья ГОЖЕВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 78 (июль-август 2010), стр.4