Кофейные, чайные, а также чашки для шоколада со специальными посвящениями использовали в начале XIX века как особый подарок. Разнообразие форм, цветовых решений, тем и мотивов, изображенных на чашках, радует нас и сегодня. «На моей груди четко написано — я буду вечно любить тебя всем сердцем» — гласит одно такое послание на чашке и на блюдце (илл. 1).
В первой половине XIX века в Вене царил бидермейер — стиль, господствовавший в немецко-австрийской культуре в 1815—1848 годах. Само название «Biedermeier» появилось лишь в конце XIX века. И связано с именем поэта Людвига Ахродта, который опубликовал в мюнхенском журнале «Летучие листки» сатирические стихотворения под псевдонимом Готтлиб Бидермейер. Героем его произведений стал Самюэль Фридрих Заутэр — «скромный бидермен, довольный своей комнатушкой, крошечным садиком и жизнью в забытом Богом городке. Он умудрялся найти и в своей непрестижной профессии сельского учителя невинные радости земного счастья».
Бидермейер характеризуют как бюргерскую эпоху в культуре, когда на первый план вышли ценности повседневной, буржуазной, городской жизни: домашний мир «маленького человека».
В эпоху бидермейера ценности домашней жизни объединяли людей разного социального уровня, превращаясь в общие ценности эпохи. Умеренность, функциональность и простота, безопасность, интимность и комфорт — так можно охарактеризовать этот стиль.
Если дарили или получали в подарок фарфоровую чашку, то радовались не дорогому материалу и богатому декору, а словам-посланиям, что она содержала. Радость, гармония, верность, здоровье, дружба, довольство — излюбленные темы посвящений. «Да пребудет с тобой счастье, и твоя дружба да останется же при мне» — написано на чашке с изображением солнца (илл. 2).
Когда было принято дарить чашки? Это могли быть как религиозные праздники — Рождество, Пасха, так и более интимные, личные — помолвка, именины, свадьба, день рождения. На чашке — подарку к свадьбе — мы можем прочитать: «Наше сладчайшее призвание — счастье, приносимое любовью. Все, что сотворено небесами, наполнено ее порывами» (илл. 3).
Декор, форму чашки и текст можно было выбрать при заказе, например, на Императорской Венской фарфоровой мануфактуре (илл. 2—17). Основанная в 1718 году нидерландцем Клаудиусом дю Пакье, она в 1745-м перешла в собственность императрицы Марии-Терезии. К 1800 году мануфактура обладала самой богатой в Европе палитрой смешиваемых красок, которые при обжиге и плавлении обеспечивали возможность тончайших нюансировок цвета. Насыщенный зеленый, желтый, синий, а также розовый фон чашек — результат успешной деятельности мануфактурного химика Иозефа Лейтнера. На блюдце сияющего зеленого тона — надпись «Вечность» (илл. 4).
По прайс-листу можно было выбрать как форму чашки — кофейная, чайная, равновеликая (цилиндрическая), так и декор. Фразы на чашках выбирали в соответствии с событием, для которого они предназначались. Источником служили популярные литературные произведения, современные газеты и журналы, личная фантазия. Текст мог состоять из одного слова, фразы или четверостишия. «Без тебя мне не жить» — гласит надпись на блюдце к чашке синего цвета с изображением цветущей ветки кофейного дерева (илл. 5).
Очень часто на чашках с посвящениями использовали цветочный декор. В 1820 году вышла книга Шарлотты де Латур «Язык цветов». С помощью selam (языка цветов) стало модно объясняться в любви, предлагать дружбу, клясться в верности. Из цветов составляли инициалы, монограммы, рамки, венки и подписи. Фиалки — цветы весны — вызывали ассоциации со строками из ранней поэзии Генриха Гейне или популярным сентиментальным маршем Кристиана Адольфа Овербека «Цвети, моя фиалка»:
Blithe, liebes Veilchen, Das ich selbst erzog, Bliihe noch ein Weilchen, Werde schoner noch!
Моя голубая фиалка, Которую сам я взрастил, Подождите чуть-чуть, и скоро Она станет еще красивей!
Популярны были чашки с изображением букетов- акростихов: первые буквы в названиях цветов составляли имя того, кому преподносился подарок. В данной чашке зашифровано имя Катрин (илл 7):
К — krameria trianra (крамерия),
А — aster (астра),
Т — tulipa (тюльпан),
R — rosa (роза),
I — iris (ирис),
N — narcissus polyantes (нарцисс).
Наряду с цветочной, была также популярна тема животного мира. Примером может служить чашка с петухом. «Наша дружба будет длиться до тех пор, пока не закричит петух» — написано на блюдце (илл. 8). Возможно, идея изобразить петуха пришла из библейского сюжета, связанного с Иисусом и Петром, где крик петуха стал символом потери дружбы.
Огромной популярностью в начале XIX века пользовалась тема аллегории. Например, чашки с изображением женщины в античной одежде, приносящей что-либо в жертву; горящих на алтаре сердец и т. д. «Наша дружба будет жива вечно» — написано на розовой и зеленой чашках (илл. 9 и 10). На блюдце изображена урна, усиливающая представление о дружбе, которая может длиться и после смерти.
В 1788 году в Берлине вышла книга Вильгельма Рамлера об изображении художниками аллегорий. В ней говорилось, в частности, о том, как аллегорически изображать Вечность. Она, по словам автора, должна иметь вид богини, на голове которой венок из звезд, а в руке — свернувшаяся в клубок змея. Аист изображал благодарность.
Символические изображения часто использовались в росписи чашек. Примером может служить синяя чашка с изображением ангела, держащего в высоко поднятой руке венок. «Слава» — гласит надпись на чашке (илл. 11). Она сделана в 1814 году после поражения Наполеона в битве народов под Лейпцигом в 1813-м, когда распался Рейнский союз, что дало возможность немецким княжествам бороться за независимость от Франции. Множество чашек, изготовленных на Венской фарфоровой мануфактуре, имели надписи на французском языке. На чашке с изображением двух попугаев-неразлучников написано: «Неразделимы» (илл. 12).
Интересна чашка с изображением Амура, лежащего в бокале, словно в ванне (илл. 13). Чашка имеет № 96, принадлежавший Антону Контгассеру (1769—1851) — известному мастеру по росписи фарфора и стекла. Контгассер поступил на фарфоровую мануфактуру в 1784 году и оставался на службе вплоть до выхода на пенсию в 1840 году.
Мастер неоднократно награждался директором Конрадом Зоргенталем как лучший орнаменталист.
Удивительна чашка-ребус с изображением корзинки с надписью «Keinen» (илл. 14). Послание-просьба, зашифрованное здесь, гласит: «Не говори нет». Такие чашки дарились на ранних стадиях отношений.
Третья чашка, автором росписи которой является Контгассер, содержит совет слушать только свое сердце.
Декор с изображением Амура, стоящего на молодом месяце на фоне туч и звездного неба, имел название «ночной». На блюдце написано: «Вот здесь находится твой учитель» (илл. 15).
Чашки и сервизы с изображением памятников, руин или надгробных камней тоже были популярны. Такие чашки выполнялись обычно в одном тоне, без буйства красок.
На смену эгоцентричности и манерности XVIII века в эпоху бидермейера пришли совершенно противоположные ценности — любовь, дружба, забота, доверие, благотворительность. Например, на чашке с изображением ангела, несущего дождевую тучу к виноградной лозе, находится надпись: «Благотворительность». На блюдце изображена Гигиена — дочь Эскулапа, бога здоровья. В руке у нее посох, который обвивает змея — символ вечности. У ее ног петух. В Древней Греции существовала традиция приносить петуха в жертву после выздоровления больного. Надпись гласит: «Здоровье» (илл. 16).
После французской революции, провозглашенного равенства и свобод, после крушения всего старого и попытки построить новое особенно актуален и важен был вопрос о счастье. Счастье теперь понималось не как богатство или власть, а как способность каждого иметь то, что дается Богом. Радость, здоровье, гармония, любовь, дружба — все это подразумевалось при пожелании счастья. Примером может служить послание на чашке: «Дружба — наивысшее счастье этой земной жизни! Пусть Бог возвратит нам ее, иначе будем жить напрасно!» (илл. 17).
Императорская Венская фарфоровая мануфактура работала до 1864 года. Для облегчения атрибуции венских чашек эпохи бидермейера приведу некоторые факты, касающиеся их маркировки. Маркой в течение всего периода деятельности мануфактуры служил щиток-«улей» в виде оттиска в массе или нанесенный синей краской подглазурно.
Цифры 84—99 и 800—864 в тесте соответствуют 1784—1864 годам. В начале существования мануфактуры марку иногда ставили красной, пурпурной, черной или золотой краской надглазурно (но только не синей). Также, надглазурно, иногда наносились номера художников: 0—155; номера формовщиков и гончаров: 0—60 (в тесте).
При более близком рассмотрении удивительно, насколько разнообразны мотивы и темы, изображенные на маленьких памятниках эпохи — фарфоровых чашках.
Венские чашки-послания эпохи бидермейера не встречаются на российском антикварном рынке, да и на прилавках европейских антикварных магазинов они редкость. И не потому, что эти вещи являются уникальными произведениями искусства. Их просто не так много сохранилось. Коллекционирование таких чашек — хобби европейской аристократии, поэтому, изредка появляясь на европейских антикварных аукционах, они обычно бывают проданы со значительным превышением эстимейта. Так, на торгах Доротеум 14 октября 2010 года чашка с блюдцем Императорской Венской фарфоровой мануфактуры 1818 года с надписью-посланием на французском языке о любви при стартовой цене 1,5 тысячи евро была продана за 3,5 тысячи.
Татьяна УДРАС
Автор выражает благодарность Е. Ступниковой и А. Зюковой за помошь с переводом.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 81 (ноябрь 2010), стр.68