Вышел в свет альбом-каталог уникального собрания портретной миниатюры
В конце прошлого года московские искусствоведы и коллекционеры Сергей и Татьяна Подстаницкие опубликовали альбом-каталог своего собрания, в который вошло 117 миниатюрных портретов. Как и людей, художественные альбомы встречают по одежке (дизайн, качество репродукций), а провожают по уму (уровень научного аппарата, весомость атрибуций). В последнем по времени издании супругов Подстаницких и «одежка», и «ум» оказались на достойном уровне — удачен дизайн и формат альбома, гармонично подобраны иллюстрации. Альбом приятно держать в руках и листать, рассматривая красивые миниатюры и изучая лаконичные, информативные тексты.
Вспоминаются слова Анатоля Франса: «Не знаю чтения более легкого, приятного и завлекательного, нежели чтение художественных каталогов».
Сергей Подстаницкий не впервые выступает как автор и издатель художественных произведений из частных коллекций. В 2007 году им был издан интересный каталог «Портретная миниатюра из частных московских собраний», а в следующем — «Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких. Избранное». Оба издания отличаются удачным художественным оформлением, качественной печатью, солидным научным аппаратом.
В чем секрет притягательной силы миниатюры? Живописный портрет висит на стене, высоко и далеко, он «держит» дистанцию между собой и зрителем. Миниатюрная живопись —«домашнее» искусство, камерное. Она боится света, выгорает. Миниатюры в старые времена хранили в ящичках бюро, в шкатулках. Миниатюрные портреты помнят тепло женских рук, а то и поцелуй юной красавицы. Их брали с собой в путешествие, в гостиницах вынимали из походного бюро, чтобы снова увидеть дорогие лица.
Особое очарование коллекции придают женские безымянные портреты, в которых сочетается мастерство миниатюриста и женская красота. Таковы «Портрет дамы в синем платье» Н. Соре, «Портрет фрейлины императрицы Екатерины II» работы неизвестного художника, «Портрет дамы в черном платье» и «Портрет дамы со светильником» П.Э. Стролли, «Портрет дамы в синем платье» Шарля Спора, «Портрет молодой дамы» М.И. Теребенева.
Украшением коллекции являются три миниатюры работы замечательного русского художника Петра Осиповича Росси. На одной из них, подписанной «Р. de Rossi», изображена молодая черноволосая женщина в темносером декольтированном платье, с ниткой крупного жемчуга на шее, высокая прическа украшена веткой со свежей розой и зелеными лепестками. О подобной миниатюре неизвестный поместил в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (№ 73, 1820) объявление: «Осьмого числа сего месяца Сентября потерян в Академии художеств миниатюрный портрет молодой черноволосой девушки, у коей на голове розан, в белой одежде обшитой кружевами, рамка черного дерева, вокруг оправленная бронзою, вместо кольца венок бронзовый же, сзади рамки заключено темно-голубой бумагою, на грунте надпись: «Р. De Rossi. 1820». Кто оный портрет нашел, благоволит доставить в магазин Н. Лоренцини и компании у Полицейского моста, против дома графини Строгановой, под № 19, за что будет дано 100р. в награждение». Размер вознаграждения (довольно высокий) говорит не только о стоимости работы художника, но и о том, что владельцу миниатюры была очень дорога молодая дама, запечатленная на ней.
Обращает на себя внимание «Портрет дамы в белом» П.Э. Рокштуля, воспроизведенный в альбоме без рамки. Настоящий коллекционер не пройдет мимо миниатюры хорошего письма, даже если она лишилась своей рамки и предстала такой, какой она вышла из рук миниатюриста.
В собрании Подстаницких многие «русские» миниатюры приобретены на зарубежных аукционах и возвращены в Россию. В альбоме опубликованы три миниатюры, когда-то входившие в знаменитую коллекцию исторических портретов Великого князя Николая Михайловича. Это портрет императора Александра I в мундире Кавалергардского полка, портрет загадочной В. Сибилевой, фрейлины императрицы Марии Федоровны, о которой нет никаких биографических сведений, и портрет офицера лейб-гвардии Подольского кирасирского полка П.К. Александрова, внебрачного сына Великого князя Константина Павловича.
Нам удалось определить персонаж «Портрета мужчины в мундире Киевской губернии» работы польского художника-миниатюриста Валентия Сливицкого, который до революции 1917-го был в собрании Великого князя Николая Михайловича, в Петрограде. Миниатюра экспонировалась в 1904 году в Петербурге на «Исторической выставке предметов искусства» как изображение «Дубовицкого Сергея, отца знаменитого сектанта».
Собрание миниатюрных портретов супругов Подстаницких обогатило нас несколькими иконографическими новациями. Новый, ранее неизвестный тип портрета видного российского историка, автора памфлета «О повреждении нравов в России», князя Михаила Михайловича Щербатова (1733—1790), изображенного на фоне книжного шкафа, с письменными принадлежностями на столе, с лентой и звездой ордена Св. Анны (награжден 22 сентября 1778 г.) и камергерским ключом. Автором миниатюры является французский художник-миниатюрист и живописец Фердинанд де Мейс (? — после 1810), о котором в биографической справке говорится, что художник «работал в России, предположительно до 1805 г.». Опубликованное в газете «Московские новости» объявление об отъезде художника из России позволяет уточнить время пребывания Ф. де Мейса в Москве.
«Портрет дамы в синем платье», подписанный «N. Soret pinx 1786», является работой швейцарского художника Никола Соре (1759—1830). Портрет был написан в Петербурге, так как художник упомянут в столичной газете за 1788 год в списке отъезжающих за границу лиц. Персонаж портрета следует искать среди дам петербургского дворянства. Успешно и плодотворно работал в миниатюрной живописи художник Иван Михайлович Жерен (? — ок. 1827), представленный в альбоме двумя портретами генерала А.А. Писарева и графа Ф.В. Васильева. В 1802 году через газету «Санкт-Петербургские ведомости» художник обратился к своим заказчикам: «Миниатюрных портретов живописи Жерен сим уведомляет, что он свою квартиру переменил и жительствует ныне в Офицерской улице, в Струговищиковом доме, под № 178, на дворе, на 2-ом этаже».
Художники, не состоявшие на государственной службе, публиковали в периодической печати объявления, в которых рекламировали свое мастерство и предлагали публике свои услуги. Охотно писал подобные рекламные статьи журналист и издатель Фаддей Булгарин. В альбоме приведен «Портрет дамы в красной накидке», опушенной мехом, работы художницы Вильгельмины (Мины) Федоровны Гебгард (1809—1888), дочери режиссера немецкого театра в Петербурге. Видимо, она имела определенный успех, так как ее работы хранятся во многих российских музеях и в частных коллекциях. В 1845 году Фаддей Булгарин опубликовал в своей газете «Северная пчела» небольшую статью под заглавием «Миниатюрные портреты г-жи Гебгардт». «Г-жа Гебгардт, московская уроженка, страстно любит изящные искусства и одарена прекрасным талантом к живописи, предпринимала поездку за границу для усовершенствования своего блистательного дарования. Она избрала миниатюрную живопись, и изучала ее у лучших портретных живописцев Парижа; затем поехала в Италию и на обратном пути посетила Вену, где ее произведения заслужили должную хвалу.
В наше время, в век дагерротипа, заменившего живопись, трудно найти художника для отчетливого миниатюрного портрета. Как бы то ни было, нашлась художница, посвятившая свой талант этому достойному роду живописи. Ф. Булгарин».
Замечательный русский художник-портретист Михаил Иванович Теребенев работал в технике масляной живописи, акварели и миниатюры. Окончив Академию художеств, в 1824-м получил звание «назначенного» за несколько миниатюрных портретов, а в 1830-м — звание академика за миниатюрный портрет скульптора В.И. Демут-Малиновского. В альбоме представлен «Портрет молодой дамы» его работы, датированный концом 1820-х — началом 1830-х годов. С 1832 по 1857 год М.И. Теребенев состоял на государственной службе, работая учителем рисования в Артиллерийском училище в Петербурге. По представлению начальника училища в 1842-м был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени, что давало художнику право на получение потомственного дворянства.
Нам удалось определить персонаж еще одной миниатюры, опубликованной в альбоме как «Портрет кавалерственной дамы» (1770-е гг.), на которой неизвестная изображена со звездой ордена Св. Екатерины, высшей, 1-й степени. В 1770-е годы кавалерственными дамами ордена Святой великомученицы Екатерины (большого креста) 1-й степени были, в основном, иностранные дамы: королевы, великие герцогини, маркграфини — жены владетельных особ Европы. Из россиянок в эти годы 1-й степенью были пожалованы: графиня М.А. Румянцева (1699 — 1788), статс- дама, графиня Е.М. Румянцева-Задунайская (1723—1779), жена генерал-фельдмаршала гр. П.А. Румянцева-Задунайского, статс-дама, светлейшая княгиня Е.Н. Орлова (1758— 1783), жена св. князя Г.Г. Орлова, герцогиня Курляндская Е.Б. Бирон (?—1780). Их портреты хорошо известны, но ни одна из них не похожа на «Неизвестную».
К российскому Дому Романовых относятся две кавалерственные дамы ордена Св. Екатерины 1-й степени — две супруги Великого князя Павла Петровича: 1-я жена — Наталья Алексеевна (пожалована 27 июня 1773 г.) и 2-я жена — Великая княгиня Мария Федоровна (пожалована 12 июля 1776 г.). В фототеке петербургского коллекционера ПЛ. Дашкова имеется фотография миниатюрного портрета Великой княгини Натальи Алексеевны, вмонтированного в крышку табакерки, идентичного «Портрету кавалерственной дамы». Табакерка с миниатюрным портретом Великой княгини Натальи Алексеевны со звездой ордена Св. Екатерины 1-й степени до революции 1917 года хранилась в Москве в собрании графини Натальи Ивановны Соллогуб.
До сих пор был известен всего один достоверный портрет знаменитого российского ученого, астронома Петра Борисовича Иноходцева (1742—1806). Это его посмертное изображение, литографированное М. Мошарским по рисунку А. Калашникова в 1840 году. Иноходцев запечатлен в мундире Российской академии, утвержденном в 1834 году, с орденами Св. Анны 2-й степени (крест на шейной ленте) и Св. Владимира 4-й степени на груди (пожалован в 1794 г.).
В коллекции С. и Т. Подстаницких хранится редкий прижизненный миниатюрный портрет П.Б. Иноходцева, выполненный в середине 1800-х годов. Ученый изображен в мундире Академии наук, утвержденном указом Александра I от 31 декабря 1803 года «Мундир по рисунку следующего описания: кафтан темно-синего сукна с красным стоячим воротником, вышитой золотом и таковыми же обшлагами, подкладка синяя, камзол и исподнее платье белое суконное, пуговицы желтые. 'Употребление сего мундира распространено на президента, академиков и адъюнктов...» Иноходцев скончался в Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. На памятнике надпись: «Иноходцев Петр Борисович, академик Императорской Академии Наук, статский советник и кавалер ордена Св. Анны. 2-й степени и Св. Владимира 4-й степени, род. 21 ноября 1742— ск. 27 октября 1806. Вдова: Екатерина Никитична, ск. 14 сентября 1846, 77 л.». Иконографической жемчужиной коллекции является восьмиугольный миниатюрный портрет графини Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, урожденной графини Браницкой. Е.К. Воронцова — адресат шедевров пушкинской лирики. Она вдохновила нашего «первого» поэта на создание стихотворений «Храни меня, мой талисман», «Сожженное письмо», «Все в жертву памяти твоей», «Все кончено: меж нами связи нет».
Елизавета Ксаверьевна — предмет восхищения и преклонения Александра Сергеевича, она сыграла важную роль в жизни поэта. Все это обязывает нас придирчиво относиться к каждому новому ее портрету. Сравнение восьмиугольной миниатюры с достоверными живописными изображениями Е.К. Воронцовой, хранящимися в частном собрании в Праге и в Алупкинском дворце-музее, миниатюрой художника Milieu, опубликованной В. Вересаевым, литографией G. Engelmann и с широко известной гравюрой Чарльза Тернера с оригинала Дж. Доу позволяет утверждать, что на миниатюре из собрания Подстаницких действительно изображена графиня Е.К. Воронцова.
На восьмиугольной миниатюре работы неизвестного художника графиня Е.К. Воронцова изображена в темносинем декольтированном платье, голова убрана буклями. К платью прикреплен фрейлинский шифр императрицы Елизаветы Алексеевны. Фрейлиной она стала в 1807 году, а в 1819-м вышла замуж за графа М.С. Воронцова. Портрет датируется 1810-ми годами. Первая публикация фрейлинского портрета Елизаветы Ксаверьевны, имевшей важное значение в жизни и творчестве поэта, — событие в пушкиноведении и в русской культуре.
Среди опубликованных миниатюр выделяются три силуэтных портрета конца XVIII века, выполненных в технике эгломизе. Уникален «Автопортрет художника с семьей», на котором изображен известный силуэтист, работавший в России, Иоганн Фридрих Антинг (1753— 1805) с женой и дочерью. В левой руке он держит овальный миниатюрный силуэтный портрет императрицы Екатерины II собственной работы. Два других силуэтных портрета выполнены неизвестными художниками в 1790-е годы: «Портрет неизвестного с мальтийским крестом» и «Портрет юного принца Леопольда-Георга Саксен-Кобургского».
В конце XVIII века, судя по рекламным объявлениям в газете «Санкт-Петербургские ведомости», силуэтные портреты вследствие простоты в исполнении и дешевизны были весьма популярны среди столичных жителей. Подписанные силуэты очень редки, возможно, поэтому объявления в газете анонимны: «На Мойке под N° 5, возле Опекунской канцелярии, в доме Глебовского, оканчивается ныне деланье силуетов, почему мастер, делающий оные, просит тех, которые к нему быть не могут, присылать за ним карету».
И еще одно объявление: «Некоторый скоро отсель отъезжающий силуетер снимает для вставления в перстни, медальоны и табакерки силуэты по 3 руб. каждый. Он же представляет свои услуги в обучении сему искусству с платежем по 25 руб. с персоны. Жительствует в большой Мещанской в деревянном доме».
В небольшой статье невозможно остановиться на творчестве всех художников, чьи работы представлены в альбоме. Одно перечисление имен художников дает представление о художественном значении коллекции супругов Подстаницких: А.-Ф.-Г. Виоллье, ИЯ. Пескорский, К. Хойер, Хорнонг, Петер Стролли, В.Ф. Бинеманн, М.М. Даффингер, М.М. Зацепин, Ж.-Б. Изабе, ЯЛ. Рейхель, П.Э. Рокштуль, А.Х. Ритт, Георг Кордик, Томас Райт, Николай Шпревич, В.И. Зуев, В.И. Гау, Иван Винберг и другие миниатюристы. Русские, французские, немецкие, австрийские, швейцарские, датские, английские художники, перечисленные выше, работали в едином художественном пространстве, часто переезжали из одной страны в другую, из I одного города в другой, решали одни и те же задачи, стоявшие перед русской и западноевропейской миниатюрной живописью. Иногда трудно отличить, какую миниатюру исполнил русский, а какую европейский мастер. Поэтому вполне закономерно включение в альбом нескольких I миниатюр, в которых персонаж и автор — иностранцы.
Иконографическое богатство коллекции открывает портрет императрицы Елизаветы Петровны на крышке уникальной — не только для частной, но и любой музейной коллекции — эмалевой табакерки 1760-х годов, заказанной i в память сражения при Кунерсдорфе, где русские войска разгромили прусскую армию под командованием короля Фридриха II. Далее следуют портреты членов Императорского Дома Романовых: императрицы Екатерины II, два портрета Александра I, в юности Великим князем и стареющим императором, двух жен Великого князя Павла Петровича, впоследствии императора Павла I, Великой княгини Натальи Алексеевны и императрицы Марии Федоровны, которая представлена двумя портретами — в период правления мужа и она же в трауре по своему старшему сыну императору Александру I, скончавшемуся в 1825 году, его жены императрицы Елизаветы Алексеевны, императрицы Александры Федоровны в русском придворном платье. Замыкает серию миниатюрных портретов Дома Романовых — портрет «царя-миротворца» императора Александра III. Целая галерея исторических портретов людей, оставивших свой след в истории России: племянница св. князя ГА. Потемкина — графиня А.В. Браницкая, знаменитый дипломат — граф Н.И. Панин, последний фаворит Екатерины II — св. князь Платон Зубов, внебрачная дочь Екатерины II — графиня НА. Буксгевден, участник Отечественной войны 1812 года, прозаик, поэт А.А. Писарев, племянник первого министра финансов графа А.И. Васильева, генерал, граф В.Ф. Васильев, француз барон М.И. Дамас, антибонапартист на русской службе, генерал-майор, отличился при взятии Парижа и награжден орденом Св. Георгия 3-й степени, герой Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814 годов — генерал Донского казачества Г.Д. Иловайский, «спаситель Петербурга» граф П.Х. Витгенштейн, княгиня Е.П. Багратион, красавица, полька, жена кн. П.И. Багратиона, жила с ним «в разъезде», «бриллиантовый» князь А.Б. Куракин, графиня Н.А. Зубова, дочь А.В. Суворова, прозванная отцом «Суворочкою», еще один участник войны с Наполеоном — генерал-майор К.М. Полторацкий, чей портрет работы Дж. Доу украшает Военную галерею Зимнего дворца, знаменитый меценат А.Н. Демидов, заказавший К.П. Брюллову картину «Гибель Помпеи», впоследствии князь Сан-Донато, князь Ф.Ф. Юсупов и другие персонажи старинных миниатюр.
Иногда на вернисажах говорят: «Время сохранило для нас старинные картины и портреты». Это не так. Собирают и сохраняют произведения искусства музейные сотрудники и увлеченные коллекционеры, такие, как Сергей и Татьяна Подстаницкие. Альбом портретных миниатюр из их собрания — свидетельство рождения уникальной по художественным и иконографическим достоинствам коллекции шедевров русской миниатюры.
Юрий ЕПАТКО
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 89 (сентябрь 2011), стр.148