Собирательская деятельность Я.И. Бутовича
(Из воспоминаний владельца галереи)
Яков Иванович Бутович (1881—193 7)— известный дореволюционный коннозаводчик, коллекционер, издатель, библиофил, создатель уникальной художественной галереи. Все собранные в ней произведения искусства посвящены лошадям. Коллекция, насчитывавшая более трех тысяч картин, гравюр, рисунков, этюдов, скульптур, легла в основу научно-художественного Музея коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева.
Подробности собирательской деятельности Я.И. Бутовича стали известны благодаря публикации его воспоминаний. История рукописи драматична. Значительная часть очерков была написана в тюрьмах и ссылках. Неизвестно, где автор прятал тетради, каким образом смог передать их Виталию Петровичу Лямину — директору Пермского конного завода. Видимо, в 30-е годы, когда был направлен под конвоем на Урал для покупки и отправки лошадей в Соловецкие лагеря ГУЛА- Га. По завещанию В.П. Лямина рукопись перешла А.В. Соколову, с 1984 года хранилась у его сына, главного зоотехника Пермского завода А.А. Соколова. Воспоминания Я.И. Бутовича опубликованы в Перми в трех книгах. Первая часть «Мои Полканы и Лебеди» вышла в 2003 году, вторая — «Лошади моей души» — в 2008-м, а третья — «Лебединая песня» — в 2010-м. Публикация литературного наследия Я.И. Бутовича стала возможна только спустя 70 лет после гибели автора.
В конце XIX — начале XX века конный завод в селе Прилепы Тульской губернии был одним из известнейших в стране, славился породистыми рысаками. Его владелец Я.И. Бутович открыл в Прилепах галерею, каких ранее не было в России. «Мое увлечение искусством все возрастало, вспоминал Бутович. К 1911 году я был уже одним из крупнейших коллекционеров и владельцев весьма значительной галереи. Любя до страсти, до полного самозабвения лошадей, я стал собирать именно те картины, на которых имелось изображение этого благороднейшего из животных». В галерее выставлялись полотна В.А. Серова, М.А. Врубеля, Ф.А. Рубо, В.Д. Поленова, Р.Ф. Френца, П.О. Ковалевского, Б.П. Виллевальде. Были представлены картины русских анималистов и баталистов Ф.И. Байкова, П.Н. Грузинского, АД. Кившенко, Н.С. Сверчкова, Т.П. Гапоненко, М.Б. Грекова, Н.С. Самокиша и др. Экспозицию дополняли скульптуры Е.А. Лансере, П.К. Клодта, А.И. Посядо. Посмотреть необычное собрание приезжали не только из близлежащих усадеб, но и из Тулы, Москвы и Петербурга. В галерее собирались «охотники до лошадей»: коллекционеры, художники, ученые, коннозаводчики, охотники, любители бегов. Галерею стали называть музеем, для нее строилось специальное здание. Я.И. Бутович смог сохранить галерею в годы революции, даже преумножил ее, покупая картины у эмигрировавших коллекционеров. Спас коллекцию от разорения в период Гражданской войны, разрухи. В 1918 году конный завод и галерея были национализированы. Бутович добился разрешения остаться управляющим Прилепского завода и хранителем галереи, продолжал приобретать картины и гравюры, часто на собственные средства. В 1928-м он был арестован, приговорен к тюремному заключению. Лошадей перевели на Хреновский завод. Собрание картин и библиотеку увезли в Москву. В 1937-м Я.И. Бутович был расстрелян.
Яков Иванович Бутович — человек яркой и трагической судьбы. Это о нем упоминал М. Булгаков в «Театральном романе»; «бывший помещик, ныне директор музея» описан в романе П. Романова «Товарищ Кисляков» (роман был запрещен, выходил за границей под названием «Три пары шелковых чулок»); его узнавали в образе владельца конного завода Аристарха Бурмина в повести П. Ширяева «Внук Тальони». Современники отмечали у Бутовича свое, самобытное, внутреннее зрение на лошадей; он обладал «прирожденным чувством лошади», «магнитным чутьем». Родился Яков Бутович в дворянской в семье. Его детство прошло на Украине. Воспитывался в Полтавском кадетском корпусе, затем окончил Николаевское кавалерийское училище. В 1902 году был произведен в корнеты 17-го драгунского Волынского полка. За участие в русско- японской войне награжден орденом Св. Станислава 3-й степени. В декабре 1905-го вышел в отставку. Обучался в ряде зарубежных стран. В марте 1909-го приобрел имение Прилепы Тульской губернии, перевел в него из Херсонской губернии свой конезавод, доставшийся в наследство от отца, занялся разведением лошадей орловской породы и коллекционированием.
Яков Бутович с раннего детства интересовался лошадьми и всем, что с ними связано. «Лошадь — это бог», сказал он в трехлетием возрасте, и был наказан за дерзкие слова. Но увлечение лошадьми только усиливалось: тайком убегал на конюшню, ухаживал за пони, когда отец подарил лошадь, часто совершал верховые прогулки, посещал манеж, довольно рано начал интересоваться иппологической литературой. Любовь к литературным занятиям и искусству Я. Бутович унаследовал от матери, а от прадеда Сонцова, имевшего замечательную картинную галерею, к нему перешла «лютая собирательская страсть». Она проявлялась в особой стихии. В «Воспоминаниях» приводится эпизод из гимназической жизни, который повлиял на выбор жизненного пути.
«Перед Рождеством случилось событие, повлиявшее на направление всей моей жизни и на выбор профессии». Во время прогулки по Дерибасовской улице внимание привлекла выставленная в витрине книжка «Коневодство». «До этого я не знал, что есть книги о лошадях, и просил гувернера зайти купить книжку. Она оказалась первым изданием известного учебника профессора Кулешова». Яков с жадностью принялся за чтение, но для ученика третьего класса некоторые разделы оказались чересчур серьезны, их одолеть он не смог; зато часть о конских породах перечел несколько раз, внимательно рассматривая иллюстрации... Спустя несколько дней снова пришел в книжный магазин, приобрел все имевшиеся книги о лошадях, полностью прочел их, но изложение не впечатлило, показалось сухим. Вскоре купил «знаменитую книгу В.И. Коптева — и погиб...». В этой книге подросток нашел «свою стихию», «ответы на все вопросы... молодой души». Автор рисовал лошадей и жизнь заводов так, что от книги невозможно было оторваться: «...Я все больше и больше прикасался любовью к орловскому рысаку, которой остался верен всю свою жизнь». Профессор Коптев, написавший книгу, стал «идейным вдохновителем, учителем и тем, кому я хотел верить и думал в будущем подражать». С книгой Коптева Яков Иванович Бутович не расставался всю свою жизнь.
Книга ученого-зоотехника П.Н. Кулешова «Коневодство» была издана в Москве в 1888 году. Автор знаменитого учебника, первым начавший читать курс коневодства, умел заинтересовать учащихся. В 1892-м вышло второе издание, впоследствии учебник многократно переиздавался. Книга В.И. Коптева «Материалы для истории русского коннозаводства. 1847—1887 гг.» (М., 1887) — юбилейное издание выдающегося русского историка, журналиста, освещавшего вопросы коннозаводства в «Отечественных записках», «Московских ведомостях», «Русском архиве». Разделы книги содержали биографические сведения о крупнейших коннозаводчиках Б.А. Черкасском, А.А. и Н.А. Болдаревых, Д.Н. Шереметеве, В.И. Шишкине и др., об их предприятиях; рассказывали о бегах в Москве и Туле, о конских выставках в Москве и Париже, включали статьи о коннозаводческой практике. Для Я. Бутовича эта книга стала особой, изменившей жизнь. Он перечитывал ее снова и снова, забросив учебу. Такое поведение чуть было не привело к исключению из гимназии. Мать уговаривала, наказывала, убеждала, но все напрасно. Чтобы домашние не отобрали книгу, Яков брал ее с собой на занятия. «Очевидно, во мне сидел ген одного из тех моих великорусских предков, который был человеком той же эпохи и коннозаводческой культуры, что и Коптев», — вспоминал Я. Бутович.
После смерти отца Яков получил меньшую часть наследства. Мать считала, что «поскольку Яша интересуется только лошадьми и картинами, то он скоро разорится».
Первые книги, гравюры, картины Я.И. Бутович покупал в антикварных магазинах Буша, Дациаро и Фельтена. Спустя годы приглашал художников на свой конный завод запечатлеть знаменитых лошадей — рекордсменов, чемпионов, основателей пород... В коллекции имелись портреты знаменитых лошадей: резвого, как говорили в то время, неистомого, коня Свирепого; арабского скакуна по кличке Сметанка, привезенного графом А.Г. Орловым-Чесменским после победы над Турцией; серого «в яблоках» Крепыша, названного «лошадью столетия», о котором говорили: «В XX веке гремело два имени: Федора Шаляпина и Крепыша»; золотисто-рыжего Сардара; «образца кавалерийской лошади» — Фабия; чемпионов-орловцев по кличке Улов, Пион, Бокал, Бравый, Барвиха...Чистокровные скакуны и рысаки, «лошадиная аристократия» всегда ценились необыкновенно высоко. Еще Шекспир сказал: «Коня, коня! Полцарства за коня!»
Бутович знал биографии коней, их достижения, привычки, капризы. Некоторые картины и гравюры приобретал у авторов, со многими художниками был знаком лично. Яков Иванович был представлен И.Е. Репину, бывал у него в мастерской. Чтобы «познакомиться с русским портретистом Серовым и прозондировать почву, не сможет ли он написать хотя бы один портрет лошади», приезжал в училище живописи и ваяния на Мясницкой улице. К 1911 году, когда состоялась их встреча, у Бутовича уже была работа мастера. В портрете коня Летучего был подмечен «дух лошади», отмечал собиратель, написать картину мог только художник-психолог. Серов обещал приехать в Прилепы ранней весной. Именно на этот период у Бутовича была договоренность с художником Р.Ф. Френцем, он готов был перенести его визит, но Серов сказал: «Не стоит переносить приезд пожилого Френца, я могу подождать». В тот же год Серов скоропостижно скончался. В поместье ежегодно с 1911 по 1915 год бывал художник Н.С. Самокиш, к этому времени уже известный, его работы выставлялись в Третьяковской галерее и в академическом музее. Художник работал буквально по 12 часов: утром писал этюды, после обеда — батальные сцены и виньетки для книг и журналов, спешно отправляя их в Петербург. В Прилепах он писал портреты Громадного, Петушка, Пташки. Ряд портретов пером, несколько карандашных рисунков, акварелей и три картины, среди которых капитальное полотно «Табун в движении».
Во время пожара в Прилепах, вспыхнувшего в новогоднюю ночь 1913-го, художник вместе с владельцем галереи выносил из горящего дома картины. В первую очередь бросились спасать полотно ВА. Серова «Портрет рысака Летучего» — жемчужину галереи. Картину, не имеющую себе равных по художественной ценности, Бутович пытался приобрести в течение нескольких лет. Портрет светлосерого жеребца был выполнен художником в 1886 году для коннозаводчика И.Т. Малютина, тот перед смертью подарил картину известному наезднику П.А. Чернову, у него Бутович купил картину и считал ее своим лучшим приобретением. Профессор В.О. Витт в книге о конном заводе Я.И. Бутовича так описывает изображение Летучего на картине: «...создается впечатление, что он хочет выступить из рамы и следующим своим движением ударить, отбросить непрошенного посетителя, осмелившегося слишком близко подойти к нему. Недоверчиво строгим взглядом смотрит жеребец, и становится ясным, что огневой темперамент лишь с трудом поддается обузданию со стороны человека, с не меньшим трудом, чем поддается запечатлению на полотне кистью художника».
В 1910—1911 годы в Прилепах работал художник С.С. Ворошилов, который был присяжным портретистом Московского бегового общества. Художник выполнял портреты коней по фотографиям. Фотограф снимал лошадей, и когда снимки получались удовлетворительными, художник отправлялся на конюшню, в записной книжке отмечал масть и приметы (не краской, а словами): «К часу портрет был нарисован и раскрашен». Коллекционер ценил его работы не за художественную ценность, а как исторические, иконографические документы эпохи. Приезжавший в Прилепы СА. Виноградов работал, напротив, мало, но очень быстро, «его холст превращался в гамму ярких, кричащих и играющих всеми цветами радуги пятен», он «чувствовал лошадь», «умел ее писать».
Яков Иванович Бутович обращал внимание на работы художника Р.Ф. Френца — романтичные, отвечавшие внутреннему строю его души. Познакомиться с художником Бутовичу помог торговец картинами итальянец Тренти. Коллекционер ездил к престарелому художнику на Гатчину, приглашал его для написания большой картины «Табун прилепских маток»: «Перед глазами была картина Сверчкова «Холстомер среди рысистого табуна», знал картину «Табун мазуринских маток», воспроизведения табунов польских помещиков кисти Коссака, я задумал заказать изображение табуна моих кобыл». Художник был скорее живописцем, считал Бутович, нежели рисовальщиком, его картины и акварели были очень хороши по тону. Р.Ф. Френц прибыл в Россию по вызову двора еще совсем молодым человеком, был придворным художником русских императоров, писал лошадей, собак, картины охотничьего жанра. Работал медленно и тщательно. Его сын Р.Р. Френц прекрасно рисовал, на картинах отца писал пейзажи. Заказанная картина была готова осенью 1912 года, через год, как художники, отец и сын, вернулись на Гатчину. Полотно имело большой успех, было дважды повторено для других заказчиков, воспроизводилось в журналах.
Интересна история приобретения картины работы Бартоломея Франца, данная в «Описании Прилепской коннозаводческой галереи» Якова Бутовича. Картина была написана в конце XVIII — начале XIX века. На ней изображена голова лошади в окне конюшни. На обороте холста была надпись: «Сия картина принадлежит графу Орлову прозвания этой Сметанки...» Ее обнаружил собиратель в доме коннозаводчика Н.Н. Оболенского на Сивцем Вражеке в Москве. В доме, убранном в духе 40-х, было немало интересных для лошадника вещей: иппической бронзы, гравюр, портретов знаменитых скакунов. Это объяснялось тем, что усадьба была унаследована от А.М. Хилковой. От старого слуги, «еще хилковского», Бутович узнал о хранившейся на чердаке картине, которой дорожили прежние хозяева. Это и был портрет, принадлежавший «еще самому батюшке Орлову». Собиратель купил картину для Прилепской галереи.
Бывая у друга ДА Расторгуева, Бутович любовался работами Н.А. Клодта — внука известного скульптора П.К. Клодта. В очерках Бутович отмечал, что любовь к лошадям была у художника наследственной. НА. Клодт написал в Прилепах портреты Громадного, Слабости, сделал рисунки для журналов.
В мемуарах Бутович описывал свой приезд в поместье вместе с Н.И. Кравченко. Из Петербурга до Тулы они добирались курьерским поездом. Было темно, «на пегой тройке гусем ехали с факелами в деревню». Художник был в восторге от ночной езды, быстро сделал десять зарисовок. Хотел с натуры написать жанровую картину. Надо было запрячь пегого мерина, приготовить розвальни. Кравченко решил писать не маслом, а акварелью. Просил распорядиться, чтобы сани подвезли к окну, стал рисовать с натуры из теплого кабинета.
Также в мемуарах Яков Иванович Бутович писал о А.Д. Кившенко, «талантливом баталисте, жанристе, блестящем изображателе охотничьих сцен», получившем известность за картину «Военный совет в Филях». В очерке о нем рассказывается, как проходили аукционы: участники осматривали выставленные работы, договаривались не увеличивать сильно цену, картину покупал кто-либо из коллекционеров, а вечером в доме одного из них начинался настоящий аукцион. Так были приобретены для галереи эскизы к батальным картинам Кившенко.
Многие считали, что Бутович обладал даром гипнотизера. Коннозаводчик В.А. Щекин вспоминал эпизоды поисков коллекционера. Яков Иванович регулярно просматривал отчеты художников-анималистов петербургской Академии художеств. Узнав о неизвестной работе академика Н.Е. Сверчкова, писавшего портрет жеребца Досадного у князей Черкасских, отправился в департамент геральдики для изучения родословной князей Черкасских. Его ждало разочарование: род Черкасских прекратил свое существование. Тогда Бутович стал собирать сведения о дальних родственниках Черкасских, начал их объезжать. Картина была обнаружена у княгини Гагариной в Кирсановском уезде Тамбовской губернии, однако продавать семейную реликвию хозяйка не соглашалась. Бутович попросил разрешение остаться в доме до утра, а за ужином стал рассказывать собравшимся о событиях из жизни их рода, подмечал внешнее сходство. Растроганная воспоминаниями графиня подарила картину гостю.
У Бутовича была самая большая в России коллекция картин, эскизов, гравюр Сверчкова. Картину Сверчкова «Затравили» Бутович мечтал приобрести не один год. Она была в галерее Ю.А. Воейковой. Когда галерея распродавалась, картину купил московский миллионер Стахе- ев, она вошла в приданое его дочери, вышедшей замуж за А.А. Богданова. Богданов развелся с женой, но картину у нее купил. Уезжая за границу, он продал картину Бутовичу. У Богданова была еще одна известная картина Сверчкова — «Катание троек на масленицу». Она была выполнена Сверчковым по заказу Академии художеств для всемирной выставки 1876 года в Филадельфии, где была отмечена золотой медалью. Чтобы полотно не было вывезено за границу, его купил у автора Кокорев. 39 лет картина украшала кокоревский особняк в Царском Селе, после смерти мецената была выставлена на аукцион, приобретена «нефтяным королем» Лианозовым, затем перешла к Богданову, от него — Бутовичу. Картину Сверчкова «Отдых в поле» собиратель приобрел у петербургского антиквара Смирнова в 1912 году. В Петербурге у антиквара Б.К. Чекато в 1910 году были куплены парные конные портреты генерала маркиза Траверсе и его жены. В московском и петербургском доме любителя старины графа Г.И. Рибопьера находилось несколько картин Сверчкова и кожаный портсигар его работы с миниатюрой на слоновой кости. Над письменным столом графа висела пастель, выполненная Сверчковым в 50-х годах, с изображением чистокровной кобылы в очень трудном ракурсе. Во время революции особняки графа были разграблены, пастель удалось приобрести Бутовичу у московского антиквара Желтухина. Два небольших портрета, изображавших лошадей графа — кобылу Славу и Павлина, собиратель приобрел в магазине Московского потребительского общества на Кузнецком мосту. В галерее Якова Бутовича были работы Н.Е. Сверчкова «В метель», «Ямская тройка», «Возвращение с охоты», «А.Г. Орлов-Чесменский в санях на Барсе», «Охота на медведя» и др. Современников поражало умение художника правдиво изображать сцены из охотничьей жизни, ямщиков, жанровые эпизоды, портреты заводских жеребцов. Яков Иванович не был знаком лично с Н.Е. Сверчковым, художник умер в 1898 году, но знал его сына Георгия и вдову Поликсену Владимировну. Он написал исследование о художнике Сверчкове, но издать не успел. Я.И. Бутович писал о себе: «В то время любил картины, быть может, больше, чем лошадей». И добавлял: «На собирание коллекции ушли лучшие и наиболее счастливые годы моей жизни».
Я.И. Бутович собрал, как он сам оценивал, «весьма хорошую коннозаводческую библиотеку». Некоторые издания были только у него. В воспоминаниях сохранился рассказ о приобретении им «комплекта редчайшего, все три года, с 1823-го по 1826-й включительно, с отдельным томом картинок и в старых переплетах» журнала «Ежегодник охотника до лошадей». «Это была находка!» — писал коллекционер о новом приобретении. Авторитет Бутовича как знатока иппологической литературы, коннозаводства был неоспорим. В мемуарах любителей лошадей упоминается разбор Я. Бутовичем «Холстомера». Конник подтвердил профессиональную точность Л. Толстого, «глубокий коннозаводческий смысл», отыскал в произведении множество оттенков, незаметных для неискушенного читателя, в описании экстерьера, приемов езды, конюшенного быта, но отметил и погрешности, тщательным образом проработанные и намеренно внесенные автором в текст.
Яков Бутович постоянно поддерживал контакты с литераторами, художниками, антикварами. У него зародился план нового современного иллюстрированного журнала о лошадях. В октябре 1907-го, взяв «с собой только библиотеку, обстановку трех комнат и повара», Бутович переехал в Москву. Место для будущей редакции было выбрано на Петербургском шоссе. Основным помощником стал приглашенный на место секретаря А.Н. Пейч. Бутович характеризовал «старика Пейча» как умнейшего человека, талантливого рассказчика: «...никто лучше Пейча не мог завязать интригу и затем дать ей надлежащее направление». Издатель подписал контракт с типолитографией
В. Чичерина, технически оснащенной (именно в ней издавался журнал «Конская охота», здесь в 1887 г. была издана любимая книга Бутовича «Материалы для истории русского коннозаводства» В.И. Коптева). Название журнала долго обсуждалось. «Больше всего мне улыбалось бы назвать журнал просто «Орловский рысак, — писал Бутович. Но дать односторонний заголовок было невозможно — это сразу оттолкнуло бы скаковых охотников и многих других». Остановились на придуманном Пейчем названии «Рысак и скакун». Уже через несколько недель портфель редакции наполнился разнообразными материалами: статьи, заметки, даже рассказы. «Журнал был задуман мною широко, — вспоминал Бутович. Изящное оформление на хорошей веленевой бумаге, богатые иллюстрации, цветная твердая обложка». Все это удорожало издание, но материальные затраты стоили того. У журнала были и противники: газета Генерозова, направлением которой «были справедливо возмущены» сотрудники журнала, метизаторы... В коневодстве, как и в культурной жизни, сложились партии «славянофилов» и «западников». «Западники» поощряли ввоз американских рысаков. За одно с ними держались «метизаторы»... Журнал издавался в сложное время. Редактор-издатель описывал эпизод, когда Пейч пришел к нему «со снурком на шее»: секретарь редакции носил с собой крупную сумму денег «на случай революции и захвата банков».
6 января в 7 часов вечера Якову Бутовичу принесли из типографии первый номер журнала. На обложке красовалось «7 января 1907 года» и «№ 1». Журнал выходил по воскресеньям, но был готов накануне. На обложке была помещена редкая фотография, подаренная Бутовичу коннозаводчиком Н.П. Милютиным. Журнал имел коннозаводческий, спортивный, ветеринарный, информационный отделы — «...для всех, кто любит лошадь... кому дороги интересы коннозаводства и спорта». Для работы были приглашены А.Ф. Грушецкий, Г.Я. Политковский, князья
С.П. Урусов и Д.Д. Оболенский, Пейчи — отец и сын. Я. Бутович готовил передовые статьи, материалы «по рысистому отделу», сам подбирал фотографии, картины для снимков. «Хороший подбор сотрудников, корректное направление журнала привлекли много подписчиков и создали редактору-издателю тот авторитет, которым я начал пользоваться в самых высоких кругах», — подытоживал Бутович. Редактор-издатель приглашал писателей- беллетристов, «украшением издания» мог стать популярный писатель Эртель. Однако к концу первого полугодия выявился крупный долг типографии. Знакомые отказывались одалживать деньги на издательскую деятельность. «Как мало солидарности было у русских людей! — сокрушался Бутович. Ведь я боролся за общее дело». После Я.И. Бутовича редакторами-издателями были А.Н. Пейч, Н.А. Афанасьев. Журнал издавался с 1907 по 1917 год. О своем журнале Яков Бутович с гордостью заявлял: «Могу смело сказать: всякий, кто познакомился с годовым комплектом «Рысака и скакуна» за 1907 год, скажет, что ни до, ни после в России не было такого красивого, роскошно оформленного периодического спортивного издания».
Ольга ШКАБЕЛЬНИКОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 90 (октябрь 2011), стр.34