В Кускове, как и во Многих другие русских усадьбах были слиты воедино самые различные виды искусства: архитектура, театр, скульптура, книги, живопись, произведении декоративно-прикладного искусства, Граф Петр Борисович Шереметев собрал богатейшие коллекции, в состав которых входили и прекрасные образцы отечественного и зарубежного стеклоделия. Лишь немногие Хрупкие «свидетели» «Золотого века» Кускова сохранились до наших дней.
Тем ценнее нас те иногда скупые, упоминания «стеклянных и хрустальных штуках» даХ Дворца и Голландского домика, существующие в описях XVIII века. Конкретные описания тех или иных предметов помогают нам «увидеть» стеклянные вещи в их изначальном окружении, напоминают об уже утраченных и позволяют иногда атрибутировать неизвестное произведение.
Богатство и пышность дворцовых приемов времен Екатерины II отмечали и соотечественники, и иностранные гости. Старались не отставать в организации празднеств и сановные вельможи, имевшие честь принять императрицу в своем дворце. Для придания столу парадного вида в это время использовались предметы из серебра и камня, фарфора и стекла. Побывавший на приеме у графа П.Б. Шереметева французский посланник граф Сегюр, среди прочего удивления богатству Петра Борисовича, также отмечал: «Всего удивительнее то, что несметное число хрустальной посуды, покрывшей весь стол, за которым сидело сто человек гостей, было украшено и обогащено дорогими неподдельными каменьями разных пород и цветов, чрезвычайно ценными»
Уникальное художественное убранство залов и гостиных Дворца, или, как его называли в XVIII веке, Большого дома, щедро дополнялось зеркалами в золоченых рамах, люстрами, канделябрами и подсвечниками («шенданами») с хрустальными подвесками. В Прихожей гостиной (здесь и далее орфография и пунктуация сохранены) «по сторонам зеркала два шендана медных золоченых з двойными трубками на них подвески хрусталные»2. В Парадной спальне «на камодах два шендана фигурных стразовых с подвесками в них для свеч по две трубки вкладных»3. И особенное великолепие в Зеркальной галерее: «По углам на резных постаментах поставлены болшие хрусталные шенданы медные золоченые с фигурами и подвесками каждой о шести свечах. Во всей галереи по сторонам у каждого зеркала поставлено 24 шендана медных золоче- ных с хрусталными фигурами с подвесками каждой о трех , свечах»4. Вполне вероятно, что некоторые из этих предметов принадлежат к произведениям Петербургского стеклянного завода (в 1770—1780-е гг. — Потемкинского, впоследствии — Императорского стеклянного завода)5. В 1780—1790-е годы на этом предприятии изготавливали различные детали осветительных приборов: чашечки, свечные трубки, подвески, которые впоследствии собирались в готовые изделия в мастерских бронзовщиков и медников.
В Библиотеке Дворца, в которой не было книг, но были собраны разнообразные предметы, свидетельствующие об образованности и увлечениях владельца усадьбы, находились и стеклянные предметы. В частности, в одном из застекленных встроенных шкафов на верхней полке находились: «1 карафин хрусталной граненой золоченой по нем кабан сабака и охотник с ружьем. 2 кувшинчика хрустал- ные круглые широкие горлушки на боку вырезано вензели и сверх их короны. 1 крушка хрусталная с ручкою и с крышкой граненая на ней вензель и корона»6. Графин с изображением сцены охот мог принадлежать как к изделиям западноевропейских заводов, так и к изделиям Потемкинского завода, где в 1770-е годы только начали разрабатывать декор графинов, бокалов и рюмок. Основой для создания собственных образцов служили произведения, выполненные в Богемии. Интересны упоминания о двух кувшинчиках и кружке с гравированным изображением вензеля и короны. Чьи вензеля, к сожалению, не указано. Это мог быть вензель Петра Борисовича Шереметева под графской короной на заказных предметах Потемкинского завода, а, возможно, вензель Екатерины II на предметах так называемой приборной посуды.
Еще один интересный предмет Библиотеки — это «в жестяном футляре трубочка хрустальная з градусами чем пробуют вина»7, а попросту — виномер-сахаромер для контроля брожения при приготовлении вина.
Среди обилия зеркал и хрусталя Танцевального зала : Дворца находился целый ансамбль стеклянных произведений, описание которых заставляет восхититься их красотой. До наших дней этот комплект не сохранился. На каминах: «Два ваза зеленого стекла граненые в медной золоченой оправе ручки корешками. 4 вазика поменше тогож зеленого стекла в медной резной золоченой оправе у коих вместо ручек козьи головы. 4 вазика и тех же поменше такогож зеленого стекла граненые чешуею в медной золоченой оправе и сверху ручки на подобие набранных бусов книзу кисточки. 4 шенданчика такогож зеленого стекла чешуичетые поддоны медные четвероуголные золоченые в них накладные трубки медные ж золоченые» 8. Мы можем предположить, что данные произведения были выполнены на Потемкинском заводе. Богатейшая палитра цветного стекла, созданная на основе многочисленных опытов М.В. Ломоносова, позволяла художникам и мастерам завода создавать уникальные произведения для императрицы и столичных вельмож, к которым, несомненно, относится и данный ансамбль. Изделий из цветного стекла конца XVIII века сохранилось очень мало. Чаще встречается синее, фиолетовое, красное стекло и реже всего — зеленое. Зеленый цвет получали с помощью соединений меди, введенных в стекло бесцветное. Получалось оно «превосходное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд»9. Возможно, формы ваз навеяны творчеством французских мастеров декоративного искусства, что было характерно для произведений Потемкинского завода последней трети XVIII века.
Одним из декоративных элементов торжественной и изысканной Парадной столовой Дворца, где накрывался стол для самых почетных гостей, являлась горка-буфет, включенная в полукруглую нишу. Подобные горки служили одним из важнейших элементов оформления столовых. На них выставлялись наиболее редкие и ценные предметы посуды из фарфора и стекла. Стеклянные предметы, находящиеся на горке, в описи выделены отдельно:
«На том буфете 2 карафина маленких граненых з золотом при них втулки такиеж. 6 стаканов граненых з золотом по них лес звери и охотники дны красные в срединеднов фигурки. 4 росолничка граненые широковатые на высоких поддонцах на подобие раковин резные. 1 латочик хрусталной граненой. 2 сахарницы граненые хрусталные з золотом на них крышки. Две рюмки старинные аглинские болшие ис коих на одной едущей человек на козле на другой купидоны и музыка. 2 карафина вишневатого цвету с вензелями. 1 рюмка тогож цвету с бортиком вызолоченым. 2 стакана граненые з золотом по них охота ис коих один разбитой. 1 кубок с крышкою граненою по гранем цветочки с зеленою и с золотом...»10
Некоторые из перечисленных произведений можно примерно атрибутировать. Интерес представляют шесть граненых стаканов с изображением сцен охоты и красными донышками. Их описание напоминает произведения богемских мастеров 1730—1740-х годов, выполненные в технике межстеклянного золочения, когда между стенками бесцветного сосуда помещалась золотая фольга с гравированным рисунком. Одним из самых популярных сюжетов на подобных стаканах и бокалах являлись сцены охоты, демонстрирующие одно из развлечений господ в своих имениях. Произведения с аналогичным декором находятся в коллекции музея (ил. 1 —2).
Работа в технике межстеклянного золочения необычайно сложна, трудоемка. Подобные изделия выполнялись на заказ в единичных экземплярах и часто использовались в качестве сувениров. В то же время, в 1770— 1790-е годы отмечается интерес Императорского двора к подобным изделиям, в связи с чем на заводе Потемкина похожий декор переносится на поверхность изделий, что упрощало работу мастеров и позволяло исполнять стеклянную посуду небольшими тиражами («дюжинами»).
«2 карафина витиеватого цвету с вензелями. 1 рюмка тогож цвету» выполнены из стекла «золотой рубин» (в его состав входило золото), или, как его называли в то время, «алая материя». В 1780—1790-е годы оно ценилось особенно высоко. Князь Г. Потемкин заказывал из «золотого рубина» изделия для подарков Екатерине II. Скорее всего, и граф Шереметев имел возможность заказывать для себя произведения из этого дорогого и изысканного стекла.
В отличие от парадных интерьеров, небольшая Личная уборная, где можно было поправить парик, грим и платье, содержала предметы бытового назначения, которыми можно было воспользоваться графу во время кратковременного там пребывания: «Для чернильницы и песошницы станочик по серебреной на 4-х ножках с ручкою. В нем чернильница и песошница хрусталные граненые сверх и оправа посеребренная ж. Одна скляночка
хрусталная для вотки продолговатая с хрусталною пробкою и сверх ее втулка серебреная. Две скляночки круглые высоконкие хрусталные граненые чешуйчетые с хрусталными пробками втулки серебреные... Одна рюмка хрусталная граненая. Два стаканчика хрусталные ж. Один одного болше по них резьба цветы с золотом и ободочки золоченые»11. Из предметов обихода, предназначенных для личного пользования графа и членов его семьи, сохранился единственный стеклянный предмет. Туалетный флакон с надписью «Графины Варвары Алексеевны Шереметевой 1756 НО 24» является редким датированным произведением, созданным на одной из русских частных стекольных фабрик, принадлежал он супруге Петра Борисовича Шереметева — Варваре Алексеевне, в девичестве Черкасской (ил. 3).
Как мы видим, стекло широко использовалось в парадных и камерных интерьерах Дворца и даже создавало определенные декоративные акценты художественного убранства. В несколько иной роли стекло выступает в одном из павильонов Кускова — Голландском доме.
Этот павильон был построен в 1749 году, в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Некоторые служебные помещения домика являлись объектами специального осмотра гостями. Например, кухня, где можно было увидеть образцовый интерьер в «голландском вкусе», демонстрирующий в том числе предметы из фарфора, фаянса и стекла. В Зале Голландского домика на втором этаже устраивались приемы гостей, здесь сервировали стол. Сохранившаяся опись Голландского домика 1780— 1790-х годов отмечает, что стеклянным предметам в этом павильоне было отведено специальное место.
В кухне домика «по передней стене вместо шкапа 5 полок с перегородками дощатые на них поставлено аглинской граненой хрустальной посуды»12.
Английский хрусталь, как новый вид стекла на основе высокого содержания оксидов свинца, был открыт в 1676 году Георгом Равенскрофтом. Отличительные качества этого материала — блеск, сияние, светоносность — были выявлены в последней четверти XVIII века с помощью специального способа декорирования стекла — бриллиантовой, или алмазной грани. Английский хрусталь ввозили в Россию в большом количестве, и русская знать с удовольствием украшала им свои столы.
Из хрусталя изготавливались самые разнообразные формы столового стекла: широкие и мелкие чаши, предназначенные для засахаренных фруктов, маленькие чашечки для желе, сиропов, напитков из сливок, молока с вином, сидра с сахаром. Почти плоские чаши на ножке, поставленные друг на друга, образовывали пирамиду. Описание подобных предметов мы видим в описи Голландского домика:
«...Одна пирамида болшая хрусталная круглая грановитая составляится в трех штуках на подобие подносов на хрусталных подоннах один другова менше коя одна в диаметре 11 вторая 9 третья 6 вершков. На тех штуках чашка грановитая на высоко поддонаж. На тех штуках поставлены для сладких канфектов. 9 блюдечек неболших хрусталных грановитых еще 2 блюдечка таких же. 12 чашечек маленких грановитых же. 2 поддона хрусталные высокие вышиною по 4 вер. 3 чашки для ягод болшие вышиною 4 вер. в диаметре 41/2 вер. и с крышками на крышках шишки у коих чашек края местами пообиты. Еще одна чашечка грановитая бес крышки на поддоне и края немного пообиты, вышиною 4-х вершков шириною 41/2 вер. (взято из болшого дому). 23 чашки граненых высоконких из которых полощут рот в диаметре 2^/4 вер. края грановитые»13. «1 пирамида, неболшая глаткая с цветочками составная в 4-х штуках на подобие подносов одна другой менше на них 4 чашечки с ручками поболша и 6 чашечек поменше»14.
Плоские чаши, из которых составлялись пирамиды, имели и другие функции: их использовали для омовения рук или охлаждения вина.
Формы предметов сервировки стола в XVIII веке восходили к английским прототипам. На рубеже XVII—XVIII веков появились основные типы английских бокалов, а также других форм столового стекла, примером которых служит следующее описание:
«...4 карафина круглые маленких высокинких с закладками... 12 стаканов болших. 12-же стаканов средних таких же. 12-же стаканчиков неболших таких же из коих 4 желтоватые. 8 рюмок болших для лимонату. 12 рюмок пивных высоких. 68 рюмок для вина...» 15
Несколько из этих предметов находятся в коллекции Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» (ГМК). До наших дней сохранились 40 рюмок из Основного собрания Шереметевых, цилиндрической формы, с чуть расширенным верхним краем и ножкой, украшенной филигранью (ил. 4).
Именно такая форма английской рюмки предназначалась для вина. В коллекции музея находятся и другие формы английского стекла, возможно, тоже бытовавшие в Голландском домике. Такие же гладкостенные рюмки, но конической формы, сохранились в количестве 82 предметов. Нить-спираль молочного или красного стекла, иногда комбинированная, в ножке английских бокалов появилась
в середине XVIII века и сохраняла популярность до конца 1770-х годов (ил. 5). Четыре бокала с высоким узким корпусом без гравировки предназначались для шампанского (ил. 6). Девятнадцать маленьких рюмочек на очень высоких ножках — для ликера (ил. 7). Следует обратить внимание на их ножку, украшенную так называемой филигранью «играющая ртуть». Подобная воздушная спираль образовывалась за счет внедрения внутрь стекла капель воздуха с помощью металлических стержней. Последующий процесс вытягивания и закручивания стеклянной массы давал возможность воздушным каплям превращаться в филигранную нить. Подобный художественный прием принадлежал только английским мастерам стеклоделия. До середины XVIII века корпус английского бокала чаще всего оставался гладкостенным. В 1750-е годы в Англии стала распространяться техника гравирования по стеклу колесом Скромный гравированный растительный декор, типичный для английского хрусталя середины XVIII
века, на бокале из собрания Шереметевых свидетельствует о назначении данного предмета (ил. 8, 9). Изображенные побеги и плоды хмеля и ячменные колосья говорят о том, что из такого бокала пили эль — темный и густой хмельной напиток.
Большое место в «царстве стекла и хрусталя» Голландского домика занимали всевозможные тарелки, блюда, чашки и блюдца, рассольники («росолнички») — лоточки и чаши разнообразных форм и размеров, иногда с крышками: «...5 тарелок по них цветочки в диаметре 5 вершков. 1 тарелочка глубокая по краям место каймы цветочки в диаметре 4 V4 вер. 1 тарелочка по ней и по краям цветочки внутри подсолнишниками в диаметре 5 V4 вер. 3 тарелки по них звездочки и края грановитые в диаметре 5 вер. ...1 тарелка глубокая толстая, посредине репеек по краям цветочки в диаметре 41 /2 вер. 1 тарелочка плоская по краям четыре звездочки в диаметре 31/2 вер. 4 тарелки глубоких глатких по краям кайма в диаметре 4 вер. ...7 блюдичек чайных глатких и одна чашка чайная с ручкою. 6 блюд продолговатых осмиуголных длиною 6 шириною 41/2 вершков. 5 блюдичек маленких грановитых шестиуголных... 1 расолник на поддоне овалной грановитой кругом ево репейки... 6 расолников овалные на поддонцах по них цветочки...»16, — насчитывающие порядка 80 предметов.
Отдельно в описи Голландского дома выделено еще несколько видов предметов. Во-первых, столовый хрусталь с росписью золотом: «...посуды хрусталной с золотом 1 тарелка глубокая круглая в средине персонаж по краям звездочки в диаметре 4 1/4 вершков. 2 тарелочки восмиуголные по краям по два цветочка и по две фигурки золоченых в диаметре 4 вер. 6 стаканов граненых по них цветочки и крышки золоченые. 6 стаканов средних таких же. 6 стаканов небол- ших таких же...»17 Во-вторых, предметы из молочного стекла Этот тип стекла приобрел особую популярность в XVII— XVIII столетиях из-за сходства с фарфором, который в то время был в моде и осваивался в Европе. Белое непрозрачное (глушеное) стекло получали за счет добавления толченой жженой кости, или костяной муки. В России молочное стекло стали производить с конца XVIII века на Императорском стеклянном заводе. Данных о его производстве в это время на русских провинциальных заводах нет, хотя в литературе иногда встречается атрибуция произведений из этого стекла, как созданных на частных отечественных предприятиях. Вновь обратимся к описи Голландского дома:
«...Посуды похожей на фарфор белой. 10 тарелок белых по них цветочки и края золоченые в диаметре 4 вер. Масляница белая овалная лощетая с крышкой по них полоски золотые и промеж их цветы с поддоном. 2 масля- ницы на ножках с крышками на крышках ножки с вставными глазами и у одной глаз выпал и в тех масляницах по одной ложке под ними поддоны овалные длиною 5 1 /'2 шириною 4 1/2 вершков. 1 кувшинчик с крышкою и с ручкою. 2 кружечки с ручками без крышек края золоченые по них расписаны цветочки из красок. 1 кружечка с ручкою и с крышкою края вызолочены и по ней расписано живописью при дереве пирамида и мущина...» 18
Представление о несохранившихся предметах молочного стекла из графского собрания могут дать аналогичные образцы из коллекций музея. Отметим несколько предметов, большинство из которых — тарелки с полихромной росписью, которые расписывали в традициях росписи на фарфоре (ил. 10).
В формах и сюжетах росписи угадываются произведения богемских мастеров второй половины XVIII века. Масленки («масляницы») и сахарницы с крышками — пожалуй, одни из самых популярных предметов, созданных из молочного стекла. «Лощетая» масленка — это предмет для подачи масла к столу с рельефным корпусом, состоящий из выпуклых или вдавленных удлиненных овалов (от «ложок» — удлинение, вдав- ленность). Аналогичные предметы также находятся в коллекции ГМК (ил. 12).
Не совсем понятна фраза «на крышках ножки с вставными глазами». Это может быть украшение крышек в виде гладко отшлифованных кусочков стекла (кабошоны), а может быть и украшение драгоценными камнями. Характерный для рокайля сюжет росписи на кружечке с крышкой также имеет аналоги в собрании музея (ил. 11).
В описи Голландского дома упоминаются разнообразные емкости для цветов (ни одна из них не сохранилась до наших дней). Причем большинство из этих предметов были украшены гербами рода Шереметевых!
«...3 цветника болших кубова- стых с крышками у одного у крышки края пообиты, а у друго- ва которой взят из лакасины19 совсем без крышки вышиною 7 V2 вершков. 3 цветника кубовастых с крышками на них гербы ево сиятельства. 3 цветника наподобие бокалов без крышек на них гербыж его сиятельства вышиною по 6 вершков. 5 цветников таких же вышиною 4 1/4 вер.»20, — по всей вероятности, были выполнены из прозрачного хрусталя, так как упоминаются среди хрустальной граненой посуды. Единственное сохранившееся кашпо из собрания Шереметевых представляет собой произведение отечественного стеклоделия из голубого глу- шеного стекла. Редкий, достаточно крупный предмет (высота — 40 см) мог бытовать в одном из павильонов Кускова, но сведений о нем пока не найдено (ил. 13).
Рядом с полками, на которых стояло стекло, судя по
описям, находился дорожный сундучок для провизии и посуды. Его брали в дорогу во время длительных переездов: «Погребец дубовой местами окован железом в нем снизу
выдвижной неболшой ящичек. В нем хрусталной цесарской посуды местами золоченой. 6 штофов болших с пробками оправленными оловом. 6 полуштофцов высоких с пробками. 2 скляночки для спиртов маленкие плоские продолговатые с закладочками хрусталными. 1 горчишни- ца с ручкою и с крышкою и в ней ложечка хрусталная. 1 бакалчик с крышкою. 2 рюмочки средних. 2 рюмочки маленких. 2 солонки...» 21
«Цесарской» посудой называли богемское стекло, ввозимое в Россию из владений австрийского императора. Оно было бесцветным граненым или гравированным.
Этот же термин употребляется в архивных документах по отношению и к стеклу, производимому на Ямбург- ских заводах22, недалеко от Петербурга. Им обозначали водочные и медовые стаканы, винные рюмки. Обе версии о происхождении указанных предметов позволяют отнести их либо к богемским образцам второй половины XVII века, либо к произведениям Ямбургских заводов первой трети XVIII века.
Из собрания П.Б. Шереметева происходят еще несколько предметов в коллекции музея: одиннадцать четырехгранных штофов с округлыми «плечиками» и высоким узким горлом (Россия, середина XVIII в.) (ил. 14) и сорок конических бокалов с воздушными пузырьками внутри ножки (Германия, Бранденбург, 1730-е гг.) (ил. 15). Они тоже представляют собой примеры форм столового стекла для сервировки столов. Отсутствие данных о них в описях не позволяет связать их бытование ни с одним из павильонов Кускова.
Стекло, включенное в общую картину торжественности, праздника и иллюзии, играло важную роль в убранстве интерьеров Кускова и сервировки столов. Рядом с репрезентативными, редкими, технически сложными в исполнении произведениями находились типичные и обычные для своего времени предметы. Являясь когда-то «участниками» пышных застолий и камерных приемов, в наше время они приобрели историческую, мемориальную и художественную значимость.
1Сегюр Л.-Ф. Записки о пребывании в России в царствование Екатерины П//Россия XVIII века глазами иностранцев. Л., 1989. С. 345.
2РГИА. Фонд Шереметевых (1780-1790-е гг.) № 1088. Оп. 17. Д. 69. Л. 99.
3Там же. А. 112.
4Там же. Л. 180.
5Петербургский казенный завод построен Виллимом Эльмзелем около 1735 г. на р. Фонтанке. После смерти Эльмзеля в 1738 г. отписан в казну и находился в управлении Дворцовой конторы. В 1774 г. переведен в с. Назью Шлиссельбургского уезда. В 1777 г. передан князю Г.А. Потемкину в «вечное и потомственное владение». В 1783 г. переведен в с. Озерки, в четырех верстах от Петербурга. После смерти Потемкина в 1792 г. перешел в казенное управление и стал именоваться Императорским. В 1890 г. прекратил свое существование и вошел в состав Императорского фарфорового завода.
6РГИА. Там же. Л. 147.
7Там же. Л. 158.
8Там же. Л. 180.
9Из записей лабораторного журнала М.В. Ломоносова. Пит. по: Малинина Т.А. Императорский стеклянный завод. XVIII- начало XX в. СПб., 2009. С. 46.
ю РГИА. Там же. Л. 191-192.
11Там же. Л. 138-139.
12Там же. Д 197. Л. 17.
13Там же. А. 17-18.
14Там же. Л. 19.
15Там же. Л. 19.
16Там же. Л. 20-22.
17Там же. Л. 22-23.
18Там же. А. 23-24.
19Лакасина - один из павильонов английского парка усадьбы Кусково.
20РГИА. Там же. Д. 197. Л. 22.
21Там же. Л. 24.
22Ямбургский завод основан в 1705 г. в г. Ямбурге. До 1727 г. находился в собственности князя А.Д. Меншикова. После его опалы перешел в казну. В 1730 г. отдан в аренду англичанину В. Эльмзелю. Прекратил существование к 1735 г. Жабинский завод в Ямбургском уезде впервые упоминается в 1717 г. Арендован А.Д. Меншиковым, с 1730 г. - В. Эльмзелем. Прекратил существование около 1735 г.
Виолетта МИКИТИНА
С самых первых лет XVIII века в английском стеклоделии последовательно развивалась тенденция дифференциации форм питейного столового стекла. Именно это направление и стало приоритетным в английской стеклянной индустрии на века, своего рода отличительной национальной чертой всех последующих этапов развития хрустальной продукции. Начиная с 1690-х годов появляются все основные типы, английских бокалов и других форм посуды для стола, а последующие 50 лет считаются лучшими годами английского стекла.
Гладкие формы развитых балюстербокалов соответствовали, по определению англичан, «мягкому британскому стандарту» в духе «очаровательной английской простоты», который стал обязательным в художественной промышленности начиная с 1697 года, а особенно влиятельным — во время правления королевы Анны. В предметном мире ценили простоту и гармонию пропорций — это и стало основой будущей английской элегантности интерьера.
Корпус английского бокала чаще всего оставался гладкостенным, но под влиянием континентальных вкусов с 1750-х годов стала распространяться техника гравирования по стеклу колесом (первое гравированное колесом стекло появилось в Англии в 1710-х гг.). В отличие от мягкого поташного богемского хрусталя, позволявшего резцу (медному колесу) проникать в массу стекла, английский свинцовый хрусталь был очень твердым материалом. Поэтому английская рисовка по стеклу — всегда поверхностная, менее детализированная и ограниченная, в основном, растительной орнаментикой. На английских бокалах почти не встречаются сложные композиции с портретами, вензелями, ведущими, мифологическими сценами, что было характерно для немецко-богемского стекла. Тем не менее под его влиянием на английском хрустале изредка изображали пирушки с надписями «Арржи его [бокал] вверх», сцены охоты, пейзажи, источником сюжетов которых был живописный декор английского фаянса и фарфора. И все-таки предпочитали
украшать бокалы скромными цветами, колосьями ячменя или пшеницы, побегами хмеля.
Сдержанный растительный декор — типичный для английского хрусталя середины XVIII века — свидетельствовал о назначении бокала. Например, если из бокала с высоким узким корпусом без гравировки пили шампанское, то с гравированными ветками пшеницы — пиво. А из украшенных хмелем или ячменными колосьями бокалов пили эль — темный густой хмельной напиток (завтрак среднего англичанина часто состоял из утренней кружки эля или пива с небольшим количеством хлеба и масла). Вокал же в форме колокольчика, иногда с расширенным краем, украшенный рисованными цветочками, предназначался для вина. Если подобный бокал не украшали, его судьба была предрешена: из него пили за здоровье дам и тотчас разбивали. Такого рода стеклянные формы назывались «тост», они почти не сохранились. В очень маленьких бокалах на высоких ножках подавали ликер, а те, что покрупнее и на короткой ножке, предназначались для портвейна и брэнди (в начале XVIII в. портвейн не считался утонченным напитком), которые появлялись на мужском столе, когда дамы удалялись в гостиную. Впрочем, дамы, тоже любили крепкие напитки — ликер и портвейн с чаем. Белое вино и шампанское предпочитали пить из цветных бокалов — темно-зеленых или аметистовых, красное — всегда из прозрачного стекла. В них подавали и mead — медовый напиток. Как известно, в первой половине XVIII века Аондон «был веселым, но отнюдь не добродетельным городом, в нем процветала традиция сэра Джона Фальстафа». Любимой темой разговора были напитки, так как считалось, что «вода сама по себе для англичан нездорова».
С 1745 года для тайных собраний якобитов заказывали бокалы, украшенные крупными гравированными цветками розы, шиповника, чертополоха, нарцисса, реже — незабудки или дубового листа. Иногда на стекле изображали порхающих бабочек и мотыльков (роза шиповника — геральдический цветок Тюдоров, чертополох — символ Шотландии, родины
Стюартов; нарцисс — цветок надежды; бабочка или мотылек — знак Старшего Претендента, пчела — его сына).
Наряду с эмалевой росписью бесцветных сувенирных бокалов расширилось производство цветного стекла, связанное с Стоубриджем и Бристолем. В 1760— 1770-х годах прозрачное, окрашенное в массе зеленое, реже — аметистовое и синее стекло еще не было достаточно популярным, тем не менее некоторые заводы его изготавливали. Традиция приписывала Бристолю ярко-синие стекла, Лондону — изумрудно-зеленые, Стаффордширу — молочно- опаловые, которые часто расписывали независимые мастерские.
В 1780-х годах приемы резьбы стали более разнообразными и широко распространенными: резчики исполь- завали углубленные штрихи, рифление, звездочки, «арки», а далее — геометризированные элементы, подобные тем, что были в ограненных алмазах. В итоге родился специфи- j чески английский способ рафинирования свинцового хрусталя — бриллиантовая грань (в России ее называли алмаз- ной). Произошла своего рода художественная революция в сфере декорирования стекла, так как именно бриллиантовая грань полностью выявила бесподобные качества свинцового хрусталя — его светоносное сияние и чрезвычайный блеск.
Графин на английском столе появился в 1760-е годы (раньше напитки подавали в бутылках). Его ранняя незамысловатая гладкостенная форма, чуть зауженная книзу, с узким высоким горлом и покатыми «плечами» иногда называлась «булавой». На его корпусе гравировали название содержимого (эль, портвейн, виски и др.) — своего рода этикетку. Иногда изображали виноград или ветку хмеля, делали памятные надписи. Закрывали графин конусовидной ограненной пробкой, которую отливали в форме, а затем обрабатывали резьбой.
В 1780-е годы получила развитие форма графина, названная «воронкой», с зауженным кверху корпусом, плавно переходящим в горло с каплевидной пробкой («таблетка» или «сердечко», сохранялась до 1820-х гг.). К концу
XVIII столетия на горле подобных графинов появились так называемые накладные кольца, а на притертую пробку водрузился гладкостенный шлифованный диск, из-за которого ее стали называть «мишенью» или «бычьим глазом».
Наконец, необходимо упомянуть еще одну форму сосуда, предназначенного исключительно для красного вина — кларета, которое считалось одним из самых старейших вин на земле. Это был графин с ручкой и сливом — нечто среднее между decanter и jug. В дальнейшем клареты изготавливали в форме настоящих кувшинов и фляг, называя их просто «кларет».
К подобным классицизированным формам относится и чаша — «тасса», в древности — символ роскоши. В зависимости от размера она предназначалась на английском столе и для охлаждения вина, и для омовения рук, и для ополаскивания бокалов. «Тассу», водруженную на ножку, использовали для пирожных. Почти плоские чаши на ножке, поставленные друг на друга, образовывали пирамиду, которую во второй половине XIX века стали называть «ком- порт». Разнообразные хрустальные формы, украшенные бриллиантовой гранью, выразили художественную суть поздней английской неоклассики, в которой настойчиво звучали ампирные ноты.
В последней четверти XVIII века резные узоры геометрического характера, в течение нескольких десятилетий завоевывавшие признание, стали ведущим видом декора. Примерно в это же время многие английские стеклоделы переселились в Ирландию — в Корк, Дублин, Ватерфорд и другие города, чтобы избежать тяжелых английских налогов. Это придало новый импульс развитию стеклоделия в Ирландии, где ранее оно существовало лишь эпизодически и в основном благодаря деятельности иностранцев. Золотым веком ирландского стекла был период около 1780—1825 годов. Стекло, мало отличающееся от английской продукции того времени, изготавливалось в большом количестве и широко экспортировалось.
Елена ДОЛГИХ
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №104 2013 стр 122