Лебединая песня прекрасной эпохи
«Лестница Оперы», 1877 год. Автор Луи Беру (1852–1930) (©Musée Carnavalet)
«Прекрасная эпоха» характеризовалась процветанием и технологическими инновациями, которые положили начало расцвету искусства. Относящееся к периоду с 1870-х годов до начала Первой мировой войны в 1914 году, времени относительной политической стабильности, французское выражение «Прекрасная эпоха» было придумано ретроспективно и пронизано ностальгией по лучшим временам перед ужасами мировой войны.
Пока часы отсчитывали 1900 год и начало нового столетия, неудержимое чувство оптимизма набирало силу. Этот оптимизм был рожден прогрессом, который ежедневно приносили новые чудеса науки и техники. Городские трущобы сметались бульварами, тусклые улицы освещались электрическим светом, телефон разрушил границы, и появился новый средний класс, эмансипированный, впервые в истории не обремененный трудом простого выживания, но вместо этого они жаждут комфорта, искусства и удовольствий во всех их бесчисленных формах.
«Бульвар Сен-Дени, Париж» – Жан Беро, 1875 г.
Сегодня в истории искусства, когда мы оглядываемся на Зарю двадцатого века, нас учат о художниках-авангардистах и таких движениях, как символизм, фовизм и экспрессионизм. Художественное значение «Прекрасной эпохи» часто упускают из виду в пользу прославления скрытого течения бунтарского и революционного искусства. «Прекрасная эпоха» отвергается как не более чем наигранность буржуазии и часто подвергается негативному художественному определению из-за ее декаданса, роскоши и легкомыслия. Слишком часто возникает ложное предположение, что искусство этого периода национализма и колониализма должно быть не более чем напыщенным, академическим и официальным. Такое упрощение является конструкцией сегодняшнего дня, и на самом деле «Прекрасная эпоха» стимулировала художественную репрезентацию на всех уровнях общества. Искусство истеблишмента противопоставлялось революционному искусству, но центральное место в «Прекрасной эпохе» занимает «искусство промышленности».Промышленное искусство использовало новое оборудование, такое как электропила, и технологии, такие как нанесение гальванических покрытий, для создания амбициозных произведений искусства, призванных продемонстрировать как художественные достижения, так и технологическое превосходство производителя. Выдающиеся производители предметов искусства, такие как бронзовщик Барбедьен и серебряник Элкингтон, которые преуспевали в производстве посуды и украшений для среднего класса, использовали имевшиеся в их распоряжении значительные ресурсы для производства нескольких невероятно роскошных предметов искусства для показа на крупных выставках конца девятнадцатого века.
Фабрика Christofle, Сен-Дени, Париж
Деталь "японского" навершия геридона работы французского мастера по серебру Кристофля, датированная 1885 годом, которая свидетельствует об их мастерстве в ‘восточной’ технике эмали.
Технический прогресс позволил достичь совершенства в сборке предметов искусства невообразимого до сих пор качества. Например, французскому серебряному мастеру Кристофлю, используя свой технологический опыт, удалось успешно имитировать японские техники перегородчатой эмали и патинирования бронзы смешанными металлами, которые ранее были ручной работой японских мастеров, работавших по многовековым техникам.
До 1889 года французский мебельный дизайн предавался культу прошлого. Это означает, что эбенисты посвятили свои значительные навыки созданию все более точных копий знаменитой французской мебели времен Старого режима. Наиболее популярны там, где, как известно, предметы принадлежали Людовику XVI и Марии-Антуанетте. Во время этого возрождения конца 19-го века мастерство парижских краснодеревщиков, возможно, достигло технического совершенства, превосходящего их предшественников 18-го века.
Акварель гостиной Жоржа Ремона, «Интерьеры стиля», Париж, 1907 год.
Эта мода была не просто подражанием или ностальгией, но и законным художественно-историческим упражнением в воссоздании славных достижений Великого века и восстановлении того, что было утрачено во время французской революции. В конце концов, революционные распродажи, которые включают в себя месячный аукцион содержимого Версаля, рассеяли многие сокровища из французской королевской коллекции по всей Европе. На таких выставках, как ретроспектива Музея 1865 года и выставка Марии-Антуанетты и времен сына в 1892 году, знаменитые произведения из Национального музея Мобиль впервые были представлены массовой аудитории, и их жадно рассматривали как коллекционеры, так и начинающие художники. Лучшие краснодеревщики, особенно семья Берделей, были по преимуществу репликаторами, но также создавали новые дизайны для современной мебели, наполненной акцентами Les Louis.
“Во Франции столяр-краснодеревщик всегда преуспевал в производстве декоративной мебели; и, постоянно обращаясь к более старым образцам в музеях и дворцах своей страны, он гораздо лучше знаком с тем, что можно назвать традициями его ремесла, чем его английский брат. Для него стили Франсуа Премьера, Анри Де и “трех Луидоров” являются классическими, а в красивой чеканке и отделке креплений, которыми французский бронзовщик украшает лучшие изделия класса люкс, почти невозможно превзойти его лучшие усилия, при условии, что будет заплачена необходимая цена; но во многих случаях эти суммы настолько значительны, что вряд ли могут вызвать доверие у тех, кто мало знаком с этим предметом. В качестве простого примера можно привести “копию” "Бюро Лувра" из коллекции Хартфорд-Хауса, которая обошлась покойному сэру Ричарду Уоллесу в сумму в 4000 фунтов стерлингов.”
Фредерик Личфилд, Иллюстрированная история мебели: от древнейших времен до наших дней, Лондон, 1899, стр. 247
«Королевское бюро» – Великолепная выставка Secrétaire à Cylindre
По мотивам , поставленному Людовику XV Жан-Франсуа Эбеном и Жан-Анри Ризенером
Автор: Эммануэль-Альфред Бердели, Париж, около 1890 года.
Этот впечатляющий письменный стол был изготовлен Берделеем примерно в 1890 году. Это превосходная копия королевского бюро, которое было изготовлено в 1760 году для короля Людовика XV королевскими краснодеревщиками Эбеном и Ризенером. Она представляет собой вершину в искусстве изготовления мебели, достигнутую парижскими мебельщиками Прекрасной эпохи. Бердели получил награды за свои работы на парижских выставках 1878 и 1889 годов, а также на Всемирной Колумбийской выставке в Чикаго в 1893 году. Вполне вероятно, что это бюро "Roi" работы Берделея было продано на Всемирной выставке в Чикого в 1893 году и впоследствии принадлежало "барону-грабителю" Джорджу Джею Гулду. Арт-дилеры, такие как братья Дювин, архитекторы, такие как Стэнфорд Уайт, и декораторы, такие как Жюль Аллард, - все они были заказаны для клиентов парижскими художниками, а роскошная мебель и предметы декора Берделея и его современников Генри Дассона и Пола Сормани украшали таунхаусы на Пятой авеню и особняки Ньюпорта Золотого века.
Стенд Берделея на Всемирной Колумбийской выставке, Чикаго, 1893 год
“Эти прекрасные предметы мебели нельзя строго назвать копиями; это элегантные приспособления, которыми Крессенты, Эбены, Бенеманы, Карлины, Даутрихи и другие великие краснодеревщики восемнадцатого века не отказались бы владеть”.
Генри Хавард пишет в журнале Art Journal рецензию на Всемирную парижскую выставку 1889 года ("Парижская выставка, глава IV. Раздел мебели’. The Art Journal, Лондон, 1889, стр. 20)
Справа изображен замечательный шкаф для драгоценностей, показанный Эммануэлем Цвайнером на Всемирной выставке в Париже в 1889 году; он является образцом нового стиля, проявляющегося в художественной мебели Прекрасной эпохи. Дизайн, выполненный скульптором Леоном Мессаже, демонстрирует сильное влияние Людовика XV и рококо и предвещает стиль ар-нуво. Она была куплена на парижской выставке для Марии Федоровны, российской императрицы (1847-1928).
Плакат Альфонса Мухи для сигаретной бумаги Job является одной из самых известных работ в истории дизайна и дает представление о Париже Прекрасной эпохи. Рекламный плакат в стиле изобразительного искусства был создан в Прекрасную эпоху, когда массовое производство создавало глобальные бренды и массовый маркетинг. Это был рассвет золотого века рекламы. Достижения в области полиграфии и производства рекламных плакатов сделали таких художников, как Анри де Тулуз-Лотрек, именами нарицательными, положив начало периоду массового, почти одноразового искусства.
Один из источников вдохновения для Диснеевского замка Золушки, великолепный замок Обири в стиле Прекраснойэпохи, расположенный в Сере, Восточные Пиренеи, был построен между 1893 и 1904 годами для Джастина Барду, главного наследника компании Job, производящей сигаретную бумагу в Перпиньяне, Франция.
Экспозиция скульптуры в Гранд-Пале для Всемирной выставки 1900 года.
Количество выставленных произведений искусства было поразительным: 3066 для Столетней выставки, 3336 для Декеннале и 4967 для всех зарубежных секций. Пресса призывала посетителей возвращаться несколько раз, чтобы не быть перегруженными. Выставка во Дворце изящных искусств также вызвала восхищение.
«Более великолепное собрание прекрасных вещей невозможно себе представить!»
Из произведений декоративно-прикладного искусства, представленных на Парижской выставке 1900 года, и в истории мебели ни одно изделие лучше не иллюстрирует триумфальные амбиции Французской Республики, вступившей в новое столетие, чем этот книжный шкаф со скульптурными фигурами. Захватывающая дух по масштабам и концепции "Большая библиотека" была шедевром ее создателя Франсуа Линке, чей стенд на выставке 1900 года был награжден золотой медалью, закрепившей за ним звание самого известного художника Прекрасной эпохи.
“Мистер Линке, начиная с 1900 года, имел удовольствие быть удостоенным первого места за свои произведения грандиозного богатства и композиции, которые завоевали всеобщее восхищение, здесь представлена коллекция мебели необычайной красоты”.
(Репортаж для Всемирной и международной выставки в Льеже, 1905)
К концу столетия возник новый художественный стиль, формирование которого значительно ускорилось благодаря продвижению французского искусства на выставке 1900 года. Этот новый стиль характеризовался извилистыми линиями и органичными формами и брал свое начало в японизме и эстетизме. Это было также самое сильное восстание против доминировавших стилей историзма и возрождения, и по этой причине оно было названо в стиле модерн.
Интерьер ресторана в стиле прекрасной эпохи отеля Langham в Париже, позже известного как La Fermette Marbeuf и "Зал 1900", был открыт в рамках расширения отеля, чтобы приветствовать посетителей Всемирной парижской выставки 1900 года. Шедевр стиля модерн, он был создан архитектором Эмилем Уртре, художниками-ремесленниками Юбером и Мартино и керамистом Жюлем Вельгорски. Оно было заколочено до нацистской оккупации во время Второй мировой войны и открыто только в 1970-х годах ничего не подозревающим владельцем кафе, который купил соседние помещения.
Органичная резьба на лестничных перилах и поручнях на вилле Мажорель характерна для стиля ар-нуво.
Центральное место в движении в стиле ар-нуво занимала группа художников и ремесленников, расположенных в городе Нанси и его окрестностях на северо-востоке Франции. Их работа была вдохновлена цветочными и натуралистическими формами, встречающимися в регионе Лотарингия, и сосредоточена на стекольной мануфактуре Daum. В совокупности их стиль называют Школой Нанси. Главными фигурами были дизайнер стекла Жак Грубер (1870-1936), мебельщик Луи Мажорель (1859-1926) и дизайнер стекла и мебели Эмиль Галле (1846-1904). Группа с большим успехом участвовала во Всемирной выставке 1900 года и в Международной выставке на востоке Франции, которая проходила в Нанси в 1909 году.
Американская актриса и танцовщица Лои Фуллер (1862-1928) была воплощением движения в стиле ар-нуво. Художественная сенсация: она объединила свою хореографию с шелковыми костюмами, подсвеченными разноцветной подсветкой по ее собственному дизайну, создав "Змеиный танец", который вдохновил таких художников, как Огюст Роден, Тулуз-Лотрек и известные скульптурные изображения Рауля Ларша.
Лои Фуллер, фотография Фредерика Глейзера, 1902 год.
Достижения французских художников, ремесленников, архитекторов и рукодельниц, примером которых является парижская выставка 1900 года, представляют собой золотой век художественного творчества. Эти достижения принадлежали родителям потерянного поколения Первой мировой войны, и их мечты и устремления умерли вместе с их детьми. Сущность Прекрасной эпохи - это воспоминание о красоте и великолепии, и для изучающего историю дизайна это вершина мастерства, наилучшим образом представленная роскошью и утонченностью мебели, производимой в это время. После Первой мировой войны возникла нехватка материалов и слишком мало учеников для обучения прикладному искусству. Более того, оглядываясь назад на искусство Прекрасной эпохи, мы испытывали коллективную грусть, все это казалось таким полным ложных обещаний. По этим причинам Прекрасная эпоха продолжает вызывать в массовом сознании образы безмятежной эпохи.