Истоки английского стеклоделия погружены во мрак веков. Первые мастерские, расположенные преимущественно на юге Туманного Альбиона, были основаны еще римлянами в I веке до н. э. Они изготавливали стекло в античных традициях, которое, к сожалению, почти не сохранилось. На острове также бытовало стекло, привезенное из Рима, Сирии, Галлии.
В раннем Средневековье стекло на землях Британии (такое название остров получил от римлян) по формам и лепному декору походило на стекло Центральной Европы. Это были различные конусовидные кубки с крупными налепами — хоботами (рюссельбехерами). Тем не менее большую часть стекла с пластическим декором привозили в Британию с континента.
Рецептура средневекового английского стекла почти ничем не отличалась от центрально-европейского, по типу она близка малоочищенному немецкому буро-зеленому («лесному») стеклу на основе древесной золы (поташа).
В X — XI веках на Британских островах появились французские мастера, которых приглашали для изготовления оконного стекла. В храмах уже романского периода верхний ярус был растесан окнами, и льющийся свет смягчал мощь каменных стен. Потребность в оконном стекле возросла во время строительства кафедральных готических соборов в XII веке (Кентербери, Солсбери). В Английском королевстве (так называлось государство, завоеванное англосаксами в XI веке) интенсивно развивалось производство стекла для витражей. С XII столетия «прекрасные стекла» украшали все готические соборы Англии.
На протяжении долгого времени в английских документальных источниках английские мастера-стеклоделы не упоминались, производство развивалось преимущественно силами выходцев из Франции (Нормандии). Первого французского мастера, имя которого сохранила история, звали Лауренц Витрариус, прибыл он из Нормандии. В 1220 году ему были подарены земли в Сассексе (юго-восточная Англия), а в 1240 году король Генрих III заказал ему бесцветные и цветные стекла для Вестминстерского аббатства. Сохранились сведения и о потомках нормандского стеклодела, они относятся к 1301 году. Затем, в 1343 году, в Сассексе (Чиддингфольд) появился некий Джон Шурртер, который впоследствии стал известным стекольным мастером. Эта часть Англии в течение нескольких веков оставалась ведущим центром английского стекольного производства. В XVI веке была опубликована венецианская географическая карта Британии, в которой упоминались два места, где изготавливали стекло — Гулдфорд и Чиддингфольд.
В этот исторический период наряду с уже традиционным производством оконного и витражного стекла изготавливали многочисленные сосуды в технике свободного дутья, которые широко использовались в быту. Несмотря на существование стекольных предприятий в Сассексе, в Англии была широко распространена стеклянная продукция из Франции (Лотарингии и Нормандии), Нидерландов, Италии. Венецианское стекло упоминается в инвентарной описи «Совершенного Двора» времен Генриха VIII (1509-—1547), а также и в более поздних документах — почти до середины XVII столетия.
В первой половине XVI века в Англию устремилась новая волна стеклоделов из Центральной Европы. Их приток увеличился в эту страну к концу столетия, в период борьбы католической церкви с ересью. Трудолюбивые протестанты из Франции и Нидерландов, Лотарингии и Нормандии, спасаясь от преследования, пересекали Ла-Манш и оседали на юге страны. Из них известным стал Иоанн Карре, выходец из Арраса. В 1567 году он приобрел соответствующую лицензию, и его Олфолдские мастерские начали поставлять на английский рынок оконное стекло и недорогую посуду. 20 лет он руководил мастерской Братства крестоносцев в Лондоне, где изготавливали стекло в венецианской манере, которое пользовалось большим успехом у английской знати. Производили его приглашенные венецианские стеклодувы. Вероятно, они внесли изменения в рецептуру английской стеклянной массы, так как уже в мастерской Иоанна Карре начали вместо поташа использовать соду, как это делали на острове Мурано.
Из письменных источников времен правления Елизаветы (1559—1603) следует, что стекло с острова Мурано было предпочтительнее английских кубков из золота и серебра: «Выбирают венецианские бокалы, их труднее заполучить благородным и состоятельным людям». Это стекло было очень дорогим и его бережно хранили. Стараниями Иоанна Карре в Англию приехал венецианец Джакомо Верцелини (1523 —1606), который взялся улучшить качество стекла в лондонской мастерской Карре, находившейся в Сити, на Брод-стрит. В 1572 году, уже после смерти Карре, лицензия перешла к венецианцу, а в 1575 году Дж. Верцелини приобрел монопольное право на изготовление стеклянной продукции в Англии. Его стекло повторяло формы венецианского кристалло с его фигурной проработкой полой ножки и поверхностным гравированным рисунком, выполненным алмазным штихелем. Бокалы, созданные Верцелини, как правило, датированы периодом от 1577 до 1586 года. Итальянский стеклодел стал уважаемым гражданином Лондона, после его смерти дело продолжил сын, а затем лицензию Верцелини передавали из рук в руки другие предприниматели (в 1592 году она перешла к сэру Джерому Бауэсу). Кроме Верцелини стекло гравировали свободные французские и нидерландские мастера, которые не были связаны с производством. Из них известным стал Антонин Лайсл.
В конце XVI века английская стекольная промышленность столкнулась с большими трудностями из-за проблем с топливом. Стекольные печи поглощали очень много древесины, из-за чего эта отрасль, в которой применялись дрова, становилась серьезным конкурентом железоплавильному производству. Вырубленные для отопления стекольных печей леса стали причиной прекращения деятельности мастерских в Сассексе, поэтому французские мастера, осевшие на юге острова, переезжали в другие области Англии. С 1615 года для отапливания этих печей древесину уже перестали применять и начали использовать только каменный уголь, поэтому стекольное производство развивалось в тех местах, где добывали каменный уголь, например, в Стоубридже и Ньюкасле (эти области до сих пор остаются ведущими центрами стеклоделия Англии). На вновь образованных заводах по традиции работали французские мастера.
В тот период стекольную индустрию монополизировал адмирал в отставке сэр Роберт Манселл (в историю стекла Англии это время вошло как период монополии). Его агент пригласил мастеров из Франции, из Венеции, из маленького лигурийского стекольного городка Алтаре. Именно «алтаристы» и проявили наибольшую активность. Они организовали в Англии производство всех видов стекольной продукции, как то: винных и пивных стаканов из зеленого (ординарного) и бесцветного (очищенного) стекла, зеркал, оконных стекол, а также рёмеров из «лесного стекла». Бокалы особой формы с полой ножкой и стеклянными налепами были очень популярны в этой стране, поэтому рёмеры продолжали также привозить из Северной Европы вплоть до 1670-х годов.
Подъем английского стекольного производства начался в эпоху царствования Стюартов, когда указами Якова I (1602—1625) и Карла I (1625—1649) был запрещен ввоз европейского стекла. Английское стекло того времени было чистым, бесцветным, несколько вычурным по форме, с декором в виде налепов. Бокалы, очень близкие по стилю к венецианским и нидерландским, назывались «фасон де венис». Они были дорогими, бытовали преимущественно в аристократической среде, их тщательно берегли, именно поэтому значительное их количество сохранилось и до наших дней. Стекло же попроще — для ежедневного использования не требовало такого бережного отношения, потому его почти не осталось.
К сожалению, во время гражданской войны и правления Кромвеля (1640—1660) успешное развитие стеклоделия было приостановлено, его возрождение началось только после реставрации монархии, когда на английский престол взошел сын казненного Карла I Стюарта Карл II (1660—1685). При нем свою роль в развитии стеклоделия сыграл известный герцог Д. Бэкингемский (сын известного Бэкингема, поклонника Анны Австрийской), который, по существу, абсолютизировал торговлю стеклом, но его идеи были не столь масштабны, как у Р. Манселла, а усилия не были направлены на создание английской стекольной индустрии (многие приближенные ко двору Карла II вели через посредников крупные торговые дела, имели паи в акционерных компаниях).
Из Европы по-прежнему везли стекло в венецианском стиле, причем нередко его качество оставляло желать лучшего. Из сохранившейся переписки между лондонским торговцем и его венецианским поставщиком Алисио Морелли выясняется, что желания лондонского покупателя не всегда удовлетворялись. К письмам прилагаются эскизы изделий, которые соответствовали вкусам английских заказчиков.
Наблюдается также близость английского стекла того времени с нидерландским стеклом, поэтому одной из самых популярных форм столовых бокалов стала «флейта» — высокая конусовидная форма на короткой ножке.
Решающую роль в развитии собственно английского стекла сыграли технологические новации, связанные с методом варки шихты на каменном угле, который в 1615 году впервые применил Томас Персифаль. Использование каменного угля, топлива, которое никогда раньше не практиковали в стеклоделии, отразилось на качестве стекольной массы, так как ее варили в открытых горшках и загрязнение было неизбежным. Для защиты от сажи горшки стали закрывать крышками, что привело к повышению температуры. Это, в свою очередь, заставляло искать средство для ускорения варки стекла. В процессе длительных экспериментов в течение нескольких десятилетий катализатор был найден. Им стал оксид свинца. Свинцовое стекло оказалось тяжелым, чистым и чрезвычайно блестящим. Особенных успехов в изготовлении нового вида стекла добились на производстве Равенскрофта при Карле II в эпоху реставрации монархии. Технологические поиски совпали с экономической государственной политикой меркантилизма, направленной на создание собственной, независимой от итальянцев стекольной индустрии (подобный процесс характерен и для Франции).
Георг Равенскрофт — яркая личность, типичная для своего времени, родился в 1618 году в знатной лондонской семье. Долгое время он занимался предпринимательством в совершенно другой области, а в 55 лет вдруг обратился к стеклу, что, вероятно, было связано с торговыми интересами его брата, поставщика оптики из Венеции в Англию, у которого были партнерские отношения с английским консулом в Венеции. В Савой-фиртель (район Лондона — Савой) он основал мастерскую, где была печь, чтобы заниматься опытами в поисках нового вида стекла. Его помощником стал итальянец Дакоста. Эксперименты Равенскрофта казались многообещающими, поэтому, вероятно, его разработками заинтересовалась «Глас Земмерс Компани». Основанный в 1664 году, этот союз сосредоточил в своих руках и английское стекольное производство, и торговлю готовой продукцией. Компания оказала Равенскрофту финансовую поддержку, надеясь в случае успеха монополизировать новое направление стекольного производства. «Глас Земмерс Компани» распорядилась поставить для Равенскрофта гуту в Henley-on-Thames (Хенли-на-Темзе), где, согласно патенту, он мог в течение семи лет спокойно продолжать свои исследования. И, надо сказать, они оказались успешными.
Он открыл новый вид стекла на основе высокопроцентного содержания оксидов свинца в массе. В 1674 году Равен-скрофт получил патент на изобретение стекла «кристаллин», что и определило направление его опытов в последующие годы. Около 1676 года он сумел добиться таких больших успехов, что уверенно заявил о рождении стекла нового вида. «Глас Земмерс Компани» выдала ему свидетельство, в котором, выразив свое удовлетворение результатами его работы, разрешила маркировку его изделий. Благодаря этой марке в виде головы ворона сегодня можно обнаружить небольшое количество стеклянных предметов работы мастерской Равенскрофта. 1676 год стал годом рождения английского свинцового хрусталя.
Вскоре он основал дом стекла в Лондоне, а в 1677 году компания заключила с Равенскрофтом соглашение о распространении по всей Англии, а также поставках в Данию и Голландию хрусталя с его личной маркировкой в виде головы ворона. Надо отметить, что изделия мастерской Равенскрофта были достаточно разнообразными и пользовались широким спросом.
Секрет его стекла заключался в мягком блеске и необычайной светоносности. За поразительное сходство с природным камнем — горным хрусталем — свинцовое стекло тоже стали называть «хрусталем». Английский хрусталь в холодном состоянии был совершенно не похож на давно известный венецианский cristallo, легкий и тонкостенный. В расплавленном состоянии хрусталь и венецианское cristallo отличались как «холодный и горячий сиропы». Свинцовый хрусталь не годился для выдувания легких вычурных форм с изощренными пластическими украшениями в духе венецианского стекла XVII века. Новое английское стекло предназначалось для изготовления гладкостенных предметов, тяжелых и сияющих, блеск хрустальной массы создавал впечатление внутреннего движения, текучести «глубокой воды». В Англии его по традиции называли флинтом, флинт-гласс — тугоплавкое кремниевое стекло, которое варили исключительно на английском сырье с добавлением поташа (древесной золы), вновь заменившего венецианскую соду. С применением свинца в качестве катализатора и чистого песка вместо кремния получили «хрусталь», но продолжали называть его флинтом.
Процесс изготовления флинт-гласс довольно трудоемок и осуществляется непрерывно до полной выработки горшка. При постоянной высокой температуре в раскаленную добела горшковую печь к уже расплавленной порции добавляли новую смесь (шихту), до наполнения горшка. Варка стекла длилась от 20 до 40 часов. Для определения его чистоты брали пробу: из маленького стеклянного комочка раздували шар, давали ему остыть и смотрели на свет. Выработку начинали только после хорошего результата.
Для выдувания трубку несколько раз погружали в горшок, вынимали и давали остыть прилипшему к ней стеклу, иначе новые порции стекла не набирались. Когда была захвачена порция, достаточная для выдувания вещи, мастер дул в трубку и одновременно раскатывал пузырь по гладкой железной доске.
На ранней стадии производства стекло Равенскрофта страдало от трещин (crisselling), разрывавших хрустальную субстанцию изнутри. Причина такого дефекта — вероятно, недостаточное химическое равновесие в изначальном составе массы. После усовершенствования рецептуры процесс изготовления стеклянных форм ускорился, внутренние дефекты были устранены.
В 1679 году Равенскрофт оставил свои дела в компании. В 1681 году он умер, после него производство возглавил Холи Бишоп, который сотрудничал с Равенскрофтом еще на фабрике в Хенли (Henley). Новый владелец не прекращал опытов по улучшению состава хрустальной массы, что в конце XVII века привело к широкому распространению флинта. Его начали производить почти на всех английских заводах.
С конца XVII столетия характерной чертой английского стеклоделия становится специализация производства, которая способствовала усовершенствованию технологии изготовления и художественной обработки стекла. Стеклоделие превратилось в одну из ведущих отраслей мануфактурной английской промышленности, к 1696 году здесь насчитывалось уже около 100 предприятий.
Подразделялась стекольная продукция на такие виды:
Производством зеркал с 1670-х годов занимался герцог Д.Бэкингемский.
Заводы были расположены преимущественно в Лондоне, Стоубридже, Ньюкасле (северо-восток Англии), Бристоле, то есть во всех тех областях, где добывали каменный уголь. Оживление стеклоделия в Бристоле в конце XVII века связано с итальянскими мастерами фамилии Дагниа, которые изготавливали не только традиционное оконное стекло, но и стройные бокалы с пузырьками воздуха в ножке. В Ньюкасле тоже работали мастера из семейства Дагниа, переселившиеся из Бристоля на север Англии (с 1684 года). Именно они прославили стекло Ньюкасла, превратив эту область в крупный центр английского стеклоделия. Здесь продолжали проводить опыты по улучшению технологии свинцового хрусталя обесцвечиванием его добавками очищенного песка.
В английском хрустале, несмотря на его качественное отличие от венецианского cristallo, еще долго продолжало сохраняться декоративное начало «фасон де венис», характерное для всего европейского стекла XVII века. Известно, что у Равенскрофта в помощниках работали выходцы из Венеции, так что итальянские вкусы неизбежно отражались в облике раннего английского хрусталя. Тяжелые формы флинт-гласс украшали защипы, «перья», «крылышки», налепы в виде капель и нитей. Не избежало английское стекольное производство того времени и влияния голландского стеклоделия, которое своеобразно «усвоило» венецианскую манеру декорации стекла лепными деталями. В целом английский хрусталь времен реставрации развивался в духе европейского барокко, прямо или опосредованно ориентируясь на итальянские истоки стиля. Таким образом, произошло определенное слияние венецианских традиций и собственно английских приемов художественной обработки стекла. Неслучайно ранний период производства свинцового хрусталя (1680—1690) называется англо-венецианским.
Постепенно к концу XVII столетия стала очевидной тенденция к упрощению форм и ограниченному применению лепного декора, а также выработался специфический тип английского бокала для вина и крепких напитков. Рубеж столетия — время рождения классического английского столового стекла. Оно, в отличие от роскошного венецианского и сувенирного богемского, предназначалось для широкого использования в быту не только высшего, но и среднего обеспеченного класса.
С самых первых лет XVIII века в английском стеклоделии последовательно развивалась тенденция дифференциации форм питейного столового стекла. Именно это направление и стало приоритетным в английской стеклянной индустрии на века, своего рода отличительной национальной чертой всех последующих этапов развития хрустальной продукции. Начиная с 1690-х годов появляются все основные типы английских бокалов и других форм посуды для стола, а последующие 50 лет считаются лучшими годами английского стекла.
Развитие английского бокала проходило в несколько этапов, которые характеризуются технологическими новациями и определенными художественно-стилистическими решениями. Первый этап становления собственно английского стиля в хрустале называется «балюстр-период» (1690—1720 гг.) — из-за особенной формы ножки бокала (по-русски балясины). Иногда его называют англо-голландским. Этот исторический период характеризуется как «стиль Вильгельма III» (до 1702 г.) и «стиль королевы Анны» (1702—1714). В прошлое уходит специфическое, скоротечное английское барокко и зарождается второй этап английского паладианства.
Гладкостенный хрустальный бокал начала XVIII века представлял собой небольшую конусовидную, овальную или в виде колокольчика чашу на цельной массивной ножке с круглым, слегка приподнятым в центре основанием. Балюстровая в основе ножка развивалась в сторону сочленения различных элементов в форме «кнопки», «грибка»,. «яйца», «желудя», «подушечки», реже — цилиндра. В балюстры часто включалась воздушная капля — «слезка» (tronen или bubble of air), полученная внедрением острого стержня в горячую стеклянную массу и быстрым его удалением. Воздушная капля усиливала переливчатую игру блестящего хрусталя и придавала бокалам некоторую легкость. «Настоящий балюстр» — это «стиль королевы Анны».
Гладкие формы развитых балюстер-бокалов соответствовали, по определению англичан, «мягкому британскому стандарту» в духе «очаровательной английской простоты», который стал обязательным в художественной промышленности начиная с 1697 года, а особенно влиятельным — во время правления королевы Анны. В предметном мире ценили простоту и гармонию пропорций — это и стало основой будущей английской элегантности интерьера. С 1720-х годов пропорции этих бокалов достигли совершенства, корпус стал стройнее, а ножка изящнее. Нередко эти бокалы называли «ньюкаслскими», так как именно там он и был одним из крупнейших центров английского стеклоделия. Изысканный хрустальный бокал начала XVIII века часто называли «бокалом дружбы». К такого рода формам относятся стекла kit-cat (английский клуб, основанный в конце XVII — начале XVIII века книготорговцем Джеймсом Тонсоном в пирожковой на Шайер Лейн, где собирались крупные политики-виги и литераторы).
С началом правления короля Ганноверской династии Георга I (1714—1727) континентальные вкусы усилились (для англичан изначально мир поделен на остров и континент) и одновременно с балюстрами появились и распространились бокалы на «силезской ножке». Она представляет собой стойку с 4 или 6 каннелюрами, зауженную книзу. Определение «силезская» подчеркивает ее немецкое происхождение, но форма такой ножки восходит к Тюрингии, поэтому скорее ее следует называть «тюрингская». Англичане определили ее как «ножку с плечиками». Этот тип бокала существовал наряду с балюстром до середины XVIII века.
Помимо винных бокалов на высокой ножке и бокалов для крепких напитков на короткой ножке, изготавливались самые разнообразные формы столового стекла, среди них встречаются широкие и мелкие чаши на высокой ножке, предназначенные для засахаренных фруктов, маленькие чашечки для желе, сиропов, напитков из сливок, молока с вином, сидра с сахаром. Их красивые формы были либо гладкие, либо кассетированные. Чаще всего их подавали на гладких подносах, укрепленных на ножке типа «силезской». Широко были распространены разнообразные подсвечники на «силезской» ножке или балюстре. Для всего стекла первой трети XVIII века характерны гармония и равновесие, цельность и массивность.
С развитием стекольной индустрии хрусталь становится широко востребованным. Для среднего класса предназначался более упрощенный вариант ножки в виде высокого гладкого столбика, полученного из цельного набора стекла вместе с корпусом методом вытягивания. Поскольку способ изготовления этих бокалов был довольно простым и они были недорогими, их выпускали на протяжении долгого времени.
В 1745 году вышел первый закон о налогообложении стеклянного товара по весу, который не был выгоден фабрикантам. Этот закон сыграл значительную роль в дальнейшем развитии английского стекла. Чтобы избежать финансовых потерь, все стеклянные изделия отныне старались сделать легче, поэтому более тонкими стали стенки корпуса бокалов, изменилась и форма ножки — она превратилась в высокий гладкий дротик, часто формованный из отдельной заготовки. Внутри, по принципу венецианской филиграни, вьется молочная или красная, иногда комбинированная стеклянная нить-спираль (twist или wormed — червячок). Нередко вместо стеклянной спиради (венецианской нити) внедряли воздушную, похожую на филигрань, или еще более изощренную, названную «играющей ртутью» (филигранную ножку получали еледующим образом: на тонкий стеклянный дротик накручивали «нить» цветного стекла, а затем закатывали его в пласт прозрачного стекла). Этот художественный прием принадлежит исключительно английскому стеклоделию и не находит подражания на континенте. Технологически воздушный twist образуется внедрением капель воздуха металлическими стерженьками (ими протыкают массу стеклянной заготовки и тут же убирают). В процессе вытягивания и закручивания мягкой стеклянной массы воздушные капли образуют филигранную нить. Ножка-дротик с twist сохраняла популярность до конца 1770-х годов.
Новые художественные решения в формообразовании и декорировании позволяли экономно расходовать тяжелое свинцовое стекло, что, в свою очередь, снижало налог по весу. Немалую роль сыграли также вкусы общества под влиянием нового французского стиля — рокайля. Несмотря на то, что в английском искусстве стиль рококо не играл такой решающей роли, как во французском, появление рокайльных элементов в декоративно-прикладном искусстве Англии к середине XVIII века стало очевидным. Стекло с филигранью — тоже своего рода дань континентальной стилистике.
Корпус английского бокала чаще всего оставался гладкостенным, но под влиянием континентальных вкусов с 1750-х годов стала распространяться техника гравирования по стеклу колесом (первое гравированное колесом стекло появилось в Англии в 1710-х годах). В отличие от мягкого поташного богемского хрусталя, позволявшего резцу (медному колесу) проникать в массу стекла, английский свинцовый хрусталь был очень твердым материалом. Поэтому английская рисовка по стеклу — всегда поверхностная, менее детализированная и ограниченная, в основном, растительной орнаментикой. На английских бокалах почти не встречаются сложные композиции с портретами, вензелями, ведутами, мифологическими сценами, что было характерно для немецко-богемского стекла. Тем не менее под его влиянием на английском хрустале изредка изображали пирушки с надписями «Держи его (бокал) вверх», сцены охоты, пейзажи, источником сюжетов которых был живописный декор английского фаянса и фарфора. И все таки предпочитали украшать бокалы скромными цветами, колосьями ячменя или пшеницы, побегами хмеля.
Сдержанный растительный декор — типичный для английского хрусталя середины XVIII века — свидетельствовал о назначении бокала. Например, если из бокала с высоким узким корпусом без гравировки пили шампанское, то с гравированными ветками пшеницы — пиво. А из украшенных хмелем или ячменными колосьями бокалов пили эль — темный густой хмельной напиток (завтрак среднего англичанина часто состоял из утренней кружки эля или пива с небольшим количеством хлеба и масла). Бокал же в форме колокольчика, иногда с расширенным краем, украшенный рисованными цветочками, предназначался для вина. Если подобный бокал не украшали, его судьба была предрешена: из него пили за здоровье дам и тотчас разбивали. Такого рода стеклянные формы назывались «тост», они почти не сохранились. В очень маленьких бокалах на высоких ножках подавали ликер, а те, что покрупнее и на короткой ножке, предназначались для портвейна и брэнди (в начале XVIII века портвейн не считался утонченным напитком), которые появлялись на мужском столе, когда дамы удалялись в гостиную. Впрочем, дамы тоже любили крепкие напитки — ликер и портвейн с чаем. Белое вино и шампанское предпочитали пить из цветных бокалов — темно-зеленых или аметистовых, красное — всегда из прозрачного стекла. В них подавали и mead — медовый напиток. Как известно, в первой половине XVIII века Лондон «был веселым, но отнюдь не добродетельным городом, в нем процветала традиция сэра Джона Фальстафа». Любимой темой разговора были напитки, так как считалось, что «вода сама по себе для англичан нездорова».
Наряду с бокалами для стола получило распространение так называемое памятное стекло с гравированными портретами королевы Марии II (1688—1694) и ее супруга, короля Вильгельма III (1694—1702), с которым связаны такие изобразительные мотивы, как апельсиновые деревья (символ оранжистов). Памятное стекло украшали вензелями и датировали. Нередко его посвящали победе короля-протестанта над приверженцами Якова Стюарта, младшего сына низложенного в 1688 году Якова II Стюарта, брата короля Карла II. Яков (Джеймс) Стюарт, будучи католиком, не имел права, согласно Вердикту Вильгельма III Оранского, на английский престол. Тем не менее у него были приверженцы, которые неоднократно пытались возвести Якова Стюарта под именем Якова III на трон. В кругах единомышленников Якова называли «Претендент». Так в Англии появилось движение якобитов, и эта политическая тема нашла отражение в стекле. Сын несостоявшегося монарха Чарльз (Карл) Эдвард (Эдуард), принц Уэльский, под именем Младшего Претендента не оставлял притязаний на английскую корону. К сожалению, этот красивый и мужественный молодой человек во главе армии якобитов потерпел поражение от герцога Кемберлендского, брата короля Англии Георга II Ганновера, и умер в изгнании.
С 1745 года для тайных собраний якобитов заказывали бокалы, украшенные крупными гравированными цветками розы, шиповника, чертополоха, нарцисса, реже — незабудки или дубового листа. Иногда на стекле изображали порхающих бабочек и мотыльков (роза шиповника — геральдический цветок Тюдоров, чертополох — символ Шотландии, родины Стюартов; нарцисс — цветок надежды; бабочка или мотылек — знак Старшего Претендента, пчела — его сына). Встречаются также портреты принца Чарльза — Младшего Претендента и эмблемы якобитского движения, а также надписи на латыни с выражением надежды на возвращение Стюартов. Бокалы с гербом Претендента и надписью «Аминь» поднимали на собраниях якобитов во здравие молодого принца. Их так и называли «Аминь», потому что этим словом завершалось пение якобитского гимна (церковного хорала). Мемориальное стекло с политическим подтекстом создавали до 1788 года. Известны бокалы не только с гравировкой, но и с живописной эмалью. Развитие этой техники декорирования связано с семейством Бейлби из Нькжасла. Вильям (1740—1819) и его сестра Мэри (1749— 1797), дети злато кузнеца, в собственной мастерской расписывали готовые бокалы по заказам известных фамилий, изображая гербы, сцены охоты и пейзажи, виноградные лозы и фрукты, а также портреты «веселого принца Чарли», либо густой белой эмалью, либо полихромными эмалевыми красками. Нередко гербы и сюжеты обрамляли рокайльными элементами — это подтверждает предположение о том, что французский стиль проник в Англию с некоторым опозданием. Живописное мастерство брата и сестры Бейлби было широко известно.
Наряду с эмалевой росписью бесцветных сувенирных бокалов расширилось производство цветного стекла, связанное с Стоубриджем и Бристолем. В 1760—1770 годах прозрачное, окрашенное в массе зеленое, реже — аметистовое и синее стекло еще не было достаточно популярным, тем не менее некоторые заводы его изготавливали. Традиция приписывала Бристолю ярко-синие стекла, Лондону — изумрудно-зеленые, Стаффордширу — молочно-опаловые, которые часто расписывали независимые мастерские. Декорирование молочного стекла связано прежде всего с именами Якоба Литла, основателя Бристольской «Стекло-мастерской из белого материала» (1732) и Михаэла Эдкинса, живописца по молочному стеклу, работавшего в Бристоле либо в Стоубридже. Чаще всего полихромная кисть Литла воспроизводила на больших вазах цветы восточного типа (так называемые китайские розы или хризантемы), экзотических птиц в пестром оперении и порхающих насекомых. Иногда в композицию росписи включали рокайльные элементы. Шинуазри и рокайль — взаимосвязанные темы в контексте европейского искусства XVIII века. В этом созвучии первичную роль играет рокайль, но в английском искусстве соотношение развивается в несколько ином ключе. Исторически сложилось так, что в Англии любовь к восточной экзотике приобрела черты национального стиля. Со временем увлечение Востоком превратилось в своего рода самостоятельное художественное направление английского искусства XVIII века, специфика развития которого начиная с 1750-х годов заключалась в тесном взаимодействии со стилем рококо. По сути, шинуазри выполняет «сверхзадачу», маскируя французский рокайль, не допуская его приоритета в английском искусстве XVIII столетия. В художественном ремесле стилевые позиции шинуазри сохранялись на протяжении столетия, невзирая на очевидную антикизацию вкусов второй половины XVIII века.
Некоторая запоздалая активность рококо наблюдается в ранний период правления короля Георга III (1760—1820) и его супруги королевы Шарлотты. Этот стиль, вероятно, способствовал развитию, правда краткосрочному, еще одного способа украшения бокалов, парфюмерных флаконов, ваз, графинов и другого стекла — росписи золотом по маслу, который оказался нестойким. Технику эту в 1770-х годах практиковал лондонский гравер и мастер золочения, единственный среди стекольщиков, Джеймс Гайл (1718-—1780), в последней четверти столетия этот метод использовала семья Якобсон из Бристоля. Во второй половине XVIII века стали увлекаться «стеклянными мелочами». Практичные англичане предложили для дамских ридикюлей миниатюрные флакончики из цветного (синего, зеленого, аметистового) стекла, в темноте которого ароматы духов не теряли свойства. Их украшали эмалевой росписью золотом или эмалью в духе шинуазри или рокайльной орнаментикой и всегда закрывали золотыми крышечками. Флакончики прятали не только в сумочках, но и в складках платья.
Широко распространились и столовые бутылочки из цветного стекла для приправ и специй — уксуса, масла, перца, соли. Как правило, они входили в состав приборов-судков, мода на которые пришла из Франции. Особенно популярной была бутылочка с покатыми плечиками и цилиндрическим корпусом, на которой золотом писали название содержимого, украшали орнаментом в духе неоклассики. Их называли бристольскими, так как по форме они напоминали графины бристольского производства.
Из цветного стекла изготавливали и более прозаичные формы, совершенно необходимые в жизненном быту, — бутылки из темно-зеленого, почти черного, или коричневого стекла свободного дутья, предназначенные для эля, виски, рома, а также масла и других жидкостей. Их начали производить еще в начале XVII века, называя «Shaft and globe» (стержень и луковица). В середине XVIII столетия тулово бутылочек приобрело почти шаровидную форму, а в конце того же века корпус их стал цилиндрическим, что оказалось удобным для перевозки стекла в ящиках. Горло завершалось «воротником» или «шнуровым ободком», к которому првязывали «затычку» (пробку). В Европе их называли «бутылкой на английский манер». «Бутылка и пробка — это великий вклад XVII века в историю стекла». В стеклянных бутылках везли спиртное за океан многочисленные переселенцы, нуждались в них и мореплаватели, которые, к слову, без всякого сожаления выбрасывали за борт опустошенную тару.
Во второй половине XVIII века усилилась тенденция нового прочтения античных традиций. На основе «вечного» английского палладианства развился стиль неоклассицизм. Его идеи, отчасти инспирированные французским искусством времен Людовика XVI, воплотились в творчестве великого английского архитектора и декоратора Роберта Адама (1728—1792). Художественная эволюция английского искусства последней трети XVIII века коснулась и устойчивых форм, а также декора английского хрусталя. Наряду с привычными гладкостенными появились новые бокалы, шлемовидная форма которых плавно переходила в тонкую граненую (ее тогда называли резной) ножку (любое прикосновение резца к поверхности стекла называется резьбой, которая различается видами: камее, инталья бриллиантовая грань, многопрофильная шлифовка и др.). Ножка была обработана вертикальными рядами плоских ромбов или шестиугольников. Нередко подобные бокалы в «гексагоновом стиле» экспортировали в Голландию, где их украшали гравированными портретами или сюжетами, искусно выполненными алмазным штихелем. Способ рафинирования ножки бокала «рядами лангет» вдохновил как европейских, так и русских стеклоделов, которые применили этот вид резьбы и на горле бутылочек для специй.
В 1780-х годах приемы резьбы стали более разнообразными и широко распространенными: резчики использовали углубленные штрихи, рифление, звездочки, «арки», а далее — геометризированные элементы, подобные тем, что были в ограненных алмазах. В итоге родился специфически английский способ рафинирования свинцового хрусталя — бриллиантовая грань (в России ее называли алмазной). Произошла своего рода художественная революция в сфере декорирования стекла, так как именно бриллиантовая грань полностью выявила бесподобные качества свинцового хрусталя — его светоносное сияние и чрезвычайный блеск.
С первых лет изобретения нового английского стекла в нем ценили прежде всего чистоту и прозрачность. Гладкостенные формы как будто скрывали чарующую магию светопреломления свинцового хрусталя. И только резец, глубоко внедренный в массу стекла, вскрыл его специфику, выявил его несравненные художественные достоинства, уподобив бриллианту. С конца XVIII века и в следующие пять лет мастера резьбы достигли совершенства бриллиантовой грани и не знали соперников на континенте (в России изготовление свинцового хрусталя по английской рецептуре и алмазное гранение получили распространение с первых лет XIX века, то есть раньше, чем во Франции).
Специфика английского стеклоделия на протяжении всего XVIII века состояла в том, что экономический фактор самым непосредственным образом стимулировал развитие всех методов художественной обработки хрусталя. Бремя налогов по весу изготовленной продукции побуждало к разработке самых разных способов сделать форму легче: появилась геометризированная шлифовка поверхности, внедрялись воздушные капли в ножку, использовалась стойка-дротик и т.д. Очередное повышение налогов привело к значительным изменениям в организации стеклоделия и его географии. Центры производства постепенно стали перемещаться на север Соединенного Королевства, в Ирландию. Здесь с 1780 года были отменены все изданные ранее ограничения по налогам и торговле хрусталем.
Благоприятные условия сохранялись до 1825 года, обеспечивая подъем ирландского стеклоделия. Один за другим появились стекольные заводы в Ватерфорде, Дублине, Белфасте и др. Широкую известность приобрела фабрика, основанная в 1783 году коренными ирландцами, братьями Георгом и Вильгельмом Пенрозе (Ватерфорд). Не будучи мастерами-стекольщиками, они обнаружили в себе талант предпринимателей, а для организации дела пригласили опытных англичан, которыми руководил Джек Хилл из Стоубриджа. На заводе Пенрозе и других ирландских стекольных производствах по английской рецептуре изготавливали качественный свинцовый тяжелый хрусталь.
Развитие неоклассической стилистики в английском искусстве последней четверти XVIII века усилило антикизирующие вкусы, интерес к монументализированным формам хрусталя и появлению художественной обработки этого материала наподобие драгоценного камня. Первые опыты гранения стекла в Англии относятся еще к концу 1770-х годов («ланцевидная резьба»). В отличие от растительно-орнаментальной высокой резьбы и плоской блестящей геометризированной шлифовки эпохи барокко, практиковавшихся в Силезии, Германии, Богемии, английский хрусталь в конце XVIII века стали гранить, как алмаз. Выявлению замечательных светопреломляющих качеств флинта способствовало обращение мастеров-резчиков к методам резьбы, которые превращали алмаз в бриллиант, совершая «революцию» в стеклоделии. Так родилась знаменитая бриллиантовая грань в свинцовом хрустале.
Правда, этот метод мог быть применен только на массивных хрустальных формах, выдуванию которых препятствовала жесткость английских законов налогообложения по весу изделий, поэтому граненый хрусталь изготавливался преимущественно в Ирландии. Тяжелая материя позволяла резцу глубоко внедряться в массу, обнаруживая богатейшие оптические свойства флинта. Острые грани создавали вибрацию световых лучей, завораживая магией светопреломления. Так резец дал новую жизнь тяжелому сверкающему свинцовому хрусталю.
Поначалу орнаментальная структура резьбы представляла собой неглубокие порезки в виде декоративных фризов, арок, решеток, затем появились глубокие бороздки, рифление и т.д. Арсенал элементов огранки расширялся от сдержанных лучей фасетов, «звездочек», «вееров» к глубоким «призмам», «ступенькам», «сиянию», остроконечным пирамидкам (простой бриллиант), ромбам, усеченным пирамидкам без насечки (усеченный бриллиант) и с насечкой (земляничный алмаз), а также с завершениями пирамидок крестиком (пересекающийся алмаз) или звездочкой («гвоздики»).
Сверкающий граненый ирландский хрусталь, излучая чарующее мерцание бриллианта, облагораживал стол времен позднего Георга III (1760—1820) и Регентства (1814—1820), а затем и правления Георга IV (1820— 1830). Практичные англичане, склонные уже в начале XVIII века использовать столовое стекло в соответствии с разными напитками, продолжали развивать культуру дифференцированных форм на протяжении столетий. Этому способствовало также обустройство в английских замках и городских домах специальных комнат для трапезы — столовых. Появились комплекты, а затем и хрустальные сервизы в пару к фаянсовым, в которые входили (в разной комплектации) блюдца, чаши, масленки, солонки, сахарницы, холодильники, десертные вазы, крюшонницы, сельдереевые вазы, стреляющие рюмки (рюмка на один глоток, которую, выпивая, резко опускали на стол, и раздавался звук, похожий на выстрел). Кроме них распространились так называемые соковыжималки (бокалы с рифленым дном) и обязательные графины (decanter) и кувшины (jug).
Графин на английском столе появился в 1760-е годы (раньше напитки подавали в бутылках). Его ранняя незамысловатая гладкостенная форма, чуть зауженная книзу, с узким высоким горлом и покатыми «плечами» иногда называлась «булавой». На его корпусе гравировали название содержимого (эль, портвейн, виски и др.) — своего рода этикетку. Иногда изображали виноград или ветку хмеля, делали памятные надписи. Закрывали графин конусовидной ограненной пробкой, которую отливами в форме, а затем обрабатывали резьбой.
В 1780-е годы получила развитие форма графина, названная «воронкой», с зауженным кверху корпусом, плавно переходящим в горло с каплевидной пробкой («таблетка» или «сердечко», сохранялась до 1820-х годов). К концу XVIII столетия на горле подобных графинов появились так называемые накладные кольца, а на притертую пробку водрузился гладкостенный шлифованный диск, из-за которого ее стали называть «мишенью» или «бычьим глазом».
С развитием ирландского хрустального производства типичным становится графин бочкообразной формы (barrel) с двумя кольцами на горле (практичные англичане придумали этот элемент, чтобы удобнее было держать сосуд в руке) и ярко выраженным рифлением в нижней части («ложе для пальцев»), выполненным резьбой. Подобный прием применяли для того, чтобы скрыть помутнение хрусталя, которое со временем появлялось от красного вина. Barrel закрывался пробкой в виде ограненного или рифленого «грибка» (1800—1820 годы), но встречалась и привычная дисковидная пробка. Корпус графина украшали декором в виде арок, выполненным неглубокой «насечкой» и звездочками. В Англии такой тип тоже был известен, хотя с некоторыми отличиями: на горло чаще «надевали» три кольца, а рифление осуществляли штампом, который не делал края острыми.
В 1810-е годы появилась своеобразная форма графина, названная луковичной (onion), предназначенная в основном для шампанского. Его высокое узкое горло венчает граненая пробка. Затем популярным стал графин цилиндрической формы (straight sided), весь корпус которого был украшен бриллиантовой гранью. В 1820-е годы появился графин в форме «колокольчика» (bell/thistle) с несколькими кольцами на горле и шаровидной ограненной пробкой. Но самым английским, пожалуй, оказался так называемый корабельный или судовой графин (ships) с высоким горлом, плавно переходящим в низкое уплощенное тулово. Его изысканную форму завершает пробка-мишень с гладким или рифленым краем и круглой отшлифованной сердцевиной. Элегантный и практичный в использовании, ships стал незаменимым спутником во время морских путешествий. Его украшали как резьбой в разных вариантах, так и гравировкой.
Наконец, необходимо упомянуть еще одну форму сосуда, предназначенного исключительно для красного вина — кларета, которое считалось одним из самых старейших вин на земле. Это был графин с ручкой и сливом — нечто среднее между decanter и jug. В дальнейшем клареты изготавливали в форме настоящих кувшинов и фляг, называя их просто «кларет».
Кувшин — одна из самых древних форм сосудов, прототипы которой встречаются в металле и керамике и служат для воды и для пива. Его форма была преимущественно цилиндрической, часто отшлифованной широким фасетом (с 1820-х годов), а горло обработано «ступенчатой» гранью (в России ее называли «шайбой» или «шаговой») — горизонтальной, остро отточенной, великолепной. Именно форма хрустального кувшина выразила суть поздней неоклассики времен Регентства, а затем и правления Георга IV. Кувшин стал обязательным в комплекте для стола в богатых домах.
К подобным классицизированным формам относится и чаша — «тасса», в древности — символ роскоши. В зависимости от размера она предназначалась на английском столе и для охлаждения вина, и для омовения рук, и для ополаскивания бокалов. «Тассу», водруженную на ножку, использовали для пирожных. Почти плоские чаши на ножке, поставленные друг на друга, образовывали пирамиду, которую во второй половине XIX века стали называть «компорт». Разнообразные хрустальные формы, украшенные бриллиантовой гранью, выразили художественную суть поздней английской неоклассики, в которой настойчиво звучали ампирные ноты.
В Ирландии хрусталь выпускали до середины XIX века, но после 1825 года его производство уже стало сокращаться из-за нового повышения налогов по весу изделий, что уравняло условия изготовления ирландского флинта с английским. В тот период активизировались английские стекольные заводы, хотя изготовление хрусталя не стало для них приоритетным направлением. Из наиболее передовых — Дом стекла «Фалкон» в Саусворке, принадлежавший Апслею Пеллату (1791—1863), известному в кругах лондонских стеклоделов. Он был человеком активным, предприимчивым и прогрессивно мыслившим, постоянно совершенствовавшим производство стекла и хрусталя. В 1819 году вслед за французскими мастерами Пеллат запатентовал метод внедрения медальонов из белой керамической массы в толщу хрусталя, названный «камео-инкрустацией» (она была изобретена на одной из богемских фабрик в конце XVIII века).
Будучи амбициозным, он добился места в парламенте, где шесть лет представлял Саусворк, состоял членом общественного совета муниципалитета Лондона. Но общественная деятельность не препятствовала его «погружению» в стекло. В 1849 году Апслей Пеллат опубликовал книгу «Странности стеклоделия», написанную в форме бесед о технологии производства стекла. Таким образом, его предприятие продолжало развивать лучшие традиции английского стеклоделия.
В первой половине XIX века востребованность граненого хрусталя вышла за пределы Соединенного королевства и производство этого благородного материала распространилось по всей Европе.
Елена ДОЛГИХ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 44 (январь — февраль 2007), стр.30