«Душа писателей в творениях видна,
По самый образ их бывает нам приятен».
Пантеон российских авторов. М.,1801.
Изучая историю московского книгоиздательского дела начала XIX века, нельзя пройти мимо имени, известного лишь в кругу библиофилов и собирателей книг, - это Платон Петрович Бекетов.
Известный коллекционер и издатель родился в Симбирске 11 ноября (по старому стилю) 1761 года. Вместе со своим двоюродным братом, баснописцем Дмитриевым, учился в Казани (1767—1768). Осенью 1773 года, в связи с тем, что к городу приближались восставшие казаки под предводительством Пугачева, семья Бекетовых переехала в Москву. Родители решили, что сын продолжит обучение в знаменитом московском пансионе Шадена, где Бекетов и познакомился с Н. Карамзиным. Окончив пансион, он некоторое время служил в Санкт-Петербурге, в 1798 году вышел в отставку в звании премьер-майора и поселился в Москве, в доме на Кузнецком мосту. Унаследованное от отца очень крупное состояние позволило Платону Петровичу всецело посвятить себя научным занятиям, собиранию исторических и художественных памятников. Он возобновил отношения с Карамзиным, стал ревностным собирателем славяно-русских рукописей и книг. Уже через год его библиотека насчитывала 2736 книг и 96 древних рукописей. В коллекции были также исторические документы и автографы.
Главным же увлечением Бекетова стала иконография. Он не жалел «никаких издержек» на приобретение портретов известных россиян. Очень скоро у него собралось несколько сот гравюр и писанных маслом портретов. Чтобы сделать коллекцию более доступной для любителей русской старины, Платон Петрович организовал граверную мастерскую из своих крепостных. Возглавил ее Алексей Осипов — автор рисунков к старинной повести «Суд Шемякин» (М., 1794).
В 1801 году в книжных лавках Москвы появилась первая тетрадь «Пантеона российских авторов», напечатанная в типографии С. Селивановского и включавшая портреты писателей, начиная с легендарного Баяна, боярина Артемона Сергеевича Матвеева, Нестора, Никона, царевны Софьи. «Пантеон» мыслился Бекетовым как галерея портретов русских писателей — духовных и светских. Но, к сожалению, издержки были огромны, а книга расходилась плохо. Началась подготовка к печати второй тетради, также включавшей 5 портретов: Симеона Полоцкого, Дмитрия Ростовского, Феофана Прокоповича, князя Хилкова и Антиоха Кантемира. В это время вышло правительственное постановление, разрешавшее открывать частные книгопечатни. Платон Петрович и разместил ее в переулке на Рождественке, в одном из флигелей своего родового дома. Заведовал типографией В. Соколов. За недолгие годы ее существования (1801—1812) Бекетов выпустил более 100 изданий, которые завоевали, по словам В. Адарюкова, «первое место, так как помимо красивых и четких шрифтов они отличались тщательным типографским набором и приправкою, художественными приложениями, гравированными заглавными листами, чертежами, палеографическими снимками и факсимиле с рукописей разного времени, всякого рода виньетками, типографскими украшениями, отличающимися той роскошью и изяществом, которые не были знакомы московской, не избалованной на этот счет публике».
В том же 1802 году уже бекетовская типография отпечатала третью тетрадь «Пантеона». Издание рас продавалось с трудом, поэтому многие книжные мага зины отказывались брать его на реализацию, ведь альбом на простой бумаге стоил 3 рубля, а на веленевой — 5 рублей. Особо не раздумывая, Бекетов открыл собственную книжную лавку на углу Кузнецкого моста и Рождественки. Вскоре вышла четвертая, увы, последняя тетрадь, хотя для следующего выпуска было награвировано еще пять портретов и Н. Карамзиным написаны биографии к ним, пятая тетрадь в свет так и не вышла. Гравировальная же мастерская и типография продолжали работать. В 1805 году типография выпустила два издания, очень редких сегодня. Первое — это перевод с французского языка с приложением оригинала «Элегии к тени графини Прасковьи Ивановны Шереметевой» с гравюрой А. Осипова, исполненной по рисунку Изабе. Второе — фолиант «Образцы литер российских, французских, немецких и прочего, находящегося в типографии Платона Бекетова». Известны два экземпляра этого издания, один из которых, подносной, напечатан на белой плотной бумаге, а другой - на бледно-зеленой бумаге в розовой обложке. На 31 ненумерованном листе помещены образцы литер и типографских украшений.
Наряду с иностранными переводами в типографии Бекетова печатали и произведения русских авторов: И. Богдановича, Н. Гнедича, В. Жуковского, И. Дмитриева, Н. Карамзина, Д. Хвостова. В 1807 году П. Бекетов приступил к выпуску шеститомного «Собрания оставшихся сочинений покойного Александра Николаевича Радищева». Естественно, по цензурным соображениям, знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» в этом собрании отсутствовало. Зато сам экземпляр запрещенного издания 1790 года в зеленом сафьяне стоял на полке бекетовской библиотеки. Позднее эту книгу купил московский книготорговец А. Ширяев, а от него она перешла к А. Черткову. Теперь этот экземпляр хранится в Государственной исторической публичной библиотеке. Собрание сочинений А.Радищева после выхода в свет очень скоро было раскуплено и стало библиографической редкостью. А часть тиража пострадала во время нашествия французов.
С большой любовью Бекетов издавал сочинения своего двоюродного брата И. Дмитриева. Одной из самых редких книг поэта по праву считается изданное в 1808 году Платоном Петровичем «Путешествие NN. в Париж и Лондон, писанное за три дня до путешествия». И. Дмитриев сочинил его по поводу поездки В.Л. Пушкина за границу, в стихотворно-шутливой форме. Тираж книги был всего 50 экземпляров, часть которого отпечатали на бледно-розовой бумаге. Эту 25-страничную книжечку В.Л. Пушкин скупал и сжигал.
В том же году вышла брошюра на 10 страницах «Краткое описание жизни Василья Яковлевича Левашова». На форзаце издатель написал от руки: «Сие описание жизни В.Я. Левашова сочинено мною и напечатано в моей типографии в 1808 году; оно изготовлено было для помещения в книге под названием: Писма и указы разных государей к В.Я. Левашову, но после этого положено поместить там писанное В. Жуковским. — Книга сия есть единственная, потому что напечатан один только экземпляр собственно для меня и ни у кого другого ее нет. Замарана в несчастном 1812 году». Этот единственный экземпляр брошюрки хранится в РГБ.
В 1809—1810-х годах появился шеститомник «Собрание сочинений Ипполита Федоровича Богдановича», часть тиража которого сгорела в пожаре 1812 года. Та же участь постигла и изящное бекетовское издание 1811 года «Душеньки» Богдановича. В предисловии к 7-му изданию 1815 года Бекетов написал, что из тиража в 2 000 сохранилось лишь 12—15 экземпляров. В конце XIX века было известно только о трех экземплярах «Душеньки» 1811 года.
За литературные и издательские труды в 1811 году Бекетова избирают председателем «Общества истории и древностей российских». А за год до этого он издал старинную рукопись с рисунками «Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5, при бракосочетании Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича с Государыней Евдокиею Лукьяновною, из рода Стрешневых». Фолиант украшали 65 гравированных контуром картинок (в большинстве экземпляров
63 гравюры). Цена раскрашенных экземпляров в переплете, по каталогу Ширяева, доходила до 25 рублей, а на веленевой бумаге — и до 35 рублей.
Московский пожар 1812 года уничтожил не только типографию и книжную лавку Бекетова, но и все собранные им коллекции. По словам П. Симони: «После этого горестного события Бекетов не мог уже оправиться». Тем не менее он подготавливает и печатает в типографии С. Селивановского «Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям...». Платон Петрович замысливал «Собрание» как продолжение «Пантеона», оно должно было состоять из четырех частей по 50 портретов в каждой, выходить в свет «Отделениями». Одно из пяти таких «Отделений» составляло одну часть «Пантеона». «Отделения» первой и единственной части издавались в течение четырех лет — с 1821 по 1824 год. К сожалению, замысел Бекетова создать русскую историю в портретах не встретил поддержки у подписчиков, поэтому ни одно из двух задуманных им изданий так и не было завершено.
Последние годы жизни Платон Петрович Бекетов по состоянию здоровья провел практически безвыездно в Москве, на своей загородной даче близ Симонова монастыря. Скончался известный коллекционер и издатель 6 января (по старому стилю) 1836 года, похоронен он в Московском Новоспасском монастыре.
За всю жизнь ему удалось выпустить в свет только семьдесят портретов, заготовлено же было более 300 гравированных досок. Со многих из них были отпечатаны лишь пробные оттиски в единичных экземплярах, которые представляют сегодня чрезвычайную редкость (портреты Радищева, Хвостова, Сушковой и др.). Другая часть портретов была заготовлена в относительно большом количестве оттисков, но они не успели выйти в свет при жизни издателя, а пролежали на чердаке его дачи сорок лет, пока их случайно не обнаружили. В 70-х годах XIX века их купил известный библиофил и собиратель И. Остроглазов. Часть гравюр он роздал знакомым собирателям, после же его смерти в 1892 году оставшаяся часть коллекции появилась в продаже у Н. Шибанова.
Племянник Платона Петровича в 1837 году все имущество своего дяди выставил на аукцион. 306 медных досок были куплены за 8 500 рублей братьями П. и И. Кириевскими, которые в 1844 году выпустили два издания: «Портреты именитых мужей российской церкви» (40 портретов с биографиями) и «Изображение людей знаменитых или чем-нибудь замечательных, принадлежащих по рождению или заслугам Малороссии» (42 портрета без биографий). Бекетовские собрания портретов и гравюр приобрел П. Карабанов (потом они стали собственностью Эрмитажа). Часть портретов досталась историку М. Погодину и кн. А. Барятинскому. Рукописи купил граф Ф. Толстой, автографы Петра Великого — граф М. Виельгорский, у которого они сгорели при пожаре в 1837 году. Часть бумаг и переписки П.Бекетова досталась петербургскому собирателю гравюр П. Дашкову, библиотеку же почти полностью приобрел московский антиквар А. Ширяев.
Несмотря на недолгую, одиннадцатилетнюю, издательскую и типографскую деятельность, ученый и ико- нограф оставил яркий след в истории русского книжного дела. «Платон Петрович Бекетов был известен крайне добросовестным отношением к своему делу и своим разысканиям. Гравюры воспроизводились у него всегда с достоверных подлинников, гравированных или живописных, которые хранились в родовых собраниях наших предков и которые в большинстве случаев исчезли...», — писал во второй половине XIX века другой не менее известный коллекционер и большой знаток русской гравюры Дмитрий Ровинский. Бекетов был первым, кто стал систематически собирать и издавать в виде гравюр портреты русских деятелей. Он также был известен своими работами в области отечественной истории, литературы и археологии. Столь разносторонняя и выдающаяся деятельность позволяет Платону Петровичу Бекетову по праву занять одно из видных мест в истории русского просвещения.
Елена ГОРСКАЯ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 43 (декабрь 2006), стр.64