Пасха, день Воскресения Христова, — главнейший христианский праздник. В этот день, согласно всем евангелистам, Иисус Христос восстал из мертвых и это стало залогом возможного воскресения каждого человека.
Апостол Павел писал в Послании к римлянам: «...Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения». Вот почему это самый радостный день, дарующий людям надежду, укрепляющий веру, утверждающий любовь как закон жизни, — праздник праздников и торжество торжеств.
Христианский праздник сохранил еврейское название, так как Христос был распят накануне иудейской Пасхи. Слово «пасха» (от древнееврейского «песах») означает «освобождение», «избавление» и символизирует исход израильтян из Египта. В 325 году Никейский Собор постановил отмечать это торжество «в тот воскресный день, который от весеннего равноденствия будет первый после полнолуния».
Как известно, Пасхе предшествует Великий пост, смысл которого — в духовном очищении, в приуготовлении себя к Светлому Христову Воскресению. Так и сам Христос сорокадневным постом готовил себя к выполнению великой миссии. А затем идет Страстная неделя, напоминающая нам о последних страданиях Господних. Каждый день был насыщен определенными обрядами. Так, в Великий четверг, повествующий о Тайной вечере Господа с учениками, на которой установлено Таинство причащения, о молитве Христа в Гефсиманском саду, верующие тщательно убирают свои жилища, красят и расписывают яйца, моются в бане, а возвращаясь после всенощной, приносят домой зажженные в церкви свечи.
В России, начиная с 90-х голов XIX века, появилось множество открыток, посвященных празднованию Пасхи. В них нашли отражение разнообразные пасхальные сюжеты: Вербное воскресенье, Страстная неделя, крестные ходы, пасхальные столы, разговения, а также народные гулянья и игрища, сопутствующие этому торжеству.
Из всей массы старинных открыток мы остановимся на тех, которые оформлялись по эскизам русских художников и относятся к 1897—1917 годам. Печатались они в основном за границей. В композиционных изображениях использовались атрибутика российской деревни, предметы городского быта, национальный костюм… В те годы Германия, Австрия, Швеция заполонили Россию открытками с пасхальными приветствиями на русском языке: «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!». Содержание их только формально отвечало традициям, обрядам и мировоззрению нашего народа. Костюмы, пейзажи, атрибутика пасхального праздника на них отличались от изображений, привычных глазу русского человека.
Первыми русскими пасхальными открытками большинство коллекционеров считают четыре открытки Н.Н. Каразина, выпущенные издательством «Общины Святой Евгении Красного Креста» к Пасхе 1897 года.
До 1904 года в соответствии с уставом Всемирного почтового союза праздничное поздравление или письмо писалось только на лицевой стороне открытки. Чаще всего на ней оставалось лишь небольшое место для послания. Именно поэтому на большинстве открыток того времени, дошедших до наших дней, письменные приветствия, написанные нашими прадедами и дедами родным и близким, — на лицевой стороне. Начиная с 1904 года и адрес, и письмо стали помещать на оборотной стороне открытки.
Среди наиболее известных издателей, выпускавших русские пасхальные открытки, были: «Община Святой Евгении Красного Креста» (Петербург), «Рассвет» (Киев), «Ришар» (Петербург), «Ленц и Рудольф» (Рига), «И.В.Селин» (Москва), «Гранберг» и «Сванстрем» (Стокгольм), «Любанское общество попечения бедных». Кроме того, в этом направлении работали и другие издательства, но из-за отсутствия на открытках выходных данных определить их сегодня невозможно.
Пасхальные сюжеты в то время писали многие известные художники — И.Билибин, Н.Каразин, Ф.Сычков, Е.Бём, Б.Зворыкин, М.Гермашев, С.Плошинский, С.Ягужинский и др. И было немало художников, известных только в кругах коллекционеров открыток и книжной иллюстрации, — это С.Сергеев, Н.Маторин, А.Лавров, И.Гаврилов, Ю.Ершов, А.Панин, Е.Лебедева, В.Лебедев.
Существует также множество открыток с пасхальными сюжетами, авторство которых просто невозможно установить. По стилю и исполнению пасхальные открытки столь красочны и задушевны, что, глядя на них, невольно ощущаешь тепло, умиротворенность и благодать. Чаще всего на них изображали детей, цыплят, кур, петухов, вербу, ранние полевые цветы, а также людей: освящающих куличи, пасхи и яйца, идущих от заутрени с зажженными свечами, звонящих в колокола, сидящих за праздничным столом, развлекающихся на пасхальных игрищах...
Пасха — праздник, который начинается глубокой скорбью и разрешается великой радостью.
«Я просыпаюсь радостный, меня сразу ослепляет блеском, и в этом блеске — веселый звон. Сразу я не могу понять, отчего такой блеск и звон. Будто еще во сне — звонкие золотые яблочки, как в волшебном саду из сказки. Открываю глаза — и вдруг вспоминаю: да это Пасха!., яркое утро — солнце, пасхальный звон!» — писал Иван Шмелёв.
Накануне Пасхи торжественный звон раздается со всех колоколен. Люди стекаются в храмы, приносят для
Встречаясь в этот день всеобщего равенства, любви и милосердия, люди приветствуют друг друга: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», трижды целуются и одаривают красивыми пасхальными яйцами — символом возрождающейся жизни. Всю Светлую неделю длится праздник, всех приглашают к столу и угощают — особенно тех, кто беден, нищ или болен. В течение этого времени во всех церквах колокольни не запирались, и каждый желающий мог подняться и позвонить.
Центральное место в пасхальной обрядности занимает окрашенное яйцо — главный знак праздника. Красное яичко символизирует мир, обагренный кровью Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Освященные яйца ели прежде всего, когда, придя со службы, садились за трапезу. Ими обменивались, давали родным, соседям, знакомым.
Обычай красить яйца связывают с Марией Магдалиной. По преданию, она пришла к императору Тиберию и с возгласом «Христос воскресе!» подарила ему яйцо. Но император усомнился: «В это так же трудно поверить, как и в то, что белое яйцо может стать красным». В тот же миг белое яйцо стало пунцовым, что ассоциировалось с кровью Иисуса Христа, пролитой им на Кресте.
Поэтому сюжеты с крашеными пасхальными яйцами, их еще называют «писанками», так разнообразны и столь многочисленны на пасхальных открытках. Глядя на них, удивляешься, как много фантазии, национальной культуры, выдумки и любви вложено в орнамент писанок.
По рассказам моего деда Н.Д.Лебедева, в период Страстной недели писанки, сделанные из дерева, стекла,
папье-маше, других материалов, широко продавались на предпраздничных базарах. Большим спросом пользовались и открытки с изображением красочно расписанных пасхальных яиц. В те времена доброй традицией было иметь дома альбом для поздравлений, куда бережно вкладывали открытки, присланные или принесенные родными и гостями на праздник.
Сегодня интерес к старинным пасхальным открыткам резко возрос как среди российских, так и зарубежных коллекционеров. Особым спросом пользуются красочные писанки и пасхальные обрядовые сюжеты (пасхальные столы, крестные ходы, христосование и др.). Большое значение при определении цены имеет состояние открытки. Экземпляры в хорошем состоянии, в зависимости от сюжета, качества и способа печати, могут стоить $20—100, хотя есть открытки и подороже. Одними из наиболее редких считаются четыре первые открытки художника Н.Каразина, выпущенные издательством «Общины Святой Евгении» к пасхальному празднику 1897 года. Их цена в комплекте (4 штуки) может составлять $600—1000.
В те годы открытки выпускали чаще всего сериями — по 6, 10, 12 штук. Поэтому полные серии открыток могут стоить в полтора-два раза дороже, нежели отдельные экземпляры.
Владимир ЛЕБЕДЕВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 27 (май 2005), стр.4