Жизнь архимандрита Киприана была посвящена развитию и укоренению в странах русского рассеяния древнерусской канонической школы иконописи. Он расписал 14 храмов, написал множество картин, создал 78 рисунков для открыток и рисунки для складных карточек…
«Кирилл Дмитриевич Пыжов — в монашестве архимандрит Киприан — родился в Санкт-Петербурге 7(20) января 1904 года. Вскоре его отец, Дмитрий Михайлович Пыжов, был назначен земским начальником в Бежецком уезде Тверской губернии. Там в 1912 году умерла мать Кирилла, Александра Константиновна Стринская. Она была художницей, окончившей Московское училище живописи и ваяния, работала в студиях Маковского, Поленова, Перова и других», — пишет В.Д.Дуавальдер в предисловии к каталогу выставки работ архимандрита Киприана, проходившей в 1988—1989 годах в Джорданвилле (США).
«Кирилл, пятнадцати лет от роду, был принят в Белую армию. Вместе с Белой армией он отступал до Симферополя, откуда эвакуировался в Константинополь. Потом были Галлиполи и Болгария, где Кирилл Дмитриевич окончил Александровское военное училище», — продолжает инок Всеволод рассказ о дальнейшей жизни архимандрита Киприана.
Оказавшись затем в Париже, К.Д.Пыжов занимался в школе живописи, расписал один из престижных ресторанов Монмартра, участвовал в создании декораций для фильма «Дон Кихот», в котором главную роль играл Ф.И. Шаляпин. В Ницце он познакомился с отцом Александром Ельчаниновым и у матушки Тамары стал брать свои первые уроки иконописи. Летом 1932 года Константин Дмитриевич познакомился с иеромонахом Саввой (Струве) из монастыря во Владимирове (Гадопитоуа) на Пряшевской Руси (Словакия) и решил отправиться туда, ведь там, как он сказал, «хоть и Карпатская, но все же Русь».
Ему как послушнику доверили расписывать монастырский храм, и начинающий иконописец достойно справился с этой задачей. «Осенью 1933 года архимандрит Виталий постриг послушника Кирилла в рясофор с наречением имени в честь святителя Киприана — митрополита Киевского», — свидетельствует далее инок Всеволод. В годы войны монахи вынуждены были уехать в Берлин, а после ее окончания, в 1946 году, они перебрались в джорданвилльский монастырь (США). В 1950 году отец Киприан со своими учениками, ныне архиепископом Алипием и другими, расписали новопостроенный каменный собор Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. «Кроме них, отец Киприан оказал прямое или косвенное влияние на множество других иконописцев (...). Жизнь отца Киприана была посвящена развитию и укоренению в странах русского рассеяния древнерусской канонической школы иконописи», — пишет инок Всеволод в некрологе. Скончался отец Киприан В Свято-Троицком монастыре 2 апреля 2001 года и похоронен в усыпальнице за алтарем главного монастырского собора,
За свою жизнь архимандрит Киприан расписал 14 храмов, написал множество картин, которые были представлены на выставке, проходившей в Свято-Троицком монастыре с 4 сентября 1988 года по 1 декабря 1989 года. Кроме этого, он создал 78 рисунков для открыток и рисунки для складных карточек.
Первые три пасхальные открытки были выпущены издательством Свято-Троицкого монастыря в начале 1954 года. Они были с закругленными углами, без подписи автора и имели номера — 91124, 91125 и 91126. В конце 1954 года появились две рождественские открытки: № 95210 — без подписи автора и № 95211 с инициалами «И.К», и еще одна пасхальная с № 95212. Все они были также с закругленными углами, тираж их составлял по 3 000 экземпляров каждого номера. В том же году дополнительно было отпечатано еще 3000 экземпляров № 95212, отличающихся от первого тиража более красным оттенком рисунка, что можно определить только путем сравнения.
В начале 1955 года были выпущены две пасхальные открытки с одинаковым номе- ром — 91125: на одной — изображение служки с артосом в руках, на другой есть надпись — «Пасхальный день в Малороссии». Одна открытка была без подписи автора, на другой стояли инициалы «И.К». В конце того же года вышли в свет еще одна рождественская — № 26321-В и две пасхальные открытки — № 26322-В (Святой источник в Джорданвилле на берегу несуществующей реки) и № 26323-В (рисунок повторял рисунок открытки № 91124, но без изображения мальчика).
В следующем, 1956 году была выпущена только одна рождественская открытка без подписи автора с изображением горящей свечи, книги с текстом тропаря на фоне храма, напоминающего Свято-Троицкий собор в Джорланвилле, и деревянных двухэтажных домов. Об успехе этой открытки говорит тот факт, что она была пиратски переиздана в 1958 году Мартьяновым в Нью-Йорке под № YL— 10103, а позже, в 1998 году, — монастырским издательством, в континентальном размере без номера.
После возведения игумена Киприана в сан архимандрита в 1960 году на открытках, но не на всех, он начал ставить инициалы «А.К», а с 1962 года — указывать и год.
На пасхальной открытке 1963 года архимандрит Киприан изобразил, по его словам, крестный ход таким, каким он должен быть, а не таким, каким его изобразил художник Перов. В 1970 году были переизданы две пасхальные открытки под двойными номерами — (74624)7.Е.С. и (27009)8.Е.С. — и одна рождественская — (3776)10.Е.С., выпущенная дважды. Отличить их можно, только сравнив оттенки желтого цвета. Третье издание этой открытки — континентального размера и без номера — состоялось в 1998 году.
Архимандрит Киприан до конца своей жизни любил Подкарпатскую Русь, где он был пострижен и начал трудиться как иконописец. Ей он посвятил свои замечательные открытки. Первые две были изданы в 1970 году: «с.Бодружал на Карпатской Руси. ПослЬ освященя Пасокъ» (второй выпуск слегка отличался расцветкой) и «Зимний день на Карпатской Руси» с типичным для нее придорожным распятием. В 1976 году была выпущена открытка с надписью: «Колядники на Карпатской Руси». На двух других открытках: 1973 года — № 51258-0 и 1979 года — № 56879-2 — изображены храмы псковского стиля.
Любимой темой художника был и Свято-Троицкий собор в Джорданвилле. Он изображен на открытках; 1962 года— №55597, 1974 года — № 17209-В, 1976 года —№ 37215-0, 1979 года — № 56881-0, 1983 года —№81234-0, 1991 года — «Pasha» и на рождественской открытке 1998 года (по рисунку 1968 года) континентального размера. Изображение собора служит также фоном на трижды изданной открытке 1956 года — №95211 и на открытке 1962 года — № 55598-В. Здесь сказано лишь о небольшой части открыток, выпущенных издательством Свято-Троицкого монастыря по рисункам архимандрита Киприана. Все это наследство требует углубленного исследования.
Ростислав ПОЛЧАНИНОВ, США
Иллюстрации предоставлены автором и В.В.Петраковым
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 16 (апрель 2004), стр.128