Всемирно известный медальер проработал в России всего несколько месяцев. Этого оказалось достаточно, чтобы его изделия вошли в список самых блестящих произведений медальерного искусства России XVIII века.
К моменту подписания контракта в 1757 году с представителями российской стороны Жак Антуан Дасье уже 16 лет занимал должность резчика штемпелей при Королевском монетном дворе в Лондоне. За это время он стал известен как резчик серии медалей знаменитых людей, живших в Англии, и как автор других замечательных работ.
Мотивы приезда Ж.А.Дасье в Россию не совсем укладываются в рамки привычных представлений о причинах поступления на государеву службу иноземных мастеров. Иностранцев влекла в заснеженную страну в первую очередь материальная сторона дела. Не секрет, что зарубежные специалисты получали жалованье, во много раз превышавшее то, что выплачивали русским мастерам, находившимся на тех же должностях. В контракте, заключенном в 1747 году другим зарубежным медальером, В.Скоттом, было указано, «... что он получит от Монетной Канцелярии Ее Императорского Величества жалованья на каждый год ... по 500 руб.,... да на квартиру на каждый год по 100 руб.». Русскому же штемпельного дела мастеру полагалось 70 рублей. Для Ж.А.Дасье предусматривалась оплата 2500 рублей в год. Деньги по тем временам немалые. Однако маловероятно, что даже такие материальные блага завлекли прославленного медальера в Россию — он давно уже был богатым человеком. Его семья во главе с престарелым отцом, знаменитым Жаном Дасье, имела у себя на родине, в Швейцарии, в Женеве, собственную мастерскую, которая была оборудована по последнему слову техники. Мастерская выполняла крупные и престижные заказы, в том числе королевских дворов Франции и Англии. Так что материальная сторона должна была мало волновать знаменитого художника.
Об истинных причинах приезда Ж.А.Дасье в Россию, видимо, мы так и не узнаем. Остается только предположить, что его влекла в Россию романтика далекой и непонятной для европейца страны. Во всяком случае, налет романтизма можно обнаружить в его российских работах и в первую очередь на монетах Елизаветы Петровны.
На монетном кружке Дасье изобразил красивую женщину с утонченными и привлекательными чертами лица. Портрет, лишенный орденской ленты и звезды, пленяет изяществом форм. Легкое, напоминающее римскую одежду платье и кокетливая, совсем не императорская, корона дополняют композицию.
К сожалению, портрет не получил дорогу в жизнь. Виной тому якобы уши, реалистически изображенные Дасье на портрете. Легенда гласит, что Елизавета стеснялась своих больших ушей, поэтому художники тщательно маскировали их под прической. Дасье же реалистически изобразил императрицу, отчего вызвал высочайшее неудовольствие. Как бы там ни реагировала августейшая особа, Дасье создал великолепный образец миниатюры, по своим художественно-эстетическим характеристикам далеко опередивший время.
Этот портрет чеканился на золотой монете достоинством в 10 рублей (илл. 1) и на серебряных рублевиках (илл. 2 — 4). Великий князь Георгий Михайлович (ГМ) в Корпусе русских монет приводит два варианта рублевых штемпелей работы Дасье.
В последующие годы были обнаружены неизвестные ранее разновидности штемпелей. Так, Р.Зандер описывает уже четыре известные ему варианта рублей с портретной стороной работы прославленного мастера. В.В.Биткин тоже свидетельствует о существовании четырех штемпелей, выполненных Дасье. Любопытно, что два этих автора иллюстрируют свои работы рисунками, которые отличаются друг от друга изображением одного рублевика.
Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени известно пять вариантов портретной стороны рубля Дасье. Монетные оттиски лицевой стороны отличаются не только характером расположения легенды по отношению к портретному фрагменту, но и рисунком деталей изображения.
Любители экзотики и последователи Р.Зандера, склонные рассматривать некоторые дефекты на рабочей поверхности штемпелей как тайные знаки, могут дополнить их перечень постоянным дефектом на аверсе рубля № 300.1 (илл. ЗА).
Попытка отнести упомянутые дефекты на штемпелях работы Дасье к тайным знакам носит скорее романтический, чем объективный исследовательский характер. Вместе с тем причины, согласно которым прославленный художник якобы так метил свои произведения, могут получить неожиданное объяснение. Дело в том, что Дасье приехал в Россию не один. В его контракте значится, что вместе с ним на службу принимается ученик. В.В.Уздеников называет его имя — это Андреас Кавелар. Сразу возникают вопросы. Казалось бы, с какой стати на службу российскому престолу, даже вкупе с известным медальером, брали иностранного ученика, который, как это было принято, по окончании обучения мог уйти от учителя в «свободное плавание» и, скорее всего, покинуть пределы государства российского. Далее: где это видано, чтобы государство оплачивало обучение иноземных учеников, да еще в том же размере, что и мастеров (оклад соответствовал зарплате Скотта!)? Ответ на эти вопросы, по меньшей мере, прост — сопровождавший Дасье гражданин был, по существу, помощником мастера по ремеслу, «который, — как это заявлено в контракте, — нужен для вспоможения ему и скорейшего произвождения монетного дела». Дасье как созидательная личность творил, создавал инструмент, по форме которого изготавливались штемпеля (или рабочие маточники), а помощник дорабатывал второстепенные детали рельефа или копировал созданный Дасье шедевр. Между тем автору хотелось бы иметь собственное творение, не тронутое стараниями копииста. Для этого был отработан прием: непосредственно свою работу над штемпелем медальер метил каким-либо знаком. Он был заслуженно честолюбив. Известен феномен, когда создатель живописного полотна при выборе двух творений с испытательской целью определить авторство — одно из них было оригиналом, другое — копией, указывал на копию. С внедрением в технологию маточников применительно к монетам это вполне можно было сделать. Опытный и щепетильный в своей профессии, мастер осуществил сам или обязал помощника обеспечить объективную маркировку штемпелей его рук творения.
Опыт привлечения ученика по контракту к работе с российским монетным двором не нов. Гедлингер с успехом уже использовал такую привилегию — иностранные мастера умели создавать себе комфортные условия не только быта, но и работы. Хорошо зная монетное производство, Дасье решил обезопасить свое творение особой меткой. Помощник задание выполнил беспрекословно, однако, маркируя копии еще и другими отметинами, попутно обеспечил целый ряд догадок на многие десятилетия вперед. Находящийся в тени, по-своему талантливый, копиист искусно резал штемпеля по образцу своего учителя для осуществления регулярной чеканки государственной монеты.
Можно полагать, что среди известных вариантов портретных штемпелей есть один особый, который объективно отличается от других и сделан Дасье. Вполне вероятно, это разновидность штемпеля № 301, оцененная ГМ в Корпусе русских монет как «очень редкая» монета (илл. 2А). Почему выбор остановился на этом экземпляре? Во-первых, как уже отмечено, вариант встречается очень редко. Дасье создал оригинальный тип портрета, вырезав один штемпель. Затем слово предоставлялось копиистам. Во-вторых, композиционная организация изображения аверса на этой монете отличается аккуратностью даже в деталях. В частности круговая надпись не наползает на портрет, что свидетельствует о культуре работы резчика. Маловероятно, чтобы всемирно известный медальер позволил бы себе пренебречь такими второстепенными, но заметными деталями.
Здесь логично напомнить, что к 1757 году на российских монетных дворах давно сформировалась технология чеканки с маточником (или матрицей). Суть ее в том, что сначала изготавливался штемпель с выпуклым (позитивным) изображением монеты. Эту ответственную операцию, надо думать, выполнял медальер. После соответствующей закалки штемпель превращался в маточник, который, погружаясь в мягкую незакаленную сталь, был способен делать оттиски (негативные), то есть набивать штемпеля. А штемпеля, в свою очередь, пройдя процесс закалки, становились годными к чеканке. Таким образом, достигалась возможность чеканить монеты без изменений изображения, даже после износа штемпеля.
Однако в описанной вкратце технологии был еще один важный этап, который, вероятнее всего, осуществляли помощники. Дело в том, что после того, как с помощью маточника изготавливали штемпель, его дорабатывали: вносили мелкие исправления и, самое главное, пуансонами наносили легенду, знаки монетного двора, нередко даже отдельные элементы портрета, например, корону на голове модели. Именно на этом этапе в большинстве случаев и появлялись варианты штемпелей, поскольку идеально расположить круговую надпись или знаки монетного двора по отношению к портретной части — не такая уж простая задача при работе с пуансонами. Таким образом, представляется, что известными на сегодня пятью портретными штемпельными разновидностями рубля типа Дасье мы обязаны Андреасу Кавелару.
Гипотетическая реконструкция событий позволяет предположить следующий ход событий. Как и положено мастеру, Дасье изучает портреты и, вполне вероятно, знакомится с императрицей лично. Для передачи ее внутреннего мира художнику очень важно было пообщаться с ней. Будучи под впечатлением от такого знакомства, Дасье создает портрет, великолепный по художественному замыслу и рассчитанный на творческую образованность заказчика. Однако он терпит фиаско. Субъективное восприятие портрета Елизаветой берет верх над аспектами художественными. Императрица портрет не одобряет. Дасье, который согласно контракту должен был проработать на монетном дворе два года, стремится сократить время своего пребывания в России и поскорее отбыть на родину.
Рубль работы Дасье замечателен и тем, что оборотную его сторону резал он сам. Варианты реверса отличаются друг от друга незначительными деталями. Орловая сторона рубля № 301, обозначенная ГМ как «очень редкая монета», не имеет знаков минцмейстера. Реверсы экземпляров № 300 (илл. 2 В) и № 300.1 (илл. 3 А) тождественны. На одном из аукционов на торги был выставлен рубль с неопубликованной ранее оборотной стороной (илл. 4), но с известным аверсом.
Штемпель оборотной стороны отличается от остальных, представленных на рисунках 2 и 3, деталями изображения и соотношением орла со словами круговой надписи. Аегче всего обнаружить отличия, если сравнить расположение креста на державе по отношению к букве «Н» в слове МОНЕТА.
Таким образом, с учетом указанного варианта оборотной стороны можно констатировать, что к настоящему времени известны шесть разновидностей рублевиков с портретом работы Ж.А. Дасье, что следует учитывать при каталогизации монет прославленного медальера.
Факт участия в медальерной работе помощника Андреаса Кавелара позволяет предположить, что и еще будут обнаружены неопубликованные штемпельные прижизненные варианты монет и медалей, созданные талантливым мастером и сохраненные в виде копий, сделанных его верным последователем.
Пресловутые тайные знаки на рублевиках работы Дасье налагают некий мистический отпечаток на личность выдающегося мастера. Перед отъездом из России Дасье оставил еще одну загадку, решить которую, скорее всего, не удастся никогда.
22 января 1758 года в Кабинет императрицы был направлен «Рапорт из Монетной Канцелярии ... — О предоставлении Монетною Канцелярею рублевика, выбитого штемпелем, вырезанным вновь медальером Дасье». Из «Рапорта...«мы узнаем о том, что Дасье создал новый (курсив мой. — ю.п.) штемпель рублевика вместо отвергнутого варианта. Медальеру Дасье, согласно упомянутому документу, было поручено вырезать «вновь штемпеля в портрете Ее Императорского Величества и в сборе и в одежде» (курсив. — Ю.П.), взяв за основу рубль 1755 года. Вспомним, что в 1754 ив 1755 годах в качестве государственной монеты чеканились рублевики, созданные Б.Скоттом. Трудно представить себе, какие чувства испытывал признанный в Европе художник, которому вменили в обязанность создать новый штемпель, способный удовлетворить амбиции Елизаветы, и при этом, согласно ее пожеланиям, Дасье должен был руководствоваться весьма посредственным портретом, созданным Скоттом.
Связанный обязательствами контракта, Дасье создает новый вариант рублевика, на котором императрица изображена во всем великолепии ее регалий. Судя по документу, был сделан пробный образец и передан в монетную канцелярию. На этом следы этого нового образца рублевой монеты теряются. Однако остается документированный факт: «штемпель вновь вырезан, на которой напечатанную для поднесения к апробации Ея Императорскому Величеству рублевую монету во оный Кабинет при сем Монетная Канцелярия прилагается».
Следуя логике доступных публикаций, тайные знаки Дасье дополняются еще и таинственным рублевиком, представленным в высочайшие инстанции на утверждение. Куда запропастилась монета, созданная знаменитым медальером и преподнесенная российской императрице? Не слишком ли много неизвестного в российской одиссее Дасье?
На этом этапе изучения творчества Дасье в России расстанемся на время с убеждением, что мастер покинул заснеженную страну, увозя в багаже все свои творческие секреты.
Юрий ПЕТРУНИН
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 48 (июнь 2007), стр.140