О том, что лучших утащился награждали за хорошую учебу и примерное поведение, известно уже не одно столетие. Н протяжении веков наградная система в сфере образования складывалась по-разному. Бывали периоды, когда от нее просто-напросто отказывались, считая, что качество учебы — предмет заботы каждого, кто учится, а не общества в целом. Или, напротив, в иные годы и десятилетия поощрению учеников придавали очень большое значение, что проявлялось в появлении самых различных форм, стимулировавших учебу (грамот, похвальных листов, дарственных-книг, ценных подарков с подписными металлическими и иными накладками, медалей и т.д.).
В ряде государств Западной Европы, Израиле, некоторых странах Балтии медали за прилежание в учебе и примерное поведение теперь не выдают. Но такой порядок там существовал не всегда. Известны, например, медали европейских государств XIX — XX веков, свидетельствующие о том, что наградные системы в сфере образования-просвещения были продуманы очень хорошо. В Российской империи, например, учащихся стали отмечать (в том числе и медалями) еще в XVIII веке, эта система действовала до октября 1917 года. Затем, если не считать знаков (в основном, нагрудных) местного значения, выдававшихся за отличное окончание всевозможных курсов, на начальном этапе советского периода (до 1945—1946 годов) официальной системы награждения медалями не было. Только с первых послевоенных лет она начала четко функционировать в СССР и продолжает действовать по сей день, уже в Российской Федерации.
Сохранили ее и в ряде бывших союзных республик, ныне независимых государствах постсоветского пространства. В частности, известно о двух выпусках медалей в Беларуси (с всадником — «золотой» и «серебряной», с новым гербом республики — «золотой», «серебряной» и «бронзовой», см. илл.), а также в Украине (носимых на ленте, то есть с ушком). В первые годы после выхода Литвы из состава СССР у нее были учреждены свои медали (с всадником — «золотая» и «серебряная»), но уже в середине 1990-х годов, оглядываясь на Запад, литовцы отказались от награждения.
Весьма разнообразен и богат зарубежный «ассортимент» наградных знаков за отличную учебу. Это и настольные медали, и традиционные медали, и медалевидные знаки на подвесках, и нагрудные знаки с различными типами крепления (от винта до заколки). Они столь разнообразны, что как-то классифицировать их крайне сложно, если не знать особенностей наградной системы в этой области каждой из стран. Поэтому ограничимся лишь публикациями некоторых образцов (см. илл.).
Такой же разнообразной и интересной была наградная система в образовательной сфере Российской империи. Несмотря на то, что официально медали за учебу были введены в России «Уставом гимназий и училищ уездных и приходских» в 1828 году, награждали ими и до этого. В частности, известна медаль с портретом Александра I 1809 года «Посети виноград сей. За отличность. 180...» (В.Д. Кривцов. «Аверс № 5». 2001). В специальной литературе встречается информация и о медалях с портретами Павла I и даже Екатерины II. Их можно было бы разделить на две большие группы: а) ведомственные и б) конкретно учрежденческие (или вузовские, лицейские, гимназические). К первой группе относятся медали, как правило, с государственным гербом либо портретом монаршей особы (или особ), покровителя или покровительницы образовательной системы либо аллегорической фигурой — с одной стороны, и надписи целевого назначения — с другой (например: «За отличность», «Посети виноград сей», «Преуспевающему», «Преуспевшему», «Достойнейшим из окончивших курс в женских гимназиях», «За благонравие и успехи в науках», «За отличие», «За благонравие и отличные успехи в науках», «За успехи в школе» и т.д.). Ко второй группе относятся медали, на которых могут быть изображены как все перечисленные атрибуты, так и другие, специфические. Но один из атрибутов — самый важный и, безусловно, обязательный — это название образовательного учреждения, например: «Демидовский лицей», «Белгородский учительский институт» (В. Кривцов. «Аверс № 5». 2001), «Феодосийский учительский институт», «От Императорской академии художеств» (см. илл.), «Лазаревский институт восточных языков» (см. илл.) и т.д.
Кроме того, российские наградные учебные медали подразделяются на «Большую серебряную медаль» и «Малую серебряную медаль», «Большую золотую медаль» и «Малую золотую медаль». В разное время чеканились также бронзовые, медные, посеребренные и позолоченные медали. Какие они были — «большие» и «малые», — автору сие не известно.
Степень редкости учебных медалей можно определить по трем параметрам.
1. В зависимости от их принадлежности. Учрежденческие встречаются заметно реже, нежели ведомственные. И это вполне объяснимо. Учрежденческие выпускали только для отличников своего учебного заведения (в год их было всего несколько человек), ведомственные же для всех образовательных учреждений такого статуса, работавших на тот момент в государстве (а здесь награжденных было в десятки, сотни раз больше).
2. По статусности. Как правило, награждений золотыми медалями было меньше, чем серебряными, большими медалями — меньше, чем малыми.
3. В зависимости от времени их выпуска. То есть более ранние встречаются реже, чем более поздние. Исключение золотая и серебряная медали с Государственным гербом империи в виде двуглавого орла периода правления Николая I (см. илл.). Этот тип медалей чеканился с 20-х годов XIX века вплоть до конца правления Николая II.
Среди самых распространенных вариантов российских учебных медалей — медаль с двуглавым орлом периода правления Николая I и медаль с портретом Марии Федоровны (в разных вариантах: либо с аллегорической фигурой, либо с виноградником; вариант с виноградником встречается реже, см. илл.). Реже встречаются и медали с портретами Николая II, Марии Александровны, тип «В честь 200-летия Отечественной войны 1812 г.», ряд других (см. илл.). Кстати, у варианта с орлом периода Николая I есть разновидности по изображениям орла, аллегорической фигуры и надписям. Известны медали с узким концентрически-параллельным ободком рядом с бортиком медали и с широким. Прослеживаются такие варианты: 1) с точкой над буквой «г» в слове «БЛАГОНРАВ1Е»; 2) без точки над «г»; а также с широкими и узкими ободками на аверсе и реверсе (см. илл.). Медали с перекрестными сочетаниями штемпелей автору неизвестны, но не исключено, что они все-таки были. Есть вариант с различными ободками и у медалей с портретом Марии Федоровны.
Награждение медалями за отличное окончание общеобразовательных учреждений фиксировалось в аттестатах специальной записью (см. илл.).
Кроме медалей, как мы уже говорили, были и другие виды поощрения — по завершению семестров, полугодий, циклов, курсов, годов. Грамоты, похвальные листы, подписанные и скрепленные печатью книги, ценные подарки с металлическими накладками и креплениями (см. илл.) становились знаками отличия за успехи в процессе обучения. Последние в том или ином объеме сохранились и после октября 1917 года. А вот такой вид поощрения отличников учебы, как медали, надолго был забыт. Лишь изредка на местах самостоятельно изготавливали медалевидные жетоны на подвесках, которыми отмечали лучших учащихся за их успехи в учебе.
К вопросу о необходимости учредить такие наградные медали вернулись только в конце Великой Отечественной войны: 21 июня 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». В нем, в частности, говорилось: «Для награждения учащихся средней школы, показавших при сдаче экзаменов на аттестат зрелости выдающиеся успехи и имеющих отличное поведение, установить золотую и серебряную медали...». Само же Положение о золотой и серебряной медалях «За отличные успехи и примерное поведение» и их Описание были утверждены Постановлением СНК СССР № 1247 от 30 мая 1945 года.
Дизайн (а еще точнее — штемпеля) и золотых, и серебряных медалей был идентичен: на лицевой стороне — герб союзной республики, под ним — ее название (либо полное, как, например, у Азербайджанской, Таджикской, Казахской ССР; либо сокращенное, как, например, у Грузинской и Казахской ССР; либо аббревиатурное, как у РСФСР, Белорусской, Украинской и Армянской ССР, см. илл.); на оборотной стороне медали — развернутая книга знаний на лавровой ветви, освещенная сверху лучами солнца, на фоне которого размещена пятиконечная звезда, круговая надпись «За отличные успехи и примерное поведение» — на национальном языке республики. Диаметр золотых и серебряных медалей был примерно одинаков — 32,0—32,3 мм. Проба металла: золотой — 583° (с 1954 года — 375°) с высокопробным покрытием; серебряной — 925°. Однако в Армении, по информации одного из сочинских коллекционеров, была проведена довольно широкая экспертиза золотых медалей 1945—1959 годов, в результате чего выявились три типа таких наградных знаков: с сердечником из низкопробного золота, сердечником из серебра и сердечником из бронзы, покрытым высокопробным золотом. Мне же довелось увидеть в Ростове-на-Дону, в клубе коллекционеров, экземпляр украинской малой «золотой» медали с сердечником из бронзы. Происхождение этих предметов объяснить так же трудно, как и ответить на вопрос, были ли такие же варианты медалей в других республиках.
Тогда, в середине 1940-х годов, в состав Союза ССР входили 16 союзных республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Казахская ССР, Узбекская ССР, Азербайджанская ССР, Грузинская ССР, Туркменская ССР; Армянская ССР, Молдавская ССР, Таджикская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Эстонская ССР, Киргизская ССР и Карело-Финская ССР. Столько же (16) типов медалей и было отчеканено. Общесоюзной медали с гербом и названием СССР не было. Правда, есть упоминание о, возможно, пробной бронзовой медали с надписью «Наркомпрос РСФСР» (в две строки) (А.Скляров. «Школьные медали». Воронеж, 2002), но ее подлинность ничем не подтверждена. Хотя появление такого предмета небезосновательно. Ведь известное Постановление СПК от 30 мая 1945 года было принято, когда еще функционировал Народный Комиссариат просвещения, ставший соответствующим министерством лишь в 1946 году.
Говоря о малых учебных медалях союзных республик образца 1946—1959 годов, следует отметить, что первый их выпуск заметно отличается от последующих: в надписях на реверсе более корявые буквы (см. илл.), есть отличия и в деталях изображения аверса. Так называемые «перепутки» известны автору только на медалях РСФСР, для более тщательного исследования нет достаточного количества медалей других республик. Серьезное изменение претерпел герб на малых медалях УССР (в частности, появились звезда и название республики, см. илл.).
На каком-то, вероятно завершающем, этапе использования малых медалей круговую надпись «За отличные успехи и примерное поведение» на некоторых из них стали писать на двух языках: на русском (на аверсе) и национальном (на реверсе, см. илл.). Скорее всего, этот двуязычный признак лег в основу и первых так называемых больших медалей образца 1960—1991 годов (см. илл.), которые, надо полагать, в некоторых республиках поначалу тоже были двуязычными.
Медали нового образца были утверждены Постановлением Совета Министров СССР «О награждении медалями оканчивающих средние общеобразовательные школы» от 27 августа 1959 года. Теперь диаметр их стал примерно 40 мм, «золотые» изготавливали из позолоченного томпака, «серебряные» — из посеребренного мельхиора (с 1985 года — из посеребренного томпака). Изначально на новых медалях, как на «золотых», так и на «серебряных», надпись была одинаковой — «За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение».
Следующим типом в отдельных республиках был, видимо, русскоязычный вариант большой медали, на которой отсутствовала круговая надпись на национальном языке (см. илл.). Однако, судя по всему, он просуществовал недолго. Следующий тип школьной медали восстановил статус-кво национального языка, полностью исключив при этом русскоязычное дублирование круговой надписи. А с 1985 года и вовсе изменилась надпись на «серебряных» медалях, которая теперь звучала так: «За успехи в учении, труде и за примерное поведение» (то есть без слова «отличные», см. илл.).
Известен ряд различий у медалей данного периода. Наиболее серьезное и заметное — появление в гербе РСФСР пятиконечной звезды, что было вызвано произошедшим изменением после принятия новой Конституции СССР 7 октября 1977 года (см. илл.).
Практически у всех типов медалей можно найти отличия в реверсе, где верхний луч звездочки направлен либо к началу какой-то из букв, либо к ее концу, а то и вовсе к другой букве. Довольно заметно и другое отличие — посеребрение и позолота в последние годы наносились на медали не гладким слоем, а пупырчатым.
Известны царские и советские (1946—1959 годы) медали с ушком — такие можно было носить на груди. Однако даже невооруженным глазом легко определить, что это самоделки. Так, еще в 1990-е годы в клубе коллекционеров Ростова-на-Дону мне довелось увидеть с припаянным ушком малую золотую медаль с портретом Марии Федоровны, малую серебряную медаль с двуглавым орлом периода правления Николая I и малую серебряную медаль РСФСР.
После распада СССР каждое из суверенных государств постсоветского пространства пошло в этом вопросе своим путем. Некоторые, как уже отмечалось, отказались от наградной системы в образовательных учреждениях, другие, напротив, учредили более широкую, трехступенчатую систему поощрения, введя еще и бронзовую медаль. Российская федерация осталась верна традициям, заложенным в последнее 30-летие советской власти.
Первый выпуск учебных наград состоял из «золотой» и «серебряной» медалей со следующим дизайном (абсолютно одинаковым для обеих): на аверсе — госпечать с Государственным гербом Российской Федерации на фоне полураскрывшегося свитка и надписи «За особые успехи в учении», в верхней части, по дуге, — вдавлено название государства — «РОССИЯ»; на реверсе — под ниспадающими лучами образовательного светила высится в полный рост аллегорическая фигура с раскинутыми руками, под которыми пробиваются «ростки знаний» (см. илл.).
Во втором выпуске тоже были «золотая» и «серебряная» медали, но уже с другим дизайном: на аверсе — Государственный герб РФ и по кругу — надпись «Российская Федерация»; на реверсе — на фоне развевающейся ленты вверху изображена книга знаний, в центре — надпись в три строки «За особые успехи в учении», внизу — две скрещенные лавровые ветви славы. Известны два варианта реверса: 1) с выпуклым значком «№» и чертой под трехстрочной надписью (где гравируется затем порядковый номер награждения); 2) без таковых (см. илл).
И несколько слов о разновидностях второго выпуска. По сведениям многоопытного омского коллекционера-исследователя Н.Малкова, такие медали известны с крупным значком «ММД», с мелким таким же значком, а также со значком «МШ» («МосШтамп»), Коллекционеры из Ростова-на-Дону утверждают, что в Интернете они находили изображения таких медалей без значков «ММД» и «МШ», а также с этими значками, расположенными выше перекрестия лавровых ветвей, а не ниже, как у обычных вариантов. Кроме того, кронштадтский коллекционер-краевед сообщил, что у него есть экземпляр такой медали, отчеканенной на тонком кружке, а в Санкт-Петербургском клубе коллекционеров он видел такую же медаль, но уже с заводским ушком и на колодке. В принципе, ничего удивительного в этом нет, так как Министерство образования в свое время рассылало во все средние школы документы для обсуждения, в которых приводились десятки проектов учебных медалей, в том числе и на подвесках (см. илл.). Не исключено, что какие-то из них были воплощены в металле.
Возвращаясь к вопросу о преемственности российских и последних советских медалей, хочу предложить вниманию коллекционеров небольшую таблицу их сравнительных характеристик.
Как видим, незначительные отклонения ни о чем не говорят.
В СССР — РФ неоднократно были местные выпуски медалей для выпускников школ. Но их, как правило, либо выдавали всем подряд, либо приурочивали к каким-нибудь юбилейным датам учебного заведения, района, города, области, либо посвящали юбилейным выпускам. Поэтому их никак нельзя отнести к медалям за отличную учебу.
И в заключение — об учебных медалях образовательных учреждений силовых структур СССР — РФ. Их история, судя по всему, началась тоже в 1945 — 1946 годах (о чем свидетельствует выгравированная дата «1946» на одной из известных мне медалей из частной коллекции — см. илл.). При жизни И.В.Сталина в каждом военном вузе награждали своей (то есть со своим названием) золотой медалью (В. Кривцов. «Аверс № 5». Москва, 2001), на которой обязательно был портрет генсека. Их, судя по датам, указанным В.Кривцовым, как и школьные медали, вручали вплоть до 1958 — 1959 годов. А с 1960 года стали чеканить и выдавать общеведомственный тип медали (на аверсе — круговая надпись «Вооруженные Силы СССР», крупная пятиконечная звезда в лавровом обрамлении, в центре которой изображены серп и молот, а под звездой — раскрытая книга знаний; на реверсе, при сохраненном дизайне сталинских медалей, немного изменилась надпись: вместо четырехстрочной «За отличное окончание академии» стала пятистрочная «За отличное окончание военного вуза» — см. илл.).
В Российской Федерации для вузов силовых структур учреждены медали с совершенно новым дизайном. Известны два варианта таковых: 1) для Вооруженных Сил России (см. илл.); 2) для МВД России (см. илл.).
Конечно же, эта тема заслуживает более детального изучения, описания и каталогизирования. И, как нам стало известно, столичные коллекционеры уже работают в этом направлении. С удовольствием приобрету такую книгу. Удачи вам, коллеги!
Владимир НАЗАРОВ
Иллюстрации Александра ЧЕБОТАРЕВА.
Авторы выражают благодарность А. Протопопову, Н. Малкову, В. Аношкиной, О. Поддубной, а также южнороссийским коллекционерам за помощь в подготовке этой публикации.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 48 (июнь 2007), стр.124