в XIX - начале XX века
Мастерскую основал Отто Самуэл Кейбель (Otto Samuel Keibel) (1768-1809), переселившийся из Пруссии в Россию в 1797 году. С 12 октября 1797 года - золотых дел мастер и ювелир иностранного цеха Санкт-Петербурга. С 1804 года - помощник старосты, с 1807 по 1808 год - староста. Один из лучших мастеров и ювелиров. Его работы хранились в императорских дворцах. Клеймо на орденских знаках - «Keibel». Орденские знаки работы Отто Кейбеля автору неизвестны.
Вильгельм Кейбель (с клеймом «Keibel»)
После смерти Огго Кейбеля его дело продолжал сын Иоганн Вильгельм Кейбель (Johann Wilhelm Keibel) (1788-1862), переселившийся из Пруссии вместе с отцом С 1825 по 1827 год - помощник старосты цеха иностранных золотых дел мастеров, с 1828-го - цеховой мастер.
В 1841-м получил звание «придворный золотых дел мастер». В 1859-м пожалован званием «потомственный почетны гражданин» и орденом Св. Станислава 3-й степени. Изготавливал орденские знаки по заказу Капитула орденов. Инициалы на клейме: «Keibel» (1810-1862).
1. Знак ордена Св.Георгия 4-й степени с эмалевым розовым медальоном. Золото, эмаль. Размер – 28*28 мм, вес – 5,7 г. На кольце под ленту именное клеймо «Keibel 1821». Георгиевская лента. Ихготовлен в царствование императора Александра I.
Вильгельм Кейбель и Генрих Кеммерер (с КлеЙМОМ «КК»)
C l836 по 1854 год Вильгельм Кейбель совместно с Генрихом Кеммерером (Heinrich Wilhelm Kammerer), золотых дел мастером иностранного цеха, оценщиком Кабинета ЕИВ, придворным ювелиром, изготавливали орденские знаки по заказу Капитула орденов. Совместное клеймо — «КК». После смерти в 1854 году Генриха Кеммерера клеймо «КК» продолжали использовать в 1855—1856 годах.
Известно именное клеймо Генриха Кеммерера 1839 года — «Н • К», поставленное на ордене Св. Владимира 1-й степени.
2. Знак ордена Св. Георгия 3-й степени с эмалевым розовым медальоном. Золото, эмаль. На ушке клейма: «56», «герб СПБ и 54 (1854)» и именное «КК». Размер — 45x45 мм, вес - 20,8 г. Изготовлен для участников Восточной войны 1853-1856 годов.
3. Знак ордена Св. Георгия 3-й степени с эмалевым розовым медальоном. Золото, эмаль. На ушке клейма: пробирное Санкт-Петербургской пробирной палатки («56 и герб СПБ») и именное «КК». Размер - 45x45 мм, вес - 21,3 г. Изготовлен для участников Восточной войны 1853— 1856 годов.
4. Знак ордена Св. Георгия 4-й степени с эмалевым розовым медальоном. Золото, эмаль. На ушке пробирное клеймо Санкт-Петербургской пробирной палатки («56 и герб СПБ»). Именное клеймо отсутствует, соответствует изделиям «КК». Размер - 35x35 мм, вес - 12,0 г. Изготовлен для участников Восточной войны 1853-1856 годов (Известен подобный знак ордена весом 11,6 г.)
5. Знак ордена Св. Георгия 3-й степени для нехристиан с эмалевым розовым медальоном. Золото, эмаль. На ушке клейма: пробирное Санкт-Петербургской пробирной палатки («56 и герб СПБ») и именное «КК». Размер - 45x45 мм, вес — 21,4 г. Изготовлен для участников Восточной войны 1853—1856 годов.
6. Знак ордена Св. Георгия 4-й степени для нехристиан с эмалевым розовым медальоном. Золото, эмаль. На ушке клейма: пробирное Санкт-Петербургской пробирной палатки («56 и герб СПБ») и именное «КК». Размер - 34x34 мм, вес — 11,9 г. Изготовлен для участников Восточной войны 1853-1856 годов.
7. Знак ордена Св. Георгия 4-й степени для нехристиан с эмалевым розовым медальоном. Золото, эмаль. На ушке пробирное клеймо Санкт-Петербургской пробирной палатки («56 и герб СПБ»). Именное клеймо отсутствует, соответствует изделиям «КК». Размер – 34*34 мм, вес - 12,4 г. Изготовлен для участников Восточной войны 1853 - 1856 годов.
Вильгельм Кейбель (с клеймом «WK»
С 1856 по 1862 год изготавливал орденские знаки по заказу Капитула орденов с инициалами на клейме «WK».
8. Знак ордена Св. Георгия 3-й степени с эмалевым розовым медальоном. Золото, эмаль. На ушке клейма: «56», «герб СПБ и 1856» и именное «WK». Размер — 44x44 мм, вес - 16,7 г. Изготовлен для участников Восточной войны 1853—1856 годов (автору известен подобный знак весом 16,6 г).
9. Знак ордена Св. Георгия 4-й степени с эмалевым розовым медальоном. Золото, эмаль. На ушке клейма: «56» и «герб СПБ и 1856». Именное клеймо отсутствует. Соответствует изделиям «WK». Размер - 35x35 мм, вес - 11,6 г. Изготовлен для участников Восточной войны 1853-1856 годов.
10. Знак ордена Св. Георгия 4-й степени за 25 летъ. С эмалевым розовым медальоном. Золото, эмаль. На ушке клейма: «56 и герб СПБ» и именное «WK». Размер — 35x35 мм, вес — 15,3 г.
11. Знак ордена Св. Георгия 4-й степени за 20 камп. (кампаний) с эмалевым розовым медальоном с изображением Св. Георгия, повернутым справа налево, как на государственном гербе с 1857 по 1869 год. (Согласно распоряжению военного министра графа Д.А. Милютина, кресты указанного типа были запрещены к ношению с 1870 года.) Золото, эмаль. На ушке клейма: «56» и именное «WK». Размер - 34x34 мм, вес - 8,2 г.
12. Звезда ордена Св. Георгия 2-й степени. Серебро, эмаль. На «чашке» клейма: «герб СПБ» и «WK». Размер - 78x78 мм, вес — 27,1 г. Изготовлена для участников Восточной войны 1853—1856 годов и за покорение Чечни и Даге стана в 1857,1858 и 1859 годах.
Юлиус Кейбель (с клеймами «ik» и «Keibel)
Юлиус Кейбель (1825 – 1882), сын Иоганна Вильгельма Кейбеля. Учился у отца, стал мастером в 1844 году. После смерти отца в 1862 году стал официальным поставщиком Капитула орденов. Потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии. Награжден орденами Св. Станислава 2-й степени и Св. Анны 3-й степени. Владелец магазина по адресу: Б. Зеленина, 24, собственный дом. Инициалы на клейме: «Keibel» и «iк» (1862 -1882). После смерти Юлиуса Кейбеля в 1882 году клеймо «ik» продолжали использовать до 1905 года.
13. Знак ордена Св. Георгия 3-й степени с эмалевым розовым медальоном. Золото, эмаль. На ушке клейма «56», «герб СПБ» и именное «ik». Размер - 41x41 мм, вес – 16 г. Изготовлен для участников покорения Западного Кавказа в 1864 году.
14. Знак ордена Св. Георгия за 18 ком. (компаний). С эмалевым розовым медальоном. Золото, эмаль. На ушке клейма: «ik» и «1864». Пробирное клеймо отсутствует. Размер — 27x27 мм, вес — 4,5 г.
15. Знак ордена Св. Георгия за 18 кам. (кампаний). С эмалевым розовым медальоном. Золото, эмаль. На ушке клейма: «ik» и «56 и герб СПБ». Размер — 35x35 мм, вес — 13,1 г. Изготовлен в 1862—1870 годах.
16. Знак ордена Си. Георгия за 20 кам. (кампаний). С эмалевым розовым медальоном. Золото, эмаль. На ушке клейма: «ik» и «56 и герб СПБ». Размер - 35x35 мм, вес — 13,3 г. Изготовлен в 1862-1870 годах.
В 1870 году император Александр II распорядился уменьшить диаметр центральных медальонов ордена Св. Георгия, а также изменить цвет медальона с розового на красный, что и было подтверждено вторично докладом по Капитулу орденов от 3 сентября 1877 года за № 3319 «О величине знаков и цвете медальонов ордена Св. Георгия». На основании этого были изготовлены новые образцы орденских знаков Св. Георгия.
17. Знак ордена Св. Георгия 1-й степени с эмалевым красным медальоном. Золото, эмаль. На ушке клейма- «герб СПБ и 56» и именное «ik». Размер - 55x55 мм, вес – 28,1 г. Изготовлен для участников Русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов.
18. Знак ордена Св. Георгия 2-й степени с эмалевым красным медальоном. Золото, эмаль. На ушке клейма: «герб СПБ и 56» и именное «ik». Размер - 49x49 мм, вес – 24,6 г. Изготовлен для участников Русско-турецкой войны 1877—1878 годов.
19. Знак ордена Св. Георгия 4-й степени с эмалевым красным медальоном. Золото, эмаль. На ушке клейма: «герб СПБ и 56» и именное «ik». Размер - 35x35 мм, вес - 10.6 г. Изготовлен для участников Русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Альберт Кейбель (с клеймами «АК» и «Keibel»)
Альберт Кейбель (1854—1910), сын Юлиуса Кейбеля. Владелец мастерской, с 1882 по 1905 год являлся официальным поставщиком Капитула орденов. Потомственный почетный гражданин и купец 1-й гильдии. Инициалы на клейме: «Keibel» и «АК». После 1906 года изготавливал орденские знаки по заказу награжденных.
20. Звезда ордена Св. Георгия 1-й степени. Серебро, эмаль. На «чашке» и булавке клейма: «герб России» (знак придворного поставщика), «герб СПБ и 84» и именное «АК». Размер - 78x78 мм, вес - 30,2 г. Изготовлена для участников Русско-турецкой войны 1877—1878 годов.
21. Знак ордена Св. Георгия 3-й степени с эмалевым красным медальоном. Золото, эмаль. На ушке клейма: «герб СПБ и 56» и именное «АК». Размер - 40x40 мм, вес - 13,7 г. Изготовлен для участников Русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
22. Знак ордена Св. Георгия 4-й степени с эмалевым красным медальоном. Золото, эмаль. На ушке клейма: «56 и герб СПБ» и именное «АК». Размер - 34x34 мм, вес – 11,3 г. Изготовлен для участников Русско-турецкой воины 1877-1878 ГОДОВ.
23. Знак ордена Св. Георгия 4-й степени с эмалевым красным медальоном. Золото, эмаль. На ушке клейма: «герб СПБ и 56» и именное «АК». Размер - 35x33 мм, вес — 10,8 г. Изготовлен для участников Русско-турецкой войны 1877—1878 годов.
24. Знак ордена Св. Георгия 3-й степени с эмалевым красным медальоном. Золото, эмаль. На ушке клейма: пробирное Санкт-Петербургского пробирного управления 1908-1910 годов («альфа, голова вправо и 56») и именное «АК». Размер - 45x45 мм, вес - 15,8 г. Изготовлен для участника Русско-японской войны 1904-1905 годов.
Орденские знаки Св. Георгия изготавливались мастерской «Кейбель» в основном с 1836 по 1905 год, но заказам Капитула орденов. Имеют ярко выраженные типологические особенности и фирменный стиль. Кресты изготавливались в классических красивых пропорциях в зависимости от степени и являются выдающимися образцами ювелирного искусства. Знаками ордена награждались боевые офицеры и генералы, участники Восточной войны 1853— 1856 годов; покорения Кавказа в 1850-1860-х годах- Русско-турецкой войны 1877—1878 годов; покорения Средней Азии 1870-1885 годов; похода в Китай 1900- 1901 годов; Русско-японской войны 1 904-1905 годов
P.S. В середине 1990 - начале 2000-х годов в Риге затем в Киеве неким мастером были изготовлены «вольные» подделки орденских знаков с клеймами мастерской «Кейбель», которые были предложены на фалеристический рынок. Сначала они ввели в заблуждение отечественных собирателей «как предметы, поступившие из эмиграции», но время расставило все по своим местам. Сравнивая эти новые поступления с подлинными образцами, можно убедиться в их неподлинности, что выразилось: в конструктивном отличии знаков, в цвете и качестве белой эмали, в изготовлении центральных медальонов с изображением Св. Георгия и прижимных колец, в изготовлении ушек для крепления орденских лент, в применении фальшивых пробирных и именных клейм. Все это возможно определить даже не совсем опытному собирателю, если в собрании имеется хотя бы два-три подлинных образца, пользуясь в работе обязательно 10-кратной лупой. Большая кратность лупы не требуется, она будет вводить в заблуждение. При сравнительно кропотливом анализе и хорошем дневном освещении на глаз возможно определить фальшивые предметы, но это требует усидчивости, терпения и времени. Все эти фальшивые орденские знаки периодически мигрируют из одного собрания в другое с заключением экспертов разных уровней для спокойствия владельцев и постоянно вводят в гипнотическое состояние неопытных собирателей, особенно «инвесторов», подсчитывающих прибыль. Известны реплики орденских знаков с клеймами «Кейбель», изготовленные в Западной Европе и США, но они только внешне похожи на орденские знаки Св. Георгия и легко распознаются. В настоящее время могут появиться новые подделки, изготовленные по фото
графиям, опубликованным автором в нашем журнале, и они тоже легко могут быть определены по качеству изготовления.
В 1990-е годы в Европе были изготовлены фальшивые орденские звезды разных наименований и предлагались как предметы, поступившие из эмиграции. Они также на некоторое время ввели в заблуждение собирателей, так как продавались на западноевропейских аукционах. Звезды были в золоте и серебре и с клеймами разных исполнителей, в том числе и мастерской «Кейбель». Фотографии некоторых звезд воспроизведены в отечественных изданиях маститых авторов как подлинные, что также постоянно вводит в заблуждение собирателей и инвесторов. Все эти фальшивые звезды также легко распознаются при наличии определенных знаний.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод: всегда при определенной системной и кропотливой работе возможно отличить подлинные знаки от фальшивых. Поэтому каждый коллекционер способен в конечном счете стать специалистом и уметь разбираться в подлинности предметов.
При подготовке статьи была использована литература: Постникова-Лосева М., Платонова Н., Ульянова Б. Золотое и серебряное дело XV – XX веков. М., 1995; Иванов А. Пробирное дело в России (1700 – 1946). М., 2002; Селиванов М. Знаки ордена Св. Георгия Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования, 326-29, 80,81; Исторический очерк российских орденов и сборник основных орденских статусов 2-е изд. СПб., 1892.
Михаил СЕЛИВАНОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 84 (март 2011), стр.116