На московском антикварном рынке практически нет серебряных предметов, которые продавались бы как изделия фирм немецкого города Ханау. Обычно их продают как изготовленные «в Западной Европе» или приписывают какой-либо западноевропейской стране.
И это неудивительно. Серебро Ханау — постоянная тема споров среди коллекционеров. Это объясняется, во-первых, высоким уровнем исполнения серебряных предметов в различных стилях — от ренессанса до модерна, изготовленных в конце XIX — начале XX века в соответствующей каждому стилю технике. Во-вторых — наличием ложных клейм, что еще больше усложняет атрибуцию, поскольку опубликованный в 1976 году д-ром В.Шеффлером каталог клейм златокузнецов земли Гессен, содержащий клейма фирм Ханау, недоступен большинству коллекционеров и антикваров.
Изготовление серебряных предметов в старых стилях, даже полное копирование старого немецкого или французского серебра в Ханау первоначально не преследовало цель обмануть покупателей, а лишь было ответом на мощные запросы рынка. Эти произведения можно найти в таких солидных частных коллекциях, как у барона Карла фон Ротшильда, и таких музейных собраниях, как Эрмитаж. Серебряные изделия, сделанные в Ханау в старинных стилях, экспонировались на выставках (1893 г., Всемирная выставка в Чикаго, фирма «Людвиг Нересхеймер и К°»),
Особенность клеймения серебра на фирмах Ханау — применение фантазийных клейм, а также ложных, похожих на старые клейма, соответствующих стилю предмета. Например, на предметах, инспирированных французскими стилями, преимущественно Людовика XIV и Людовика XVI, с гирляндами и медальонами, стоят клейма, похожие на французские. В отличие от подлинных клейма фирм Ханау были неглубокими, многочисленными, часто им сопутствовали ввозные клейма, на «французских» предметах отсутствуют крошечные «запасные», а также налоговые клейма. Такая свобода в постановке клейм, преследуемая по закону в других странах, да и в других городах Германии тоже, имела в Ханау правовую основу. Клеймо мастера в Ханау не было правом, полученным мастером от гильдии как знак его статуса. Клеймение серебряных предметов надзирающим органом прекратилось здесь в конце XVIII века, а с 1874 года больше не ставилось и городское клеймо. С 1 января 1888 года германский имперский закон вообще отменил официальное клеймение. С этого дня каждый производитель сам клеймил свои изделия и использовал клейма гарантии содержания серебра в материале.
Мы не ставим перед собой задачу изложить здесь историю серебряного производства в Ханау, подчеркнув его особенности. Это большая и сложная тема, во многом еще до конца не исследованная. На примерах, приведенных ниже, а речь пойдет о серебряных предметах из частной коллекции, хотелось бы показать характерные отличительные особенности клеймения, применявшегося лидирующими фирмами Ханау.
Одна из крупнейших фирм Ханау — «Людвиг Нересхеймер и К°», основана в 1890 году. Одно из ее произведении — большая стопа с чеканным пейзажем и фигурами в манере живописи эпохи Реформации. Несмотря на неоднократную смену владельцев, она до сих пор существует и сохранила свое прежнее название. Высота стопы — 26,5 см; диаметр верха — 12,5 см; вес — 590 г, изготовлена около 1903 года. По форме она круглая, расширяющаяся кверху, на невысоком выпуклом основании, украшенном золоченым цветочным орнаментом и двумя крылатыми головками ангелов. Выше — накладной жгут с четырьмя литыми львиными головами, в пасти которых вставлены кольца, а на них подвешены четыре литые ажурные иконки. На двух, в прямоугольной оправе, изображена Богоматерь с младенцем и два ангела, держащих над ее головой венец славы. На иконке в круглой оправе в виде жгута изображено поклонение волхвов. На четвертой иконке без оправы — Святой Георгий копьем поражает змея. Выше жгута, на фоне гористого пейзажа с замками и монастырями, размещены две фигуры: мужчина с нюрнбергским стаканом в руке и женщина с кубком в руке, как Мария Магдалена Шляпа со страусиными перьями и короткий меч на поясе мужчины говорят о значительности изображенного человека Пейзаж и фигуры выполнены методом тонкого литья с последующей чеканкой и доработкой резцом Более высокий рельеф и большой размер фигур, индивидуальность образов придают им торжественность и акцентируют на них первоочередное внимание. Если бы время изготовления стопы соответствовало характеру изображения, то можно бы было, исходя из торжественности изображенных фигур в сочетании с подвесными иконками, предположить, что она предназначалась в качестве церковного вклада, а также что на ней изображены донаторы. Г. Ньюман (H.Newman. An Illustrated Dictionary of Silverware. 2000, p. 36) сообщает, что стопы большого размера (высотой 23 см и выше) использовались в протестантских церквях для раздачи вина прихожанам во время Евхаристии.
При первом знакомстве с описываемым нами предметом создается впечатление, что эта стопа сделана в XVIII веке. Однако некоторые особенности ее изготовления и расшифровка клейм по каталогу В. Шеффлера убеждают нас в том, что это лишь удачная стилизация под XVIII век, которая предназначена была, скорее всего, для коллекции. Клеймо № 4 является фирменным клеймом 1903 года; клеймо 1 воспроизводит клеймо пробы 13 лотов (812 проба в метрической системе), использовавшееся в Германии до 1888 года; клеймо № 2 похоже на австрийское клеймо 1809—1810 годов, означавшее освобождение от налогов для больших старых изделий из серебра; клеймо № 3 — фантазийное, хотя и похоже на городские клейма XVIII века ряда городов Англии, Германии и Швеции. Пятое клеймо — ввозное региональное (буква «А» означает Вену) клеймо бюро контроля Австро-венгрии периода с 21.10.1901 по 1921 год. Ввозное клеймо Австро-Венгрии на изделии с клеймом Австрии выглядит абсурдно, если австрийское клеймо 1810 года не ложное! Каждое из этих четырех клейм, поставленных производителем, имеет аналог в разных регионах и в разное время, но наличие их всех вместе как раз и свидетельствует об их ложности.
Еще один пример — чайница, изготовленная около 1861 года, производства другой лидирующей фирмы Ханау — «И.ДШлейсснер и сыновья», существующей с того же года. Основал ее Даниэль Филипп Август Шлейсснер (1825—1891), сын серебряника Йоханна Даниэля Шлейсснера. Называться «И.ДШлейсснер и сыновья» фирма стала в 1957 году, при Йоханне Даниэле, владельце фабрик серебряных изделий в Ханау, который родился в 1927 году, был внуком основателя фирмы и серебряных дел мастером уже в восьмом поколении.
Высота чайницы — 13,5 см, вес — 210 г. Ее корпус представляет собой шесть сомкнутых полуцилиндров. Дно и подножие горла — гладкие напаянные пластины шестилепестковой формы. Горло — высокое, с чеканным рисунком в виде веток роз. У крышки куполообразной формы с волнистым краем снизу — цилиндр, входящий в горло, сверху — финиал в виде артишока Стенки корпуса украшены двумя группами экзотических фруктов, поочередно расположенных на стенках полуцилиндров, — в подражание модным украшениям посуды чеканными цветами и фруктами второй половины XVII — начала XVIII века Купол крышки украшен гирляндой с еловыми шишками, что довольно характерно для работ гамбургских мастеров того времени. Рисунок клейма № 1 также подобен рисунку клейма № 4 неизвестного гамбургского мастера последней четверти XVII века (M.Rosenberg. Goldschnriede. Merkzeichen. В2, № 2393). Все это создает иллюзию, что чайница сделана в конце XVII века, однако ряд признаков говорит о более позднем времени ее изготовления. Во-первых, это отсутствие городского (смотрового) клейма, соответствующего времени и месту изготовления, а также отсутствие клейм на отделяемых частях. Более того, поверхностное определение состава сплава, из которого выполнена чайница, показывает повышенное содержание других металлов, которые начали вводить в состав серебряных сплавов лишь во второй половине XIX века — для замедления тускнения серебряных изделий. Во-вторых, рисунок и сочетание плодов не вполне соответствуют концу XVII — началу XVIII века. Именно эти несоответствия и говорят о том, что ее изготовили позже, не ранее второй половины XIX века, но в подражание старинным, что характерно для фабрик Ханау, специализировавшихся на выпуске серебряных изделий в различных стилях от ренессанса до модерна Действительно, в каталоге В.Шеффлера среди клейм фирмы «И.Д.Шлейсснер и сыновья» можно найти клеймо № 1 — как фантазийное и клеймо № 3 (серп) как клеймо фирмы.
И на стопе, и на чайнице — клейма неглубокие, поверхностные, что отличает их от подлинных, которые преднамеренно чеканили резко и глубоко на полуфабрикатах, чтобы они не стерлись при последующих шлифовках и полировках.
Любопытным примером может служить маленькая табакерка производства мастерской И.А.Шлинглофф в Ханау свидетельница не только истории развития и преобразования фирм в Ханау, но и продвижения их продукции на рынки Европы.
Размеры табакерки 6,2x4,1x1,5 см, вес — 39 г. На литой крышке изображена сцена из крестьянского быта по мотивам живописи Д.Тенирса-Младшего. Надо сказать, что литые, чеканные, эмалевые изображения крестьянского быта по мотивам живописи Тенирса были очень популярны на табакерках в XVIII —XIX веках и начале XX столетия. На лицевой стороне табакерки можно видеть четыре клейма: клеймо № 1 — фирменное, мастерской И.А.Шлинглофф; клеймо №2 — пробы 13 лотов; клеймо № 3 — пробы Российской империи 84 (знак удостоверения отсутствует, что, возможно, говорит о прибалтийском региональном клеймении) и клеймо № 4 с буквами «PH», которое, вероятно, отлито вместе с изображением и смысл которого не ясен. На тыльной стороне коробочки стоят: клеймо № 5 — пробы Нидерландов, соответствующее пробе 833; клеймо №6 — вывозное клеймо Нидерландов (таможенный сбор); клеймо № 7 — пробы 84 и клеймо № 8 — годовое клеймо Нидерландов 1906 года.
Таким образом, табакерка, изготовленная в Ханау, судя по всему, попала в Нидерланды не позже конца 1906 года, затем ее ввезли в Россию (Прибалтику?). Приобретена табакерка в коллекцию в Москве.
Интересна она еще и тем, что хотя и не претендует на «старинность», но может свидетельствовать о выходе из состава владельцев одного из основателей фирмы «Людвиг Нересхеймер и К°» Жана Шлинглоффа (Jean Schlingloff). После смерти другого основателя фирмы — Людвига Нересхеймера в 1908 году фамилия Шлинглофф среди владельцев не значится. Вместе с тем, как показывает годовое клеймо на табакерке, до 1906 года уже существовала фирма И.А.Шлинглофф (J.L.Schlingloff). Написание первой буквы имени Жан и первого инициала И.А.Шлинглофф в немецком языке одинаково: J. Эго может означать, что И.Л.Шлинглофф в начале 1900-х годов вышел из состава фирмы «Людвиг Нересхеймер и К0» и основал собственную, под своим именем, так как существование двух J.Schlingloff— владельцев серебряных фабрик в одно и то же время в одном и том же городе маловероятно. Годовое клеймо 1906 года и другой вариант начертания инициалов J.L.Schlingloff на табакерке дополняют каталог В.Шеффлера в части образца клейм фирмы и позволяют существенно сдвинуть время начала функционирования фирмы с 1922 года на 1906 год.
Приведенные примеры атрибуции серебряных предметов, изготовленных в начале XX века, но похожих на произведения XVII—XVIII веков, еще раз подтверждают известную истину, что в первую очередь приобретаемый предмет необходимо внимательно исследовать на детальное и технологическое соответствие заявленным продавцами времени и стилю.
Олег ЛОГИНОВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 33 (декабрь 2005), стр.104
Клейма на серебре
В антикварной торговле серебряные предметы с клеймами, содержащими изображения полумесяца, короны и цифр, например «800», чаще всего называют «восьмисотками» или немецким серебром. И то, и другое не совсем верно.
Под названием «немецкое серебро» на Западе подразумевается сплав, не содержащий серебра и состоящий из меди (50—61,6%), цинка (19— 17,2%) и никеля (30—21,1%), полученный еще в начале XIX века немецким промышленным химиком ЭА.Гейтнером. Сплавы под названием «немецкое серебро», «альпакка», «аргентан», «новое серебро» (нейзильбер), «мельхиор» и т.п. широко используются при изготовлении столовой утвари и предметов обихода из-за своего внешнего сходства с серебром, твердости, упругости и сопротивления коррозии.
Клейма с изображениями лунного серпа и короны (Mondsichel und Reichskrone) — как гарантии, а также цифры пробы в тысячных долях введены в Германии с 1 января 1888 года, согласно имперскому закону от 16 июля 1884 года. Законом предусмотрены следующие пробы в тысячных долях: 0.800; 0.835—0.830; 0.900; 0.925 и 0.935.
В соответствии с ним, наложение клейм производилось фабрикантом или торговцем, на которых и возлагалась
ответственность за недостоверное обозначение пробы и вообще за нарушение пробирного закона. От проверки пробы, таким образом, освобождались централизованные правительственные органы. Правительство не снабжало централизованно, как, например, в России, изготовителей и торговцев (для серебряных изделий иностранного производства) новыми клеймами по единому образцу. Клейма изготавливали сами производители или заказывали индивидуально другим мастерским. Отсюда великое множество вариантов начертания знака гарантии и размера пробы.
Приведенные ниже примеры с указанием изготовителя и места его расположения показывают, что единства в изображении клейм нет ни в таких крупных городах и центрах серебряного производства, как Бремен, Дрезден или Ханау, ни в таких небольших городках, как швабский Гмюнд или Пфорцхейм, а нетипичное начертание клейм не означает, что они фальшивые.
Олег ЛОГИНОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 33 (декабрь 2005), стр.107