Столовая Кузнецовых «в русском стиле» — удивительное, неповторимое произведение искусства, пример творческого возрождения национальных традиций и одновременно — один из московских символов богатства.
Несколько месяцев назад в Государственный Исторический музей пришел молодой человек за экспертным заключением, необходимым для получения разрешения на вывоз из страны предметов искусства. Со словами «ничего ценного: это позднее» показал деталь от изразцовой печи. Действительно, оказалась поздняя. А для молодого человека, если с юмором вспомнить одну очень старую запись в старой инвентарной музейной книге, и вовсе «неизвестная деталь неизвестного целого». Поэтому он был крайне удивлен, услышав, что эта «неизвестная деталь» вывозу не подлежит.
Это был один из недостающих фрагментов изразцовой печи из усадьбы М.С. Кузнецова в Москве.
Об усадьбе
Матвей Сидорович Кузнецов и его супруга Надежда Викуловна, семеро их сыновей и две дочери обосновались в обширной московской городской усадьбе, приобретенной в 1874 году, и затем, благодаря покупке соседнего владения в 1891 году, значительно расширенной. В крепостной книге Московского нотариального архива собственницей усадьбы значится супруга Матвея Сидоровича, Надежда Викуловна.
Усадьба простиралась от 1-й Мещанской улицы до 2-й Мещанской. Ныне это район метро «Проспект Мира». На территории усадьбы с момента ее приобретения и до кончины Надежды Викуловны в 1903 году постоянно шли строительные работы: что-то сносили и строили заново, что-то переделывали и перестраивали. В итоге здесь было все, что положено иметь в традиционной русской усадьбе: главные дома на линии главной улицы; задний двор с многочисленными хозяйственными постройками, конюшнями, коровниками, курятниками; фруктовый сад с фонтаном, зимний сад. А на втором этаже одного из домов в центре усадьбы в течение долгих лет находилась «потаенная» домовая церковь св. Матфея.
Революция 1917 года оборвала успешную предпринимательскую деятельность грандиозного «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова». Сам Матвей Сидорович не дожил до этих трагических событий — умер в феврале 1911 года. С приходом новой власти закончилась и налаженная жизнь большой семьи в усадьбе, где уже подрастали внуки. Начавшаяся национализация промышленности, Гражданская война, «красный террор» уже летом 1918 привели к массовой эмиграции из России.
Обитатели усадьбы на 1-й Мещанской спешно покидали родной дом. В 1918 году по инициативе новой власти была устроена раздача личных вещей Кузнецовых для всех желающих. Очередь за платьями, шляпами, корсетами, тростями, книгами тянулась вдоль улицы. А все ценное, что было в усадьбе, передали в ВЧК. В 1922 году из моленной Кузнецовых «в пользу голодающих» было изъято множество драгоценных камней, более 100 серебряных риз с икон весом свыше трех пудов, серебряные паникадила, подсвечники, кресты. Серебро грузили на машины, утрамбовывали ногами. Только семь икон XVII века и некоторое другое имущество передали в музейный фонд.
В начале 1920-х годов Кузнецовых в усадьбе на 1-й Мещанской уже не было. Годы революции и Второй мировой войны разбросали многочисленных членов семьи по всему миру. Теперь потомки Матвея Сидоровича живут в России, Латвии, США, Австралии.
После революции дома усадьбы Кузнецовых, поделенные на множество отдельных и коммунальных квартир, заселили разного ранга советские работники, гражданские и военные, а также проживавшие здесь когда-то при своих хозяевах прислуга Кузнецовых и служащие «Товарищества».
В 1960-е годы начался снос домов усадьбы: для строительства наземного вестибюля станции метро «Проспект Мира»-радиальная потребовалась свободная территория. В итоге от усадьбы остались только два дома — №№ 41 и 43 по проспекту Мира (бывшая 1-я Мещанская улица), стоящие по обе стороны от здания вестибюля.
Столовая для Надежды Викуловны
Среди многочисленных построек в центре усадьбы когда-то стоял дом с видом на сад. В доме находилась уникальная комната, так называемая «столовая в русском стиле». Автор столовой — знаменитый русский архитектор Федор Осипович Шехтель. С 1888 по 1891 год он участвовал в перестройке и переделке дома, где и появилась эта столовая. В архиве Санкт-Петербурга, РГИА, хранится документ — список важнейших проектов и построек Ф.О. Шехтеля за 1882—1901 годы, который он составил в связи с представлением его к званию академика архитектуры. Первым пунктом в списке архитектор называет «столовую в русском стиле Матвею Сидоровичу Кузнецову на Пой Мещанской в Москве». По легенде, столовая была заказана Кузнецовым для Надежды Викуловны.
Располагалась она на втором этаже. Окна и дверь ее выходили на большую террасу, по металлической лестнице которой можно было спуститься в сад, к фонтану и беседке. Главным убранством интерьера была необыкновенно красочная керамика: большие панно на стенах, вставки из отдельных изразцов на потолке, декоративные вазы и блюда в шкафах-поставцах; в противоположных концах длинной комнаты стояли изразцовые камин с часами, увенчанный декоративной вазой, и монументальная печь почти пятиметровой высоты. Последняя напоминает величественное архитектурное сооружение, и, безусловно, она — главный акцент интерьера. Каждый ряд ее печных изразцов неожидан своим декоративным решением и, казалось бы, никак не связан с соседними изразцами ни по форме, ни по декору. Центральная часть печи увенчана большой великолепной скульптурой павлина. И все вместе — это единое, цельное произведение декоративного искусства.
Затейливый, сложный растительный орнамент всего керамического убранства комнаты представляет собой произвольно выбранные древнерусские мотивы в сочетании с узорами и изображениями, навеянными фантазией художника. Рельефность, необычайная яркость цветных полив его замечательно сочетались с плоскостями стен и шкафов-поставцов темного дерева.
Вся керамика была изготовлена на одном из заводов «Товарищества» М.С.Кузнецова, находившемся в Тверской губернии в селе Кузнецове. Обращают на себя внимание ее технически совершенное качество и тщательность исполнения. Как образцы продукции заводов «Товарищества» печь, камин, стенные панели представлены в «Каталоге майоликовых каминов, печей, печных изразцов, плиток для облицовки стен, иконостасов и киот...». Это значит, что желающие могли заказать для себя на заводе любую деталь этого керамического убранства. Но на сегодня, к сожалению, нет никаких сведений том, что где-либо сохранилось нечто подобное.
Демонтировали керамическое убранство столовой при сносе дома. Основная часть этой удивительной керамики — три больших настенных панно и одно узкое с инициалами «М» и «К» (что означает Матвей Кузнецов), печь со скульптурой павлина, части камина — была передана в ГИМ, где хранится в фондах отдела керамики и стекла. Еще несколько панно есть в фондах музея-заповедника «Коломенское» и Музея архитектуры им. А.В. Щусева.
В результате демонтажа, проведенного, видимо, не очень аккуратно и умело, от многих деталей остались лишь фрагменты. А некоторые из них и вовсе исчезли. И как мы видим теперь, они оказались в частных руках.
Несколько лет назад Государственный Исторический музей купил у частного лица одну из недостающих печных колонок. Но многое по-прежнему отсутствует. Неизвестно, где находятся центральная часть камина с часами в керамическом обрамлении, декоративные вазы и блюда из шкафов. Исчезла печная дверца.
Увидеть, как выглядела когда-то уникальная столовая, можно только на двух ценнейших фотографиях, хранящихся в ГИМе. Если судить по карандашной надписи на оборотной стороне фотографий — «1891г», они были сделаны сразу после завершения здесь всех работ. Современники поняли и оценили уникальность столовой в русском стиле и посчитали необходимым запечатлеть ее вид.
Фотографии оказались в коллекции Алексея Петровича Бахрушина. В октябре 1905 года по завещанию они в составе коллекции поступили в фонды ГИМа. Они передают настроение тишины и покоя этой огромной, освещенной мягким светом комнаты, напоминающей старинные русские покои. Стенные керамические панели перемежаются высокими шкафами-поставцами с такими же яркими декоративными вазами и блюдами в них, рядами резных стульев и скамьями-сундуками. В центре — стол на тяжелых резных ножках и над ним люстра-паникадило.
Эта комната — удивительное, неповторимое произведение искусства, пример творческого возрождения национальных традиций и одновременно — один из московских символов богатства. Это воплощенная в реальность мечта героя известного романа П.Д.Боборыкина «Китай-город», страстно мечтавшего разбогатеть и жить непременно в «настоящих барских палатах в «старомосковском стиле»: «Какая будет у него столовая! Вся в изразцах и в стенной живописи. Печку монументальную, по рисункам Чичагова, закажет в Бельгии. Одна печка будет стоить пять тысяч рублей. Поставцы из темного векового дуба. Какие жбаны, ендовы, блюда с эмалью будут выглядывать оттуда». Но с конца 1880-х годов мощное производственное объединение Матвея Сидоровича, как известно, уже само с успехом изготавливало на своих заводах разнообразные дорогие фаянсовые печи и камины, панно для стен, что продемонстрировало нам керамическое убранство столовой.
В свое время появление у Кузнецовых столовой «в русском стиле» позволило некоторым поклонникам Матвея Сидоровича считать его хранителем русских народных традиций.
Государственный Исторический музей надеется восстановить знаменитую в свое время столовую «в русском стиле». Возможно, после сложных и трудоемких работ керамика столовой частично будет представлена в экспозиции ГИМа.
Свадебное меню
В феврале 1905 года в составе коллекции Бахрушина в фонды музея поступили две одинаковые красочные фаянсовые пластины с клеймом одного из заводов «Товарищества» Кузнецова. По периметру их идет текст: «Любовь да совет». «Милости просим, люд честной, к нашим молодым на сыр-каравай». Ниже — год «1892», вензель из трех букв «ННК» и два обручальных кольца. В центре пластины — дата обеда «2 февраля 1892 г.» и само меню, состоящее из нескольких дорогих изысканных блюд, которые обычно украшали богатые столы по случаю какого-нибудь торжества. Перед нами так называемое свадебное меню, преподнесенное как памятный сувенир гостям. Но на чьей свадьбе?
В семье праправнука М.С. Кузнецова, Ивана Николаевича Егорова, живущего в Москве, вместе с очень интересными семейными фотографиями хранится такое же меню. Что это — случайность или свидетельство причастности к событиям в семье Кузнецовых?
Разобраться в этом нам помогла родословная семьи Кузнецовых, полученная от потомков, проживающих в США. Из нее стало известно, что старший сын Кузнецова, Николай Матвеевич, сочетался браком с Надеждой Николаевной Алябьевой, дочерью почетного гражданина Николая Яковлевича Алябьева. Из архивных документов к тому же выяснилась интересная подробность: Надежда Николаевна была сестрой известного русского актера, режиссера и антрепренера Константина Николаевича Незлобина (театральный псевдоним). В 1893 году у Николая и Надежды родился первенец, Николай, в следующем, 1894 году — второй сын, Матвей. Теперь можно было расшифровать вензель «ННК» — Н(иколай) Н(адежда) К(узненцовы). Женитьба старшего сына, преемника отца — одно из важных и радостных семейных событий, которое и стало поводом к появлению оригинальных сувениров, преподнесенных в память об этом дне всем приглашенным на свадьбу родственникам и друзьям. Как и столовая для Надежды Викуловны, меню выполнено в русском стиле — его украшают рельефный многоцветный стилизованный цветочный орнамент и плетенка.
Так как керамическое убранство столовой и меню появились практически одновременно, можно с уверенностью сказать, что эскиз очень скромного по декору меню тоже был выполнен автором столовой, архитектором Шехтелем. В 1888 — 1896 годах он близко общался с семейством Кузнецовых, занимаясь строительством в их усадьбе. Последней его крупной работой здесь было возведение для Николая Матвеевича в1896 году особняка в готическом стиле, который и поныне стоит на проспекте Мира.
Николай Матвеевич и Надежда Николаевна прожили вместе долгую жизнь. У потомков Матвея Сидоровича, живущих за рубежом, хранится семейная фотография, где среди членов многочисленного семейства Кузнецовых присутствуют Николай Матвеевич и Надежда Николаевна. Фотография сделана через сорок пять лет после свадьбы, в 1937 году, в Риге, за год до смерти Николая Матвеевича.
По свидетельству Ивана Николаевича Егорова, когда-то у них дома таких меню было семь. В трагические послереволюционные годы, когда Кузнецовы спешно покидали Россию, когда было уже не до милых памятных вещиц, остались они в семье одной из внучек Матвея Сидоровича, Надежды Александровны Егоровой, не покинувшей Москву. Потом их раздарили друзьям, знакомым...Сегодняшние владельцы их, возможно, и не знают, какой интересной семейной реликвией Кузнецовых они обладают!
Инна СЕРГЕЕНКО
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 33 (декабрь 2005), стр.80