Портретная живопись всегда занимала привилегированное положение в иерархии жанров. Первым классом Академии художеств, образованной в третьей четверти XVIII века, стал класс портретной живописи.
Долгое время золотые медали присуждались живописцам и скульпторам за исполнение головы в натуральную величину. И даже теперь, когда современные технологии позволяют останавливать любое мгновение, классический портрет с его точным рисунком и задачей раскрыть внутренний мир человека — одна из востребованных областей искусства.
Детские головки, вернее, головка одной и той же модели, крупным планом лицо, почти никаких деталей, взгляд прямо на зрителя. Непривычная композиция для современной живописи, отдающей предпочтение либо сюжету, либо эмоциям, либо декоративности. Надо обладать высоким профессионализмом и безупречным вкусом, чтобы предлагать это сегодняшнему искушенному зрителю. Не случайно в 2002 году на престижнейшем международном конкурсе, проводимом Американской ассоциацией художников-портретистов (ASOPA) в знаменитом музее «Метрополитен» в Нью-Йорке, в котором участвовали художники из 36 стран, Николай Блохин был признан лучшим и стал первым русским живописцем, получившим Гран-при этого конкурса.
Редкое сочетание таланта первоклассного рисовальщика с безусловным даром живописца определили успех художника и у знатоков, и у любителей.
Спустя два года его талант признала и другая, не менее престижная ассоциация портретистов США, — он получил главную награду на международном конкурсе Общества художников-портретистов США (PSA) в Бостоне. Впервые за всю историю этих престижнейших ассоциаций их высшую награду получил русский мастер, выпускник знаменитой Петербургской Академии художеств, подарившей миру Репина, Васнецова, Сурикова, Серова.
Обучение изящным искусствам Николай Блохин начал в средней художественной школе, так называемой СХШ, в Петербурге. Поступив в Институт живописи, ваяния и зодчества имени И.Е.Репина, он под руководством профессора В.И.Рейхета продолжал постигать ремесло, а затем отшлифовывал его в Творческой мастерской. Членом Союза художников он стал в 1995 году.
Его творческий метод вбирает в себя уходящие в прошлое традиции классического искусства, чьи отголоски еще продолжают сохраняться в стенах первой Российской Академии художеств. Они проявляются в незыблемой приоритетности рисунка — смелости перспективных ракурсов, пластически проработанных кистях рук, верности анатомических конструкций. В точно найденном композиционном решении. В безукоризненном владении принципами теплохолодности. В художественном отношении наследие старых мастеров — неисчерпаемый источник примеров осмысления живой модели, превращения ее в цельный художественный образ, наполненный собственным мироощущением.
Степень зависимости от реальной модели, использование натурного материала лишь в качестве отправной точки, владение мастерством обобщения — необходимые условия для реализации самого яркого живописного дарования. Без них живопись превращается в обыкновенное ремесло, в физиологическую особенность глаза воспринимать цвет. В своих работах Н.Блохин почти не использует движение, его герои спокойно позируют либо погружены в собственный мир. Не теряя своей индивидуальности, они подчиняются творческой воле художника, который наделяет их тихой серьезностью, сосредоточенной созерцательностью и чувством внутреннего достоинства. Остановленные кистью мастера движения пальцев рук, почти незаметная блуждающая улыбка, ускользающая мечтательность во взгляде лишают вполне современных моделей контекста времени, растворяя их в собственном мифологическом пространстве.
Художественный талант Н.Блохина — это удивительное умение раскрывать внутренний образ без лишних деталей. Лицо и руки — основные герои его портретов, способные передать непростой мир человеческой души. Все остальное — ярко и виртуозно исполненные живописные пятна.
В каждой своей композиции он создает красочную мозаику, широко и свободно работая кистью. Ему с одинаковой эффектностью удается писать пестрые цыганские драпировки на темном глубоком фоне или восточные одежды на фоне колоритных подушек. Создавать впечатление легкости и невесомости от воздушных балетных пачек или броскую роскошь туалета надменной красавицы. Вибрация живописной ткани, создающаяся взаимопроникновением цветовых и световых рефлексов, глубиной и точностью тональных решений, вносит в композиции некоторый оттенок драматизма, ограждающий их от красивости. Богатая фактура, покрывающая холст то корпусно и рельефно, почти вещественно, то прозрачно, расставляет последние акценты в характеристике образа и композиционном решении в целом
Русские художники-импрессионисты в конце XIX века превратили камерный портрет в картину. Заставив своею кистью трепетать живописную поверхность, они сделали ее соучастницей той самой драматизированной биографии, которую Бодлер определил как портрет. Творчество Николая Блохина свидетельствует о том, что и в начале XXI века загадка человеческой природы по-прежнему остается неразгаданной, и художнику, как и сто лет назад, доверяют попытаться найти к ней ключ.
Профессиональный успех автора у зрителя, а доказательство этого — высшие премии на престижных международных конкурсах и вызывающие огромный интерес выставки-продажи по всему миру, подтверждает жизнеспособность академической традиции, обогащенной творческим духом и высоким живописным мастерством.
Произведения Николая Блохина, на счету которого уже 35 персональных выставок, есть в музеях и частных собраниях, например, у президента СССР МТорбачева, экспрезидента РФ Б.Ельцина, в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Театральном музее (Санкт-Петербург), Парламент-центре (Москва), Китайской национальной галерее современного искусства (Пекин), в коллекции директора Государственного Эрмитажа Б. Пиотровского, актера оскароносца Энтони Куинна (США), докторов Карла и Мерели Файзер (США), Гордона и Дженни ВанАмбург (США), Джорджа и Шерри Демьер (США).
Мария АТРОШЕНКО
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 33 (декабрь 2005), стр.50