Коллекционеры марок со временем признали, что филателия более многоликая и разнообразна, чем она казалась раньше, что она оперативно откликается на события, происходящие как в отдельной стране, так и во всем мире. Есть в истории коллекционирования марок один довольно короткий, но яркий эпизод, подтверждающий такую особенность филателии — это так называемые «комбинированные почтово-рекламные марки-наклейки» времен НЭПа. Сегодня такие марки можно «выловить» лишь в серьезных коллекциях «Россики». Цены на них растут постоянно.
Инициатором выпуска новых марок стало рекламно-издательское агентство «Связь» при Наркомате почт и телеграфов (НКПиТ). Согласно первому же циркуляру от 15 октября 1923 года, марки-наклейки предназначались для товарно-коммерческих и рекламных целей. В нем излагался порядок введения их в обращение и реализации: «... Подлежат распространению через почтово-телеграфные предприятия среди населения путем наклейки на них обычных знаков почтовой оплаты, вместе с коими они продаются по цене обыкновенных марок».
Спрос на новинки определялся не только утилитарными потребностями банков, синдикатов, торговых фирм, издательств. В условиях бума тематического коллекционирования любая марка — почтовая или почтово-рекламная — «шла в дело», становясь своего рода зеркалом времени. Иначе говоря, к уже известным выпускам почтовых ведомств, занесенным в каталоги, добавились рекламные марки необычного - комбинированного — оформления. В период НЭПа, когда создававшиеся, как грибы после дождя, тресты и синдикаты остро нуждались в промышленной рек ламе, наступил «золотой век» изо искусства малых форм, стала создаваться новая государственная эмблематика. Реклама строилась как комбинированная: на рисунках резервировалось гнездо для марок так называемого «золотого стандарта». (Бывалые филателисты помнят, что рисунками служили гравированные воспроизведения скульптур известного мастера И.Шадра.) Можно представить, насколько был оправдан лозунг «Реклама должна быть красивой» и насколько почтовое ведомство способствовало развитию товарно-денежных отношений в стране. Воистину, эстетика тянула за собой экономику.
Сегодня на филателистическом рынке принят принцип ориентировочной оценки: на чистые «рекламки» с наклеенной почтовой маркой (или без нее), на гашеные почтовые марки и на — с рекламной маркой на конверте, прошедшем почту. Говоря конкретно о ценах, примем во внимание, что они обозначены в долларах США.
Евгений САШЕНКОВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 15 (март 2004), стр.138