Родина первой в мире почтовой марки — Англия — подарила миру и первые марки специального назначения. Служебные марки. Они вышли в тот же день, что и «Черный пенни» с «Голубым двухпенсовиком», но в продажу не поступали, а были предназначены для оплаты корреспонденции различных министерств и ведомств. А отличали их от универсальных марок наличие двух дополнительных литер «V» и «R», что должно было означать принадлежность к «службе Ее Величества королевы Виктории». Поскольку частным лицам марки эти не продавались, то найти их сегодня крайне трудно.
Девятнадцатое столетие оказалось крайне щедрым на выпуск, помимо марок универсального характера, разного рода почтовых миниатюр для оплаты корреспонденции, отправляемой либо с соблюдением особых условий, либо особым путем, например по морю или железной дороге.
Были и такие марки, использовать которые следовало только для пересылки не корреспонденции, а разного рода периодики — газет и журналов. О первых газетных марках — целом семействе австрийских «Меркуриев» — уже было ранее рассказано, а вот журнальные марки увидели свет в конце того же XIX века, во Франции. Там же, к слову сказать, вошли в обращение посылочные марки, предназначение которых не требует особых комментариев.
Пожалуй, одними из самых примечательных газетных марок были североамериканские, выпускавшиеся почтой Соединенных Штатов с 1865 года. Марки эти предназначались для пересылки больших типографских упаковок, поэтому имели самые различные номиналы, вплоть до ста долларов. А гасили эти крупноформатные знаки почтовой оплаты с портретами трех великих американцев — Джорджа Вашингтона, Бенджамина Франклина и Авраама Линкольна — путем перечеркивания обычной кисточкой, обмакнутой в черную тушь. Именно по этой причине филателисты предпочитают негашеные, в прямом смысле слова, чистые экземпляры.
В тех же Североамериканских Соединенных Штатах, так страна именовалась до начала XX века, появились и другие не менее примечательные — почтмейстерские марки, обращение которых ограничивалось границами того местного почтового ведомства, глава почтамта которого и инициировал их выпуск в непростые годы гражданской войны середины XIX века. О почтмейстерских, а также о родственных им местных земских русских марках мы рассказывали, а вот о других марках, появившихся в середине XIX века как в России, так и в некоторых других западноевропейских странах, стоит поговорить отдельно.
Речь идет о марках для почтовых контор, расположенных за пределами страны-эмитента. К ним относятся специальные марки России, Англии, Германии, Италии и Франции, выпускавшиеся для собственной почтовой службы в Марокко, Китае и Турции, то есть для тех стран, где в силу разного рода причин существовала опасность «потери» корреспонденции, или попросту ее пропажи. Особый интерес среди них занимает большое семейство марок «английского», «германского», «итальянского» и «русского» Леванта - территории части Османской империи, где активно торговали купцы этих стран, опасавшиеся (и не без причин), что посылаемые им и ими ценные письма и бандероли могут быть попросту украдены местными почтальонами. Наиболее яркой из этих марок стала крупноформатная русская 1865 года выпуска с текстом, объясняющим ее назначение оплачивать «отправления на Восток».
С особенностями доставки почты в некоторых районах Османской империи связано появление в 1868 году марок акционерного общества Суэцкого канала, которыми оплачивали пересылку корреспонденции морским путем. Не менее примечательны и другие «пароходные марки», увидевшие свет в 1856 году, когда французская судоходная компания «Братья Готье и К0» изготовила специальные знаки для оплаты корреспонденции, перевозимой их судами из Европы в Америку. Редко встречаются и другие «пароходные марки» — почтовые миниатюры выпуска 1866—1870 годов для Первой императорско-королевской дунайской пароходной компании, перевозившей почту речным магистральным путем по территории Австро-Венгерской империи. И наконец, стоит вспомнить о корабельных марках «Леди Мак-Леод», выпущенных судоходной компанией далеких латиноамериканских островов Тринидад и Тобаго, о чем также говорилось в предыдущих публикациях.
Когда американцы Самюэль Морзе и Александр Белл сконструировали свои знаменитые телеграфные и телефонные аппараты, произведшие целую революцию в мире коммуникаций, никто и не помышлял, что пройдет время и появятся специальные марки для оплаты пересылаемых телеграмм или телефонных переговоров на почте. Самыми редкими из них признаны испанские (1864) и баварские (1870) телеграфные марки. А вот телефонные марки увидели свет в 1880 году во Франции и четырьмя годами позже в Англии. Свои телеграфные (очень редкие сегодня) марки выпускались и в России.
Но, пожалуй, самыми многочисленными из всех марок специального назначения стали марки для оплаты заказной корреспонденции и так называемые доплатные марки. Последние впервые появились в 1859 году во Франции и предназначались для взыскания за неоплаченное отправление суммы, взымаемой с ее получателя.
Использование почтовых марок для сбора средств не только в компенсацию выполненной ранее почтой работы, но и не имеющей к таковой ни малейшего отношения, также берет начало в XIX веке, когда в 1897 году в английских колониях Виктория и Новый Южный Уэллс, расположенных на австралийском материке, были выпущены две чрезвычайно красивые марки, приобретая которые покупатель должен был уплатить еще сумму, шедшую не на собственно почтовые цели, а в фонд строительства новой больницы.
Ранее благотворительные марки имели частный характер и выпускались разного рода негосударственными организациями. Однако опыт двух английских колоний ввел в семейство знаков почтовой оплаты совершено новый класс — почтово-благотворительные марки, обилие эмиссий которых пришлось уже на следующее столетие. Кстати, в начале XX века в России вышли и наши первые отечественные почтово-благотворительные марки. Специальная серия предназначалась для сбора благотворительных пожертвований в фонд помощи сиротам и жертвам печально закончившейся русско-японской войны. Другой выпуск марки был адресован «в помощь почтальону» и предназначался для сбора средств нуждающимся работникам почты в сельской местности необъятной России.
Андрей СТРЫГИН
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 83 (январь-февраль 2011), стр.138