Нумизматические заимствования, подражания, имитации — специфическое понятие, воспроизведение каких-либо элементов монет (и даже элементов целых монетных систем) других государств, проявляющееся в различных особенностях производства монет, их внешнего вида, композиционного построения изображения (каким-либо мотивов, сюжетов, деталей или идей) и формирования денежного обращения. Заимствования присущи монетам и денежным системам, наверное, всех стран, включая Россию. Она и сама давала поводы для нумизматических заимствований.
Заимствование и подражание — весьма близкие и в основном перекрывающиеся понятия, но совпадающие не полностью.
Подражание связано, прежде всего, с мыслительной деятельностью, а заимствование больше имеет оттенок материального воплощения. Хотя подражание может быть и сугубо материальным (например, варварские подражания монетам Греции классического периода и эллинистических государств), а заимствование возможно в неовеществленной форме (так, восточнославянское слово «дукач» произошло от итальянского «дукато»).
У каждого читателя есть возможность самому осмыслить эту пару понятий и либо отчасти согласиться со мной, либо категорически возразить мне. (Напомню в который раз: нумизматический понятийный аппарат еще только вырабатывается — по крайней мере, что касается императорского периода российской нумизматики.)
По принципу построения денежной системы — десятичному — Россия родоначальница. Ее примеру уже в XVIII веке последовали США и Франция, в XIX-XX - другие страны.
Состав и наименования денежных единиц, использованных при чеканке монет специальных выпусков, заимствовала уже Россия. Первая монета-подражание (дукату) - червонец, чеканившийся с 1701 по 1797; судя по всему, подражанием (весовым аналогом некоторых европейских люнет) является и двойной червонец _
1701-1751.
При выпуске в 1707-1709 монет для платежей в Польше чеканили тинф и шестак (без обозначения номинала), при выпуске монет для Пруссии 1759—1762 — гульден (уЗ талера), орт (18-грошевик), тинф р/6 талера), шестак (6-грошевик), трояк (3-грошевик), 2-грошевик, грош и солид. Они ориентированы на монеты для Польши и Пруссии, чеканившиеся по талерной системе.
Массой на талер ориентированы некоторые крупные серебряные монеты 1796-1798. Вначале, в 1796, - без указания достоинства, а в 1797 – с обозначением РУБЛЬ, в 1798 – пробные с обозначением ЕФИМОКЪ.
В 1895 при заметном французском влиянии отчеканены проблные золотые монеты в 15, 10 и 5 русов, подобно Франции, где основная денежная единица – франк.
У Швеции заимствована оптимальная форма полновесных медных монет, в 1725—1727 в Екатеринбурге делали (ковка и прокатка полос, вырубка и клеймение заготовок) квадратные платы — рубль, полтину, полполтины, гривну, 5-копеечник и копейку.
При выработке композиционного решения классическому погрудному (реже — поясному или головному) отдали предпочтение перед портретами, выполненными в чистой русской манере (архаическая полтина Петра 1699).
При создании в 1725 первого женского портрета на российской монете — петербургском рублевике Екатерины I - за образец был взят (что блестяще доказал А.В. Храменков) портрет английской королевы Анны: без короны, в простом (но изысканном!) одеянии.
С первых лет регулярной чеканки на Западную Европу ориентировались и при создании сюжетов.
В 1755—1761 при чеканке пробных монет и монет массового выпуска — золотых, серебряных (пятачки) и медных («облачные» копейки) — ориентация была на прусские монеты 1745—1797 — дукат, талер, фридрихсдор, 1 /2 фридрихсдора: груду трофеев венчает коронованный одноглавый орел в разных позах, фазах движения и поворотах. (В этой композиции, возможно, символизированы конкретные трофеи пруссаков в Силезской войне с австрийцами.) У российских монет орел — на облаках. При выборе композиционного решения пробных медных монет 1760 ориентация вновь на прусские монеты. Согласуясь с менталитетом эпохи, проигнорировали, что Россия и Пруссия в Семилетней войне враждовали. При Петре III начался уже массовый выпуск этих монет, их оформление сохранили («военная арматура»).
В оформлении золотых и банковых монет 1796— 1801 - подражание нидерландскому дукату: квадратная рамка с текстом (правда, в четыре строки вместо пяти) в обрамлении декоративных украшений (волют). Но на нидерландских монетах надпись прокламативная, a на российских — духовного содержания.
У монет немецких княжеств заимствована сама идея изображения памятников. Первый памятный рубль — «александровская колонна». При создании семейного полуторарублевика 1835—1836 композиция оэоргоной стороны заимствована у баварского талера 1828 (Благословение неба»).
Изображение Св. Андрея Первозванного в полный рост с косым андреевским крестом за спиной (либо перед собой) на золотых монетах 1718-1753 заимствовано у европейских андреевских монет, первые из которых – (?) гульдены Карла Смелого, наиболее известные - андреевские талеры графа Ф.В. фоон Хонштайна (1570).
Св. Георгий Победоносец на монетах немецких княжеств – по крайней мере, с начала XVII (право-и левосторонняя композиции): в России всадника, поражающего змия принято считать Св.Георгием Победоносцем с 1729.
Cпособы реализации идеи креста:
1) крест из букв — наиболее ярко выражен на многих французских монетах XVII; заимствования — на рублевиках Петра I, Петра II и Петра III, медных монетах 1720-х, червонце 1797, 5-рублевике и банковых монетах Павла I;
2) крестообразная композиция из четырех территориальных гербов и пятого, главного, в центре (на 10- и 5-рублевиках 1755-1805 («черепа»)) - заимствована у английских монет XVII.
Композиция из склоненных друг к другу овальных щитов с гербами под единой короной заимствована на монетах для Молдовы и Валахии 1771—1774, вероятно, у некоторых монет немецких княжеств.
Декоративное оформление оборотной стороны денги и полушки 1730—1754 почти повторяет оформление шведских монет 1715—1718 (нотдалеров Герца).
В свою очередь, и российские монеты служили предметом подражания при перечеканке в некоторых странах и государственных образованиях в самых разных эпизодах военно-политической обстановки: медные монеты 1777—1783 крымского хана Шагин Гирея периода российского протектората, шведские медные 5-копеечники, чеканившиеся в 1788 в г. Авесте, золотые империалы с портретом Екатерины II, также чеканившиеся в Швеции (формально это — государственные фальшивки), грузинские медные монеты 1787-1796 периода российского протектората, медные бисти Щекинского ханства с примитивным изображением императорской короны, чеканившиеся при Александре I в годы российского протектората, корейские монеты 1901 — 1902 с одноглавым орлом, германские железные оккупационные боны 1916 и другие.
И последнее. В некоторых государствах, возникших на обломках советской империи, — Украине, Беларуси, Азербайджане, Таджикистане — денежными единицами остались рубль и копейка, правда, с несколько измененным звучанием. По сути, это также заимствования, хотя и несколько другого рода.
Владимир РЗАЕВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Автор признателен И.И. Рылову за консультацию и В.В. Биткину за предоставленную возможность использовать недостающие по ходу статьи иллюстрации из его каталога.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 83 (январь-февраль 2011), стр.124