Произведения 1920-1923 годов
В 1920 году по приглашению д-ра Харше (Николай Константинович Рерих едет в США. Американское общество в те годы было практически не знакомо с русским искусством. Там в течение трех лет он создает восемь новых серий картин («Нью-Мексика», «Аризона», «Сюита океана» и другие — всего более двухсот), работает над эскизами декораций и костюмов к русским театральным постановкам в Чикагском оперном театре. Некоторые из его произведений начала 1920-х годов сегодня представлены в ряде крупных, собраний, таких; как Государственный Музей Востока и Государственная Третьяковская галерея, в CШA — в Нью-Йоркском музее имени Н.Рериха. Однако «американский» период в творчестве мастера до сих пор мало изучен, так как значительная часть полотен рассеяна по частным коллекциям США, Европы и России, а местонахождение некоторых вообще неизвестно.
На выставке, открывшейся 4 декабря 1920 года в галерее Кингора, одной из главных художественных галерей Нью-Йорка, ставшей для Америки одной из первых выставок русского искусства (зима 1920—1921 года) художник представил 115 картин, которые имели грандиозный успех. Предисловие к каталогу подготовил д-р Бринтон, известный искусствовед, в Комитет выставки вошли именитые граждане Нью-Йорка из числа «четырехсот». Американская публика «открывала» для себя мир русской культуры и русского искусства. Яркий колорит произведений, выразительность рисунка и экзотическая русская тематика — все поражало американского зрителя, ведь здесь замысел значительно отличался от привычной салонной живописи.
Если говорить об основных факторах, которые, на наш взгляд, оказали существенное влияние на художественно-просветительскую деятельность Н.К.Рериха в те годы, то они таковы. Во-первых, это связь с Россией и русской культурной традицией, проявившаяся в ориентации художника на определенные религиозно-философские тенденции «космизма». Так, ранний «русский» (или «исторический») период в творчестве Н.К.Рериха был связан с философией и эстетикой русского символизма, характерной для всех «мирискусников» любовью к ретроспекции, но в большей степени — языческой, скандинавской и славянской древности, к Древней Руси. Во-вторых, знакомство с американскими древними культурами и современными тенденциями: американский «традиционализм» и «культура нового человека», а также интерес профессионального искусства Запада к художественным традициям Востока и античности. В-третьих, это русская эмиграция 1910—1920-х годов: культура Русского зарубежья, основанная на идее культурпо-исторического мессианства выходцев из старой России (как, например, теория «евразийства»), тесные контакты с бывшими членами «Мира искусства» и других художественных объединений. Наконец, собственно непрерывная подготовка большой экспедиции на Восток, в Индию через Центральную Азию (1923—1928) и связанное с этим проведение ряда передвижных выставок по городам Америки.
В Соединенных Штатах в начале 1920-х годов Ы.К.Рерих создал более двухсот самостоятельных произведений и эскизов к ним. В эти годы появились такие серии картин:
1920 год — сюита «Мечты мудрости» (восемь картин);
1921 год — серии «Аризона» (четыре произведения), «Нью-Мексика» («Санта-Фе») (шесть произведений), несколько альбомов с набросками к этим сериям;
1922 год — продолжение серии «Аризона» (две картины), начало работы над такими новыми сериями, как: «Монхеган. Мэн» (десять произведений), «Океан» (пятнадцать) и «Святые» (шесть), а также несколько эскизов к ним и альбом с тридцатью двумя набросками к серии «Монхеган»;
1923 год — серия «Мессия» (два произведения: «Легенда» и «Чудо», эскизы к ним).
Художник также пишет полотна, посвященные широко почитаемым христианским святым: «Святой Георгий», «Святой Глеб Хранитель», «Святой Николай» (все 1920 год), «Святой Сергий» (1922 год) и другие произведения. Так, в картине «Святой Николай» (другое название «Никола Можайский». Холст, темпера, 46x61. ГМВ) Н.Рерих использует элементы древнерусской иконописи, сочетая их с приемами, традиционно относящимися к китайской живописи, а именно: плоскостную трактовку и иконописный канон в изображении фигуры святого на фоне белокаменного града; развернутую перспективу дальнего плана; сочетание двух ракурсов — с высоты птичьего полета (ландшафт) и фронтальный (фигура Св. Николая, защитника и покровителя Можайска); стилизованный, с элементами «китайского» пейзаж с причудливыми изломами силуэтов пурпурных и темпо-фиолетовых холмов, высоких прибрежных сосен и излучины белой реки. Произведение исполнено в технике темперной живописи по холсту с предварительной прорисовкой углем. Обращает на себя внимание приглушенная серо-коричневая гамма с включением традиционной для древнерусского искусства символикой красного, олицетворяющего «силу русскую» (холмы, на которых мощно воздвигся град Можайск), и белого — символа «воли» (ровное небо с большими белыми птицами-вестниками над рекой) — цветов. Ясность живописного композиционного строя создает ощущение величия и звучности развернувшейся мистерии.
В начале 1920-х годов тема Востока все настойчивее и определеннее проявляется в произведениях Н.Рериха. В 1920 году он создает «Сон Востока» (холст, темпера; 50,8x76,3), где в образе спящего великана в аллегорической форме художник выражает идею о мессианской сущности Востока — колыбели человеческой цивилизации: его бездеятельность и тишина обманчивы — он спит, но проснется в срок. Эскизная манера и плоскостный характер изображения, лаконичная розово-лиловая (практически двухцветная) гамма и легкий, эскизный характер мазка создают впечатление грезы, миража. Подобная трактовка не типична для этого периода, во всей полноте она проявится несколько позднее, после 1924 года. (К образу Востока-великана Н.Рерих еще вернется в картине «Явление срока» (1927), которая представляет дальнейшее развитие сюжета: художник, используя прежнее композиционное решение, пишет голову великана, привнося в его образ портретное сходство с В-Лениным и усиливая тем самым аллегорическое значение произведения.)
Но вернемся к «русской» тематике. «Голубиная книга» (1922 год. Холст, темпера; 76x103. ГМВ) тоже заслуживает особого внимания. В основе ее сюжета — апокрифическое предание об упавшей с небес «Глубинной» (или «голубиной») книге — символе божественной мудрости в народной трактовке. При работе над художественным образом Н.К.Рерих старается точно следовать повествованию. Гак, верх композиции представляет собой небо, разверзшееся над площадью белокаменного города. Элипсообразная форма облаков в верхней части, а также городские постройки и крепостные башни, фланкирующие полукругом передний план, композиционно образуют круг. В центре композиции у подножия зеленого холма с трехглавым храмом изображена гигантская, но сравнению с окружающими ее строениями и толпами горожан, раскрытая книга, страницы которой заполнены руническими надписями. Книга, рядом с которой художник изобразил почтительно склоненную фигуру правителя — самое активное цветовое пятно и содержательное «ядро» произведения. Теплый колорит с преобладанием охры и коричнево-лиловых оттенков акцентирует внимание на чудесной природе происходящего.
В 1920-е годы мастер создает большое количество не только произведений станковой живописи и театрально-декорационного искусства, тесно связанных с «русской» тематикой, но и полотна, в которых используег «скандинавские» мотивы. Одно из них — «Заклинание» (1922 год. Картон, темпера; 32x41. ГМВ), в котором явственно читается тема, навеянная финским эпосом «Калевала» — поэтическим отражением системы языческих взаимоотношений северного народа с окружающим миром, основанных на первобытной магии. На переднем плане картины, в центре композиции с небольшим смещением влево изображена фигурка склоненного заклинателя на капище, простирающего руки над пламенем. На дальнем плане в ночной синеве белеют тихие воды фьордов. Гамма картины подчеркнуто лаконична (и это одно из ее отличий от более ранних произведений Н.К.Рериха, посвященных Древности, например «Колдуна» 1918 года и др.). Таким образом, художник использует три основных цвета: глубокий ультрамарин, доходящий почти до черного в тени камней и сидящей фигуры у огня; затем широкие мазки темно-голубого оттенка, выделяющие большие объемы облаков и водной глади; а также штрихи и пятна ярко-охристого цвета отблесков пламени, выхватывающего всю сцену волхования из сумрака ночи. К слову, к этому сюжету автор обращался позднее, в 1943 году («Заклинатель». Холст, темпера; 46x78. ГМВ).
Серия картин «Санкта» (или «Святые», 1922 год. Холст, темпера; 71,1x101,5), исполненных в технике темперной живописи, состоит из 6 произведений: «И мы открываем врата», «И мы трудимся», «И мы не боимся», «И мы продолжаем лов», «И мы несем свет», «И мы видим» («И узрим»). Лейтмотив этой серии — тема подвига. В связи с этим художник обращается к сюжетам из Библии (образ рыбаков в картине «И мы продолжаем лов» — образ «ловцов человеков»), русской житийной литературы (сцена из жития Преи. Сергия Радонежского в «И мы не боимся»), к традиции древнерусской иконописи — через использование плоскостной трактовки и введение образа Спаса Нерукотворного в картине «И мы видим». Каждое из этих произведений решено в монохромной гамме (в золотисто-охристых, розово-лиловых или приглушенных зеленых тонах), здесь практически отсутствуют цветовые контрасты — мастер используег это средство художественной выразительности в других (особенно «восточных») сериях. Изображения людей и предметов на переднем плане — обобщенного, силуэтного характера. Например, в картине «И мы продолжаем лов» с низким и четко очерченным горизонтом, где изображена сцена лова рыбы, Н.К.Рерих изображает скорее пространство духовное, в котором апостолы Христа в образе иноков собирают улов. Интересно отметить, что сам Христос присутствует на полотне в виде символического образа Солнца. Закатное небо над морем как бы напоминает о пурпурном гиматии, а диск светила в левой части композиции символизирует золотой нимб Христа.
Серии «Санта-Фе», «Аризона», «Монхеган. Мэн», созданные во время летних экспедиций 1921—1922 годов, — это гимн величию американской природы. В «Санта-Фе» художник воспевает ее могучие скалы, испещренные множеством пещер-жилищ древних индейских племен, прибрежные утесы, холмистые долины под широким бескрайним небом (в «Аризонских» этюдах — это безлюдные, каменные пустыни). Сохранились его карандашные эскизы к картинам. В альбоме с десятью листами набросков (22,5x29,5), выполненных карандашом, пейзаж намечен силуэтно, иногда — с легкой проработкой штрихом и растушевкой скальных складок и пещерных ниш.
Сюиту «Океан» (всего 15 произведений. Картон, темпера; 54,5x81,2. Частное собрание) Н.K. Рерих пишет в Монхегане в 1922 году: северное, почти скандинавское море, над которым плывут облака в виде огромных драконов и сказочных великанов, под ними — маленький, но вечный в своих странствиях кораблик. В этих пейзажах присутствуют северные мотивы, которые определяют лаконичный, почти сухой рисунок, подчеркнутая графичность очертаний, плоскостная трактовка и торжественно-серьезный настрой, характерный для произведений более раннего, «скандинавского» периода. Например, «Большой Каньон» (серия «Аризона», 1921 год. Холст, темпера; 76,2x101,6) был написан также во время путешествия по Монхегану. Здесь художник запечатлел знаменитую гору Большого Каньона на юго-западе США — «замок Исис» сего потрясающими воображение путешественника нагромождениями «башен» и ущелий, скал, постоянно меняющих свой цвет под лучами солнца — от светло-розового до пурпурно-фиолетового оттенка. Композиция построена по спирали: горная гряда в виде гигантской лестницы вздымается ввысь, что, по-видимому, связано с темой Восхождения, главной для художника темой. Интересен тот факт, что, путешествуя по американской земле, Н.К.Рерих в своих произведениях не выделяет, па первый взгляд, образ человека, но сам ландшафт определяется его присутствием: белые деревни, пещеры и утлые суденышки — постоянные элементы его пейзажей тех лет.
Произведения из серии «Мессия» «Легенда» и «Чудо. Явление Мессии», благодаря сюжетному объединению двух тем «ожидания» (или «предсказания») и «явления», а также предельно вытянутой горизонталью композиции, образуют своеобразный фриз — диптих. Оба полотна, на наш взгляд, объединяют в себе одновременно две основные темы Древней Руси и Востока, которые переплелись, по замыслу художника, на фоне типичного для южных штатов Америки ландшафта — пустыни. Сюжет «Легенды» (1923 гол, Нью-Йорк. Холст, темпера; 71,8x204,5. Частное собрание) основан на старинной восточной притче, связанной с апокрифическим преданием о посещении Иисусом Христом стран Центральной Азии. Здесь образ Мессии — Иисуса символизирует образ небесного всадника с мечом. Сцепа, изображающая юношу в древнерусских княжеских одеждах, склонившего голову над свитком, написана в плоскостной, почти иконописной манере, в насыщенных изумрудно-зеленых тонах. Центр композиции (с фигурой юноши) смещен влево, что еще больше усиливает драматизм происходящего на фоне ночного пейзажа с предельно низким горизонтом — пустыни, раскинувшейся под бескрайним небом, на котором появляются «знаки сужденные».
Вторая картина из этой серии-диптиха «Чудо. Явление Мессии» (1923 год. Холст, темпера; 74x209,7. ГМВ) представляет сцену поклонения в окружении скал Большого Каньона, из-за которых исходит сияние: перед большим мостом изображены несколько павших ниц человек, чья одежда напоминает русскую крестьянскую одежду. Экстаз молящихся, эмоциональное напряжение и ощущение сопричастности чуду подчеркивают золотисто-лиловая цветовая гамма и легкость полупрозрачного мазка. Сохранился ряд эскизов к «Мессии», например, «Коленопреклонение в горах» (бумага, акварель, карандаш. ГМВ) — небольшой набросок с четкими, почти черными прорисовками скал и фигур: на вершине ступенчатой скалы в окружении коленопреклоненных фигур в красных одеяниях изображен пурпурный трон. За ним возвышается плоская каменная плита, на которой под золотыми лучами солнца проступает изображение Распятия.
В те годы одновременно с «программными» произведениями художник создает множество эскизов декораций и костюмов к театральным постановкам, таким, как оперы Н.А.Римского-Корсакова «Псковитянка» (1920 год), «Снегурочка», которая шла в театре Ковент-Гарден (Лондон), Гранд-Опера (Париж) и Оперном театре (Чикаго), балет И.Ф.Стравинского «Весна Священная» (все постановки 1921 года) и ряд других. При работе над эскизами декораций Н.К.Рерих всегда следовал музыкальной драматургии произведения, стремясь найти ее пластическое подобие. Глубину пространства он передавал с помощью приемов кулисного построения и четкого деления композиции на планы.
Несколько слов об одном из более ранних произведений «американского» периода. «Духи зимы» (1921 год, США. Холст, темпера; 58,4x78,4. Частное собрание) на тему онеры Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» он написал во время подготовки американской постановки в 1922 году. Работая над этой постановкой, мастер представил тему зимы через образы Мороза, Снегурочки и леших с узловатыми руками-сучьями. Сцена из сказки, где в мрачной тишине зимнего леса никем не видимые фантастические создания водят на поляне свой таинственный хоровод, написана в приглушенной серой гамме.
Близка к театральной тематике и картина «Последний король» (или «Пустой трон», 1922 год. Холст, темпера; 92,7x141. Частное собрание). Сцена, на которой изображен правитель эпохи Тюдоров, стоящий в пустой темной зале рядом с троном, в окружении лишь сумрачных портретов предков, полна внутреннего драматизма. Картина исполнена в приглушенной темной гамме, благодаря чему интерьер залы кажется погруженным во тьму, и только луч закатного солнца — активное цветовое пятно композиции, проникающий сквозь витражные окна в верхней части стены, «оживляет» золотистым светом и одновременно усиливает ностальгический настрой. Это произведение, с его подчеркнутой театральностью композиционного построения, тематически близко, на наш взгляд, более позднему полотну, тоже посвященному истории, — «Тени прошлого» (1937 год. Холст, темпера; 101,5x60,9. ГМВ), где горделиво шествующие под сводами замка кавалеры с дамами в средневековых костюмах — не более чем тени минувших эпох. Нереальность происходящего подчеркнута схематичностью трактовки вереницы полупрозрачных фигур на фоне глухой темно-синей стены с яркой розеткой окна в самом верху. Таким образом, тема исторической эпохи и обращения к прошлому трактуется художником как сцена театрального спектакля, действа, разыгранного на подмостках: тяжелый занавес в правой части навис над «сценой», как будто еще немного и он опустится, навсегда сокрыв призрачное шествие.
Техника, используемая Н.Рерихом, та же — это, как правило, темперная живопись на холсте. Лишь несколько картин, а также ряд эскизов к декорациям написаны маслом (например, этюд «Альпы», 1923 год. Холст на картоне, масло). Характерными чертами, как и в более ранний период его творчества, являются стремление художника к созданию высоких образов, воплощающих в себе принципы героизма и милосердия, а также лаконизм и монументальность изображаемого наряду с декоративным решением и символичностью трактовки художественного образа. Во многих произведениях Н.Рерих отразил свое глубоко философское, пантеистическое отношение к окружающему миру и человечеству во всем многообразии их взаимодействия. Та же тенденция прослеживается и в характерном для мастера построении композиции по планам, как в станковой живописи, так и в театральных эскизах тех лет, а также в том, что он ввел азиатский этнический тип. В результате соединения «всех элементов влияний» Византии, Востока и Скандинавского Севера (относительно темы Древней Руси) несколько изменились характеристики его персонажей. Это произведения, как правило, с высоким горизонтом (как редкое исключение, «Легенда») и действующими лицами на переднем плане, решенными в плоскостной, монументальной манере, где все подчинено единому спокойному внутреннему ритму.
Интересно, что в те годы Н.Рерих вводит в свой творческий «актив» несколько новых тем (сюжетных линий), которые найдут свое отражение, а нередко и дальнейшее развитие в середине 1920-х—1940-е годы. Кроме уже упоминавшихся «Заклинания» (1922 год) и «Сна Востока» (1920 год), можно отметить «Вестника» (1922 год. Холст, темпера), сразу обретшего большую известность, и «Нью-Мехико. Пещеры в скалах» (1921 год. Холст, темпера; 50,2x75,8). Надо отметить, что тема гор в творчестве Рериха это, как правило, тема горных вершин, символизирующих философский аспект духовного Восхождения. Но вместе с тем образы горных пещер, скальных храмов и монастырей тоже не чужды мастеру. В 1925 году он написал картину «Мощь пещер» (холст, темпера. Нижегородский Государственный художественный музей), в которой явно прослеживаются черты природы южных штатов Северной Америки. Та же манера письма, те же узнаваемые мотивы пещерных жилищ, но только теперь это Гималаи и у подножия скальных храмов неподвижно сидят тибетские монахи. Остановимся подробнее на картине «Вестник», которую Н.К.Рерих написал специально для музея Е.П.Блаватской, построенного в начале 1920-х годов в индийском Адьяре. Сюжет ее аллегоричен и вместе с тем предельно прост: в сводчатом проеме открытой двери на фоне занимающейся зари изображен юноша — вестник в восточных одеждах. Он обращен к женщине, стоящей внутри интерьера (возможно, храма), расписанного священными изображениями. Вся сцена напоминает иконографию Благовещения — чуть склонившаяся фигура женщины символизирует трепетное ожидание, а голубые вершины за спиной вестника — в правой части картины —символизируют мир Высший, «горний». Здесь художник предпочел розово-лиловую гамму, при этом мазки темперы настолько легки и прозрачны, 4'1'0 просвечивает холст. Практически «дословно» автор воспроизвел эту? картину в 1946 году (холст, темпера; 125x95, ГМВ). В более позднем варианте он несколько меняет пропорции фигур: если раньше они были равнозначны, то теперь фигура Вестника значительно выше, что подчеркивает его доминирующую роль. Изменились и манера письма, и гамма произведения — мазок становится плотнее, приобретая характерную для некоторых произведений Н.Рериха «бархатистость» фактуры. Гамма — более темная и насыщенная, глубокие сине-фиолетовые тона интерьера контрастируют с яркими сполохами зари в открытом проеме.
Композиция у Н.К.Рериха по-прежнему играет очень важную роль, поскольку она, по словам художника, «лежит в основе всех художественных задач». Он все так же «строит» свои произведения по планам. Нередко сознательно смещает центр композиции влево и упрощает передний план, детально прорабатывая дальний. Здесь он проявляет себя большим мастером, стремясь к достижению максимальной выразительности повествования, четкости и простоты форм и линий.
Цвет в произведениях Николая Константиновича — одно из основных изобразительных средств композиции. Цвет и тон, считает он, призваны акцентировать внимание на главном, поэтому выполняют важную символическую функцию, характерную для традиционных культур Востока. Колорит, как правило, отличается высокой насыщенностью и звучностью ТОНОВ.
Н.К.Рериха нередко называют прирожденным графиком, что в значительной степени подтверждается своеобразием самой художественной формы его произведений, где используется синтез живописи и графики. Техника темперной живописи, которой с начала 1920-х годов отдавал предпочтение мастер, позволяла добиваться значительного эффекта. Так, многие пейзажи при всей сдержанности форм и линий, в колористическом отношении глубоко эмоциональны, что объясняется использованием сочетаний насыщенных и контрастных тонов. Первое же впечатление простоты художественного решения побуждает зрителя акцентировать внимание на героических образах, наполненных силой внутренней, невысказанной. За границей художник, доведя практически до совершенства технику темперной живописи, пишет в основном пейзажи, «в которых формы не дышат, ..я незыблемо пребывают», как сказал художественный критик С.Маковский.
Что же касается художественных особенностей произведений, посвященных темам Древней Руси, Севера и Востока, их легендам и преданиям, то кроме непосредственного влияния самих источников и культурной традиции большое значение для их воплощения имело мировоззрение самого мастера. Современники отмечали еще одну яркую черту творений художника — явное тяготение к «иллюстративности» и, соответственно, постепенный отход от живописи станковой. Возможно, этот процесс был связан не только с выбором определенной тематики, но и с тем, что у многих из представлявшихся на выставках работ было сопровождение — пояснение автора по поводу скрытого смысла, облеченное в поэтическую форму.
Характерные черты творчества Н.К.Рериха в течение многих лет — ярко выраженная программность, предполагавшая создание десятков серий, тематическая связь с поэтическими сочинениями, что обусловило особую лиричность образов, и в то же время — введение так называемого «исторического пейзажа». Двумя основными жанровыми группами такого рола произведений являются сюжетные картины и пейзаж, в которых мастер использовал принцип художественного повествования в сочетании с высокой декоративностью цветового контраста и предельным лаконизмом рисунка. Эти художественные средства — результат синтеза живописных и графических приемов. Относительно техники: во многих произведениях он широко применяет метод «сухой кисти», благодаря которому, а также тонкой лессировке живописной поверхности слои темперы «мерцают» один под другим, создавая тончайшие цветовые сочетания. Вместе с тем, наряду с излюбленными образами Древней Руси, Севера вообще, в начале 1920-х годов тема Востока все настойчивее и определеннее проявляется в произведениях Н.Рериха, даже в тех, где есть элементы американской природы и традиционной культуры индейских племен. Верно и другое: некоторые из произведений «американского» периода имеют более поздние «реплики» в восточных сериях мастера.
Каталог произведений: 1920-1923 годы
Публикуется впервые
В течение XX века неоднократно предпринимались попытки составить списки его работ, чтобы наконец систематизировать творчество Н.Рериха. Первый раз — в книге «Рерих» (Пг., 1916. Составители А.Бенуа, Ю.Балтрушайтис и др.), затем — в книге С.Эрнста «Н.К. Рерих» (Пг., 1918) и позднее, в 1931 году, — в монографии Б.С-Яременко «Nicholai Konstantinovich Roerich», (N.Y., 1931). Еще в середине 1920-х годов Николай Константинович начал составлять ежегодные перечни собственных произведений (с 1925 но 1946 годы) с названиями и порядковыми номерами, что позволяет исследователям судить о масштабах и характере его творчества за тот период. Однако этот перечень охватывал лишь часть творческого багажа мастера, представляя неполную информацию, к тому же часть его до сих пор не найдена и не опубликована. Существенный интерес для нас представляет исследовательская работа, проведенная В.В.Соколовским. Вместе с сотрудниками художественных музеев России и Латвии он собрал материалы для составления наиболее полного списка произведений Н.К.Рериха, которые опубликовал в сборнике «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество» (М., 1978) под заголовком «Художественное наследие Н.К. Рериха (перечень произведений с 1885 по 1947 год)».
Ознакомившись с этими источниками и проведя собственные изыскания, я составила каталог произведений Н.К.Рериха, датируемых 1920—1923 годами. Это дополнение к уже существующим перечням, наиболее полными из которых сегодня можно назвать «Произведения Н.К. Рериха, датированные 1885—1947» В.В.Соколовского (1974) и «Каталог театрально-декорационного искусства Н.К.Рериха» Е.П.Яковлевой (1996). Составленный мною каталог построен по хронологическому принципу: в нем сначала указаны живописные произведения, затем графические. Названия их по каждому году представлены в алфавитном порядке. В список вошли и произведения 1920-х годов, не относящиеся непосредственно к «американскому» периоду творчества Н.К.Рериха, такие, как эскизы декораций и костюмов к постановкам, осуществленным в Париже и Лондоне (балет «Весна Священная», опера «Князь Игорь» и опера-былина «Садко»). В ряде случаев потребовалось ввести некоторые изменения в существующую информацию о местонахождении нескольких произведений, были внесены уточнения относительно размеров экспонатов из собрания Музея имени Н.Рериха в Нью-Йорке.
1920
Белый храм. Повторение эскиза декорации 1909 года к опере «Псковитянка». X., т. 89,5x135.
Эскизы декораций и костюмов к постановке балета И.Ф.Стравинского «Весна Священная» в Театре Елисейских полей (Париж):
Эскиз декорации. Т. Мест, неизв.
Сцена из трех фигур в костюмах. Б., гр. кар., гуашь, акв. 24x31. Собр. О. Робинсон, Нортхэмптон.
Сцена из пяти фигур в костюмах. Б., гуашь. 45x50. Собр. Н. и Н.Д. Лобановых-Ростовских, Лондон.
Сцена из семи фигур в костюмах. Б., гуашь. 36,5x45,5. Собр. П.Мигель Экстром, Фонд Стравинского-Дягилева, Нью-Йорк.
Сцена из восьми фигур. Б., гуашь, пастель, уголь. 29x60. Част. собр.
Сцена из (?) фигур в костюмах. Мест, неизв.
Вестники. Набросок. Т. Мест, неизв.
Гадалка. Набросок. Мест, неизв.
Город мертвых. Мест, неизв.
Город мертвых. Вариант. Т. Мест, неизв.
Гости. Т. Мест, неизв.
Декоративный рисунок. Т. Мест, неизв.
Эскиз к постановке оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» в Ковент-Гарден, Лондон:
Путивль. X., м. 89,5x135. Собр. И. и Н.Д.Лобановых-Ростовских, Лондон.
Сюита «Мечты мудрости»:
Жертва. X., т. Част. собр. Техас. Песнь водопада. X., т. 233,5x122. МРН. Песнь водопада. Набросок. X., т. 35,5x40,7. Мест, неизв. Песнь месяца. X., т.
Част. собр. Техас. Песнь месяца. Вариант. Мест, неизв. Язык птиц. X., т. Част. собр. Техас. Язык птиц. Набросок. X., т. 50,8x76,2. Част. собр. Техас (ранее в собр. Боллинг). Язык птиц. Набросок. Т. Мест, неизв. Улыбка Apyi’y. Т. Мест, неизв.
Мудрость. Мест, неизв.
Неведомый певец. Т. 55,8x81,2. Мест, неизв.
Персидский театр. Эскиз. Х.,т. 29,5x39,6. Мест, неизв.
Песнь месяца. Набросок к картине «Лада». X., >п. 35,5x40,7. Мест, неизв.
Песнь утра. Х.,т. 233,5x122. МРН.
Послание Востока. X., т. 50,8x76,2. Мест, неизв.
Пророчица. Т. Мест, неизв.
Путь блаженных. Набросок. Мест, неизв.
Святой Георгий Победоносец. X., т. 45,7x55,8.
Мест, неизв.
Святой Глеб-хранитель. X., т. 91,4x91,4.
Святой Глеб-хранитель. Набросок. Мест, неизв.
Святой Николай. (Никола Можайский). X., т.
46x61. ГМВ.
Север. X., т. 99x155. Мест, неизв.
Сон Востока. X., т. 50,8x76,2.
Стан. Т. Мест, неизв.
Стражи ворот. Т. Мест, неизв.
Тайны стен. Паст. Мест, неизв.
Хижина. Т. 20,3x25,4. Мест, неизв.
Хранители города. Паст. Мест, неизв.
Человечьи праотцы. Вариант. Т. Мест, неизв.
Эскизы декораций для постановки оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко» в театре Ковент-Гарден, Лондон:
Волхов. X., т. 45,7x55,8. Мест, неизв. Высота поднебесная. (Корабль Садко). X., т. Мест, неизв. Гости. Т. Мест., неизв. Комната Садко. X., т. 50,8x76,2. Мест, неизв. Комната Садко. X., т. Мест, неизв. Новгородский рынок. X., т. 71x91,2. Част. собр. Подводное царство. (Глубина морская). X., т. 71x91,2. Мест, неизв.
Ковка меча. Набросок. Рисунок. Мест, неизв.
Ожидание. Рисунок для гобелена. Мест, неизв. Послание. Рисунок для гобелена. Мест, неизв. Счастье. Рисунок для гобелена. Мест, неизв.
Хранители входа. Эскиз к картине «Лунный свет» (1922). Б., кар. 25,4x32,5. ГМВ.
Шесть набросков к картинам 1920—1922 годов. Рисунки. Мест, неизв.
1921
Аризона. Большой Каньон. X.. т. 76,2x101,6. Част, собр. (до конца 1990-х — в собр. Ун-та Брандайс, США).
Аризона. Три этюда. X., т. Мест, неизв.
Аризона и Нью-Мехико. Альбом с карандашными набросками (тридцать одна ед.). Б., кар. 10,1x17,5. МРН.
Лрхат. Мест, неизв.
Астролог. Мест, неизв.
Атлант. X.. т. 48,3x74,9. Мест, неизв.
Белый камень. Т. Мест, неизв.
Вещее облако. Т. Мест, неизв.
Вознесение. Мест, неизв.
Каньон. Голубой храм. Две картины. X., т. Мест, неизв.
Корона Мира. X., т. 139,5x88,7. Мест, неизв.
Ныо-Мехико. Пещеры в скалах. X., т. 50,2x75,8. ГТГ. Послание неба. Т. Мест, неизв.
Праведные гости. Т. Мест, неизв.
Праотцы. Т. Мест, неизв.
Пустыня. Т. Мест, неизв.
Пуэбло. X., т. 40,7x74,9. Мест, неизв.
Рио-Гранде. Г. Мест, неизв.
Rito de los Frijoles. T. Мест, неизв.
Санта-Фе. Голубая пустыня. X., т. 44,4x73,6. Мест, неизв.
Санта-Фе. Красные горы. X., т. 45,7x74,9. Мест, неизв.
Санта-Фе. Альбом с карандашными набросками. Б., кар. 22,5x29,5 (десять ед.). ГМВ.
Тишина. X., т. 74,9x101,5. Мест, неизв.
Эскизы для постановки оперы Р.Вагнера «Тристан и Изольда» в Опера Компани, Чикаго:
Дворец короля Марка. X., т. Мест, неизв.
Замок Тристана. X., т. 50,8x76,2. Мест, неизв.
Шатер Тристана. X., т. 61x76,2. Мест, неизв.
Эскизы для постановки балета И.Ф.Стравинского «Весна Священная»:
Девушки с гирляндами цветов. X., т. 34,9x50,2. МРН. Воины с луками. X., т. 34,9x50,2. МРН. Звездочет. X., т. 34,9x50,2. МРН. Плясуны в медвежьих шкурах. X., т. 34,9x50,2. МРН. Эскиз декорации. X., т. 34,9x50,2. Эскиз декорации. X., т. 74,9x127. МРН.
Эскизы декораций и костюмов для постановки оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» в театрах Ковент-Гарден (Лондон), Гранд-Опера (Париж), Оперном (Чикаго):
Бедная крестьянка. Т. Мест, неизв. Берендей. Т. Мест, неизв. Бояре. Т. Мест, неизв. Бояре. Т. Мест, неизв. Боярские жены. Т. Мест, неизв. Боярыня. Б., кар., т. 25,4x35,5. Мест, неизв. Густой лес. X., т. 58,4x78,8. Мест, неизв. Девушка. Т. 49x21. Собр. Н. и Н.Д.Лобановых-Ростовских, Лондон. Девушка. Т. Мест, неизв. Девушки. Г. Мест., неизв. Дети. Т. Мест, неизв. Деревня. X., т. 60,9x91,4. Мест., неизв. Духи зимы. X., т. 58,4x78,4. Част. собр. (до конца 1990-х — в собр. Ун-та Брандайс, США). Жена боярина. Т. Мест, неизв. Женщина. К., т. 35x25,5. Мест, неизв. Женщины. (Зима). Т. Мест, неизв. Занавес и портал. X., т. 45,7x76,2. Мест, неизв. Колдун. Т. Мест, неизв. Купава. Г. Мест, неизв. Лес. Т. Мест, неизв. Леший. X., м, 58,4x78,7. Част. собр. (ранее, до конца 1990-х — в собр. Ун-та Брандайс, США). Масленица. Г. Мест, неизв. Мизгирь. Т. Мест, неизв. Молодая крестьянка. Б., кар., паст., тушь. 35,5x25,5. Собр. Н. и Н.Д.Лобановых-Ростовских, Лондон. Народ. Б., т. 29,8x60,3. Мест, неизв. Птицы (два варианта). Т. Мест, неизв. Священная роща. X., т. 60,9x91,2. Мест, неизв. Северная ночь. Т. Мест, неизв. Снегурочка. Б., т. 48x21. Собр. Н. и Н.Д.Лобановых-Ростовских, Лондон. Снегурочка и Берендей. Б., г-уашь, золото. 30,5x24. Собр. И. и Н.Д.Лобановых-Ростовских, Лондон. Снегурочка и Лель. К., т. 49,5x30,5. МРН. Танцы. (Скоморохи). Т. Мест, неизв. Толпа (два варианта), (пять фигур в крестьянской одежде). К., т. 47x72,3. Мест, неизв. Царь Берендей. Б., гуашь, т., золото. 38,1x38,1. Мест, неизв. Царь Зима. Т. Мест, неизв. Ярилина долина. X., т. 45,7x55,8. Мест, неизв.
Рисунки костюмов для постановки оперы «Снегурочка» (двадцать одна ед.):
Бояре. Бермята. Боярин. Весна. Хор цветов. Толпа. Толпа. Крестьянка. Старик. Царь Берендей. Девушки. Купчиха. Скоморохи и другие. Мест, неизв. (первоначально в МРН).
1922
Аризона. Две картины. Т. Мест, неизв.
Белое облако. Этюд. К., т., кар. 27x38,5. МРН.
Берендейка. Паст. Мест, неизв.
Боярыня. Паст. Мест, неизв.
Вестник. X., т. Адьяр, Индия.
Голубиная книга. X., т. 76x103. ГМВ.
Деревня. Т. Мест, неизв.
Заговор. Т. Мест, неизв.
Заклинание. К., т. 32,3x41. ГМВ.
Ландшафт для картины «Пророк». Т. Мест, неизв.
Лунный свет. К., т. 50,8x92. Част. собр.
Молитва земли. Ростов Великий. Т. Мест, неизв.
Монхеган. Мэн. Десять картин. Т. Мест, неизв.
Монхеган. Мэн. X., т. 56x84. МРН.
Монхеган. Альбом (1) с тридцатью двумя набросками. Б„ кар. 15,1x22,6. МРН.
Набросок к опере «Тристан и Изольда». К., т. i 50,8x76,2. Мест, неизв.
Набросок к опере «Тристан и Изольда». Б., т. 29,2x36,8. Мест, неизв.
Серия «Океан». К., т. 54,5x81,2. Част, собр., Техас: Волшебная сказка. День. Доблесть. Задумчивость. Конфликт. Надежда. Напряжение. На службе. Ночное мерцание. Покой. Сила. Сон. Творение. Улыбка. Холодность.
Пелеас и Мелисанда. Два произведения. X., т. Мест, неизв.
Последний король. (Пустой трон). X., т. 92,7x141.
Част. собр. (ранее, до конца 1990-х — в собр. Ун-пш Брандайс, США).
Псков. К., т. 34x47. МРН.
Псков. Вход в город. Т. Мест, неизв.
Старый Псков. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Псковитянка». X., >и. 51x76. МРН.
Сам вышел. Т. Мест, неизв.
Святой Сергий. Т. Мест, неизв.
Серия «Святые». X., т. 71,1x101,5. Собр. МЦР (?) (ранее в част. собр. Д., Р., и У. Боллинг, Гранд Хзйвсн, Мичиган; в част. собр. Ажакода, Техас):
И мы видим. И мы ловим рыбу. И мы не боимся. И мы открываем врата. И мы приносим свет. И мы трудимся.
Эскизы к серии «Святые». Пять рисунков на одном листе. Б., кар. 22x26,5. ГМВ.
Эскиз к серии «Санкта». Т, х. 25,5x46. МРН.
Снежные стражи. X., т. 51,5x76. МРН.
Страж. Т. Мест, неизв.
Язык леса. X., т. Част, собр., Техас, (ранее — в част, собр. Д. Боллинга).
1923
Альпы. X. на к., м. 30,5x40,5. ГМЛРИ.
Видение. X., т. 50,8x76,2. Мест, неизв.
Серия «Мессия». Два произведения:
Легенда. X., т. 71,8x204,5. Част., собр. (ранее, до конца 1990-х — в собр. Ун-та Брандайс, США). Чудо. Явление Мессии. X., т. 74x209,7. ГМВ.
Коленопреклонение в горах. Эскиз к картине «Чудо.
Явление Мессии». Б., акв., кар. ГМВ.
Монблан. X., т. Мест, неизв.
Мост славы. X., т. 82x163. МРН.
Размышление. X., т. 49,5x73. Мест, неизв.
Святые гости. Т. Мест, неизв.
Сен-Мориц. Швейцария. Четыре наброска. Т. Мест, неизв.
Соловецкий монастырь. Т. 21,2x69,2. Мест, неизв.
Три стрелы. X., т. 81,3x162,6. Част. собр. (ранее, до конца 1990-х — в собр. Ун-та Брандайс, США).
Набросок к картине «Три стрелы». Б., кар. 16,5x21,5.
ГМВ.
Евгения КОНДАКОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 32 (ноябрь 2005), стр.74