Сейчас трудно определить, когда началось это увлечение «летающими ветеранами». Достаточно сказать, что еще двадцать лет назад в летном состоянии находилось немало аппаратов времен Второй мировой войны. По мере того как их становилось все меньше, желание обладать хотя бы одним старым самолетом лишь усиливалось и в настоящее время, похоже, угасать не собирается. Растет и количество энтузиастов, собирающих старые самолеты.
В отличие от коллекционеров автомобилей, мотоциклов и даже танков собиратели самолетов сталкиваются со значительно более сложными техническими задачами: даже малая неисправность в двигателе или управлении летательного аппарата может привести к катастрофе. Поэтому коллекционеры самолетов — это люди не только обеспеченные, но и обладающие определенным, темпераментом, практическими знаниями и способностями. Как правило, они не только собирают, реставрируют и содержат своих любимцев в идеальном состоянии, но и сами на них летают.
В коллекции исторических самолетов может быть от одного до нескольких десятков экземпляров таких раритетов. Конечно, не все они летают, некоторые, особенно редкие, настолько ветхие, что поднимать их в воздух опасно, и они хранятся как музейные экземпляры. Впрочем, при хранении в одном авиационном ангаре с летающими машинами и те, что «стоят на приколе», как бы пропитаны духом воздушной стихии и воспоминаниями о былых полетах.
Стоит особо отметить, что в этом необыкновенно романтичном увлечении коммерческая сторона вопроса, как правило, отходит на второй план. Коллекционерами движет чувство патриотизма в самом возвышенном его понимании, ибо собиратели самолетов в любой стране проявляют интерес прежде всего к образцам национальной техники, тем самым поддерживая историю своей культуры, своей Родины.
Во всем мире исторические самолеты традиционно принимают участие в различных авиационных праздниках и шоу, при этом их владельцы выполняют функции не только пилота, но и механика и инженера. «Летающие ветераны» часто снимаются в исторических фильмах, причем вовсе не нужно быть знатоком, чтобы при просмотре киноленты отличить натуральные съемки от эффектной, но, тем не менее, лубочной компьютерной графики.
Коллекционирование самолетов — достаточно распространенное явление в технически развитых странах с богатой авиационной историей. Особенно им увлекаются в Англии и США, меньше — в Германии и Франции. При этом следует отметить, что людей, вовлеченных в это хлопотное занятие, довольно много. Например, в Англии более 400 музеев и частных коллекций, в каждой из которых от одного до нескольких десятков экземпляров самолетов. Один из наиболее известных авиационных центров — Даксфорд, где ежегодно проходит три представительных авиашоу с участием самолетов-ветеранов. Не менее массово и помпезно выглядят авиационные шоу в Бегенхилле и Фарнборо.
Собирателям летающей техники интересны как небольшие учебные бипланы, так и многомоторные пассажирские лайнеры. Они организуют не только показательные полеты с участием старых машин, но и устраивают захватывающие воздушные гонки.
Общество коллекционеров и реставраторов авиатехни
ки отлично информировано обо всех новостях, происходящих в этом своеобразном обособленном мире.
Говоря об особенностях этого вида коллекционирования, следует отметить, что предпочтение отдается самолетам периода Второй мировой войны. Особенно ценятся истребители, однотипные с теми образцами, на которых летали известные летчики-асы. Менее распространены самолеты периода Первой мировой войны и эры освоения реактивной авиации. Это — действительно полноценные раритеты, до настоящего времени они практически не сохранились. Реактивные машины обладают более сложными летными характеристиками, и интерес к ним проявляют, как правило, бывшие летчики, в свое время летавшие на них.
Пополнение коллекций историческими самолетами продолжается по сей день. Конечно, теоретически существует возможность обнаружить в каком-нибудь заброшенном авиационном ангаре старый летательный аппарат, пусть и в поврежденном состоянии, но следует признать, что, хотя байки подобного рода и популярны в среде коллекционеров, вероятность такой находки чрезвычайна мала. Более реально найти аварийный самолет или его обломки в заброшенных, труднодоступных местах, на дне озер и в толще болот. Вязкая болотистая почва, преграждающая доступ кислорода к фрагментам разбитых машин, вполне надежно консервирует их и позволяет впоследствии полно- ' ценно использовать. Районы возможного обнаружения обломков самолетов во всем мире хорошо известны и посещаемы. Особой популярностью пользуется Русский Север, глухие леса Карелии, Мурманской, Новгородской, Ленинградской, Тверской областей, где во время Великой Отечественной войны проходили ожесточенные воздушные бои.
Поисковые отряды энтузиастов-авиаторов по сей день находят там останки авиатехники. Встречаются советские и «ленд-лизовские» машины, однако наибольший интерес и ценность представляют немецкие самолеты, поскольку западные коллекционеры охотно их приобретают и вполне адекватно оплачивают. Понятно, что правовая сторона вопроса, проблемы транспортировки и вывоза таких находок из России — весьма трудное дело.
После приобретения такого самолета начинается сложный и длительный процесс его воскрешения из небытия, превращения деформированных и покореженных обломков в полноценную летающую машину.
В России в настоящее время работает ряд предприятий, которые занимаются восстановлением почти полностью утраченных самолетов. Среди них компания «Авиареставрация», которая в настоящее время в сотрудничестве с Акционерным обществом «Русавиа» претворяет в жизнь ряд интереснейших проектов. Все началось еще в конце 1980-х годов с поисков аварийных машин, сбора технической информации, формирования коллектива единомышленников и специалистов. Компания была организована в начале 1990-х годов при участии новозеландского коллекционера Тима Уоллиса для восстановления истребителей конструкции Н.Н.Поликарпова. Тим Уоллис, владелец неплохой коллекции старых боевых самолетов периода Второй мировой войны, хотел тогда приобрести известные советские истребители И-16 и И-153. Когда выяснилось, что ни одного экземпляра таких самолетов в России.
не сохранилось, неугомонный Тим предложил восстановить их из найденных обломков и финансировал всю работу от начала и до конца. На длительном пути от дерзкой задумки до первого полета пришлось преодолеть немало трудностей. На севере Карелии и в Мурманской области были организованы тщательные поиски поврежденные И-16 и И-153. В архивах, музеях и на предприятиях авиапромышленности удалось найти большую часть технической документации, затем пришлось восстановить многие технологические приемы и практику постройки самолетов того времени. Недостающие чертежи восстановили по имеющимся фрагментам аварийных машин. В качестве силовой установки применялись звездообразные двигатели воздушного охлаждения АШ-62ИР, используемые на самолете Ан-2. Этот двигатель является современным вариантом еще довоенного М-62, который устанавливался на И-16 и И-153. Он полностью ему соответствует по весу (около 600 кг) и мощности (1000 л.с.).
Всего предприятие восстановило шесть летающих монопланов И-16 и три полутораплана И-153 «Чайка», полностью соответствующих своим историческим оригиналам Эта кропотливая работа, объединившая десятки людей, началась в 1992 году и завершилась в 1998-м. Уже первое появление в воздухе этих крылатых легенд с красными пятиконечными звездами на крыльях и фюзеляже вызвало большой интерес в авиационном мире, огромное количество положительных оценок и публикаций в специализированных журналах. На сегодняшний день все эти самолеты успешно летают, они неоднократно с огромным успехом принимали участие в авиационных шоу в Новой Зеландии и США.
В 2001 году был доведен до летного состояния поликарповский истребитель периода 1930-х годов И-15 бис, который был эффектно показан на аэрокосмическом салоне МАКС-2001 в подмосковном Жуковском. С этого момента сотрудничество с Акционерным обществом «Русавиа» стало более тесным. Оно взяло на себя множество проблем, связанных с финансированием и правовым обеспечением проведения демонстрационных полетов на территории России. В 2002 году был подготовлен второй экземпляр И-15 бис, который в августе того же года украсил своими полетами программу гидроавиасалона в Геленджике.
Первый экземпляр И-15 бис приобрел коллекционер из США, однако и в России начали проявлять интерес к историческим самолетам. Второй экземпляр И-15 бис нашел своего покупателя на родине и в настоящее время базируется на аэродроме «Ржевка» под Санкт-Петербургом. Общество «Русавиа» проявило серьезный интерес к восстановлению летного экземпляра двухместного варианта И-15 бис, так называемого ДИТ (Двухместный истребитель тренировочный). О полноценных коллекциях говорить пока рано, однако тот факт, что два летающих раритетных полутораплана остаются на родине, вселяет уверенность и определенные надежды.
В 2001 году руководство «Русавиа» предложило новый, сложный и амбициозный проект по восстановлению летающего истребителя МиГ-3. Ни одного экземпляра этого легендарного самолета, представляющего большой коллекционный интерес, на сегодняшний день, к сожалению, не сохранилось. В экспозиции музея ВВС в Монино
имеется полноразмерный макет МиГ-3 тридцатилетней давности — тогда возможности изготовления были далеки от совершенства, да и требования к макету предъявлялись невысокие.
Поначалу идея восстановления МиГ-3 казалась нереальной и практически неразрешимой. Тем не менее сегодня самолет уже приобретает вполне реальные очертания. Благодаря тесному сотрудничеству с Центральным музеем Вооруженных Сил, с музеем ВВС в Монино, музеем Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве, Министерством культуры и Министерством обороны России решаются многие вопросы, начиная от определения мест поиска фрагментов и заканчивая оформлением юридических документов.
На первом этапе продвижения проекта были проведены полноценные работы по поиску и подъему аварийных машин на севере России. Поисковые группы, обследовав десятки предполагаемых мест падения самолетов, обнаружили шесть аварийных «мигов» и их фрагменты!
Особой проблемой для поисковиков является точное определение принадлежности самолетов к тому или иному полку и эскадрилье, в которых на них летали. При нахождении останков летчиков делается все возможное для установления их имен, поиска родственников и проведения официального захоронения. Эту работу ведут участники поисковых групп и члены Федерации авиареставраторов России в Центральном архиве Министерства обороны. Сейчас особенно важно точно установить имена летчиков, погибших в борьбе за свободу нашей страны.
Из шести поднятых аварийных машин при реставрации летного МиГ-3 удалось использовать до половины оригинальных частей планера, мотоустановки и оборудования. Это обстоятельство оказалось весьма важным при воссоздании технической документации на самолет, так как выяснилось, что большинство чертежей МиГ-3 безвозвратно утрачено. Специалисты «Авиареставрации» проделали огромную подготовительную работу, благодаря которой удалось восстановить полноценный планер самолета с системами управления, шасси и оборудованием.
Самой трудноразрешимой оказалась проблема воссоздания силовой установки. МиГ-3 оснащались двигателями AM-35 и АМ-38, которые в настоящее время стоят лишь на нескольких стареньких, ветхих экземплярах. Естествен
но, эти двигатели не в рабо- чем состоянии, и проблема их оживления архисложна, а надежда на успех мала. На определенном этапе развития проекта возникла идея использовать двигатели аварийных самолетов, поднятых из болот. Причем дополнительным плюсом является возможность использования дви-
гателей АМ-38, установленных на штурмовиках Ил-2,
которые чаще встречаются при поисковых работах. Уникальная деятельность по восстановлению двигателей аварийных машин в течение последнего года проводится с участием специалистов ЦИАМ, «Авиареставрации» и «Авиационно-реставрационной группы».
Первый такой АМ-38 прошел пробные запуски на стенде ГосНИИЭРАТ ВВС в январе 2003 года, сейчас продолжается его дальнейшая доводка до рабочего состояния.
Хочется верить, что усилия энтузиастов, восстанавливающих отечественную боевую технику, не останутся лишь эпизодом в истории России, но будут способствовать возрождению самосознания наших людей, напоминая о силе русского оружия и славных боевых традициях, заложенных предками.
Михаил МАСЛОВ
Иллюстрации предоставлены автором.
В России по-прежнему отсутствует правовое обеспечение всех этапов такой деятельности, начиная с поисков разбитой техники и заканчивая подготовкой к полетам на восстановленных самолетах. До сих пор не решен вопрос собственности на найденные объекты (элементы не только самолетов, но и любой техники, особенно военной). В частности, фрагменты найденного самолета с легкостью могут быть сданы в утиль, власти не проявляют к ним никакого интереса. В то же время, когда эти фрагменты используются в процессе реставрации, возникает большое количество правовых и юридических проблем. По завершении реставрации очень сложно получить право на полеты, так как Воздушный кодекс Российской Федерации несовершенен и по-прежнему ориентирован на военно-воздушные силы и крупных авиаперевозчиков.
В авиационном коллекционировании очень важна возможность обмена и выгодной продажи каких-либо фрагментов самолетов. Хотя закон о вывозе культурных ценностей и существует, вывезти что-либо из России весьма сложно. Эти трудности по-прежнему мешают осуществлению перспективных и интересных проектов.
Александр МАТЮГИН
Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования 7-8 (9) 2003