Первые камнерезные изделия — в современном понимании — относят к IV веку до н. э. Это были амулеты в виде печатей из Египта и Месопотамии. Печати ставились везде — на жилище, на посуде, на личных вещах и одежде. Они выражали мистическую неприкосновенность опечатанного предмета. На печатях Египта — изображения скарабеев, Древнего Вавилона — тайные письмена, В Золотой Гостиной хранятся древние печати с каббалистическими знаками. Позже на печатях стали вырезать имена, портреты, указывать род занятий.
Первые геммы — инталии и камеи на агате, ониксе, яшме, сердолике — появились в Древней Греции. Эллинистическая эпоха подарила нам огромное количество камнерезных изделий в геометрическом стиле. Камни обрабатывались вручную, а поскольку они тверже стали, создать сложный рисунок на них было почти невозможно. В начале IV века до н. э. известные в разных областях искусства самосские мастера Ройк и Феодор познакомили греческую глиптику с резьбой на станке. Знаменитая Камея Гонзаго, на которой изображены Птолемей II и его сестра-жена Арсиноя, была вырезана во II веке до н.э.
Лисипп, личный скульптор Александра Македонского, резал портреты на камне, это были копии греческой скульптуры. Расцвет камеи пришелся на Рим.
Лоренцо Медичи привез во Флоренцию большую коллекцию античных гемм из Греции и Малой Азии. Он знакомил с ними итальянских художников и поощрял возрождение этого искусства камнерезов. Отцами новой школы глиптики времен Ренессанса считают Витторио Пезано и Донателло. Либерти, Джованни дель Карнело, Доменико Кампанья, Мессарини — эти художники создали недосягаемые до сих пор образцы резьбы на камне. Бенвенуто Челлини, личный художник папы, вырезал камею «Тайная вечеря» на пятислойном сардониксе. Он известен и шаловливыми камеями с изображениями совокуплений различных животных. Папа, кстати, был этим разгневан, но за мастерство простил художника.
Подлинный триумф глиптика пережила в XVIII веке — веке изящества, виртуозного мастерства и роскоши. Она приобрела законченные формы. Для резьбы использовались хрусталь, аметист, сапфир, бериллы и рубин. В Англии братья Браун создавали инталии на прозрачных драгоценных камнях.
Не обошло увлечение глиптикой и Россию. Еще при дворе Алексея Тишайшего нюрнбергский резчик Дорш вырезал на камне все портреты русских царей, начиная с Рюрика. В XIX веке собирали и «резали» скульптуру все. Мария Федоровна, супруга Павла I, не просто коллекционировала «камнерезку». Ее работы, которые сейчас хранятся в Эрмитаже, свидетельствуют, что она была зрелым и талантливым художником. В 1764 году при Академии художеств Екатерина II учредила класс, в котором учили гравированию на стали и драгоценных камнях.
— А вот конец XIX — начало XX века можно считать началом конца глиптики, — считает Александр Аевенталь, художник, известный в городе резчик по камню. — В изделиях Лалика периода модерн сохранились элементы глиптики. Он вставлял в свои изделия инталии из драгоценных камней. В России из мастерских Фаберже выходило большое количество разнообразнейшей по стилю и качеству каменной миниатюры. Лучшие изделия представлены работами резчиков Дербышева и Кремлева в виде полихронных, то есть собранных из различных камней фигур. Стоит отметить ряд анималистических фигурок, сделанных по заказу английского двора по моделям Б.О.Фредмана— Клузеля. Кремлев первые полихромные вещи создавал по образцам фарфора Гарднера. Работы Дербышева отличает полихромная структура в стиле русской деревянной игрушки. Можно сказать, что этот легендарный резчик создал русский модерн в камнерезке.
Интересно, что Дербышев приехал в Петербург из Екатеринбурга после окончания училища вместе с известным впоследствии скульптором Шадром. Шадра в фирму Фаберже не приняли, а Дербышева взяли. Вскоре он уехал в Швейцарию, потом в Париж — учиться. Резчику довелось работать у знаменитого Лалика, тогдашнего законодателя в «ювелирном мире». Он быстро стал одним из первых его учеников, планировалась даже его свадьба с дочерью мэтра. Дербышева, видимо, рассматривали как потенциального наследника дела. Однако резчик вернулся в Россию и стал одним из ведущих мастеров-камнерезов у Фаберже. Во время Первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт и был убит.
- Какие еще имена камнерезов звучали тогда в Петербурге?
— В России в XIX веке только три фирмы, помимо Фаберже, изготовляли камнерезные изделия. Это фабрика Верфеля, мастерские художников Дениса Уральского и Лвенира Сумина. Уровень камнерезных изделий, выполненных в то время на Урале, был не очень высоким. Стоит отметить только местного самородка Даниила Зверева из деревни Колташи. Высокохудожественные камнерезные вещи на Урале делали по заказу из Петербурга, когда работы курировали столичные художники и архитекторы. Это в большей степени относится к изготовлению в Екатеринбурге и Колывани крупных вещей, ваз и чаш. Единственным отрадным явлением была школа глиптики в Екатеринбурге, где резалась знаменитая «уральская камея», спрос на которую в начале XIX века был очень большим.
— Что сегодня могут найти в антикварных магазинах любители глиптики?
— В антикварных магазинах в основном продаются камнерезные миниатюры, выполненные в европейской стилистике. Почти все это — подделки. Но на Антикварных салонах на Крымском валу иногда попадаются серьезные вещи. Такие изделия можно встретить и в магазинах. Я, конечно, не говорю о камеях, имеющих серьезное художественно-историческое звучание. Подобные предметы в основном находятся в частных собраниях. Встречаются приличные вещицы конца XIX — начала XX века: броши, реже — перстни с камеями, сделанные петербургскими мастерами на раковинах. Эти, как правило, оранжево-белые раковины имитируют карнеол-оникс, красно-белый камень. Они исполнены в классической манере или в стиле историзма, могут присутствовать эклектические элементы, но, в общем, они достаточно выдержаны. Такую камею не стыдно надеть к вечернему платью.
— Определение «камея на раковине» у вас звучит как «второй сорт».
— Не второй, конечно, сорт, но другой уровень. Настоящая камея может быть только из твердого многослойного камня. С точки зрения глиптики, мягкие материалы не являются истинными. Глиптика — очень жесткое традиционное искусство, которое, пройдя через периоды нескольких расцветов, практически изжило себя. Новые формы найти почти невозможно. Мы, конечно, можем обнаружить ожерелье XVII века из камей, выполненных на раковинах. Но оно интересно прежде всего с точки зрения исторической ценности.
Атрибутировать камнерезные изделия очень трудно. Требуется целый набор исследований. Сначала проводится экспертиза, выявляющая остатки органики. Геммолог определяет, использовался ли в исследуемый период тот или иной камень в обиходе, открыто ли определенное месторождение. Потом рассматривается техника обработки, склейка, аксессуары. При всем этом ни один серьезный искусствовед и на 40% не поручится за подлинность той или иной статуэтки. Пожалуй, большую гарантию даст мастер-профессионал, который судит о предмете по стилистике резьбы, по характеру оставшихся элементов, рисунку, характерному для того или иного стиля, по использованию метода резьбы и даже по общему восприятию. Время четко, так же, как оттиск, отражается на вещах. Покупателю глиптики нужны хотя бы начальные представления о стилях в историческом и художественном аспекте. «Насмотренность» тоже составляет тот ассоциативный ряд, с помощью которого можно отличить одну вещь от другой.
Беседу вела Светлана ЖЕЛЕЗНОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 19 (июль-август 2004), стр.101