Монеты подделывали во все времена: одни во вред казне, другие — коллекционерам. Отличить подлинную античную монету от подделки, порой, очень непросто. Даже в музейных коллекциях допускается до 10% фальшивых монет. Профессионал может отличить подделки от подлинников только по особым признакам. В то же время на некоторых монетах отсутствуют как признаки подлинности, так и подделки. В таком случае даже опытный коллекционер откладывает эти экземпляры в сторону и говорит: «Я сомневаюсь». И все же есть несколько довольно надежных признаков, по которым определяется подлинность античных монет.
Патина.
На бронзовых и медных монетах «родная» патина — зеленая (малахит, карбонат меди), коричневая (окись меди), или в виде красноватых бляшек (закись меди), достигающих 2-х мм в толщину. При десятикратном увеличении видна кристаллическая структура патины. Новодельная патина наводится с помощью серы (черная) или соды (монета приобретает коричневый оттенок). Чтобы получить «почти родную» патину требуются сложные технологические процессы и время, а фальшивая монета должна стоить, с одной стороны, достаточно дорого, чтобы окупиться, а с другой — дешево, чтобы быстро разойтись.
На серебряных монетах «родная» патина черная или коричневая, но их часто чистят до первоначального блеска, и поэтому серебряные монеты приходится отличать по другим признакам. Искусственную патину на серебряных монетах наводят чернением серой или йодом.
Чекан.
В античности монеты чеканили из литых шариков. Металл, использовавшийся для чеканки монет, особенно бронза, был невязкий, и при ударе на нем, по краям, образовывались характерные трещины, а внутренняя его структура менялась: он становился как бы слоеным, как при выветривании, что хорошо видно на изломе, особенно у серебряных монет. Гурт чеканных монет неровный, как бы растрескавшийся.
Фальшивые монеты — обычно литые. С восковой копии делают две половинки — формы аверса и реверса, затем их соединяют, а в оставленное отверстие — литник — заливают металл. В результате на гурте сохраняется шов от форм и след от литника, которые спиливают напильником. Их следы обнаружить несложно. На поле монеты образуются раковины от пузырьков воздуха, видные даже при десятикратном увеличении. Если при чеканке поле и буквы образуют в рельефе прямой угол, то у литых, особенно бронзовых, монет, угол закругленный. У серебряных монет этот признак выражен слабее, а золотые монеты — и подлинные, и фальшивые в идеальном состоянии практически неотличимы без структурного анализа металла.
Штамп для чеканки одной фальшивой монеты резать сложно, дорого и совершенно невыгодно для изготовления подделки, а чеканить несколько тождественных монет непозволительно, так как появление на рынке одинаковых подлинных древних монет маловероятно, и продать их «тираж» будет затруднительно. Тем не менее, на нумизматическом рынке в середине 1990-х годов появились крайне редкие бронзовые монеты с дефектами чеканки (двойной удар или непропечатка одной стороны). Они были из древнего металла, со следами «родной» патины и первая их партия была раскуплена по баснословной цене. Коллекционеры очень не любят хвалиться своими находками, но вскоре выяснилось, что существуют тождественные раритеты. Тогда нумизматы собрались, сопоставили свои приобретения, и выяснилось, что одинаковых «раритетов» — не менее десяти. Их чеканили новыми штампами на подлинных древних монетах, поэтому они несли на себе признаки подлинности. Но это — редкий случай.
Фальшивки, к сожалению, всегда присутствуют на рынке, однако их существование не должно отпугивать коллекционера от собирания античных монет. Эти монеты, даже не самой лучшей сохранности, обладают особым ароматом старины, ощущение которого будоражит воображение и начинающего, и зрелого нумизмата, побуждает его к новым поискам и находкам. В процессе собирания коллекции нумизматы научаются достаточно легко определять фальшивые монеты более, чем в половине случаев. Для определения еще трети необходимы глубокие знания истории и технологии монетного производства, ну а 10-20 %, которые, по мнению специалистов, присутствуют в музейных коллекциях, пусть останутся для экспертов будущих поколений.
Василий Флоренский
Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования 7-8 (9) 2003