Рынок антикварной мебели сегодня весьма многообразен. На нем представлены предметы различной коллекционной ценности, различного происхождения, возраста, степени сохранности. Как и раньше, самые высокие цены — на редкие экземпляры, идеально сохранившиеся, конца ХVIII — начала XIX века, периода, который многие называют «Золотым веком русской мебели». Однако в последние пять лет начал формироваться платежеспособный спрос и на предметы мебели более поздних эпох, в том числе конца XIX — начала XX века — периода «Русского модерна». Мы остановимся на том, что мебель рубежа веков в основном представляла собой вещи, созданные в стиле модерн, или близкие к этому стилю.
Интерес к мебели той эпохи бывает разным. Одни ценят особую декоративность и изящество предметов, стремясь обустроить интерьеры только в этом стиле. Другие готовы пойти на риск — добавить в современный интерьер всего один-два предмета такой мебели в качестве контрапункта. Третьи, очарованные эпохой серебряного века, подбирают мебель как «раму» для своих коллекций декоративного стекла, фарфора, графики и живописи того периода. У каждого — своя цель и свой резон. Что же можно найти на антикварном рынке современной Москвы?
Надо отметить, что сегодня довольно хорошо представлена мебель рубежа веков, в том числе и в стиле модерн. Впрочем, выбор бывает не так уж и богат, как кажется на первый взгляд. К примеру, вам нужна вещь, которую вы представляете себе в общих чертах, предположим, цвет, размер, форму. И подходящие вещи в антикварных салонах есть. Но все равно приобрести именно то, что хочется, крайне сложно. Иногда приходится подолгу, месяцами, бегать по магазинам или ждать, когда у дилеров появится нужный вам предмет. В Москве более 100 антикварных магазинов, но мебелью торгуют не все. Многие специализируются на книгах, ювелирных украшениях, живописи. К тому же те салоны, что продают мебель, не всегда предлагают стиль модерн. Обратите внимание на такие магазины, как «Русский модерн», «Золотое руно», «Французский дом» — там вы найдете мебель именно в этом стиле. В Петербурге тоже около 100 антикварных салонов, и большие экспозиции мебели в стиле модерн можно увидеть в магазинах «Серебряный век», «Рапсодия», «Сокровища Петербурга». В столицах есть салоны, где выставлена мебель в разных стилях, в том числе и модерн. В Москве — это галерея «Старинный интерьер», салон «Русская усадьба», магазины «Серебряный ряд», «Антиквариат» и другие. Существуют еще мебельные мастерские, склады антикварной мебели.
Если вы хотите хороший гарнитур в стиле модерн приобрести целиком — стулья, кресла, диванчик со столиком, необходимо внимательно осмотреть вещи. Как правило, они уже отреставрированы, но не всегда реставрация может удовлетворить ваш вкус. Можно отдать за гарнитур немалые деньги, но, например, стулья прослужат недолго. Поэтому, прежде чем купить его, обратите внимание на крепость соединений, шаткость предметов, посидите на этих стульях, переверните их и посмотрите снизу. Уверенности, что весь гарнитур — действительно старый, тоже быть не может. Не секрет, что по образцу одного стула или кресла можно смастерить любой набор мебели. По некоторым оценкам, в Москве более 50% антикварной мебели — новодельные вещи, а в Питере — больше. Если же покупка действительно старой вещи — вопрос для вас принципиальный, то, наверное, имеет смысл покупать неотреставрированный предмет и реставрировать его у знакомого мастера. Это вполне возможно, так как на нашем антикварном рынке продаются и такие вещи. Например, женский туалетный столик из груши, с небольшой потерей резьбы, но с сохранившимся «родым» стеклом — настоящий образец мебели русского модерна. Во всяком случае, этот предмет не вызывает сомнений, чего нельзя сказать о двух горках из груши, русской работы, вероятно, — по австрийским образцам. И хотя тенденция сейчас такова, что покупатели стараются приобрести мебель уже отреставрированную, имеющую хороший товарный вид, это порой приводит к потере ощущения действительно старинной вещи. Она после неумелого восстановления становится такой «зализанной», чистенькой, блестящей, что явно теряет обаяние «свидетельницы» времен минувших. Но как вкусы у покупателей разные, так и реставрация бывает разной. Кому-то надо, чтобы вещь блестела, а для кого-то принципиально важно иное: раз вещь антикварная — значит, должна соответствовать значению этого слова, именно они и требуют деликатной, тонкой, музейной реставрации.
Конечно, на рынке представлены не только целые гарнитуры, но и отдельные предметы: буфеты, горки, столики, сделанные русскими мастерами по образцам мебели из разных стран. Например, буфет из клена с железными ажурными накладками, где хорошо используется красивая фактура самого дерева, вызывает ощущение новизны из-за всех его железных накладок. Есть небольшая горка из груши в удовлетворительном состоянии или платяной шкаф из тополя без каких-либо украшающих накладок, привлекающий внимание красотой фактуры дерева и строгостью формы.
Надо сказать, что сейчас на антикварном рынке представлены как образцы мебели русского модерна, так и мебель конца XIX — начала XX века иностранного производства. Например, небольшой круглый стол (орех, Франция) — скорее всего, работы Мажореля. Или витрина большого размера (Франция, школа Нанси), где сочетаются светлые и темные породы дерева, по темному фону — маркетри; в удовлетворительном состоянии.
Найти на антикварном рынке старые вещи в хорошем состоянии всегда нелегко. Целые гарнитуры — красивой интересной формы, с резьбой хорошего качества, из светлого дерева — встречаются не часто. Но есть и действительно вещи раритетные, такие, как электрический граммофон из дуба конца XIX — начала XX века, используемый на яхтах, или великолепный ломэерный столик красного дерева в стиле конструктивного модерна, который был продан в первые дни XVI Антикварного салона в Москве. И покупатель сейчас ищет именно такую эксклюзивную мебель — редкую, с историей. Мебель модерна продолжает пользоваться спросом. В прошлом году недолго ощущался интерес к стилю ар-деко, но модерн не уступил позиций. Важной особенностью XVI салона была мебель в русском национально-романтическом варианте модерна. Сегодня многие придерживаются модной тенденции меблировать комнаты различными дубовыми резными аптечками, полочками, шкафчиками, табуретами и скамьями. Коллекционеры приобретают редкие вещи сергиевопосадских, талашкинских, абрамцевских мастеров, сделанных по эскизам Е.Д.Поленовой, Н.К.Рериха. Эти вещи были проданы в первый же день работы салона, и цены на них растут.
Так же, как и на предыдущих, на XVI Антикварном салоне тоже выставлялась мебель русского модерна — буфеты, горки, столики из дуба, клена, груши, красного дерева с «родным» стеклом, металлическими накладками и без них, гарнитуры из светлого и темного дерева. Второй особенностью последнего салона была французская мебель в стиле ар нуво. Такие антикварные магазины, как «Золотое руно», «Французский дом», «Три века», выставляли вещи известных французских мастеров — Эмиля Гале, Ауи Мажореля, Эжена Валена и даже Гектора Гимара. Эти предметы, как правило, — в хорошем состоянии, с провенансом, но цены на некоторые из них крайне высоки и рассчитаны только на серьезных коллекционеров. Эта мебель, в основном, не требует реставрации, более того, неправильная реставрация может ее испортить. Роскошный шкаф работы Мажореля из ореха(?), с бронзовыми накладками в виде колосьев, небольшие чайные столики работы Гале и Мажореля с использованием техники маркетри, подписные, несомненно, были украшением салона. Великолепный небольшой письменный столик со стулом работы Мажореля, шкаф с резьбой, витрина с бронзовыми накладками, обрамление для камина работы Эжена Валена, (орех?), без каких-либо дополнительных украшений, кроме фактуры самого дерева и высокого качества работы, продемонстрированного в плавных изгибах линий, типичных для стиля модерн, выставлялись впервые.
И, конечно, главным событием салона в разделе мебели стала редкая вещь работы французского архитектора Гимара — небольшой диванчик из ореха (?), со светлыми кожаными спинкой и сиденьем, изящно выгнутым подлокотником с одной стороны дивана.
Таким образом, можно сказать, что на нашем антикварном рынке представлена мебель модерна, соответствующая лучшим образцам этого стиля: это и работы мастеров по отечественным и зарубежным образцам, и мебель в русском романтическом стиле того времени, и вещи конструктивного модерна, и роскошные образцы производства известных иностранных мастеров. И покупатель становится более требовательным, более разборчивым в выборе мебели, он готов приобретать редкие вещи с провенансом или каталожные образцы.
Светлана ПШЕНИЧНАЯ
Иллюстрации предоставлены автором. Материал подготовлен при содействии ОДНО «Институт культурного просветительства».
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 19 (июль-август 2004), стр.54