Фабрика Верфеля в npouзводстве художественной бронзы занимала одно из лидирудющих мест в России второй половины XIX века — наряду с такими предприятиями, как фабрики Шопена, Штанге, Кумберга, Морана.
Предприятие в 1842 году основал Федор Верфель, бронзовых дел мастер, но сделал его знаменитым и процветающим именно его сын Карл. Карл Верфель обучался в Санкт-Петербургской гимназии и императорской Академии художеств, которую закончил в 1868 году. Получив образование, посвятил свою жизнь главным образом обработке цветных камней, начав с того, что вступил в дело отца, а с 1873 года уже стал его единственным владельцем. Помимо бронзовых изделий предприятие выполняло большое количество камнерезных работ, как для своей фирмы, так и для фирмы Карла Фаберже. С 6 июня 1895 года фирма К.Верфеля стала придворным поставщиком. Ее основными изделиями были комбинированные предметы из бронзы и цветных поделочных камней. Кроме этого, фабрика производила мелкую пластику и фурнитуру. Дебют Федора Верфеля состоялся на мануфактурной выставке 1849 года, где он под своим именем выставил часы из золоченой бронзы и малахита и канделябр.
Соединение двух разнохарактерных производств в рамках одного предприятия, с одной стороны, предоставляло неограниченные возможности для расширения ассортимента изделий, с другой — позволяло существенно улучшить их декоративные качества. Многие, казалось бы, привычные бронзовые предметы, но установленные на яшмовые, ониксовые, агатовые плиты, украшенные вставками из малахита или агата, были при продаже вне конкуренции. Если до 1860-х годов предприятие выпускало утилитарные изделия, то уже в последующие десятилетия наладило производство единичных предметов анималистической пластики, а позже, в конце XIX века, здесь стали производить многофигурные композиции, в том числе в украшении подсвечников, шкатулок, письменных приборов. Значительная часть этой продукции изготовлялась по заказам фирмы К. Фаберже. Придерживаясь такой направленности, фабрика Верфеля просуществовала без очевидных затруднений и перестроек до первого десятилетия XX века.
В 1847 году в Петербурге был создан своего рода ассортиментный кабинет промышленности России — постоянная выставка русских мануфактурных товаров, или «магазин русских изделий», имевший 12 торговых залов. В одном из них экспонировались малахит и бронза фабрики Верфеля — «отличного мастера на малахитовые изделия». Фирма активно участвовала во многих промышленных выставках, проходивших как в России, так и за рубежом. Например, в 1859 году в Москве состоялась выставка мануфактурных изделий, о которой в «Обозрении» написали: «Относительно бронзовых изделий С.-Петербургского купца Верфеля и малахитовых вещей с бронзою можно заметить, что он выбирает для своих работ украшения, не подчиняясь господствующей моде, а соображаясь с назначением вещи. Отделка вообще очень тщательна, и цены назначены очень сходные».
Нужно отметить, что на всех выставках изделия фабрики Верфеля заслуживали самых хвалебных отзывов экспертов. Очень подробно описаны предметы, представленные на Всероссийскую художественно-промышленную выставку, прошедшую в Москве в 1882 году: «... В этой же группе (имеется в виду группа, представляющая фабричные и ремесленные изделия из металла — А.П.) между массою роскошных бронзовых изделий выдается выставка петербургских фабрикантов Гессерих и Верфель. Кроме бронзовых групп, расположенных на довольно широком постаменте, выставлено много изделий из сибирских камней, между которыми преобладающую роль играет малахит: три довольно большие вазы, большой овальный стол с малахитовою доской на круглых малахитовых ножках (1 500 р.) и несколько маленьких круглых столиков с малахитовыми досками на бронзовых ножках; очень хорош большой четырехугольный стол из алтайского перелива — камня из породы кварцев, почти такого же твердаго, как яшма; маленькие столики из яшмы, порфира, киевскаго лабрадора, но все они теряются перед двумя роскошными столиками из лапис-лазури; один из них гладкий, на крышке другаго изображен мозаичный букет. В отдельной витрине рядом выставлено множество кабинетных вещей и мелких изделий из таких же камней. Фабрика существует с 1842 года и имеет 2 горна, 4 маховика, 10 станков, 16 веретен сверлильных и гранильную машину; закупка материала производится в Сибири, на Кавказе, в Киевской и Олонецкой губерниях; годовое производство до 200 000 руб. Также фирма Гессерих и Верфель представила на выставке брошки, серьги и запонки из разных камней в золотой оправе».
Этот сохранившийся документ говорит о многом. Во-первых, далеко не каждая фирма, принимавшая участие в подобной выставке, удостаивалась столь подробного описания своей продукции, что свидетельствует о лидирующем положении фабрики Верфеля на художественном рынке России того времени. Во-вторых, мы видим, сколь широк ассортимент ее товаров: от бронзовых и камнерезных до ювелирных изделий. Сравнивая камнерезные работы этой фирмы с продукцией других экспонентов, экспертная комиссия отметила: «Изделия г.г.Верфеля и Гессериха из камня или каменные, обделанные в бронзу, найдены были несравненно выше; в столах и других предметах из малахита рисунок камня подобран с большим искусством». По итогам выставки в Москве Карл Федорович Верфель был награжден золотой медалью «За прекрасную работу из твердых камней и применение к предметам, служащим для украшения комнат».
История использования самоцветов в России связана с открытием месторождений на Урале и в Сибири, с реформами Петра I и строительством Петербурга. Всемирную известность российским ювелирам и камнерезным изделиям в XIX—XX веках принесли работы мастеров фирмы К.Фаберже и К.Верфеля. Фирма К.Верфеля была одним из контрагентов по изготовлению мраморных работ для музея императора Александра III и изготовителем колонн для Исаакиевского собора (лапис-лазурь). Надо сказать, что фабрика Верфеля удостаивалась многих высших наград на всероссийских и международных выставках, у нее были обширные связи с иностранными государствами, особенно с Германией, Англией и Америкой, где она сбывала вещи через местные торговые дома. Изделия фирмы выставлялись на Международной выставке в Филадельфии в 1876 году, на Всемирной выставке в Антверпене — в 1885 году, в Париже — в 1889 году, и везде они тоже получили хорошие отзывы.
Где же брал Карл Федорович таких высококвалифицированных мастеров, изготавливавших столь высоко оцененные современниками произведения искусства? Кадры поступали в основном из Екатеринбургской художественно-промышленной школы, основанной в 1902 году. Базой школы были кустарные промыслы: камнерезные, ювелирные, гранильные, в ней работали опытные преподаватели самых разных специальностей. Среди них были выпускники Академии художеств, Строгановского училища, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, училища Штиглица, а также члены Товарищества передвижных выставок и местные кустари. Удачно совмещая академическую методику с местными практическими задачами, педагоги сумели воспитать мастеров высокого уровня, о чем свидетельствуют золотые медали, полученные школой на всероссийских и международных выставках. Выпускники школы продуктивно работали в таких фирмах, как Фаберже и завод Верфеля в Петербурге.
Имя Карла Федоровича Верфеля не случайно упоминается вместе с именем Карла Фаберже. Что объединяло этих двух выдающихся людей своего времени? Ответ на этот вопрос мы находим у правнучки Фаберже — Татьяны Фаберже, которая в своей книге «Фаберже и петербургские ювелиры» приводит много архивных документов, в том числе свидетельствующих о тесных деловых и дружеских связях двух великих мастеров, иллюстраций, опубликованных впервые. По свидетельству Франца Петровича Бирбаума, главного мастера фирмы Фаберже, до 1908 — 1910-х годов большинство камнерезных работ для Фаберже выполняла фирма Верфеля. Иногда каменные изделия приобретали у екатеринбургских кустарей и отдавали на завод для исправления недостатков, улучшения полировки. По мере того, как камни становились неотъемлемой частью общего объема производства фирмы Фаберже, их качества, их природная красота заставляли художников отдавать им ние дополнения. Больше всего применяли нефрит благодаря его качествам и внешнему виду. Фаберже получал его с реки Онот как валунами, так и коренными глыбами по заявкам К.Верфеля.
До 1880 года Иоганн Гессерих (род. 1823 г.) был совладельцем фирмы «Гессерих и Верфель», позже она полностью перешла к К.Ф.Верфелю. Работами на фабрике Верфеля руководил Александр Иванович Мейер, баденский подданный, женатый на сестре Карла Верфеля. Он активно сотрудничал с фирмой Фаберже в части выполнения камнерезных работ. В 1912 году в Петербурге было организовано общество содействия развитию и улучшению кустарного и шлифовального производства «Русские самоцветы». Одним из восьми учредителей общества был Карл Верфель, владелец фабрики, вошедшей, по сведениям из архива Т. Фаберже, в 1914 году в фирму Фаберже. Очевидно, фирма Фаберже не афишировала эту покупку. События 1913 года (забастовки ювелиров) и 1914 года (начало Первой мировой войны) не позволили наладить регулярную деятельность общества «Русские самоцветы», однако некоторые его члены-учредители, в частности Карл Верфель и Алексей Денисов-Уральский, всячески способствовали реализации заложенных в уставе общества целей. Так, Денисов-Уральский ратовал за увеличение льгот уральским горнякам-кустарям, а Карл Верфель в 1918 году предложил преобразовать Петергофскую гранильную фабрику в российский центр производства высокохудожественных камнерезных изделий. В 1922 году был основан трест «Русские самоцветы», большая часть персонала фирмы Фаберже и Верфеля перешла на это предприятие.
«Русские самоцветы» с именем К.Ф.Верфеля связывает и такой эпизод. В 1924 году академику А.Е.Ферсману из правления треста «Русские самоцветы» пришло письмо с просьбой выяснить вопрос о возможности получения нефрита находящегося во дворе дома Фаберже на Морской улице. Речь шла о двух валунах прекрасного нефрита общим весом более четырех тонн, полученных фирмой, Фаберже из концессионных разработок нефрита, принадлежавших Верфелю. По сохранившимся сведениям, этот камень получила экспортная лаборатория треста, и из него мастер П.М.Кремлев выполнил статую Будды (по заказу японского императора). Оставшаяся часть ушла на изготовление ширпотреба, который изготовляли мастера Петергофской гранильной фабрики, входившей в состав треста. В этом архивном деле, с теми же подписями и датой, хранится аналогичное письмо академику А.Е.Ферсману с просьбой договориться с Ленинградским горным институтом о приобретении имеющегося у него малахита. Продолжая традиции Фаберже и Верфеля, работники треста «Русские самоцветы» работали только с самыми лучшими камнями.
На рубеже XIX—XX веков в России было только четыре фирмы, выпускавшие высокохудожественные камнерезные изделия, — это предприятия Фаберже, Верфеля, Денисова-Уральского и Сумина. А.Е.Ферсман в своей монографии «Самоцветы России» называет лишь три первые фирмы, не упоминая Авенира Ивановича Сумина. Только фирмы Фаберже, Верфеля, Сумина и Денисова-Уральского проходят в качестве поставщиков камнерезных изделий для членов императорской фамилии, причем официального звания поставщика не имел А. К.Денисов-Уральский, поскольку не успел еще выполнить условия ценза — непрерывных поставок двору в течение 80 лет. Не случись революции 1917 года, Денисов, несомненно, получил бы это почетное звание.
В 1919 году по настоянию А.В.Луначарского все важные петроградские художественные учреждения, в том числе государственный фарфоровый завод, центральные художественно-промышленные мастерские и Петергофская гранильная фабрика, были переданы в непосредственное подчинение Центрального ИЗО (Отдела изобразительных искусств) в Москве, хотя некоторое время управлялись Петроградским ИЗО. Все эти меры в комплексе спасли фабрику Фаберже от разорения. Но близкие по роду камнерезной работы фабрики Верфеля и бывшие мастерские Фаберже в Петрограде спасти не удалось. Не попавшие в подчинение ИЗО, они автоматически оказались в самых неблагоприятных условиях, их оборудование было демонтировано и передано другим предприятиям.
Упоминая К.Ф.Верфеля как владельца бронзолитейного производства, необходимо сказать, что и здесь проявился его талант. Во Владивостоке, в уютном сквере на Светланской, стоит памятник выдающемуся русскому адмиралу Г.И.Невельскому. Имя этого человека широко известно и почитаемо в России. Работы возглавляемой им Амурской экспедиции сыграли решающую роль в становлении российской государственности в Приморье. Памятник Г.И.Невельскому был открыт 26 октября 1897 года. Он изготовлен из серого гранита, специально для этой цели доставленного с острова Русский. Памятник отличается строгой красотой и изяществом формы. Его вершина увенчана бронзовым орлом. Автор проекта — морской инженер А.Н.Антипов. Скульптурную часть выполнил известный ваятель Р.Р.Бах, отливали ее из бронзы на предприятии фирмы Верфель в Санкт-Петербурге. Это был не единственный опыт совместной работы со скульптором Робертом Робертовичем Бахом. В 1902 году на заводе К.Ф.Верфеля была отлита уменьшенная копия фигуры Н.В.Гоголя — к проекту памятника для Москвы (он не был осуществлен). Памятник отлит тоже по модели Р.Р.Баха. Эта скульптура была представлена на выставке в городской думе в том же 1902 году, позднее, уже в советское время — на выставке Академии художеств СССР 1983 —1984 годов в Москве.
Есть свидетельства участия Верфеля в создании еще одного памятника. К 25-летию Добровольного флота общество «Русский Ллойд» преподнесло ему богатый подарок, выдающийся и по оригинальности замысла, и по художественному исполнению. На подножке из амарантового дерева лилового цвета с серебряной отделкой покоится каменное подножье из светло-зеленого нефрита. Ступени его как бы спускаются к берегу моря и омываются серебристыми волнами. Опираясь на высокий цоколь из красного порфира, возвышается башня-маяк, отлитая из серебра. У ее подножья — группа людей, изображающих деятельность Добровольного флота. Слева — матросы заняты своим обычным делом, справа — группа уже вооруженных моряков, как бы ожидающая неприятеля. Таким образом показано двоякое назначение Добровольного флота. Над ними простирает крылья двуглавый орел. С задней стороны изображена группа крестьян, вносящих свою посильную лепту в сооружение Добровольного флота. По бокам нефритового подножья выставлены серебряные барельефы, изображающие первый и последний пароход, сооруженные Добровольным флотом. Над этой группой, на верхушке маяка, — хрустальный электрический фонарь.
Это произведение выполнено по рисункам и шаблонам архитектора К. К. Шмидта; гипсовая модель в натуральную величину исполнена в мастерской скульптора Н.А.Попова, причем фигуры сделаны Е.И.Малышевым. Отливка из серебра произведена в мастерской К. Фаберже, а отделку редкого монолита нефрита исполнил К. Ф. Верфель.
Таким образом, можно утверждать, что камнерезная деятельность занимала очень важное, если не основное место в работе предприятия, хотя свидетельств тому осталось не так много. Связано это, прежде всего, с тем, что на изделиях из камня практически никогда не ставились клейма, поэтому аттрибутировать их очень трудно. Датировке камень не поддается, поэтому время создания произведения по самому материалу определить невозможно. По ассортименту камней, использовавшихся в работе, тоже трудно определить авторство, так как существовала определенная мода на камни, например, на малахит, нефрит, агат и т.д. Этой моде старались следовать все предприятия, занятые камнерезным делом. Стилистически разделить изделия К.Ф.Верфеля и, например, того же Фаберже тоже весьма затруднительно — настолько тесным было их сотрудничество в этой области.
Важным свидетельством, влияющим на определение авторства той или иной вещи, может служить не столько материал, из которого она сделана, или стилистические особенности конкретного произведения, сколько наличие архивных данных. Например, участие в различных выставках, изготовление по особому заказу и др., которые могли бы быть определяющей информацией при экспертизе того или иного произведения.
Во второй половине XIX века малая скульптурная пластика была очень популярна в России, и на фабрике Верфеля ей придавали большое значение. Потребителем художественной бронзы становилась русская буржуазия, получившая хорошее образование. Именно она формировала социальный заказ на создание произведений прикладного искусства в национальном стиле. Русские бронзовщики, сохраняя всю широту ассортимента интерьерных вещей предшествующего времени, широко репродуцируя общеевропейские исторические стили, стали активно воспроизводить в художественной бронзе «русский стиль». В 1870-е годы появились изменения в духе национальной орнаментики и тематике, наряду с привычными функциональными предметами оригинальными и самобытными становятся предметы малой интерьерной скульптурной пластики (так называемой «камерной», или «кабинетной»). Темы и сюжеты скульптуры малых форм, развивавшейся в русле традиций русского реализма, включали сцены и типажи из русской истории и фольклора, этнографические картины из жизни народов Российской империи. Эпизоды охоты, анималистика стали визитной карточкой русской художественной бронзы, делая ее узнаваемой на Всероссийских и крупных международных художественно-промышленных выставках второй половины XIX — начала XX века. Многообразие сюжетов и образов, прекрасное бронзовое литье, чеканка и патинирование принесли ему широкую известность и популярность как в России, так и за рубежом.
Расцветом бронзовой камерной скульптуры по праву можно назвать время, в которое творили такие известные скульпторы, как А.Л. Обер, В.Я.Грачев, А.П.Лаверецкий, П.А.Самонов, Ф.И.Ходорович, П.К.Клодт фон Юргенсбург, Е.А.Лансере, приглашенные К.Верфелем для совместной работы. Его предприятие занимало одно из лидирующих мест по производству художественной бронзы второй половины XIX века. Заслуга Верфеля еще и в том, что он старался привлекать к работе русских скульпторов, лепщиков, рисовальщиков. Именно этот производственный принцип позволил отечественной бронзолитейной промышленности создать множество произведений, принесших ей повсеместную славу и признание.
В тот период на первый план выходила фигура фабриканта. Промышленник выбирал и «покупал» художника, учитывая рентабельность и технологичность воспроизводства его работ, чтобы на рынке их можно было продать с наибольшей выгодой для себя. Так, фабрикант, покупая у скульптора право на тиражирование какого-то количества его работ, мог отлить в бронзе далеко не все купленные им модели. Высокая стоимость отливок скульптурных моделей позволяла повторить лишь те работы, которые устойчиво пользовались спросом. Остальные отливали строго по заказу, по каталогу. Популярность малой скульптурной пластики была так велика, что ее использовали не только как самостоятельную интерьерную скульптуру, но и как часть декоративного оформления часов, канделябров, чернильных приборов, подсвечников, пресс-папье. Художественный уровень этих изделий так высок, что утилитарное назначение предметов не противоречит их восприятию как произведений искусства.
В 1860—1880-е годы в русской художественной бронзе, кроме гальванозолочения, активно использовали патинирование. Патинировка могла быть зеленоватых или коричневых оттенков. Особенно активно ее применяли в малой скульптурной пластике. На фабрике Верфеля производство всегда шло в ногу со временем, что делало его изделия современными, высокохудожественными. В 1890-е годы и в начале XX века была предпринята попытка массового тиражного выпуска наиболее популярных работ Аансере, Грачева, Напса. При этом, чтобы удешевить работы, их размеры уменьшались, упрощалось качество литья, чеканки и патинировки, утрачивалась тщательность моделировки скульптуры, убирались многие детали. В результате все это привело к потере образной значимости авторской модели и пластической сочности оригинала. Единичное или малотиражное произведение, связанное со сложной ручной работой, стало предметом только выставочного экспонирования или заказа. Его начала вытеснять более дешевая заводская продукция. Эти тенденции не обошли стороной и фабрику Верфеля.
Что касается атрибуции изделий из бронзы, то здесь в рассмотрение берется наличие клейма, качество отливки металла, сравнение с известными образцами. Говоря о предприятии К.Ф.Верфеля, нужно помнить о том, что фирма работала в двух равнозначных направлениях — бронзолитейном и камнерезном. Высокий художественный уровень произведений обоих направлений свидетельствует о том, что предприятие Верфеля занимало одно из лидирующих мест на рынке России того времени.
Конечно, жаль, что крайне редко встречаются ее изделия, выполненные из сибирских поделочных камней. Однако довольно часто на антикварном рынке можно увидеть мелкую скульптурную пластику, отлитую по моделям известных скульпторов, например, В.Я.Грачева. Так, в 2002 году в Вене, в преддверии аукциона «Доротеум», в каталоге интересно выглядела бронзовая «Большая тройка» с подписями Грачева и отливщика Верфеля (95x54x45, около 1880 г.), оцененная в $33 000— 40 000. Стало быть, произведения такого уровня современники Верфеля, как и наши современники, оценивают одинаково высоко. И судя по всему, интерес к ним будет только возрастать.
Алла ПАЛЬШИНА
Иллюстрации предоставлены автором.
Материал подготовлен при содействии ОДНО «Институт культурного просветительства».
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 19 (июль-август 2004), стр.42