Средние века материалы, из которых делали переплеты, были весьма разнообразны: благородные металлы — золото, серебро, платина; слоновая кость, эмали, драгоценные камни, жемчуг для окладов богослужебных книг (которые становились подлинными шедеврами ювелирного искусства). Крышки переплета изготавливали из дерева, затем обтягивали шелком, бархатом, на них помещали вышивки из шелка, шнуров и бисера, однако больше всего переплетов было из кож телят, овец, свиней и коз. Специальным образом выработанную кожу — пергамен — оставляли естественного цвета или же окрашивали в красный, синий, черный цвета, но предпочтение все-таки отдавали коричневому. Особой роскошью отличались переплеты, сделанные для библиофильских книг по заказу королей и герцогов, высшего духовенства и дворянства, позднее — богатых собирателей.
Если проследить всю историю западноевропейского художественного переплета XV—XIX веков, можно отметить, что для XV века характерен простой декор: кожаные крышки чаще всего покрыты «слепым», или блинтовым (от немецкого — blind — «слепой»), тиснением, в виде диагонального узора, когда в образовавшиеся ромбы наносили тиснение геральдического, зооморфного или растительного орнамента. Линии этого тисненого орнамента в XV веке отличаются свободной пластичностью, в них еще отсутствует та геометрическая правильность, которая станет типичной для более позднего времени — XVI века. Впрочем, переплеты XV века достаточно редки: среди собраний инкунабулов — печатных книг подлинные переплеты встречаются мало, тем большую ценность они приобретают.
«Суровая простота» XV века в переплетах следующего столетия сменилась многообразием. Декор уже намного изощренней: это не только блинтовое тиснение, ставшее тоньше, изящнее (а его декоративные формы измельченнее), появилось золотое тиснение — самое распространенное в XVI веке. Впервые золотое тиснение в Европе было обнаружено во флорентийском переплете начала XV века, хранящемся в Оксфорде. Его появлением в европейских книгах мы обязаны исламским переплетам. Золотое тиснение на Востоке стали применять рано — уже в XIV веке оно широко использовалось. Значительно реже встречается серебряное тиснение, видимо, потому, что оно было более тусклым и не давало такого блеска и насыщенного цвета, как золотое. В конце XV века в орнаментике кожаных переплетов появился к тому же эффект цвета. Именно на нем строился весь «стиль Гролье», когда применяли аппликацию из разноцветной кожи — настоящей мозаики с дополнительной орнаментикой золотым тиснением. В XVI веке для переплетов использовали марокен различной окраски, покрытый завитками золотого орнамента или же плетеными узорами, иногда эти переплеты покрывали тонким слоем воска или лака, что придавало коже еще больший блеск. Переплеты делали полихромными, раскрашивая и кистью, а иногда на них писали в технике масляной живописи целые миниатюры.
В XVI веке в западноевропейском переплете попробовали использовать несколько новых приемов: кроме золотого и серебряного применили еще цветное тиснение с дополнительной раскраской масляными красками. Этот прием был особенно распространен в Германии, где стало обычной практикой помещать в средник крышек тисненые портреты владельцев книг и авторов, сюжетные композиции из Ветхого и Нового Заветов и т. д. В XVI столетии начали использовать инкрустацию, когда узор получали, сочетая разного цвета кожу и врезая ее в основную фактуру.
Для сохранения книжного блока использовали застежки, в ренессансных переплетах кроме них часто употребляли завязки из шелковых шнурков и лент, преимущественно зеленого цвета.
Наименование стиля, в котором создавался художественный переплет, очень часто не совпадает с названием распространенного в то время «большого стиля». Стиль переплета мог получить свое имя по книге, для которой его впервые изготовили. Так, в конце XVI века появился знаменитый стиль «а la fanfare» — «фанфарный», с характерными энергичными завитками золотого тиснения. Иногда название стиля связывали с именем заказчика, как, например, «стиль Гролье», «стиль Майоли», иногда — с именем мастера, как в случае с Ле Гасконом — «Le Gascon», для стиля которого характерна тончайшая вязь орнамента золотого тиснения и др. В XVII веке в моду вошла кожа, окрашенная в красный цвет, декорированная барочными элементами — картушами, путти. В XVIII веке декор стал мельче, приобрел рокайльные формы, тогда же начали применять «кружевное» тиснение, так называемый стиль «den- telle», приобретший особенно выразительный вид во французских переплетах. Его создала семья французских переплетчиков Дером. Рамки тончайшего золотого тиснения на крышках переплетов имитировали фестоны кружев.
В переплетах XVI—XVII веков наиболее оригинальна вышивка. Вышитые — один из самых изысканных типов переплета, в них применялось шитье гладью цветным шелком, серебряной и золотой нитями, бисером и жемчугом по холсту, штофу, гобелену, шелку и бархату. Иногда в средниках крышек вышитых переплетов помещали живописные портреты-миниатюры, сделанные на фольге. В Англии такими переплетами особо выделялась мастерская при монастыре «Little Gidding» — известны ее работы с вышивкой из бисера, серебряного и золотого шнура и тесьмы с изображениями вдовствующей королевы Генриетты Марии (1605 —1669) и ее сына короля Англии Карла II (1630—1685), а также переплеты с портретами других английских королей.
Стиль классицизм внес в декоративно-прикладное искусство XVIII века строгую упорядоченность и геометрическую выверенность пропорций и деталей, в декоре появились фрагменты изображений античной архитектуры и скульптуры — бюсты, профильные портреты, колонны, фронтоны, вазы.
В переплетах же второй половины XIX века можно заметить элементы эклектики — воскрешение прошлых стилей, иногда — перегруженность декором, свойственную XVI веку, когда в одном переплете сочетались золотое тиснение, цветная инкрустация и раскраска.
Особенно ценятся переплеты, на которых обозначено имя мастера: это помогает точно определить время и место изготовления. Особую значимость им придают даты, заключенные в тисненом узоре или написанные кистью. Датированные помогают уточнить время изготовления других, подобных им, но не имеющим даты, переплетов. В подписных переплетах встречаются имена таких прославленных мастеров, как немец Томас Крюгер, англичанин Самуэль Мерн, бельгиец Ян Норинс и многие другие. Иногда на переплетах есть монограммы с инициалами переплетчиков, например, «GB» — (Gregor Bemutz) — Грегор Бемютц, «JN» — (Julian Notary) — Джулиан Ноутари.
На многих переплетах встречаются суперэкслибрисы, выполненные, как правило, тиснением в среднике верхней крышки. Известны суперэкслибрисы Тюдоров, Медичи, Людовика XV, герцога Бургундского, герцога Вюртембергского, Римских Пап: Клементов X и XI, Бенедикта XIV и Пия IV, прусского короля Фридриха Великого, Саксонских и Ангальтских курфюрстов, Марии Лещинской, Генриха Валуа, Марии Антуанетты и многих других. Нельзя не вспомнить и экслибрисы («ех libris» — «из книг»), которыми владельцы начали помечать книги еще в глубокой древности. Первый же печатный экслибрис появился в Германии в конце XV века. Экслибрис, даже совсем простой, лишенный каких-либо украшений, всегда подчеркивает гордость обладания этой книгой, и при любом минимализме всегда ощущается вкус владельца.Часто экслибрисы были геральдического характера или же с символикой, имевшей отношение к их обладателям. Так, экслибрис знаменитого немецкого библиофила XIX века доктора Карла Бехера был в виде литографии с изображением Сократа и надписью: «ЕХ LIBRIS Med. Dr. С. BECHER/ Carlsbad» — «Из книг доктора медицины К.Бехера. Карлсбад». В нем, кроме бюста Сократа (намек на ученость и мудрость владельца экслибриса) и бандеролей-лент с надписью, изображены книги, рукописи и свитки с сургучными печатями (символизировавшие коллекцию Бехера), а также лавровые ветви (в данном случае олицетворявшие славу Карла Бехера) и чаша со змеями — символ его профессии.
Так долго, как никакое другое, искусство художественного переплета оставалось анонимным вплоть до XVI века. Именно тогда в Западной Европе стали известны два замечательных переплетчика, в работах которых проявился уникальный, ни на чей не похожий, индивидуальный стиль. Во Франции это был неизвестный переплетчик, совместивший в своей работе итальянское и французское влияния, трудившийся для Жана Гролье (Jean Grolier, 1479 —1565), библиофила, военного, исполнявшего важные политические миссии. После знакомства с Альдом Мануцием Гролье стал коллекционировать книги, прославившиеся своими художественными переплетами, выполненными в особом индивидуальном стиле. Эта художественная манера, названная «стилем Гролье», и стала вершиной переплетного искусства во Франции. Это — переплеты с инкрустацией из лоскутов разноцветной кожи, составляющих характерный и весьма причудливый рисунок. Такое орнаментальное убранство получило название «мозаичного» (многоцветного), а при окраске кожи крышек в разные цвета — «полихромного» (окрашенного в несколько цветов). Эти приемы стали использовать многочисленные подражатели. Новая волна подражаний «стилю Гролье» началась в эпоху эклектики — во второй половине XIX века.
В Германии самым прославленным мастером был Якоб Краузе. В сущности, это первый случай, когда имя переплетчика стало знаменитым. Главное новшество в переплетах Краузе — обильное золотое тиснение, хотя само по себе оно и раньше было популярным. Золотой декор, выполнявшийся способом «горячего тиснения» (глубокий барельеф), завезли в Европу арабы в конце XIV века: сначала он появился в Италии и только в начале XVI столетия — во Франции и Германии. Переплетчик, используя тончайший листок сусального золота, наносил это тиснение на кожу с помощью железных штампов, разогретых до очень высокой температуры.
Уникальность знаменитого стиля Краузе в том, что он сочетал в своих работах характерные черты немецкого искусства с итало-французской, восточной, арабской орнаментикой, создавая некий оригинальный мотив, ставший постоянным, в его переплетах. Краузе применял арабески, повидимому, под влиянием венецианского искусства с его явным восточным. оттенком. Другими словами, в переплетах Краузе мы встречаем как бы итальянский Ренессанс, но венецианского толка, с немецким привкусом, и обе эти тенденции на удивление удачно сочетаются у знаменитого мастера.
Одна из самых важных новаций в ренессансная мода на обрезы, которые стали объектом декоративных изысков. Обрезы начали золотить — наносить кистью твореное золото — с XVI века, иногда на них делали еще и рисунки. Поскольку книг в библиотеках было множество, модным стало расставлять их не корешками к зрителю, как мы это делаем сейчас, а обрезами. Поэтому обрез в эпоху Ренессанса считался чуть ли не главным элементом переплета. Иногда на него наносили даже название книги или же делали настоящие живописные темперные миниатюры.
Именно обрезы работы Краузе поражают своей немыслимой роскошью: золото, раскраска, гравировка. Во многих его переплетах акцент смещен с крышек на обрез. Его ренессансные
переплеты с чрезмерной «восточной» роскошью, с насыщенностью форм и цвета, обилием золота, порой граничащим с маньеризмом, свидетельствуют о вкусах эпохи и знаменуют собой высочайшие достижения переплетного искусства Германии.
Самый знаменитый английский мастер XVII века — Самюэль Мёрн, который работал в стилях: «коттеджный» («cottage style»), когда на крышках переплета делалось тиснение в виде силуэта дома; «рисовальный», или «чертежный» («drawerhandle»), когда делали характерные полукружия с волютами; «геометрический» («regtangular style»), содержавший тиснение с кругами, квадратами, многоугольниками и т.д.; «яйцовый» («all-over style»), с тиснением в виде овальных силуэтов или частей, по форме напоминавших яйцо. Стилю отца подражал его сын Чарльз Мёрн.
Среди переплетов особо выделяются экзотичностью «ориенталистические». Наибольший интерес не только своим высокохудожественным стилем, но и совершенно особой техникой, отличающейся от европейской, представляют так называемые «коран-переплеты». Их декорировали не только с внешних сторон крышек, как западноевропейские, но и с внутренних. Европейский форзац в них заменяют внутренние стороны крышек, которые в «коран-переплетах» вторят внешнему декору переплета. Еще одна важная их особенность — треугольный клапан, или отворот, который помещался на внутренней стороне нижней крышки. Его делали из того же материала, что и верхние крышки, и идентично декорировали, при этом он служил защитой книжного блока. В «коран-переплетах» видна преемственность традиций, ощущается гармоничность всего оформления.
Восточный книжный переплет, покрытый лаком, — персидское изобретение. В искусстве книги персидский лак — явление уникальное. Считается, что эта техника была заимствована из лаковой росписи бытовых предметов Китая. Персидский лаковый переплет XVI века делали из картона и склеенной бумажной макулатуры, на них наклеивали грунтованный мелованной основой лист бумаги, на эту основу и накладывали много слоев прозрачного лака. На этот лак акварельными красками наносили орнамент или миниатюру, а потом живопись покрывали слоем сандаракового лака. Самый верхний слой лака использовали только для нанесения живописи золотыми и серебряными красками. В лаковых переплетах кожу зачастую применяли только для корешка. XVI век — период расцвета лакового переплета с миниатюрной живописью. На нем появились декоративные орнаменты, напоминавшие рисунки персидских ковров, с обильной позолотой, а также изображения зверей на фоне ландшафтных пейзажей, использовались и цветочные орнаменты.
Для Турции характерны кожаные переплеты с ровной основой, украшенной золотым тиснением и живописью тоже золотом, в сочетании с блинтовым тиснением. Типичный турецкий мотив — тиснение в виде медальонов и наугольников из цветочного орнамента разных форм цветов и листьев, украшающих и клапаны. Медальоны помещали в средниках и по углам. В турецких переплетах прослеживается преемственность традиций.
В декоре восточных переплетов, как в живописном, так и в тисненом, можно усмотреть стремление переплетчиков изобразить райский сад (цветы, растения, птицы и звери).
Еще одна характерная особенность восточного переплета — врезки, то есть покрытие кожей как бы двух уровней. Врезки давали в качестве нижнего уровня. В западном же переплете они делались как равнослойные аппликации одного уровня. На врезках помещался тисненый орнамент, иногда имитировавший кожаные решетки, а также растительно-цветочный орнамент, применялись и арабески. Порой тиснение сплошь покрывало поверхность кожаных крышек, включая и внутренние их стороны.
Присмотритесь к переплетам ваших книг. Может быть, среди них вы обнаружите редкостный переплет ручной работы, а если он еще и художественно оформленный, не сомневайтесь — вы обладаете не только бесценным музейным экспонатом, но и объектом, весьма привлекательным для коллекционеров.
Татьяна ДОЛГОДРОВА
Фото Игоря НАРИЖНОГО
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 19 (июль-август 2004), стр.28