Чтобы получить представление о состоянии современного петербургского букинистического рынка, мы обратились за комментарием к специалистам магазина «Академкнига». На вопросы отвечают заведующий антикварно-букинистическим отделом Сергей Быстров и эксперт-букинист Алексей Дунаев.
Как можно кратко охарактеризовать современный антикварно-букинистический рынок?
— За последние 10—20 лет этот рынок очень изменился. Теперь почти нет собирателей-библиофилов, копающихся в книжных развалах. Нет и самих книжных развалов. Это при том, что количество букинистических магазинов сократилось.
Практически не осталось грамотных специалистов-экспертов, разбирающихся в изданиях и способных проконсультировать клиента по любому вопросу. Поэтому сегодня собиратель библиотеки может потратить средства впустую. Такой пример: предлагают маленький томик басен Крылова 1835 или 1837 года издания (отличаются портретами автора) за $1 000. Столько может стоить только абсолютно «исправный» экземпляр, то есть у него должен быть переплет того времени (желательно цельнокожный), под ним — кружевные издательские обложки, в сохранности. Обязателен портрет автора (круговой золотой обрез) перед титульным листом, а сам титульный лист не должен быть потертым. И, конечно, — никаких ксерокопированных листов. Если отсутствует хотя бы одна деталь, цена падает.
Допустим, у этой же книги современный переплет. Цена в таком случае будет определяться качеством переплета. Если его делал мастер с именем, (например, переплетчик начала XX века Шпель), то цена не только не изменится, но может и повыситься. Если нет, считайте, переплет испорчен.
Или возьмем гравюру, которая тоже имеет хождение на антикварно-букинистическом рынке. Если это офорт Шишкина, он может стоить от $50—1 000. Разброс цен диктуется качеством отпечатка. Но разобраться в этом поможет только опытный специалист, не год и не два занимающийся этой темой.
— Какие книги сегодня пользуются спросом?
— Устойчивый спрос сегодня на научные книги советского периода: 1930-х, 1950-х, 1970-х годов издания, довольно редкие, серьезного научного значения. Они стоят от 500 до 1 000 рублей.
Если говорить о коллекционных книгах, собирают серийные издания советского периода: литературные памятники, переводы средневековых авторов, ЖЗЛ, иллюстрированные издания. Цены на них могут достигать $100-200.
Падает спрос на однотомники по философии, истории религии, даже на редкие издания, которые раньше были довольно дорогими.
С точки зрения нормальной торговли материала не хватает: экземпляров даже одного названия должно быть несколько, чтобы покупатель мог выбрать.
— Привозят ли книги из-за границы и пользуются ли они спросом?
— Привозят, но немного. Судя по всему, мало кто собирает иностранную книгу. Иллюстрированные издания XVII, XVIII веков могут быть очень красивыми, коллекционировать такие вещицы приятно, и стоят они не очень дорого. Например, цена на издание XVI века может быть всего $500—600.
— Можете ли вы перечислить критерии, которыми руководствуются при оценке антикварной книги?
— Книгу можно поставить где угодно и оценить ее как угодно. Но это не значит, что она будет кому-то нужна за эти деньги. Мы продаем книжки и XVI, и XVII, и XVIII веков. И вовсе не значит, что чем книга древней, тем она дороже. Например, «Апостол» Ивана Федорова стоит дешевле «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева. Или: есть такое красивое, с виду дорогое, но на самом деле — малозначимое издание «Царская охота» Кутепова. Книга выходила двумя тиражами по 400 экземпляров. Большая часть тиражей сохранилась, потому что эти книги были популярными и в советское время, их преподносили в подарок деятелям культуры и политики. На нее всегда была определенная хорошая цена. Сейчас за нее могут просить и $30 000, и 60 000. Бывает, просят и больше. Она столько не стоит. На Западе подобного уровня книга стоит около $20 000.
Большие деньги за книги платят на европейских аукционах, потому что там цена четко обозначена, а здесь никто не понимает, почему им называют ту или иную цену. Доверяют тем, у кого покупают, и зачастую — зря.
— А вы ориентируетесь на аукционные продажи?
— Нет, на западные цены нам ориентироваться нет смысла. Там свой мир. Если человек получает в год миллион долларов, ему несложно заплатить $10 000 за книгу. В то же время там на полках магазинов может стоять масса хороших, на наш взгляд, книжек всего за $100. У нас все по-другому. Здесь, конечно, тоже есть люди, способные выложить хорошие деньги за книгу. Но нормальный рынок должен формироваться, ориентируясь на человека со средним достатком. До революции все собиратели были люди с достатком чуть выше среднего. Аристократы ничего не покупали: библиотеки переходили по наследству или им их дарили. Они собирали живопись, фарфор, бронзу.
— Как нужно реставрировать книгу, чтобы она не потеряла своей ценности?
— Только специалист может определить, насколько серьезны дефекты и как можно снизить ущерб. Допустим, если материал неполный, нужно понимать, чем и как его можно дополнить.
Если треснул кожаный корешок, надо узнать, кто его сможет отреставрировать так, чтобы книга не потеряла своей ценности, а тем более — не была испорчена безвозвратно. Вообще книгу нужно реставрировать сразу, иначе она продолжит разрушаться и терять свою ценность. Ни в коем случае нельзя предпринимать доморощенные методы реставрации, доверяться случайным людям. Это однозначно обесценит книгу.
Сегодня технические возможности достигли таких высот, что вместо испорченных листов можно сделать ксерокопию. Люди покупают вот такие ксерокопированные книги, а потом удивляются, когда эксперт дает ей низкую оценку. Так сейчас изготавливают и гравюры. Они могут быть красивыми, но не представлять ценности.
— Сколько сегодня грамотных оценщиков книги в Питере, Москве?
— Около десяти.
— Открытки — интересный материал для коллекционеров?
— Число собирателей растет. В последние годы тематика изменилась, расширилась, цены выросли. Тем, что раньше не собирали: поздравительные, фотооткрытки, открытки черно-белой живописи — сейчас коллекционеры активно интересуются.
«Академкнига» обладает большими фондами гравюры. Мы занимаемся русской гравюрой известных мастеров, западной, интерьерной гравюрой.
Светлана ЖЕЛЕЗНОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 17 (май 2004), стр.98