Эти стеклянные бутылочки хранят воспоминания не только о запахах, но и о тех приятных мгновениях, которые они приносили. Как долго стояли на бабушкином комоде пустые флаконы из-под «Красной Москвы» или «Пиковой дамы» прежде чем их отдавали, наконец, для детских игр...
Из романтических настроений вырастает вполне серьезная страсть — коллекционирование старинных флаконов для духов. Торговля ими за рубежом — уже давно сложившийся и по-прежнему перспективный сегмент антикварного рынка. Лидирующие позиции здесь, как и в самой парфюмерной отрасли, принадлежат Франции. Там проводятся специальные аукционы, посвященные исключительно флаконам. Цены на эти хрупкие пузырьки вырастают до пятизначных цифр.
Так, на аукционе парижского дома «Drouots», проходившем в ноябре 2003 года, самым дорогим лотом стал флакон Рене Лалика, проданный за $19 300. А флакон из-под духов «Guerliain Far West Bouquet», изготовленный в 1876 году в честь празднования столетия Декларации независимости, на одном из женевских аукционов 2001 года был продан за $103 000.
В этом нет ничего удивительного. В мире сохранилось не так уж много экземпляров таких флаконов. Пусть выпускались они массовыми тиражами, но удел большинства из них — мусорная свалка, да и время не способствовало сохранности столь хрупких предметов.
Однако, не теряя надежды, многие эксперты и коллекционеры занимаются поиском раритетных флаконов. Параллельно идет исследовательская работа. Своего рода библией в этой области стала книга Кена Лича /Кен Leach/ «Perfume Presentation: 100 years of Artistry». Парфюмерные флаконы делятся на две группы: флаконы для духов и от духов.
Первые, флаконы для духов, — это флаконы без марки. Они изготавливались из разнообразных материалов и могут датироваться самым различным временем.
Стремление человечества ублажать себя изысканными ароматами имеет древние традиции. Ароматические масла, прообразы современных духов и туалетных вод, всегда были предметом роскоши и желанным подарком. Как правило, все дорогое требовало определенной оправы, и для ароматических масел изготавливали специальные емкости — флаконы, которые сами по себе могли представлять определенную ценность и быть дорогим подарком. Так, в золотой кладовой Эрмитажа среди восточных даров русским царям можно увидеть флаконы из золота, сплошь покрытые драгоценными камнями. А в Павловском дворце-музее хранится уникальный туалетный набор, изготовленный на Севрской мануфактуре в качестве подарка Марии Федоровне от французской королевы Марии Антуанетты. Это набор, состоящий из многих предметов: от зеркала до кофейной чашечки. Среди прочего — изящные, покрытые росписью флакончики для духов.
В XVIII веке подобные предметы начали распространяться более широко. Туалетный столик становился неотъемлемой частью дворянского быта. На нем — как обязательная принадлежность туалета — был флакончик для духов.
Менее сложные по комплектации, чем подарок королевы, и более простые по дизайну туалетные наборы, куда входили емкости для кремов, пудры, шкатулочки и лоточки для щеточек, а также маникюрные принадлежности, производили многие заводы России вплоть до революции 1917 года.
Туалетные наборы часто изготавливали на фарфоровых заводах, но все же большинство из них производили из стекла. У стекла с духами особые взаимоотношения: оно обогащается их цветом и меняет свой облик до неузнаваемости. Духи делают простое стекло драгоценным. Вспомним описание А.С.Пушкиным туалетного столика петербургского денди Евгения Онегина. Среди прочей роскоши на не/и — «чувств изнеженных отрада, духи в граненом хрустале». Эта строка в точности отражает модные тенденции того времени, касающиеся изготовления флаконов для духов. Производство флаконов из свинцового стекла, того самого «граненого хрусталя», было особенно массовым. Из него изготавливали как полные комплекты, так и отдельные флаконы. Последние были невелики по размеру — 10—15 см в высоту. Основная форма — цилиндрическая, с округлыми краями, либо более строгая — в виде параллелепипеда. Невысокое горлышко дополняла хорошо притертая пробка. Основным элементом декора стала алмазная грань, при которой поверхность изделия украшалась пересекающимися под различным углом бороздками, так что образовывались правильные геометрические фигуры, как после огранки драгоценных камней. Подобный прием применяли долго, его использовали даже тогда, когда многие заводы для удешевления производства перешли со свинцового на поташное стекло.
С развитием ювелирной промышленности во второй половине XIX века отмечено применение серебра при изготовлении как туалетных наборов, так и отдельных предметов. Металл использовали чаще всего для крышек. Их декорировали различным способом: от простой гравировки с изображением вензеля до сложной композиции с применением эмали и полудрагоценных камней. Различные фирмы начали массовое изготовление миниатюрных флакончиков для духов из драгоценных металлов. В этом особенно преуспела фирма Фаберже. В музейных и частных собраниях, на многих мировых аукционах можно встретить флаконы для духов из серебра, покрытые многоцветной перегородчатой либо гильошированной эмалью. Есть и настоящие шедевры из полудрагоценных камней с крышечками из золота, серебра, бриллиантов и сапфиров. Стоят подобные раритеты не одну тысячу долларов, как, впрочем, все, к чему прикоснулся этот мастер.
Однако и стеклянные флаконы для духов, изготовлявшиеся на протяжении XIX столетия, порой не менее интересны и оригинальны, чем ювелирные шедевры. Само развитие мирового стеклоделия способствовало этому. Активное увлечение в 30-х годах XIX века цветным стеклом открывало широкие возможности. В России был освоен выпуск граненых изделий из цветного стекла: рубинового, синего, а позднее, начиная с 40-х годов XIX века, уранового — желтого, имевшего своеобразный декоративный эффект.
Довольно успешно использовалось многослойное стекло, позволявшее соединить игру хрусталя с цветом. Новшеством для второй трети XIX века стало трехслойное стекло, в котором из-под внешнего покрытия выглядывали полоски молочного. В это же время в стеклоделии часто применяли живопись эмалевыми красками. Эклектика, господствовавшая в декоративно-прикладном искусстве, открывала мастерам богатые возможности. Впрочем, пришедший ей на смену модерн тоже дал много нового мировому стеклоделию.
Все это многообразие активно использовали при изготовлении флаконов для духов — предмета, повсеместно распространенного в дореволюционном быту.
Следует заметить, что, несмотря на все социальные потрясения, эти вещи не исчезли из российского быта вместе с дворянским прошлым. Изящные туалетные наборы и отдельные флакончики практически всегда присутствовали на отечественном антикварном рынке. Одних привлекала марка мастера, выполнившего серебряную оправу, других интересовало цветное стекло, третьих — собственно предмет. У известной петербургской собирательницы Е. В. Голод было особое пристрастие к флаконам для духов, и она составила очень интересную коллекцию этих уникальных предметов.
В конце XIX века появились и флаконы от духов. Именно в это время небольшой частный бизнес по производству парфюмерии превратился в мощную отрасль промышленности, что потребовало соответствующего внешнего оформления продукции. Флаконы от духов, как правило, изготавливали для конкретных духов конкретного парфюмера, что подтверждалось либо фирменной наклейкой, либо наличием определенной информации на самом флаконе.
Для коллекционеров сегодня очень важна сохранность раритета: наличие этикеток, отсутствие сколов. Этим определяется его цена. Коллекционный предмет должен иметь «родные» колпачок и этикетку, а если он к тому же представлен и в «родном» футляре, то ценится еще выше.
Естественный лидер промышленного производства флаконов — Франция, и прежде всего — стекольные заводы в Сен-Луи и Баккара. Завод в Сен-Луи стал своего рода пионером в этой области. Первые флаконы, выпущенные здесь, относятся к 1830 годам. Согласно моде того времени, они были из граненого хрусталя. Позже в этом производстве отразились практически все тенденции развития стеклоделия, однако при всем многообразии эклектики на заводе Сен-Луи предпочитали опаловое стекло, а позднее особой фирменной маркой предприятия стали флаконы, отделанные золотом. С 1925 года Сен-Луи выпускает флаконы для известных парфюмерных фирм — «Коти», «Буржуа» и пр. Столь желанный для всех женщин мира знаменитый квадратный флакон для «Шанель № 5» был изготовлен именно здесь.
Не менее богата и история производства флаконов фирмы «Баккара», среди заказчиков которой тоже много знаменитых парфюмерных фирм XX века: от «Коти» до последних разработок Диора и Версаче.
В истории мирового искусства стекла есть немало выдающихся имен дизайнеров, связавших свою деятельность с разработкой флаконов, — как по заказам известных фирм, так и эксклюзивных моделей. Прежде всего это имя Рене Лалика, выдающегося мастера эпохи модерна. Следуя моде своего времени, он активно использовал в эскизах флаконов стилизованные мотивы растительного и животного происхождения. Многие модели, созданные им для «Коти», а затем для «Убиган», «Галле» и других фирм, в будущем определили их успех. Его дело продолжил сын, работавший после Второй мировой войны в основном для фирмы Нины Ричи. Миллионы женщин, приобретая «L’Air du temps», даже не задумываются над тем, кому принадлежит образ переплетенных голубей, ставших символом этих духов. «Дом Лалик» сегодня выпускает уникальные флаконы.
Среди западных коллекционеров весьма популярны работы Жюльена Виара. Особенно их ценят за утонченность. В 1914 —1938 годах он создал интересную серию флаконов в виде разнообразных человеческих фигур. Поскольку эти флаконы очень хрупкие, то на рынке они представлены в небольшом количестве.
Историческая ситуация в России на протяжении почти всего XX столетия не способствовала взлетам парфюмерной промышленности. Духи долгое время считались принадлежностью определенного сорта женщин. Но все-таки их производили прежде всего на базе дореволюционной фабрики «Брокар», ныне это — «Новая заря». От общего потока квадратных безликих бутылочек с пластмассовыми пробочками сохранилось немало интересных предметов.
Следует заметить, что в нашей стране довольно пренебрежительное отношение к легкой промышленности, в особенности к парфюмерии, привело к тому, что стиль модерн, оказавший значительное влияние на развитие промышленного стекла в предреволюционное время, сохранялся очень долго. Он, например, присутствует в дизайне флаконов одеколона и духов «Красный мак», выпускавшихся в 1950-е годы и даже позднее. Сам флакон — прозрачный, в форме простого параллелепипеда с граненой хрустальной пробкой. В нижней его части — матовая рельефная гирлянда из маков, в рисунке которых прослеживается стилизация модерна.
Стремление внедрить пропагандистские элементы в прикладное искусство коснулось и производства флаконов для духов. Так, был обнаружен любопытный флакон конической формы, на одной из сторон которого — рельефное изображение серпа с молотом. В эту новую форму было разлито старое содержание — «Русская фиалка», о чем свидетельствует сохранившаяся наклейка, отпечатанная, судя по шрифту, в дореволюционной типографии и использованная, по всей видимости, предприимчивым нэпманом.
О покорении Арктики и героях-полярниках напоминает флакон для туалетной воды «Русский Север». По форме — это ледяная глыба с фигуркой полярного медведя на крышке. Матовое стекло, из которого был выполнен флакон, имитирует лед.
Самые знаменитые духи в СССР были, естественно, «Красная Москва». Надо отдать должное дизайну флакона, в силуэте которого читается образ русского храма. Особенно интересен старый вариант — с пробкой из стекла, что продавался когда-то в изящной коробочке, отделанной шелком. Настоящими шедеврами промышленного стекольного искусства выглядят флаконы для одеколона и духов «Кремль» — в виде Спасской башни. А насколько оригинален флакон «Пиковой дамы» в виде параллелепипеда с рельефным изображением роковых карт!
Интересный коллекционный материал — фигурные флаконы. Помните парфюмерные наборы «Мойдодыр» из пионерского детства, в которые помимо мыла, зубного порошка входили забавные флакончики в виде собачек, птичек, рыбок?
Так что и в истории российской парфюмерии, даже при стойком презрительном к ней отношении в советский период, можно найти массу интересных вещей. И хотя рынок отечественных флаконов не так велик, как западный, все же и на нем есть свои покупатели. Разброс цен от $300 — за флакон «Русского Севера» до $10 — за «Красную Москву» говорит о том, что и у него, как у любого коллекционного материала, есть свое будущее.
Вера ПЕРЕЯТЕНЕЦ
Иллюстрации предоставлены автором и антикварным магазином «Янус».
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 17 (май 2004), стр.90