Шляпа — непременный аксессуар, логически дополняющий костюм женщины и придающий ему завершенность. Она всегда была предметом особого кокетства. В прежние времена без нее дама не выходила из дому, не появлялась в обществе. В XIX веке фасоны шляп следовали силуэту модного платья. И тон в этом, естественно, задавал Париж с его вечными изменениями и нововведениями модные покроев, отделок материалов.
В первой половине XIX века были популярны шляпы фасона «кибитка», своей конструкцией напоминавшие крытую повозку. К ним подходила модная прическа, при которой основные волосы — свои или чаще приплетенные, накладные (натуральные, купленные у парикмахеров) — укладывались на затылке тугим узлом, пучком или плетенкой из кос, а спереди — пышными кудрями, завитыми кольцами или длинными локонами, напоминавшими спиральную стружку. Именно с такими прическами и сочетался этот фасон — кибитка, когда поля шляпы скруглялись от одной щеки к другой, мило обрамляя лицо. В 1830-е годы ноля кибиток увеличились настолько, что из-за них нельзя было разглядеть лицо женщины. В кибитках было круглое донышко, куда укладывался пучок или узел из кос.
Отделка в виде букетов, гирлянд или отдельных цветов была как на полях, так и по верху шляпки. Нижние края шляпки сзади оформлялись кружевной, ленточной или шелковой оборкой, которая называлась «баволетка». Тульи шляпы тоже были богато отделаны цветами, перьями различных птиц, лентами, кружевом, тесьмой и т.д. Под подбородком шляпа завязывалась лентами, подобранными под цвет отделки или ткани шляпы. Часто ширина ленты исчислялась по номерам, ее края были зубчатыми, что придавало убору дополнительную декоративность.
Летние шляпки делали из соломки — рисовой или сплетенной из других злаков, крашенных или своего натурального цвета. Вог как описывает героиню своей повести «Миллион», написанной в 1839 году, известный писатель Н.Ф.Павлов: «Княжна была в шелковом платье каштанового цвета... ветка лиловой сирени, первенца весны украшала ее бастовую шляпку. Она откинула свой блондовый вуаль, и лицо ее явилось на удивление и соблазн». Бает — лыко коры южных деревьев, заменитель соломки. Нарядные шляпы делались из разных сортов шелка, как плотного, так и легкого, воздушного, прозрачного. Зимой носили бархатные плюшевые, атласные шляпки, простроченные на тонком слое пуха, шерстяных очесов. Сохранилась шляпка середины XIX века, сделанная из коричневой соломки, золотистый фон которой мерцает неярким блеском. Она украшена лентами черного бархата и узким черным кружевом, баволеткой черного бархата, узкими лентами — завязками черного атласа. Другая шляпка сшита из серебристой тафты, причудливо задрапированной по всей поверхности в мелкие буфы. Отделка — черным кружевом. Ленты-завязки — из такой же тафты.
Помимо фасона «кибитка» во второй четверти XIX века очень популярными были и нарядные береты, чалмы, тюрбаны. Они изготовлялись из плательных тканей, модных в то время, — тафты, бархата, легких и воздушных газа, кисеи, тонкого прозрачного шелка, полупрозрачных видов шерсти, смесовых тканей. Шалевые узоры и .модные шарфы, палантины гоже эффектно драпировались вокруг головы, а их длинные концы ниспадали на обнаженные плечи. Все эти многочисленные вариации можно увидеть на портретах, акварелях, рисунках известных мастеров первой половины XIX века — братьев Брюлловых, Соколовых, Гамнилыш и других живописцев.
Тюрбан или берет, сшитый из белого натурального шелка, отделанный редким пером райской птицы и аграфом из скрученных шнуров белого шелка — это шляпа-новодел, исполненная по крою из журнала мод 1827 года. Берет из шелка сшила вручную известная художница-мастер по историческим головным уборам Эльвира Сергеевна Ермакова.
С 1860-х годов распространился так называемый «ток» (от французского «toque») — высокая шляпка, круглая но форме, без полей или с мелкими, едва заметными, загнутыми вверх жесткими полями.
В конце 1880-х годов на смену широким юбкам с кринолином пришли платья, заднее полотнище которых причудливо драпировалось на турнюре — сооружении из волосяной подушечки или проволочного каркаса, вшивавшихся сзади у талии. При этом лиф по-прежнему плотно облегал фигуру, затянутую в длинный, ниже талии корсет. Переднее же полотнище юбки было сравнительно узким, а на бедрах, боках, по низу спинки юбка эффектно укладывалась с помощью многочисленных подборов, пышных пуфов, незаглаженных складок, воланов. Усложненность фасонов платьев подчеркивалась и пышными отделками — каскадом лепт, кружевных рюшей, розеток, бантов, бахромой, тесьмой и прочими басонной работы украшениями, разновидностей которых было великое множество.
Всем этим платьям соответствовали и прически, и шляпки, и обувь, и другие аксессуары. Волосы, завитые и поднятые вверх, украшали шиньоны или торсады из своих и накладных волос. Уложенные высокими коронами на темени, они красиво ниспадали но шее и спине с завитыми длинными трубчатыми локонами, косами, перевитыми лентами, бусами, цепочками, гирляндами и букетами цветов. У Л.Н.Толстого в романе «Анна Каренина» описана подобная прическа героини: «На голове у нее в черных волосах, своих без примеси (!), была маленькая гирлянда анютиных глазок». Или, например, у Э.Золя мы читаем описание нарядного туалета богатой парижской дамы: «На Рене было сиреневое шелковое платье и короткое суконное пальто... «маленькая шляпка с букетиком бенгальских роз едва прикрывала ее странные рыжеватые волосы цвета сливочного «масла, вид у нее в этом наряде был вызывающий».
И головные уборы были богато отделаны. Образцы женских шляпок того периода хорошо сохранились, они довольно ярко отражают фасоны и стиль своего времени. Вог, например, шляпка из белой соломки с короткими отогнутыми вверх полями, отделана лентой бледно-розового полосатого шифона, причудливо уложенной и задрапированной вокруг тульи, с букетом бледно-розовых азалий впереди. Другая шляпа — оливкового оттенка зеленого бархата с загнутыми вверх жесткими полями, отделанная по тулье гирляндой резных листьев того же бархата, коричневым страусовым пером, со свисающей по нижнему краю ее полей бахромой из нитей оливкового цвета, на которой нанизаны редкие ряды бисера золотисто-зеленого оттенка. Нежное «мерцание бисера придает ей не только особую прелесть, но и таинственность.
Шляпа из бархата винного оттенка (бордово-коричневого) с жесткими отогнутыми кверху полями отделана вокруг тульи страусовыми перьями двух оттенков: одно перо в тон бархата, другое — бежевато-коричневое. В край полей вшит узкий золотистый витой шнурок. Широкие ленты завязок из репса — тоже винного цвета.
Эти три головных убора имеют одно клеймо «Maison Annette» — «московской шляпной фирмы. На улице Большая Дмитровка находился знаменитый магазин «Сихлер», предлагавший состоятельной публике большой выбор дамских головных уборов, о чем «можно прочесть в журналах «мод того времени. Фирма была известна еще с «допожарной» Москвы, у нее были отделения в Петербурге, ее название встречается в сочинениях М.Е.Салтыкова-Щедрина, в повести Л.Н.Толстого «Детство». В 1870—1880-е годы фирма получила новое название — «Maison Annette», а размещалась она по тому же адресу.
Все модные московские магазины сосредотачивались в центре — на Кузнецком Мосту, в Столешниковом, Газегном переулках, на улицах Петровка, Тверская. Вот, например, названия некоторых из них, взятые как из воспоминаний современников, так и из модных журналов тех лет:
Госпожа Фабр (бывшая Мегрон), «модистка, имела магазин по адресу: Столешников пер., дом Солнцева.
Госпожа Мелани Ферри (бывш. Лакомб), в чьем магазине «мод всегда был большой выбор новинок из Парижа: шляпы, уборы, корсеты, платья и пр. Адрес: Б.Дмитровка, дом Кампиопи. Фирма была известна с 1834 по 1869 год.
Были и другие известные модные магазины: «Парижский магазин» на Кузнецком Мосту, владелец — Артур Матиас; существовавший с 1848 года знаменитый магазин «Город Лион», тоже на Кузнецком Мосту, владелиц, братья Пикар; а также самый первый универсальный магазин Мюр и Мерилиз, на Петровке, дом 2, — нынешний ЦУМ, где находились большие отделы головных уборов.
Многие известные фирмы торговали и заграничным товаром. Гак, кокетливая шляпка, привезенная из Парижа, исполнена из золотистой соломки, ребристая структура плетения которой эффектно оттенена богатой изобретательной отделкой сиренево-лиловыми цветами из тонкого шелка, воспроизводящем анемоны, по-русски — «ветреница», и причудливо уложенной темно-фиолетовой атласной лентой, спускающейся завязками по бокам. С другой стороны лента свисает коротким концом с бахромным пушистым краем. У шляпы жесткие поля, чуть приподнятые над лбом, внутри они отделаны гофрированным бархатом ярко-лилового оттенка, который гармонично сочетается с основной отделкой, придавая шляпке особую грацию и кокетливость.
«Токи» 1870—1880-х годов имели разнообразную отделку — ленты из атласа, газа, тюля; перья цапли, страуса так называемого «эспри» гирлянды цветов, искусно сработанных из различных видов ткани, столь похожих на натуральные растения что казалось, их копировали из ботанического атласа. Все эти украшения, изобретательные и элегантные, придумывали и выполняли флеристки (модистки, занимавшияся только шляпными отделками, украшениями, изготовлением цветов, букетов, гирлянд). Такие сооружения громоздились на пышных высоких прическах, вызывая порой иронические усмешки. Так, например, в «Анне Карениной» Лев Толстой пишет о головном уборе княгини Бетси Тверской: «...ее шляпка, где-то парившая над ее головой, как колпачок над лампой».
Головные уборы эпохи модерна — это широкополые шляпы с разнообразной отделкой. И здесь надо сказать о прическах, которые стали модными из-за смены фасона или появления нового силуэта платья.
Мода конца XIX века — это узкая талия, пышные у плеча рукава, юбки, обтягивающие бедра, расходятся легкими волнообразными складками, доходящими до пола. Длинные волосы зачесаны наверх и с помощью подкладных круглых валиков уложены пышными шиньонами равномерно вокруг головы. Чтобы удержать такую копну волос, в прическу втыкали гребни, шпильки, заколки. На этих прическах эффектно смотрелись шляпы с очень широкими полями, тульи которых прятались под богатой отделкой, самой выразительной из которой были перья экзотических птиц, крашенные под цвет шляп или их отделки. Пример тому — шляпа из лилового блестящего шелка, пропитанного каким-то материалом, придающим жесткость. Вокруг ее широкой и плоской тульи уложены страусовые перья, тоном темнее основного цвета изделия.
Перья укреплены эффектной целлулоидной заколкой. Другая шляпа — из черной крашенной соломки. На ее широких полях уложена лента машинного шитья — по белому батисту вырезаны овальные отверстия, обшитые черным шелком. Другая лента, с бантом, лежит поверх шитья, вокруг тульи, она — из ярко-зеленого бархата.
В моде были шляпы и фасона «ток». Самая выразительная из них — круглая шапочка, поверхность которой, как клумба, усеяна цветами, стеблями и листьями лиловых фиалок, а сзади громоздится большой бант из светло-зеленого бархата на лиловой подкладке.
Нельзя не восхититься шляпкой такого же фасона — легкой, воздушной, напоминающей цветочную картину из незабудок, сделанных из ткани, длинных стеблей зеленой «травы», исполненных из узких полос крашенной соломки. Все это обложено бантом из голубовато-зеленой атласной ленты. Изделие имеет клеймо известной московской фирмы «Густав Морис». В магазине этой фирмы покупали шляпки состоятельные москвички, в том числе Софья Андреевна Толстая.
Третий образец «тока» — маленькая круглая шляпка черного бархата, па которой возвышается чучело птицы с черными перьями (грач, ласточка?). Края шляпки отделаны черными блестками.
Мужской головной убор представлял собой цилиндр так называемый боливар «пушкинского» времени, сплетенный из темных и светлых полос коричневой соломки. Такая высокая шляпа с жесткими полями, сбоку загнутыми вверх, а спереди книзу, — очевидно, западноевропейского производства.
Цилиндры были и складными — так называемые «шапокляк». Эго шляпа со вставленными в боковые стенки металлическими пружинами. В сложенном виде она напоминала плоскую «тарелку», так их удобно было держать в руках, будучи на официальных приемах; она легко укладывалась в фирменные шляпные коробки. Самая известная шляпная фирма мужских головных уборов — «Вандраг на Петровке в Москве» — была основана в середине XIX века и просуществовала до 1917 года.
Материалами для мужских головных уборов были: поярок — шерсть овцы первой стрижки, специально обработанная, у него выделывался тонкий фетр с глянцевым ворсом; кастор (castor) — мех бобра, отсюда название «касторовая шляпа». Котелок — повседневная шляпа черного фетра с круглой тулей и жесткими прямыми полями, края которых чуть загнуты вверх и обшиты репсовой лентой. Шляпы придавали мужскому облику строгую элегантность и деловую корректность.
Прошедшая весной 2003 года в Доме художника выставка шляп под названием «Все дело в шляпе», показала, что интерес к этому своеобразному виду «украшения» головы возвращается. То, что сегодня в России стали появляться и экспонироваться частные коллекции головных уборов, свидетельствует о том, что этот интерес к ним все больше возрастает.
Татьяна АЛЕШИНА
Иллюстрации предоставлены автором. Фото Игоря НАРИЖНОГО.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 20 (сентябрь 2004), стр.38