В последнее время возник буквально поток монет=кандидатов на роль пробных экземпляров рублей Петра II, что диктует необходимость определиться: какие из них действительно пробные, а какие нет.
Cеребряные рубли Петра II, с точки зрения монетной иконографии, можно разделить на четыре большие группы (илл.1).
Регулярной чеканке монет всегда предшествует подготовительная работа, включающая как минимум создание соответствующих живописных эскизов и проектных образцов в металле, которые называют пробными монетами.
Пробные монеты всегда вызывали неподдельный интерес у нумизматов. Их изучение позволяет получить дополнительные сведения об экономических и политических сторонах общественной жизни в разные временные отрезки истории императорской России.
Пробные монеты, по существу, представляют собой образцы, которые изготавливались на монетных дворах и затем направлялись в вышестоящие государственные органы для рассмотрения. В случае утверждения образца, он пробивался, прошнуровывался, опечатывался сургучной печатью и сдавался на хранение. Такие «образцовые» экземпляры В.В.Уздеников относит к пробным монетам первой категории. Ученый справедливо замечает, что утвержденные правительственными инстанциями монеты в частные собрания не попадали.
Монеты же, которые не получали статус утвержденных, часто выпускали небольшими партиями, поэтому их можно встретить в различных собраниях, а, следовательно, и на аукционных торгах.
Вопросы денежного обращения, монетного производства, а также финансово-экономические аспекты через призму изучения пробных монет 1726-1727 годов подробно освещены В.В.Уздениковым в его работе «Монеты России XVIII — начала XX века. Очерки по нумизматике. Факты, предположения, рекомендации», изданной в 2004 году. Автор рассмотрел широкий спектр монет различного номинала.
В числе 17 пробных монет, подвергнутых глубокому анализу, был рублевик, названный автором уникальным (илл. 2). Не утвержденный в качестве образцового, экземпляр попал в обращение, о чем свидетельствуют соответствующие следы и утрата части изображения. Рублевик хорошо известен, поскольку включен во все серьезные каталоги и многократно опубликован в нумизматической литературе. Сегодня экземпляр хранится в Государственном Эрмитаже.
Возникает вопрос: как мог не утвержденный к выпуску рублевик попасть в обращение наряду со стандартными экземплярами? На него ответил В.В.Уздеников («Побывавшие в обращении». Нумизматический сборник №12. М., 2005), который путем логических рассуждений реконструировал события. Вкратце суть в том, что неутвержденные монеты считались производственными отходами, которые не подлежали такому строгому учету и контролю, как монеты регулярного чекана. Поэтому их попросту расхищали. Расплатиться рублем с орлом на обороте не составляло труда, так люди привыкли к такому оформлению монет за период царствования Екатерины I.
Существуют новоделы, имитирующие пробный рубль. Великий князь Георгий Михайлович указал в Корпусе русских монет три новодельных экземпляра с орлом на реверсе, которые были изготовлены с использованием ординарных, но подлинных штемпелей (илл. 3). Лицевую сторону чеканили рутинными штемпелями аверса рублей Петра II, а реверс — с применением опять-таки рядовых штемпелей рублевых монет Екатерины I. Несмотря на неблаговидную роль новоделов, они прочно вошли в отечественные справочные издания.
В собрании автора статьи есть неопубликованный новодельный рубль, который по замыслу его создателей тоже был призван изображать подлинный пробный экземпляр (илл. 4). Рубль изготовлен с использованием рядовых штемпелей и обладает признаками расслоения металла.
1984 год принес коллекционерам сенсационное известие: на аукционе VI WORLD-WIDE COINS OF CALIFORNIA был выставлен на торги замечательный экземпляр, по многим признакам относящийся к разряду пробных рублей Петра II, который был продан за $1750 (илл. 5). Первое подробное описание «калифорнийского» рубля встречается у американского знатока русской нумизматики Р.Зандера в книге «Серебряные рубли и ефимки романовской России 1654 — 1915. Исторический обзор и заметки о характерных разновидностях рублевых монет» (Киев, 1998): «По изяществу формы и тонкости исполнения он приближается к медали, портрет искусно выгравирован и тщательно проработан. Обратная сторона тоже вся гравирована вручную и во многих деталях отличается от «стандартной» монеты, чеканившейся по этому образцу. Короны над буквами П этого рубля принадлежат к типу, который не воспроизводится ни на одной иной монете Петра II. Например, расположение на «околышке» трех больших самоцветов (бриллиантов), разделенных двумя четверками мелких самоцветов, не повторяется больше нигде. Не одинаковы также все четыре короны; слабо гравированная нижняя корона отклонена слегка вправо, четко гравированная правая выпячена слегка влево. Еще одно отличие: расположение двойных «II» между П, особенно то, что каждая из слегка отклоняется от своей пары, и они не совсем параллельны, как на «стандартных» монетах».
Столь многословная цитата приведена не случайно. Ее значение станет важным при анализе двух следующих рублевиков.
В 2002 году на 20-м нумизматическом аукционе на торги был выставлен интересный рублевик Петра II, который был продан за $19 000 (илл. 6). Особую привлекательность монете придавал портрет императора, не укладывавшийся в привычный иконографический образ Петра II. Если бы не соответствующая титулатура, изображение можно было бы определить как портрет Петра I. В этом легко убедиться, если сравнить лицевые стороны монет на иллюстрациях 6 и 7. Видимо, велико было желание мастеров монетного дела угодить молодому царю, придав ему портретное сходство со знаменитым дедом. Абсурдный проект, к счастью, не был утвержден.
Ситуация становится еще интереснее, когда сравниваешь оборотные стороны рубля на иллюстрации 6 и «калифорнийского» экземпляра. Они идентичны, так как отчеканены одним и тем же штемпелем. Цитата из книги Р.Зандера, описывающая оборотную сторону «калифорнийского» рубля, полностью подходит к описанию изображения крестообразной монограммы на реверсе рублевика Петра II.
Обнаруженная штемпельная связь двух рублевиков дополняется еще одним занятным обстоятельством.
Квинтэссенция сюжета заключается в том, что рублевик логически встраивается в поштемпельную связь с двумя предшествовавшими рублями Петра II. Действительно, оборотная сторона монеты изготовлена тем же штемпелем, что и на упомянутых экземплярах.
Таким образом, сегодня можно считать достоверно известными три рублевика, отличающихся друг от друга лицевыми сторонами, но связанных между собой идентичным реверсом. Можно предположить, что монеты иллюстрируют непростой для монетчиков и медальера поиск художественной трактовки изображения императора. Если выбор оформления оборотной стороны был ограничен двумя вариантами — либо «орловик», либо «крестовик», то задача по созданию портретной части требовала от мастера более продуманного и осторожного решения. Видимо, для страховки, чтобы не вызвать неудовольствие, а то и гнев начальства, художник сделал несколько штемпелей, оттиски которых предлагали на выбор различные по стилю и деталям оформления портреты.
Небезынтересно упомянуть, что так называемый «калифорнийский» рублевик в очередной раз был выставлен на широкие торги, организованные IRA & LARRY GOLDBERG COINS & COLLECTIBLES INC в 2005 году. Он был продан за $200 000, покупателем, по неофициальным данным, стал гражданин России.
Рассмотренные пробные экземпляры в той или иной степени дают представление о механизме принятия решения о чеканке рублевиков Петра II петербургского типа. Вместе с тем ни для кого не секрет, что в 1727 году массовым тиражом выпускали монеты так называемого московского типа, которые отличались оформлением как лицевой, так и оборотной стороны (илл. 1А). Какие-либо материалы, объясняющие причины таких различий в монетной продукции обеих столиц, не известны. Не известны также пробные рубли московского типа или монеты-кандидаты на роль образцовых экземпляров.
С определенной долей вероятности к категории проектных рублевиков Петра II московского типа можно отнести экземпляр, представленный на иллюстрации 9. Впервые этот рубль был опубликован в 1991 году на аукционе Superior в Калифорнии, США. Экземпляр входил в коллекцию И.Гудмена. Полиграфическое качество каталога не позволяло детально рассмотреть эту замечательную монету. У нас есть возможность представить изображение рублевика в его полном великолепии.
Оформление монеты хорошо знакомо по рублям московского типа (илл. 1А). Соблюдены все формальные признаки, определяющие принадлежность экземпляра к данной иконографической группе монет. Наряду с этим очевидны свойства, ставящие рубль в особый ряд. Голова, благодаря иному начертанию парика, имеет особую, «башенную» форму. Тонкие черты лица в сочетании с выразительной пластикой и тщательной проработкой каждого фрагмента придают портрету особый шарм. Своеобразие трактовки изображения императора усиливается неожиданными эстетическими деталями. Художник по-другому уложил складки мантии, сократил до четырех число лент наплечника.
На оборотной стороне начертана типичная для рубля московского типа декорированная монограмма. Однако в оформлении реверса есть деталь, которая придает монете еще большую оригинальность. Речь идет о разделительных знаках, которые стоят после слов легенды. В отличие от всех известных рублей Петра II на рассматриваемом экземпляре они представлены в виде «трилистников». На самом деле конфигурация знаков иная, которую принято обозначать в нумизматической литературе как W. Еще раз стоит подчеркнуть, что мы не обнаружили среди других монет Петра II тождественного реверса. Вместе с тем указанные знаки — обычное явление для рублевиков Екатерины I. По всей видимости, медальер, резавший штемпель, использовал пуансон, который ранее применялся для изготовления монет Екатерины I. Это обстоятельство может свидетельствовать о том, что рубль — одна из первых монет Петра II, сделанных на Московском монетном дворе. Гуртовая надпись подтверждает происхождение монеты: Р0ССИСК01*РУБЛЬ*М0СК0ВСК0Г0 * ДВОРА**.
Таким образом, редкость монеты (R2 по Биткину) вкупе с перечисленными особенностями не позволяют исключить данный рубль из разряда «образцовых», которые могли бы явиться «прародителями» рублевиков московского типа.
Причина смены портретного типа на рублевиках 1728 года не известна. Понятно, что выпуск нового образца предполагал также изготовление пробной монеты или монет. Материальных свидетельств тому тоже нет. Однако некоторые косвенные данные, объясняющие появление нового типа рублевика с портретом императора образца 1728 года, можно найти. В этой связи представляется интересной работа А.В.Храменкова «Малоизвестная медаль Петра II 1727 г. По архивным документам. ГЕРБОВЪДЪ №75». (М., 2004), посвященная монетовидной медали Петра II (илл. 10). Медаль была вручена главе армянской делегации юзбаши Багги, который просил защиты у русского царя от турецкого нашествия. Награждение произошло осенью. А.В.Храменков приводит архивные документы, в которых от имени царя изложены требования коллегии Иностранных дел к минцмейстеру Левкину «о зделании ...одной медали золотой с персоною Его Императорского Величества, а на другой бы стороне герб...». Из другого архивного документа становится ясно, что медаль была предназначена «на дачю присланному ис Персии армянскому Юз Баше Багы».
Можно предположить, что выполненный для этой цели портрет в эффектном, богато декорированном одеянии так понравился в высших инстанциях, что впоследствии послужил образцом для монетного дела.
В развитие темы можно также предположить, что был сделан пробный экземпляр для утверждения в правительстве. На роль такого пробного рублевика может претендовать очень редкий экземпляр, хранящийся в фондах ГИМ (илл. 11). Портрет императора на монете чрезвычайно похож, но не идентичен персонажу на медали. Лицевая сторона рублевика не встречается на других рублевых монетах Петра II. Высокую значимость придает неизвестное доселе сочетание портрета образца 1728 года на лицевой стороне экземпляра с монограммой петербургского типа на реверсе, который датирован 1727 годом. Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что рублевик был изготовлен на Петербургском монетном дворе. Известно, что в 1727 году чеканка монет в Северной столице была прекращена, а производство рублевиков с 1728 года осуществлялось только в Москве. Видимо, поэтому все выпускавшиеся рублевые монеты в последующие два года царствования Петра II имели на оборотной стороне типичную для московского типа декорированную монограмму.
В разряд необычных, редких и потенциально пробных монет можно отнести еще один рубль Петра II, который недавно был выставлен на торги на Интернет-аукционе (илл. 12). Оригинальная в композиционном построении, монета выполняет роль своего рода переходного мостика между рублем московского типа 1727 года и монетой образца 1728 года. С рублями 1727 года, изготовленными на Кадашевском монетном дворе в Москве, рублевик роднит иконографическая схожесть портретов на лицевой стороне, а также такой типичный атрибут, как бант в прическе, скрепляющий лавровый венок. Вместе с тем экземпляр органично впитал признаки рубля 1728 года: голова императора не разделяет круговую надпись, фактура лент наплечника чешуйчатая, на груди — звезда. Своеобразие оформления лицевой стороны рублевика этим не исчерпывается. Резчик экспериментирует в гравировке элементов торса, а веерообразным расположением лент наплечника придает портрету неожиданную динамику. Художник мало внимания уделяет проработке деталей композиции, отчего изображение Петра II приобретает слегка небрежный и одновременно элегантный вид.
В отличие от рублевика на иллюстрации 10, этот экземпляр, по всей видимости, изготовлен в 1728 году, точнее — в одно время с рублевиками регулярного чекана, датированными 1728 годом. На это указывает оборотная сторона монеты, которая идентична таковой на ординарном рубле того же года (илл. 1C).
Важно подчеркнуть, что не следует каждую необычную монету рассматривать как пробную. В качестве примера здесь можно привести экземпляр, известный по особому портрету «без банта» в парике (илл. 13). Своеобразие этого рублевика не ограничивается отсутствием банта. Примитивизм художественного исполнения портрета наряду с вычурными украшениями одежды делают монету необычной. Хотя Георгий Михайлович относит ее к «довольно редким», экземпляр можно часто увидеть на аукционах, а также в частных коллекциях.
Конечно, немаловажным фактором, определяющим «образцовый» характер монеты, является высокий художественный уровень исполнения портрета, тщательность проработки каждой детали оформления обеих сторон.
К 1729 году сложились объективные предпосылки для замены портрета императора на рублевиках на новый монетный иконографический тип. Так, к этому времени были созданы живописные полотна, реалистично изображавшие Петра II. Как и любые парадные портреты, они героизировали персонаж и вместе с тем передавали реальные черты монарха. После коронации Петра II в феврале 1728 года достоянием общественности стали коронационные медали с изображением императора, которые в большинстве своем отражали истинный облик молодого царя. Наибольшую известность приобрели коронационные медали, изготовленные Антоном Шульцем (илл. 14). Таким образом, назрела необходимость привести к сформировавшемуся портретному типу изображение Петра II и на монетах.
Нетрудно заметить, что у большей части рублей Петра II, датированных 1729 годом, на лицевой стороне изображение императора обладает разительным портретным сходством с персонажем на коронационной медали (см. илл. 1D и илл. 14). Возможно, предложенная медальером новая трактовка облика императора на медалях нашла могущественных сторонников во властных структурах, которые решили распространить понравившийся иконографический тип на монетное дело. Однако какие-либо источниковедческие или прямые материальные тому подтверждения в виде пробных экземпляров до сих пор не обнаружены. Впрочем, косвенные свидетельства, указывающие на существование концепт-монеты, как нам кажется, можно найти.
Автору известно более 35 иконографических разновидностей рублевых монет Петра II с портретом образца 1729 года. Все они, будучи типологически близкими, формируют унифицированный ряд экземпляров, которые коллекционеры называют «лисий нос». Сленговое название особенно прочно закрепилось благодаря отдельным разновидностям монет с ярко утрированными чертами лица императора (илл. 15). Действительно, из-под резца копииста вышел портрет императора с заостренным и вытянутым носом. Резчик лишил персонаж переносицы, отчего портрет выглядит еще более гротескным.
При всем этом в ряду рублевиков Петра II с портретом образца 1729 года встречаются экземпляры, которые привлекают внимание своим особым великолепием (илл. 16). Вариант портрета на искомом рублевике по стилю исполнения чрезвычайно похож на изображение императора на упомянутой коронационной медали. Создается впечатление, что при работе над обеими миниатюрами авторы, а скорее всего — один автор использовал общую концептуальную модель и единые приемы пластики, которые вкупе предопределили их последующую интенсивную иконографическую эксплуатацию в монетном производстве.
Без сомнения, к разряду пробных можно отнести только один экземпляр с орлом на реверсе (илл. 2). Остальные проектные монеты правильнее называть образцовыми. Принципиальное отличие образцовых монет от пробных следует искать в правовом поле, а точнее — в их юридическом сопровождении. Для утверждения образцовых монет к массовому выпуску не требовали ни правительственного указа, ни оповещения всего населения страны. Более того, одобрение или неодобрение образцовых монет зависело от руководства монетного двора. По всей видимости, такая практика сформировалась еще при Петре I, монетная иконография которого значительно богаче, чем у его внука. Образцовые монеты могли выпускаться штучно или малыми партиями (илл. 5, 6,8,9,11,12) либо, что значительно реже, служили проектными образцами для регулярной массовой чеканки (илл. 16).
Очевидно, если принять за основу разграничение пилотных экземпляров в указанной процедурно-юридической плоскости, то многие спорные вопросы, касающиеся пробных и так называемых пробных монет, будут сняты с повестки дня.
Искать творческое начало среди пробных и образцовых рублевиков Петра II, на наш взгляд, следует у главного медальера монетного двора того времени — А.Шульца. Чем лучше мы будем знать его созидательные истоки в российском искусстве малой пластики, тем яснее и понятнее станет нам его творчество в богатом наследии отечественной монетной и медальной иконографии Петра II.
Юрий ПЕТРУНИН
Иллюстрации предоставлены автором
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 30 (сентябрь 2005), стр.136