В истории русской иллюстрации, с момента ее возникновения и до конца 60-х годов XIX века, можно выделить четыре периода. В каждом из них отразилась определенная эпоха развития литературы и живописи.
В первый из этих периодов, длившийся с середины XVI века до времени царствования Петра I, когда во всех сферах общественной жизни было исключительное господство Церкви, в русской иллюстрированной книге преобладали гравюры духовного содержания. Такая гравюра была резана преимущественно на дереве (первая гравюра на меди появилась в 1647 году), и из-за религиозных требований — с одной стороны, и отсутствия хороших рисовальщиков и граверов — с другой, была однообразной и скудной по содержанию и исполнению.
С начала XVIII века, под влиянием Петровских реформ и в связи с появлением граверов на меди, в русской иллюстрированной книге гравюру стали делать на меди. Поначалу она украшала книги отраслей прикладных знаний, потом — разные официальные издания, то есть те, практически единственные произведения печатного слова, которые были распространены в то время. Надо отметить, что литература и живопись в течение полувека играли в общественной жизни второстепенную роль. Та же участь постигла и книжную гравюру.
Век Екатерины был переходным периодом для русской книжной иллюстрации. Просветительская деятельность императрицы и ее современников, покровительство, оказываемое литераторам, и появление частной издательской деятельности дали сильный толчок развитию русского книжного дела. С этих пор гравюра стала украшать не только официальные издания, но и произведения изящной словесности. В начале XIX столетия, главным образом, благодаря широкому распространению литературы среди грамотного населения, гравюра в книге — уже не редкое исключение, как это было прежде. Здесь начинается третий период ее развития. Продолжая оставаться в полной зависимости от направления и содержания отечественной живописи и заимствуя у нее и форму, и суть, гравюра в то же время приобретала и свои отличительные черты и особенности: строгость рисунка и условность содержания.
Начало четвертого периода исторического развития нашей иллюстрации совпало с тем временем, когда литература и живопись успели твердо стать на национальную почву, и под влиянием этого в 1840-е годы книжная иллюстрация начала тоже отражать реальную жизнь. Благодаря ряду талантливых исполнителей русская иллюстрация той поры достигла расцвета. Надо заметить, что тогда же появились новые способы воспроизведения рисунка, вследствие чего гравюра стала гораздо разнообразнее. В иллюстрированных изданиях, кроме гравюры на дереве, снова заменившей к тому времени гравюру на меди, появились и гравюры на стали, и литографии.
С начала 1870-х годов наша книжная иллюстрация вступила в ту стадию развития, в которой пребывает и сейчас. С тех пор гравюру почти везде заменяли другими способами воспроизведения рисунка, а именно — фотографией. Это были — фототипия, цинкография, фотогравюра и т.п. Всеми этими способами рисунок художника передается с такой точностью, до какой гравюра дойти не может, да и не должна. Она — отдельный вид искусства, а не просто ремесло. К тому же способы фотографии обходятся значительно дешевле. Вот почему, перестав отвечать некоторым из целей, для которых она была предназначена, гравюра в книге уступила свое место механическим способам воспроизведения рисунка.
Образцы граверного искусства Петровского времени можно найти в превосходных фронтисписах к «Арифметике Магницкого» 1703 года и к «Феатрону» 1721 года, а в царствование Елизаветы Петровны — это «Описание Палат Академии наук» 1741 года, украшенное вензелем императрицы и автографом Разумовского.
Несравненно богаче гравюрами Екатерининский век. Сохранились образцы граверного искусства той эпохи в некоторых очень редких изданиях. В их числе — все произведения Струйского, поднесенный Екатерине экземпляр рукописного «Устава воспитания двухсот девиц», с уже отпечатанными в нем виньетками, такой же рукописный проект издания «Метаморфоз» Овидия с подлинными превосходными рисунками неизвестного русского мастера и пометками Оленина и т.д. и т.п.
Издания начала XIX столетия отличаются тем, что в них — лучшие произведения наиболее знаменитых граверов того времени: Галактионова, И.Чесского, М. Иванова, Ухтомского, Сандерса, Скотникова, Кулибина, Афанасьева, Нотбека, Петрова и других, воспроизводивших рисунки не менее талантливых художников: Оленина, Иванова, Зауервейда и графа Ф.Толстого.
В начале 1840 годов в нашей книге появилась, гравюра на дереве, заимствованная из французской книги, опубликованной десятью годами раньше. Правда, русские граверы позаимствовали лишь способ воспроизведения в ней рисунка и порядок соотношения его с текстом. По своему содержанию русская книжная виньетка и гравюра остались исключительно бытовыми и национальными. Это можно наблюдать в целом ряде превосходных рисунков Агина, Ковригина и особенно знаменитого "Васи” Тимма, переданных искусными резцами Бернардского, Дерикера, Линка, Маслова, Неттельгорста и других, составивших живописную и полную картину быта того времени.
К числу таких интереснейших бытовых изданий с полным правом могут быть отнесены «Сенсации мадам Курдюковой» (1840), «Наши с натуры» (1841), «Картинки русских нравов» (1842), «Типы современных нравов» и «Новоселье» (1845), «Сто рисунков Агина к «Мертвым душам» (1846) и т.д. Интересны в этом плане сборники, альбомы и даже книги, украшенные рисунками, отпечатанными с камня, как, например, «Театральный альбом» (1842), «Листок для светских людей» (1843), рисунки Щедровского, Федотова, Боклевского, Неваховича, Зичи, листы Дациаро и особенно «Русский художественный листок» Тимма.
Материалы предоставлены магазином «Академкнига»
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №1-2 (14) январь-февраль 2004 стр.106