Изучение, иконографии Петра II на рублевиках 1727—1729 годов порождает естественное желание сравнить реальный облик императора с изысками «резного штемпельного дела мастеров», которые увековечили образ молодого царя на серебряных монетах в период его пребывания на престоле.
Иконографические разновидности Петра II на рублевых монетах принято в упрощенном варианте разделять на три типа:
1) портрет образца 1727 года, 2) портрет образца 1728 года и 3) портрет образца 1729 года.
Рубли 1727 года выпускались на монетных дворах Санкт-Петербурга и Москвы. В оформлении лицевой стороны они отличались по ряду параметров (степень рельефности изображения, наличие знака монетного двора и т. д.), однако общим было изображение Петра II, привлекательного юноши.
Если сравнить образ императора, отображенный на монетах 1727 года, с живописной трактовкой его на официальных портретах, выполненных Каравакком и Людденом, то выявить их портретное сходство, при всем желании, проблематично. Это вполне объяснимо обычным в таких случаях фактором спешки в изготовлении монет новоявленного правителя — с одной стороны, и отсутствием художественного образца — с другой. Парадные портреты Петра II, на которые могли бы ориентироваться медальеры, не могли появиться сразу после воцарения, так как их создание требовало соответствуюшей подготовки и значительного времени. В таких условиях руководители монетного производства, по всей видимости, пришли к компромиссному решению — чеканить монеты с идеализированным портретом молодого человека, облаченного в богатые монаршие одежды, с подобающими императору аксессуарами. Круговая надпись не оставляла сомнений в том, что на монете изображен Петр II, император и самодержец всероссийский.
Портреты Петра II образца 1729 года на рублевых монетах с иконографической точки зрения согласуются с написанными к тому времени парадными живописными полотнами, на которых просматривается знакомый профиль с большим носом и вытянутым вперед лицом. Факт портретного сходства персонажа на рублевиках и представительских портретах трудно отрицать. Поразительное сходство портретов можно проследить также, сопоставляя рублевики образца 1729 года и прижизненную гравюру Петра II, на которой император представлен в профиль.
Таким образом, физиономические особенности, запечатленные на портрете императора на рублевиках 1727 и 1729 годов, пусть и с трудом, но находят свои объяснения.
В особом ряду — рубли с портретом образца 1728 года. Портрет Петра II на них, по сравнению с портретом предыдущего года, претерпел удивительную метаморфозу. Идеализированное изображение юноши с мягкими силуэтными линиями сменило изображение зрелого мужчины. Черты его лица грубы и тяжеловесны. Суровое выражение лица и массивный подбородок подчеркивают мужественность правителя и воина. Общее впечатление — изображен мудрый государственный деятель, закаленный в боях, с большим жизненным опытом. Все это никак не укладывается в существующие представления о юном императоре.
С чем связаны такие разительные перемены? Какие живописные источники или другие факторы заставили монетчиков изменить на рублях иконографическую трактовку изображения Петра II? Ответить на эти вопросы затруднительно. Известные исследователям документы по монетному делу того времени не содержат сведений, объясняющих смену портретного типа императора на рублевых монетах 1728 года. «...Нет ни указа, ни какого-либо другого акта, который бы намекал на изменение портрета», — замечает в этой связи великий князь Георгий Михайлович. Остается лишь предположить причину изменений.
Попробуем выдвинуть гипотезу о том, что на рублевиках с портретом образца 1728 года изображен светлейший князь Александр Данилович Меншиков, и рассмотрим предпосылки, дающие основание для такого предположения.
Во-первых, тот факт, что Меншиков ранее использовал возможности монетного дела для увековечивания и прославления собственной персоны, уже доказан.
В.В.Уздеников провел оригинальное исследование, свидетельствующее о том, что светлейший князь, «нарушая все каноны,., предпринимает попытку поместить на общегосударственной монете объединенный вензель — свой и императрицы». Речь идет об экземпляре, известном как «меншиков гривенник», который планировался к массовой чеканке в 1726 году при Екатерине I.
Как удалось пронырливому и хитроумному Меншикову внедрить свой вензель в вензель императрицы, видно из рисунка В.В.Узденикова. Несмотря на то, что гривенник не был отчеканен миллионными тиражами в качестве разменной монеты, к чему стремился светлейший князь, его главная задумка удалась — монета носит его имя и исправно служит ему своеобразным памятником.
Предпринятая авантюра сошла ему с рук, и Меншиков, чувствуя свою силу и безнаказанность, решается на следующий, еще более рискованный шаг — поместить на государственной монете свой портрет, замаскировав его круговой надписью, информирующей о том, что императором и самодержцем всероссийским является Петр II. В высшей степени казуистически выглядит в
этом свете гипотетический портрет Меншикова. Выходит, что круговая надпись на рублевике, декларирующая титулатуру Петра II, носит дополнительный характер и лишь гармонично обрамляет портрет действительного правителя российского государства. Легенда в этом случае приобретает особый, многозначительный смысл.
В том, что изображенный на рубле 1728 года персонаж подозрительно напоминает Меншикова, можно убедиться, рассмотрев многочисленные живописные портреты князя, а также его великолепный бюст работы знаменитого Растрелли, и сравнить их с портретом на рублевиках.
Во-вторых, сконцентрировав в своих руках безграничную власть, Меншиков активно заправлял делами монетного двора. Георгий Михайлович так объяснял сложившуюся обстановку: «...Все нити монетного дела были захвачены в свои руки князем Меншиковым, так как из документов усматривается, что он имел близкое отношение к монетному делу, к которому привлек и обер-коменданта Фаминцына. Последнему Берг-Коллегия, прежде ведавшая монетное дело, «обязана была чинить всякое вспоможение», а денежные дворы присылали серебро, слитки и иностранную монету на дело серебряной монеты. По-видимому, Фаминцын подчинялся всецело Меншикову...»
А вот как описывает деятельность князя И.Г.Спасский: «Захватив в свои руки власть, Меншиков немедленно организовал производство отвратительной по качеству разменной монеты, рассчитывая в дальнейшем всю серебряную монету делать из особой «композиции». В течение трех месяцев — с мая по июль 1726 г. — проба прыгала, как по ступеням: 64-я, 48-я и, наконец, 42-я в сплаве с мышьяком. ...Сплав «композиции» 42-й пробы был настолько нестойким, что даже слитки его, пролежав несколько дней на монетном дворе, начинали разрушаться, выделяя черную жидкость». В таких условиях, когда князь творил все что угодно, когда окружающие безропотно подчинялись его воле, Светлейшему не составляло большого труда через ставленников использовать возможности монетного производства и претворять в жизнь свои тщеславные планы. Как отметил В.В.Уздеников, «...Меншиков вполне оценил информативные возможности монет».
Наконец, хорошо известно стремление Меншикова к славе и величию.
Его амбиции выливались в грандиозные проекты, направленные на прославление и увековечивание своего имени. Речь идет не только о великолепных дворцах, носящих его имя. По большому счету они, являясь архитектурными памятниками, были построены в первую очередь для жизни. Богатому человеку не откажешь в желании окружить себя дорогими вещами и роскошью. Но дело в том, что Светлейший замахнулся даже на прерогативу государства и по своему усмотрению стал создавать монументальные памятники, прославлявшие его самого. Пример тому — триумфальные арки, которые на его деньги были построены напротив принадлежавших ему дворцов. Причем аллегорическое содержание арок наряду с царем прославляло его, Меншикова, имя.
Честолюбивыми планами Меншикова была продиктована и его попытка выдать дочь Марию замуж за Петра II. Однако высокомерие и заносчивость князя сослужили ему плохую службу. Оппозиционно настроенные князья Долгорукие, завлекая молодого царя пирушками, охотой и другими развлечениями, вывели Петра II из под опеки Меншикова и, в итоге, изолировали молодого монарха от влияния князя. Вскоре Светлейший попал в немилость и был сослан в Березов.
Приведенные факты прямо или косвенно указывают на то, что для удовлетворения своего тщеславия Меншиков вполне мог замахнуться и на государственную монету, используя ее не только в качестве памятника, но и для самоутверждения.
Однако это предположение имеет веские контраргументы. Например, бросается в глаза временное несоответствие между ссылкой светлейшего князя и датой рублевых монет с его гипотетическим портретом. Действительно, Меншиков был направлен в Сибирь в сентябре 1727 года, а искомые монеты датированы 1728 годом.
Четыре месяца для монетного производства — большой срок, в течение которого можно спокойно поменять монетный тип. Однако этого не произошло. Объяснить этот феномен можно по-разному. Так, предположим, что монетчики, будучи связанными с Меншиковым предыдущими деяниями, не решились ослушаться всесильного князя и фельдмаршала, не без основания опасаясь его скорого возвращения. Поэтому задание Меншикова неукоснительно выполнялось, резчики исправно трудились над новым портретом. Благо, отклонения в трактовке изображения императора тогда преследовались не так сурово, как нарушения весовых характеристик монеты или пробы монетного металла. Эти параметры соблюдали строго. А смену портретного типа на рублевиках всегда можно было объяснить «твор чеством» нерадивых копиистов.
Существуют и другие причины, свидетельствующие о заурядном характере временной нестыковки событии. Так, известно, что монетные дворы нередко датировали продукцию с опережением или отставанием от реального времени чеканки монет. Более вероятна первая, чисто субъективная причина. Интересно, что типологические характеристики портрета Петра II образца 1728 года со временем подверглись изменениям. По всей видимости, когда стало ясно, что некогда могущественный Меншиков лишился власти окончательно и безвозвратно, было решено постепенно заменить портреты. В конце года чеканились рублевики, на которых изображение императора вновь приобрело спокойные и приятные черты лица. В таком же идеализированном стиле трактовался облик императора и в 1729 году, до тех пор, пока не произошла очередная и последняя смена портрета Петра II.
Автор отчетливо понимает натянутость приведенных фактов и предположений в попытке найти их логическую взаимосвязь. В оправдание можно лишь сказать, что из-за дефицита документального материала приходится порой домысливать и гипотетически реконструировать события. С благодарностью приму критику в свой адрес, в том числе и нелицеприятную особенно если это поможет установить истину.
Юрий ПЕТРУНИН
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 24 (январь-февраль 2005), стр.128