Внимание исследователей все больше привлекают работы полузабытых но интересных русских художников, постепенно возвращавшихся из небытия.
Недавно в сектор экспертизы ГосНИИ реставрации поступила картина с версией авторства С.Ю.Жуковского — «Горная река» (холст, масло; 52,7x60,5; частное собрание). Эта работа, интересно и живо написанная, по всем особенностям (материалам и признакам старения) может быть отнесена к 1900—1910 годам. Подписи нет. На обороте — две фрагментарно сохранившиеся наклейки. Одна из них с надписью типографским шрифтом: «Выставка картинъ общества художниковъ «Свободное творчество». № 184». Текст на другой, написанный пером Орешковыми чернилами, удалось прочитать в УФ-лучах: «Алта... ..ека Куба.....овичъ Нику..нъ С....овъ...евск...»
Алтайский мотив и его живописная трактовка с самого начала заставляли думать о живописце Алексее Осиповиче Никулине (1878 —1945) как авторе этого пейзажа. Прочтенная надпись, как и наклейка общества «Свободное творчество», экспонентом которого был А.О.Никулин, подтвердили это. В «Каталоге шестой выставки картин и скульптуры общества «Свободное творчество» (1916—17, Москва, Моховая, здание библиотеки Московского университета) упоминается работа А.О.Никулина «Алтай. Река Куба вблизи Немала» (№ 56 по каталогу). Судя по всему, это и есть рассматриваемая нами работа.
Общество художников «Свободное творчество» существовало в Москве, с 1911 по 1918 год оно провело семь выставок, которые открывались на Рождество. Часть из них носила благотворительный характер — сбор от четвертой пошел «в пользу разоренных Польши», от пятой — в фонд Комитета великой княгини Татьяны Николаевны для оказания помощи пострадавшим от военных действий, сбор от шестой — «в пользу недостаточных студентов Московского университета». Никулин экспонировал свои работы на всех выставках объединения, начиная со второй, где показал два пейзажа. На третью выставку он представил 14 работ, на четвертую — 3. А на последующих пятой (12 работ), шестой (30 работ) и седьмой (32 работы) выставках Никулин был, пожалуй, наиболее активным участником. В экземпляре каталога выставки «Свободного творчества» 1918 года напротив его фамилии помечено карандашом: «Недурной художник». В качестве адреса Никулина обозначено: «Саратов. Радищевский музей».
В 2002 году в залах ГТГ на выставке картин из собрания Государственного художественного музея Алтайского края были показаны работы Никулина, которые произвели очень свежее и сильное впечатление. Составители каталога выставки пишут, что наследие этого, одного из первых профессиональных художников Алтая рассеяно по свету, «поэтому уже в середине XX века не только творчество, но и имя этого замечательного мастера, уехавшего из Сибири в 1920-е годы, пришлось заново открывать искусствоведам и историкам искусства». И вот — неизвестная работа художника, относящаяся к 1910-м годам. «Река Куба» стоит в ряду таких его пейзажей этого времени, как «Арасанский водопад», «Река Кумир. Бучило», «Пороги на реке Кумир» и другие. Тонкое владение пленэ-ристической палитрой помогло Никулину передать первозданность алтайской природы без условности наработанных классикой приемов. По словам Никулина, в природе Алтая нет «голубых далей, романтических дымок... Горный Алтай ошеломляет предельной ясностью, из-за нее предметы не отдалены от нас, а только страшно уменьшены... Лежит камень... не камень это! Это огромная скала... Ко всем этим шуткам дикой природы надо привыкнуть, чтобы увидеть и воспринять всю величественную красоту только что сотворенного мира» («Государственный художественный музей Алтайского края». М., 2002, с. 22). Художнику удается передать в живописной фактуре природную материю первозданного пейзажа — некую массу, из которой сотканы серые клубящиеся тучи и горный мир, возникающий в арабесках сцепленных между собой S-образных, круглящихся, диагональных, вертикальных мазков. Динамичен бег кисти. В нем длится захваченность взгляда художника открывшимся зрелищем. Он не вырисовывает, а непринужденно-легкими движениями намечает тонкие стволы и кроны деревьев. Их зигзагообразные, прерывистые контуры зрительно обрамляют течение реки, делают живым и как бы зримым шум ее переката.
Художник учился в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, академии Р.Жюльена в Париже, путешествовал и работал в Швейцарии, Италии, Франции. Вернулся на Алтай, с которым связано большинство его тем. Затем жил и преподавал в Саратове, работал в Новосибирске, в 1924 году переехал в Москву, трудился на фабрике «Совкино» (в дальнейшем «Мосфильм»). Принимал участие в Международной выставке в Мюнхене (1913). Персональные выставки Никулина состоялись в Барнауле (1908) и Саратове (1908—1909).
Другая картина, задача определения которой стояла перед экспертами ГосНИИ реставрации (в исследованиях принимали участие также М.М.Красилин, В.Н.Киреева — химический анализ), долгое время находилась в московском частном собрании (холст, масло; 49,5x29,0). Никто не предполагал возможность авторства русского художника: трудночитаемая подпись весьма своеобразного начертания выполнена латиницей, мотив — Венеция, да и привезена картина, судя по всему, из Италии. Вместе с тем подпись, прочтенная нами как «Р.Besrodny», по начертанию полностью соответствует автографам на произведениях русского художника Петра Васильевича Безродного (1857—1945), около 40 лет прожившего в Италии, преимущественно в Венеции (с 1905 года). Петр Безродный родился в Санкт-Петербурге, в семье отставного коллежского советника, там же окончил Пажеский корпус. Отказавшись от военной карьеры, в 1883 —1891 годах учился в Академии художеств у П.П.Чистякова. Небольшие работы Безродного всегда отличала тонкость пленэристического решения (произведения русского периода находятся в Краснодаре и Нижнем Новгороде). Затем он был русским консулом в Венеции, где его и застал 1917 год. Безродный тесно общался с испанским консулом в Венеции, художником Мариано Фортуни-и-Мадраццо, и под его влиянием во второй половине 1910-х годов начал работать темперой, используя ее в том числе и в сочетании с маслом. Наша же картина, как показал химический анализ, написана чистым маслом. Это можно рассматривать как признак того, что работа выполнена не позднее середины 1910-х годов.
Наше предположение полностью подтвердилось. Удалось обнаружить воспроизведение рассматривае мой работы в издававшемся в Бергамо художественном журнале «Emporium» за 1915 год (Vittorio Pica. Artisti contemporanei; Pierre Besrodny // Emporium. 1915, Vol. 42, Oct. (№ 250), c. 260), где она фигурировала под названием «Squero» a Venetia» («Венецианский «док»). Соответственно, можно утверждать, что пейзаж был написан в период с 1905 по 1915 год. На обороте исследуемого холста имеется этикетка с надписью: «Milano Galleria Pesaro». Как установлено, пейзаж фигурировал на персональной выставке Безродного в галерее Пезаро в Милане в 1924 году и отмечен в каталоге (Pierre Besrodny: Catalogo della Mostra individuale del pittore alia Galleria Pesaro in Milano. Milano, 1924).
Кавычки, в которые взято авторское название «док», весьма точно соответствуют ее мотиву. Этот уголок города, где ремонтируют лодки, действительно трудно назвать доком в полном смысле слова. Уединенные кварталы Венеции были одной из главных тем Безродного. Гармоничность компоновки, смягченность тональных контрастов и нежная, деликатная красочная гамма этой работы тесно перекликаются с его пейзажами: «Венецианский мотив», «Канал в Венеции», «В лагуне», «Палаццо Пезаро», «Церковь Санти Джованни ин Брагора», «Мост в Венеции». Витторио Пика справедливо отметил в живописи Безродного «грацию фактуры». Имя Безродного получило достаточно широкую известность в Италии начиная с 1920 года, когда Венецианская Галерея Современного Искусства приобрела на XII Международной биеннале в Венеции его «Площадь Св. Маргариты», предпочтя ее работам многих известных европейских мастеров. Критика обращала внимание на то, что «этот залитый совершенно особенным венецианским солнцем и светом холст» отличается тонкостью вкуса, уверенным мастерством (Божидар Медведев. Вести из-за границы. XII международная выставка искусств города Венеции — «Среди коллекционеров». 1922, № 9, с. 30.). Б.Н.Терновец также причисляет Безродного к лучшему, что показала Россия на Венецианской биеналле 1920 года (Б.Н.Терновец. Художественные выступления СССР за границей. — «Наука и искусство», 1926, № 1). Безродный участвовал затем во многих выставках в Венеции, Милане, Париже, Риме, Флоренции.
Оба художника работали в Италии, участвовали в международных выставках, умерли в 1945 году — один в Москве, другой в Венеции. Работы Никулина ожидали годы безвестности, Петр Безродный приобрел известность, но не в России. Творчество этих художников еще не открыто, не оценено в полной мере. Однако внимание исследователей все больше привлекают работы такого рода полузабытых, но интересных русских художников, возвращающихся из небытия.
Сергей КОЧКИН
Иллюстрации предоставлены автором.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №1-2 (14) январь-февраль 2004 стр.80