"Гипнэротомахия Полифила" - самая знаменитая книга эпохи итаьянского Возрождения. Она - мечта любого библиофила.
Творение прославленного венецианского издателя Альда Мануция увидело свет в декабре 1499 года. Никакое другое его издание не обрело такой известности, одна из причин тому — книга была прекрасно иллюстрирована. Как только ни называли «Гипнэротомахию Полифила» (в переводе — «Битва любви во сне»): и энциклопедией эпохи Возрождения, и объяснением в любви к античности. Одно оставалось неизменным — никого она не оставляла равнодушным.
Почти все исследователи «Гипнэротомахии Полифила», или «Сна Полифила», уверены, что это была чуть ли не единственная иллюстрированная книга, выпущенная Аль-дом. Однако в отделе редких книг РГБ хранится единственный известный в мире экземпляр греческой Азбуки, сплетенной вместе с экземпляром «Часовника» на греческом языке, изданной Альдом Мануцием в 1497 году, в которой есть 2 иллюстрации со сценой «Благовещения», выполненные в технике гравюры на дереве. Значит, еще за два года до появления «Сна Полифила» Альд все же попытался использовать иллюстрации. В первые годы XVI века он выпустил еще несколько книг с иллюстрациями, например, «Сочинения» Цезаря (1513 г.).
До сих пор продолжаются споры, кто автор «Полифила». Некоторые полагают, что это был ученый-гуманист, «любитель древностей» (а стало быть, античности) — Фели-че Феличиано. И все-таки автором этой книги принято считать монаха, потомка древнего итальянского рода Колонна — Франческо. Еще в XVI веке прочитана анаграмма, в которой было зашифровано его имя. В начале каждой из 38 глав книги — гравированные на дереве инициалы. В XVI веке — в эпоху, когда иносказание, аллегория, анаграммы были обычной практикой, все 38 инициалов были собраны вместе и прочитаны. Они составили фразу: «POLIAM FRATER FRANCISCUS COLUMNA PERAMAV-IТ» «ПОЛИИ, БРАТ ФРАНЧЕСКО КОЛОННА, С БОЛЬШОЙ ЛЮБОВЬЮ». «Брат» здесь означает «монах». И эта фраза — посвящение автора его возлюбленной — Полии. Лишь в XVIII столетии было установлено имя доминиканского монаха Франческо Колонна, предполагаемого автора книги. Считается, что свое произведение он посвятил племяннице епископа Тревизского. Таким образом, авторство было приписано реальному человеку, умершему в Венеции в монастыре Святых Джованни и Паоло з 1527 году в возрасте 94 лет.
Имя гравера, исполнившего 169 ксилографий этого издания, обеспечивших книге непреходящую славу, неизвестно. Анонимность была обычным явлением в XV веке, когда художественный индивидуализм Ренессанса, появившись в станковом искусстве, еще не вполне распространился на малые формы — книжную графику. Поэтому точно установленное имя гравера или художника, по чьим рисункам делались гравюры того времени, — скорее исключение, чем норма. В истории книжного искусства анонимный гравер — иллюстратор этой книги — получил название «мастер Полифила». Имя художника, с чьих рисунков делались гравюры, тоже неизвестно, предположительно, им был прославленный венецианец — Джентиле Беллини.
О чем эта книга? По форме это произведение напоминает знаменитый рыцарский «Роман о Розе», все действие которого герою приснилось. Так же и Полифил все события книги увидел во сне. Этот многократно использованный литературный прием дает безграничную свободу выражения. Думая о своей возлюбленной, Полифил заснул, и ему приснилось, что он, как герой Данте, «очутился в сумрачном лесу». Выйдя из него, он увидел руины прекрасного античного города. Вот здесь, «пользуясь случаем», автор знакомит читателя с древними стелами, фонтанами, надгробиями с надписями на латыни. Именно эти античные надписи, как и античные рукописи, с их четкими и строгими начертаниями букв, послужили основой для создания в средние века письма — «каролингского минускула».
В XV веке от этого письма произошла антиква, ставшая прообразом шрифта — антиквы, который использовался и при печати «Сна Полифила». Затем читатель знакомится с античной скульптурой, архитектурой, ордерами, элементами декора, римскими фасциями, садовым искусством, фонтанами.
Наиболее выразительные гравюры книги — «Триумфы Зевса». Рассматривая их, читатель попадает в атмосферу древних мифов о Зевсе и его возлюбленных — Европе, Данае, Леде. Гравюры «Триумфов» — парные иллюстрации, помещенные на разворотах листа, олицетворяют триумф чувственной любви, воспетой писателями-гуманистами. Повествование заканчивается встречей Полифила с Полней, что ? запечатлено в гравюре «Поцелуй возлюбленных». «Триумфы» из «Сна Полифила» производили неизгладимое впечатление. Свидетельство тому — набивная ткань, изготовленная в немецком городе Мюнстере около 1800 года. Это ситцевые обои в стиле «классицизм» с рисунком, изображающим сцену «Триумф Бахуса», повозку которого сопровождают вакханки, музыканты и путти. Повозка Бахуса в рисунке на ткани запряжена леопардами, что очень живо напоминает повозки, которые везут единороги, слоны, кентавры в «Триумфах» из книги Альда Мануция.
В «Сне Полифила», названном «шедевром типографского искусства всех времен и народов», — свободная верстка, ассиметрич-ное, но не нарушающее гармонию листа расположение иллюстраций, фигурный набор полос, причем не всегда в конце глав, — порой мы видим завершение текста просто на странице в виде «косынки», «чаши», «вазы», «кораблика»... Иллюстрации, сделанные в технике ксилографии, очень органично входят в состав книги, гармонируя со шрифтом — антиквой, сделанным по рисункам друга Альда Мануция, художника по шрифтам — Франческо Гриффо.
В гравюрах «Сна Полифила» впервые в книгах Альда встречается изображение дельфина (на л. d7), обвивающего якорь. Позднее, с августа 1502 года, в книгах Альда появится издательская марка в виде такого дельфина, символизирующего девиз издателя: «Спеши медленно».
В целом же эта книга — гимн любви (отсюда такое множество сюжетов о Венере и присутствие почти во всех гравюрах амуров, атрибутов и спутников Венеры). Любви во всех ее проявлениях: от любви Полифила до любви античных героев — мифы о Зевсе и его женах («Триумфы Зевса»). Без любви к гуманистической учености невозможно оценить содержание книги, в которой обнаруживается сложнейшая символика, предполагающая знание античной культуры, литературы, истории. Только благодаря этим знаниям можно понять зашифрованные в ней криптограммы, аллюзии, прочесть надписи на изображенных в книге стелах и памятниках на латинском, греческом, арабском, древнееврейском языках.
Наконец, это объяснение в любви к жизни с ее первым молодым вином — иллюстрация с изображением Бахуса. Кроме того, «Сон Полифила» — книга, с которой начинается «любовь к руинам». Иллюстрации «Сна Полифила» — это также и прообразы будущих произведений искусства. Например, отголоски «Триумфа Гименея» чувствуются в работах Обри Бердслея, а сцена «Похищение Европы» в «Полифиле» явно послужила иконографической основой для художников последующих эпох, обращавшихся к этой теме.
Татьяна ДОЛГОДРОВА
Фото Игоря НАРИЖНОГО.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №1-2 (14) январь-февраль 2004 стр.75