По мнению обывателей чудаки-коллекционеры собирают всякую дрянь, вроде писчих перьев. Однако в коллекционировании и таких обыденных вещиц есть не только своя поэзия, но и точные атрибуционные рамки.Важным этапом в совершенствовании средств письма было появление металлических перьев. Результаты археологических раскопок показали, что в Древнем Риме использовали перья из металла — бронзовые, медные, серебряные. Из старинных источников известно, что металлическими перьями пользовались и в VI в.н.э. Перья из мягких металлов — медные и серебряные были достаточно распространены в XV веке.
Родиной первого стального писчего пера (приспособления для письма, рисования тушью и чернилами) стала Англия, именно там, в 1780 году появилось перо, изобретенное Самюэлем Гаррисоном.
Немцы, внимательно следившие за всеми новинками, которые сулили выгоду, немедленно приступили к выпуску стальных перьев. Но и английские и немецкие перья первого поколения были неудобными, поэтому пишущие люди в конце XVIII века продолжали пользоваться так называемыми «гусиными перьями». Фактически же при письме использовались не только гусиные, но и лебединые, павьи и даже вороньи перья. К примеру, патриарх Иосиф (1647 г.) писал лебедиными перьями.
В 1828—1829 годах, когда стальное перо было усовершенствовано, интерес к нему возрос. В 1830 году англичанин Д.Перри запатентовал писчее перо более совершенной конструкции и только после этого оно начало свое победное шествие по миру, которое продолжалось более 150 лет.
Уже на начальных стадиях использования пера его закрепляли в металлическом или деревянном держателе — ручке.
Основными поставщиками перьев на мировой рынок были фирмы «A.Sommerville & С°», «D.Leonard & С°», «Регп & С°», «Blanzy Poure & С°», «F.Soennecken», «Hentze & Blanckertz», «C.Poger», «K.Wasilewski & С°». Все они работали в конце XIX — начале XX века, поставляя продукцию во многие страны мира, в том числе и в Россию. Очень часто на перьях, предназначенных на экспорт, фирмы делали надписи на языке страны, в которую они ввозились.
Конструкция пера — державка, которая вставлялась в ручку, и пишущая часть (заостренный и расщепленный конец) должны были соответствовать функциональному назначению — наносить информацию на различный материал специальным красящим составом. Но из-за резко возросшего спроса на перья и обилия фирм, их производящих, дизайнеры, чтобы обойти конкурентов, стали изощряться, стараясь сделать свое изделие интересным во всех отношениях. Их творческие поиски сказались на форме пера. На рубеже XIX—XX веков она приобрела вид трубочки и полуцилиндра, с короткой и длинной пишущей частью, с острым, тупым, треугольным и сферическим носиком, с плоской и вогнутой внутрь пишущей частью, Были перья в форме руки с вытянутым пальцем, с прямоугольным и фигурным выступом в средней части, с гравировкой в форме чешуек и рифлением средней части, с боковыми плоскостями нижней части, загнутыми внутрь, а также других сложных форм. Выпускались перья со специальными насадками для удержания чернил.
Конфигурация пера призвана была соответствовать его назначению и учитывать эргономические особенности человека. Исходя из этого, выпускались перья для левшей, перья с изогнутым носиком для людей, имеющих наклонный почерк.
Изменение конструкции пера привело к созданию пера сдвоенного, строенного и даже с пятью рабочими носиками для расчерчивания нотного стана.
Специальные перья выпускали во многих странах мира. Известны перья плакатные (для крупных надписей) французского, немецкого, польского и русского производства; перья шрифтовые (для каллиграфических работ) английского, немецкого и советского производства.
Вырезы на пишущей части делали самой причудливой формы: с одним, двумя или тремя отверстиями; крестообразные; в форме груши с листиком; овальные; зигзагообразные; в форме цифры 3 и т.п.
Со временем менялся и состав стали, применявшейся в изготовлении перьев. Оно должно быть прочным и в то же время гибким. Английские фирмы одно время ставили на перьях надпись «эластичное».
Развитие химии сказалось и на цвете перьев — широкое применение гальванотехники позволило сделать покрытие не только предохранявшим перо от коррозии, но и эстетически радовавшим глаз. Известны перья с покрытием белого, золотистого, желтого, желто-оранжевого, бронзового, коричневого, зеленого, синего, фиолетового, черного цвета. Есть перья с комбинированным покрытием: воронение с золочением, белое с золочением и воронением и др.
Во все времена реклама была двигателем торговли, поэтому производители старались обозначить свою продукцию различными знаками. Это могли быть название фирм, логотипы фирменных знаков и др. Очень часто полностью писались и название предприятия, и город, в котором перья производили. Например, на русских перьях писали «Русское общество «Рига». Перьям присваивали и имена собственные: «Dimitri», «Ария», «Союз», «Пегас», «Пионер», «Рондо», «Meteor» и др. Были перья, надписи на которых уточняли их предназначение и качество: «Скребецъ незаменимый», «Для училищъ», «Классное перо», «Для канцелярии» и др. Иногда качество изделия подчеркивалось особо: «Лучший сортъ».
В отдельных случаях к перьям прилагались инструкции с рекомендациями: «Просим испытать это перо, оно содержит много угля».
Во всех странах выпускали перья с надписями имен известных людей — исторических и политических деятелей, представителей искусства и литературы. Известны перья с надписями «Петр Великий», «Александр I», «Бисмарк»,«Иоанн Кронштадтский», «Патти», «Пушкинъ», «GARIBALDI» и др. Многие перья были украшены изображениями различных птиц и животных — лебедя, двуглавого орла, быка, льва; флора была представлена розой, грушей. Известны и изображения людей (например, Шекспира), женских и мужских бюстов, человека во весь рост, мифических персонажей (Гермес на земном шаре) и даже святых. Популярны были изображения короны, различных гербов, крестов, солнца, звезд, факела со змеей; техники — паровоза, парусного корабля и тд,
Многие фирмы с гордостью ставили на перьях слово «PATENT».
Такое обилие перьев нуждалось в стандартизации, которая помогла бы потребителю ориентироваться в выборе необходимого экземпляра. Попытка классифицировать перья была предпринята в XIX веке, в результате чего появились цифровые, буквенные или цифровобуквенные обозначения: «2350», «86», «2180EF», «516 ЕГ», «Р» и др. Их наносили гравировкой или штамповали одновременно с самим пером в виде выпуклых букв и цифр — «48», «А.Е», «1», «2», «L», «J», «Р», «11», «В», «BOZ» и
Большое значение придавали фирмы и выпуску сувенирной продукции. Одним из таких изделий была памятная открытка с изображением набережной Сены и Эйфелевой башни. На открытке закреплялось перо в форме Эйфелевой башни, которым с успехом можно было писать. К сувенирной продукции относились также перья с памятными датами мирового или местного масштаба, например, «В память Нижегородской выставки», «Перо Победы 1812г», «Февраль 1861 г» и др., сувенирными можно считать перья уменьшенного или увеличенного размера. Известны и такие, которые изготовлены из золота и серебра.
На некоторых упаковках писали названия торговых домов, продававших эти перья.
После 1917 года в России перья различного назна чения выпускали: завод «Союз» (Ленинград), «Мосхимтрест» (Москва), госфабрика «Союз СССР», Объединение МКМП РСФСР, завод «Союз» (Ярославль), артель «Пресс» и др. На перья наносились соответствующие надписи. Если перья российского производства предназначались на экспорт, надписи делали на языке импортера.
Атрибуция перьев затруднена из-за традиционности в конструкции. Фирму-изготовителя можно определить по соответствующей надписи или логотипу. Время же изготовления, если не проставлена дата на самом пере или на упаковке, определить очень сложно.
Но во все времена были люди, которые с большим энтузиазмом коллекционировали перья. Наиболее ценные хранили в специальных шкатулках, а вообще для коллекций были разработаны специальные настольные бюро с выдвижными ящиками с ячейками для перьев.
Перо — не только предмет уходящих эпох, но зачастую и произведение искусства, которое наряду с другими предметами малых форм (значками, марками) может доставить эстетическое наслаждение любому коллекционеру. Так, коллекция перьев, оформленная в виде планшета, аналогичного рекламному фирмы «ASommerville & С°», украсила бы любой интерьер. Производители перьев словно предвидели, что придет время, когда их продукция из утилитарной станет коллекционной, поэтому представительские рекламные альбомы оформляли на высоком художественном уровне. Для такого вида продукции характерны:
1. Рекламный альбом фирмы «Perry & С°» в жестком футляре. Альбом и футляр красного цвета с декором золотистого цвета. Внутри — 7 планшетов, на лицевой стороне планшета — две бумажные полосы с перьями, под которыми обозначены их номера; обратная сторона (во избежание порчи перьев) обтянута бархатом красного цвета. Номера перьев обозначены типографским способом.
2. Рекламный альбом фирмы «A.Sommerville & С°» в жестком футляре. Альбом и футляр темно-зеленого цвета с декором золотистого цвета. Внутри альбома — 5 планшетов, выполненных аналогично предыдущему, с бархатом темно-зеленого цвета.
3. Раскладной альбом фирмы «M.MYERS & С°» темно-красного цвета, с 9 секциями. На лицевой части каждой секции — синяя картонная подложка с закрепленными перьями, под ними чернилами проставлены номера. На обратной стороне — подложка из бархата розоватого цвета. Альбом стягивался ремешками.
Любовь КОМАРОВА, Лидия ОРЛОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 30 (сентябрь 2005), стр.96