В XVIII веке в богатых домах чернильницы и письменные приборы широко применяли не только по прямому назначению, но и для украшения интерьеров гостиных, кабинетов, библиотек и даже будуаров, где дамы высшего круга охотно принимали гостей. Для этого заказывались специальные сервизы (нередко из золота) под названием «Туалет», состоявшие из зеркала, ящиков для драгоценностей и помад, подсвечников, флаконов, колокольчиков, чернильниц. Тогда же получили распространение небольшие ящички для писем с отделениями в выдвижной части для перьев, бумаги, конвертов и, как правило, двух чернильниц или чернильницы и песочницы (то есть сосуда с мелким кварцевым песком, которым через дырчатую крышку посыпали написанный чернилами текст — для скорейшего их высыхания). Верхнюю крышку ящичка декорировали сюжетными скульптурными композициями или фигурными цветочными завершениями из золота, серебра, слоновой кости, стекла, эмали, драгоценных камней.
Чернильницы считались у знати достойным подарком. Так, известно, что М.Гарновский, один из богатейших людей Петербурга и доверенное лицо князя Г.Потемкина, на Пасху преподнес по чернильнице императрице Екатерине II , великому князю Павлу Петровичу и великой княгине Марии Федоровне. Первая из них поступила затем в Императорский Эрмитаж. В 1798 году по повелению российского императора Павла I принцам Винтерберг-Штутгардским во время посещения ими Императорского фарфорового завода вручили подарок, в котором среди прочих предметов были чернильницы из фарфора и бисквита на мраморном пьедестале. Нередко подобные подарки украшали вензелями или портретами будущих владельцев.
Популярность чернильниц оказалась настолько широкой, что на протяжении всего XIX века их как предметы декоративно-прикладного искусства часто представляли на различных выставках и они даже получали награды.
Сегодня на отечественном антикварном рынке — достаточное количество превосходных образцов этой продукции, чаще всего — массового производства, поэтому из-за отсутствия клейм их трудно, а порой и невозможно атрибутировать. К тому же никто никогда не составлял специальных каталогов. Коллекционерам трудно сориентироваться и определиться в выборе. Однако удивительное разнообразие чернильниц дает ценителям возможность сосредоточиться не на художественных особенностях предметов собирательства (эксклюзивные работы, являющиеся настоящими произведениями искусства, не так уж часто продаются), а именно на их форме, порой делающей вещь уникальной.
До середины 30-х годов XIX века в России не ослабевал интерес к стилю классицизм, что проявлялось в орнаментике, сюжетах, а главное — в простоте и логичности форм, в которых часто просматривались элементы античного искусства Именно в первой трети XIX века мода на художественные интерьерные предметы из бронзы переживала фантастический взлет. В Москве и Петербурге многочисленные бронзолитейные мастерские выпускали широкий ассортимент небольших кабинетных вещиц, среди которых разнообразием отличались письменные приборы (в основном они представляли собой подражание французским образцам). В Москве, например, в 30—40-е годы XIX века славились чернильницы, изготовленные в мастерской Якова Самарина (клеймо «Я.С.»). Его мастерскую, основанную в середине 1820-х годов, хорошо знали и во второй половине XIX столетия. Для бронзовых предметов того времени характерна ручная, детальная доработка изделия после отливки, как правило, в технике гравирования или чеканки. Надо также отметить, что бронзу, благодаря таким ее ценным качествам, как прочность, пластичность, стойкость к коррозии, в дальнейшем тоже очень часто использовали для изготовления чернильниц и письменных приборов, нередко — в комбинации с другими материалами: фарфором, хрусталем, простым и молочным стеклом, перламутром, поделочными камнями.
Интересный образец того времени — знаменитая чернильница «Арап». Она выполнена из бронзы с золочением и композиционно представляет собой прямоугольное основание на ножках-лапках с двумя одинаковыми, симметрично расположенными сосудами, стилизованными под тюки; между ними — литая скульптурная фигура арапа, облокотившегося на якорь. Эта чернильница крайне редка и привлекательна уже хотя бы потому, что такую же подарил А.С.Пушкину его близкий друг П.В.Нащокин. Их дружба началась в Царском Селе в лицейские годы и возобновилась в 1826 году, после возвращения поэта из ссылки. Нащокин прислал чернильницу в 1832 году с запиской следующего содержания: «Посылаю тебе твоего предка с чернильницами (которые открываются), и открывают, что он был за человек...» В конце января 1832 года Пушкин ответил: «Очень благодарю тебя за арапа». Д0 1914 года чернильница-подарок хранилась у старшего сына Пушкина, Александра Александровича. Сейчас она представлена в экспозиции мемориального Музея-квартиры А.С.Пушкина на Набережной Мойки, 12, в Санкт-Петербурге. Существует еще несколько почти идентичных чернильниц (известны не менее трех, все они отличаются деталями), но в истории их бытования много неясного. Возможно, «Арап», подаренный Пушкину, был изготовлен в Москве по индивидуальному заказу самого Нащокина, а уже позднее появились другие воспроизведения, очень похожие на оригинал.
Во второй трети XIX века стало модным дополнять изделия из фарфора и хрусталя всевозможными бронзовыми оправами: пьедесталами, фигурными ручками, крышками, цветами. Чернильницы зачастую принимали форму вазы, причем элементы декора заимствовались у орнаментики стиля рококо, интерес к которому вновь возрос в 40-х годах XIX века. Многочисленные фарфоровые двухсекционные чернильницы с фигурным основанием в виде стилизованной раковины, с лепными завитками по краям — тоже дань «второй волне» рококо.
В середине XIX века в России повысился спрос на изделия из фарфора. Из него делали сервизную посуду, вазы, статуэтки, камины, часы, канделябры, подсвечники и даже мебель. Императорский фарфоровый завод, многочисленные частные предприятия, такие, как фабрика Гарднера, заводы Попова, Сафронова, братьев Корниловых и др., наряду с перечисленной продукцией выпускали чернильницы и письменные приборы, как правило, из глазурованного и раскрашенного фарфора, реже — из бисквита. Зачастую они выглядели просто как статуэтки, поскольку емкость для чернил «пряталась» в деталях скульптурного произведения. Трактовка сюжетов поражала разнообразием. В то время необычайно популярной была скульптурная карикатура. Так, чернильница «Библиофил», состоящая из двух частей, представляет собой сидящего на книгах человека, карманы которого до отказа набиты книгами. Верхняя часть — крышка в форме «читающего», нижняя — «стопка из книг» с чернильницей, песочницей и двумя отделениями для перьев. На обороте основания — марка известного завода А.Миклашевского, который находился в Черниговской губернии и выпускал продукцию в период с 1839 по 1862 год. У владельца были собственные лавки в Петербурге, Киеве и других городах, продавались изделия и на крупных ярмарках. Интересно, что эта чернильница выполнена по мотивам шаржа художника-карикатуриста Бенжамена на его современника — французского писателя первой половины XIX века Ш.Нодье.
Среди собирателей считается большой удачей, когда удается разыскать так называемую «дорожную» чернильницу XIX — начала XX века. Иногда их еще называют «карманными» или «чернильницами путешественников». Как правило, они небольшого размера, с плотными (иногда двойными) крышками, и открываются при помощи скрытого пружинного механизма, специальных завинчивающихся ключей или других приспособлений, гарантирующих защиту от случайного проливания чернил. Для их изготовления использовали дерево, стекло, металл, кожу и другие материалы. Такие чернильницы, наряду с традиционными формами, изготавливали в виде револьвера, пушки, чайника, лейки и др. Зачастую их помещали в специальные футляры, напоминающие саквояжи.
Во второй половине XIX века в декоративно-прикладном искусстве господствовала эклектика, то есть формы и орнаменты всех предшествующих стилей механически соединялись в изделиях самого разного назначения. В 1870—1880-х годах на рынке появились интерьерные вещи в «русском стиле», украшенные изображениями национальных героев, крестьян и крестьянок. Известны, например, бронзовые чернильницы, отлитые на фабрике Феликса Шопена в Петербурге. Причем фигуры для некоторых из них выполнены по моделям знаменитых художников-скульпторов Е.А.Лансере, А.Л.Обера, Н.В.Аибериха. Чрезвычайно популярны были и всевозможные анималистические композиции, которые весьма часто встречались и в декоре чернильниц, письменных приборов. Жанровое скульптурное литье широко применялось с использованием и такого материала, как чугун. Каслинский и Кусинский заводы на Урале выпускали довольно дешевую, но качественную продукцию для письма (некоторые отливки делали по одним и тем же моделям). В конце XIX века на Каслинском заводе, например, производили более двадцати наименований чернильниц. Среди наиболее известных — «Броненосец», «Медведь на задних лапах», «Голова собаки», «Голова мастерового» и др. В 1884—1885 годах художественным литьем на заводе руководил скульптор Н.Р.Бах (старший брат известного скульптора Р.Р.Баха), автор чернильницы «Драка филина с ястребом» и некоторых пресс-папье, тоже отливавшихся на заводе. Эти изделия и сегодня хорошо представлены на отечественном антикварном рынке. К сожалению, цены на них иногда непомерно высоки.
В последней четверти XIX века массовым изготовлением чернильниц занимались многие мастерские серебряных изделий и крупные ювелирные фирмы, не стали исключением и фирмы, имевшие звание поставщиков Высочайшего двора, — Сазикова, Овчинникова, Хлебникова, Оловянишникова, Фаберже. Исключительное мастерство изготовителей часто превращало вполне утилитарные предметы в настоящие произведения искусства Письменные приборы, как правило, были комбинированными: в одном изделии одновременно могли использовать серебро, хрусталь, мрамор, оникс, перламутр. Украшения выполняли гравировкой, чеканкой, золочением, алмазной гранью, различными видами эмалей. Тогда же появились многочисленные чернильницы в имитационной технике, когда из серебра и других металлов воспроизводилась фактура таких материалов, как дерево, лыко, береста. Процветало и камнерезное искусство: чернильницы вырезали из единого куска какого-нибудь поделочного камня.
Конечно, на рынок выбрасывалось и много дешевой, некачественной, а порой и откровенно безвкусной продукции.
В период модерна в России в различных областях прикладного творчества наблюдалось тяготение к «неорусскому» стилю. Традиционные национальные мотивы, сюжеты и форллы переплетались с новыми декоративными приемами изображений, присущими «чистому» модерну. Появились, например, чернильницы в форме самоваров или сказочных русских домиков, украшенные заимствованными у фауны и флоры стилизованными узорами нового стиля. В декоре также широко использовалась популярная в период модерна энтомологическая тема. В это же время выпускали чернильницы и письменные приборы в традициях предшествовавших стилей — готики, ренессанса, барокко, рококо и, конечно, классицизма.
Надо отметить, что в XIX — начале XX века в России существовали также многочисленные фирмы, специализировавшиеся на производстве и продаже всевозможных канцелярских принадлежностей. Так, знаменитая фирма М.Г.Кувшинова (основана в 1810 году) в начале XX века предлагала покупателям широчайший ассортимент отечественных и привозных писчебумажных товаров, которые можно было приобрести в магазинах или заказать по каталогу с доставкой на дом. В прейскурантах насчитывалось более 100 наименований чернильниц, подразделявшихся на дорожные, канцелярские, конторские, кабинетные, школьные, дамские и детские. В них помещались также сведения о материале, названии, форме, технике украшения и цене. На выбор предлагались образцы различных форм из кожи, бронзы, олова, никеля, стекла, хрусталя, дерева. У некоторых чернильниц были индивидуальные названия: «Стул», «Рококо», «Велосипед», «Листья ореха», «Обрубок дерева» и др.
Образцы массовой западноевропейской продукции XIX — начала XX века тоже встречаются на отечественном антикварном рынке. Принадлежность их конкретным странам и предприятиям, как правило, установить невозможно из-за отсутствия маркировки. Исключение составляют лишь предметы, по характерным деталям которых можно уточнить место производства. Например, чернильницы с деталями, выполненными из знаменитой венской бронзы. Популярные среди коллекционеров Западной Европы и США чернильницы в виде чайников или так называемые «архитектурные», повторяющие формы знаменитых сооружений, — крайне редки.
Как видим, даже весьма поверхностное знакомство с историей чернильниц и чернильных приборов делает очевидным любопытный факт — незначительные на первый взгляд вещи могут служить наглядным показателем уровня художественного развития общества.
Нина ЧАЛЕНКО
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 30 (сентябрь 2005), стр.88