Известен целый ряд брендовых а позднее — и чугунных кабинетных, скульптур второй половины XIX века, подписанных именем «Е.Напс». Однако до сие пор не удалось выявить какие-либо обстоятельных сведений о жизни и творчестве этого художника.
Имя Напса встречается лишь в воспоминаниях Я.И.Бутовича и А.Н.Бенуа. В Музее коневодства Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева хранится рукопись работы о коннозаводческом музее, написанная в 1932 году коллекционером и коннозаводчиком Яковом Ивановичем Бутовичем (1881 —1938). Во второй части этого труда автор сообщает: «Хотя не часто, скорее редко, но мне все же приходилось встречать у антикваров бронзовую статуэтку «Сокольничего», подписанную Напсом. Это была грамотная и интересная вещь, однако ж сделанная под сильным влиянием такой же работы Лансере. Никто не мог мне объяснить, что это за Напе, и ни в одном издании имя этого скульптора не встречается, а потому вполне допустимо предположение, что это либо любитель, либо ученик Академии [художеств], рано умерший и успевший отлить в бронзе одну эту вещь. Если последнее предположение верно, то это был, несомненно, талантливый молодой человек и о его преждевременной смерти нельзя не пожалеть. Я не думаю, чтобы Напе был любителем, ибо тогда он не ограничился бы выпуском одной этой бронзы и мы видели бы в продаже и другие его работы. Полагаю, что первое предположение вернее. Кстати замечу, что в Петербурге был весьма талантливый реставратор, носивший фамилию Напе. Он также хорошо рисовал и писал маслом. Я его знал и посещал в небольшой, но уютной квартирке на Фонтанке, заваленной всяким хламом, но среди всего попадались и первоклассные вещи. Быть может, в молодости он занимался скульптурой, которую потом забросил, и «Сокольничий» является опытом его руки. Возможно также, что у него был брат скульптор—ученик Академии, ранее умерший. Так или иначе, но сейчас вряд ли возможно в точности установить личность Напса и остается удовольствоваться приведенными мною догадками и соображениями».
Следует заметить, что, вопреки предположению Бутовича, Напе не ограничился выпуском одного только «Сокольничего». Сейчас известны и другие его бронзовые скульптуры: «Генерал М.Д.Скобелев», «Тройка зимой», «Русский витязь на коне» и ряд других.
Несколько слов посвятил Напсу художник и историк искусства Александр Николаевич Бенуа (1870— 1960). В четвертой книге своего труда «Мои воспоминания» он пишет: «Много картин Деларова прошли через руки реставратора Напса (тоже очень характерной фигуры), но и сам Павел Викторович [Деларов] был склонен заниматься этим своеобразным «спортом».
Имя Евгения Иоганна Напса встречается и в указателе имен этого труда Бенуа. Здесь он упоминается как реставратор картин.
В каталоге выставки «Национальный стиль» в русском искусстве XIX—начала XX веков» (ВМДПНИ, Москва, 1990) скульптор Напе назван Еженом. Л.Н.Гончаровой удалось найти упоминания о художнике Евгении Напсе в адресных книгах «Весь Петербург» за 1890— 1900-е годы с указанием его места жительства на Фонтанке. Удалось также установить, что в Академии художеств он не учился. Результаты исследований Л.Н.Гончаровой о Напсе изложены в ее докладе «Реалистическое направление в камерной бронзовой скульптуре России во второй половине XIX в.» (ГИМ. Сборник «Забелинские научные чтения», выпуск 121, Москва, ; 2000).
Таким образом, можно с весьма большой долей уверенности утверждать, что Евгений (Ежен) Напе — реально существовавшая личность, скульптор и реставратор, а отнюдь не аноним или лицо с фамилией, представлявшей собой анаграмму, как полагают некоторые искусствоведы.
Загадки Напса на этом не кончаются. Поскольку часть его работ имеет значительное сходство с произведениями аналогичного названия русского скульптора Евгения Александровича Лансере (1848 —1886), некоторые искусствоведы считают Напса плагиатором. Заметим, однако, что опытнейший знаток искусства Я.И.Бутович был иного мнения.
Плагиат — это выдача чужого произведения за свое, это производство фальсификатов, причем с первого взгляда трудно отличимых от подлинных вещей, и рассчитано оно на обман покупателя или коллекционера с корыстной целью.
Сделаем небольшое отступление. В начале XX века каталонский писатель, художественный критик и теоретик искусства Эухенио Д’Орс-и-Ровиро (1882—1954) весьма проницательно заметил: «Все, что не укоренено в традиции, есть плагиат». Почитатель Д’Орса испанский художник Сальвадор Дали (1904—1989) повторил эти слова и привел в пример Перуджино и Рафаэля: «Рафаэль еще в ранней юности, сам того не заметив, впитал во всей полноте традицию, воплощенную в работах его учителя Перуджино. Он копировал композицию, архитектонику, рисунок, сюжеты своего учителя, но, как это ни парадоксально, чувствовал себя в таких жестких рамках абсолютно свободно. Он мог вдохновенно работать при самых строгих ограничениях». Дали полагал, что некоторые полотна Рафаэля отличаются от работ Перуджино лишь незначительными деталями. (Здесь уместно было бы привести аналогию с иконописью, когда обязательное следование церковному канону не мешало появлению крупных мастеров-иконописцев. Самый яркий пример — гениальный Андрей Рублев.)
Если же традиция прерывается, то художник, связанный по рукам и ногам своим мятежом и новаторством, не может идти дальше, а вынужден вновь делать первые шаги, цепляясь за свои зрительные впечатления, то есть списывая. И получается плагиат. «Вот она, нищета революции», — восклицает Дали. В качестве полюса, противоположного Рафаэлю, он называет Пикассо. Этот художник так же велик, как Рафаэль, но проклят, раз обречен на плагиат, как всякий, кто восстает против традиции.
Анализируя творчество Напса, можно прийти к выводу, что на раннем этапе он не раз пользовался сюжетами Лансере и вообще, как заметил Бутович, находился под его сильным влиянием. Позже известны уже оригинальные вещи Напса.
Сравним на нескольких примерах произведения Е.Лансере и Е.Напса.
Лансере: Всадник едет влево, привстал на стременах, его голова обращена вперед, правая рука с соколом поднята вверх на уровень головы, сокол взмахнул крыльями и готовится к полету, лошадь осажена поводьями, зажатыми в левом кулаке, голова лошади несколько задрана вверх, а морда раскрыта из-за сильно натянутых поводьев, лошадь присела на согнутые задние ноги, хвост приподнят; плинт без постамента, овальный, с ровными краями и бугристой верхней поверхностью, изображающей заросшую травой землю с низким пнем.
Напе: Всадник едет вправо, сидит в седле, его голова обращена вверх, в сторону сокола, правая рука с соколом поднята почти вертикально вверх выше головы, сокол еще держится за руку, лошадь осажена, но стоит прямо, шея лошади прямая, а морда почти закрыта, задние ноги прямые, хвост провис; плинт овальный, высокий, с неровными краями и неровной верхней поверхностью, с высоким пнем, на мраморной подставке; вся статуэтка короче, чем у Лансере.
Лансере: Всадник едет вправо, перепрыгивая через разбросанные на земле фашины (корзины с песком), голова его обращена вправо, к зрителю, голова лошади обращена вперед, она стоит на задних ногах, передние ноги поджаты, хвост приподнят; овальная подставка с поверхностью, имитирующей поле боя с различными предметами, оставшимися после сражения, у задних ног лошади — фашина, под животом — плетень; лошадь — орловский верховой или орлово-ростопчинский жеребец с арабскими предками.
Напе: Всадник едет влево, перепрыгивая через разбросанные на земле фашины, голова его обращена влево, голова лошади немного приподнята, все четыре ноги — в воздухе, передние ноги вытянуты, фигура закреплена на основании животом лошади, хвост вытянут прямо; прямоугольное основание со срезанными углами и бугристой поверхностью, с тремя фашинами, одна фашина — под передними ногами, плетень — под задними ногами; лошадь с кабардинскими или донскими, а возможно, и ахалтекинскими, предками.
3. Скульптурная группа «Тройка зимой».
Лансере: Возница смотрит чуть-чуть вниз и влево, левый седок смотрит влево, правый седок опустил правую ногу, коренная лошадь высоко держит голову, левая пристяжная поджала обе передние ноги, причем правая нога вынесена вперед, правая пристяжная лошадь поставила левую переднюю ногу прямо, а правую слегка поджала.
Напе: Возница смотрит вперед, левый седок тоже смотрит вперед, правый седок немного приподнял правую ногу, коренная лошадь держит голову прямо, левая пристяжная круто поджала обе передние ноги, правая пристяжная лошадь поставила левую переднюю ногу прямо, а правую круто поджала.
Эти примеры показывают, что Напе, повторяя сюжеты Лансере, вносил в них незначительные изменения. Оставаясь в рамках традиции, он не был плагиатором. На скульптурах он ставил свою подпись и не пытался выдавать свои произведения за Лансере. Скульптуры Напса раннего этапа его творчества — не подделки, а аналоги, незначительно отличающиеся от оригиналов, без нарушения прав автора. К оригинальным произведениям Напса следует отнести скульптурную группу «Телега с пятью седоками и тремя лошадьми переезжает через мостик», чернильницу «Дровосек за обедом» («Крестьянин на пне») и парные подсвечники «Фонарщики».
Приведенные доводы позволяют утверждать, что Е.Напс — реально существовавший человек, скульптор, который имеет право на то, чтобы его воспринимали как самостоятельного художника и по достоинству оценивали его творчество.
Анатолий ГАНУАИЧ
Иллюстрации предоставлены автором.
Фото Игоря НАРИЖНОГО.
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА
Сколько стоит Напс?
Подлинные работы Е. Напса, как, впрочем, и Е.Лансере, на российском рынке появляются нечасто. В одном из самых известных антикварных салонов Москвы в год в среднем продается два-три предмета каждого из этих авторов. При этом скульптуры Лансере можно встретить значительно чаще. Как правило, «гуляют» самые известные его работы конные композиции. Стоимость подобных фигур примерно 1,5 тысячи долларов США и выше. Срок реализации бронзовых скульптур зависит прежде всего от их стоимости, и это касается не только работ известных мастеров, таких, как Лансере, но и менее популярных. Бывает, что вещи залеживаются в антикварных магазинах, это случается и с произведениями Напса, но обычно это происходит, если их цена в несколько раз превышает среднестатистическую рыночную стоимость таких же по качеству вещей.
Разброс цен на бронзовые скульптуры Напса довольно велик, это связано, прежде всего, с уверенностью эксперта в подлинности работы и только потом с размером и сложностью композиции. Если эксперт уверен, что она — подлинная, то даже совсем маленькая скульптура Напса будет стоить не дешевле 1 тысячи долларов. Вместе с тем, чем богаче композиция, тем дороже произведение. Большая, загруженная фигурами бронзовая скульптура этого мастера нередко оценивается в 50 тысяч долларов. Примерно такие же цены сейчас и на произведения Лансере.
Однако дело не только в подлинности и качестве самой работы: уровень цен на антиквариат поддерживает, в первую очередь, известность имени. Лансере, как говорится, более «на слуху», поэтому, если покупатель не знаток художественной бронзы XIX века, то за вещи Лансере он готов заплатить дороже, чем за работы Напса. В свою очередь, коллекционер, давно искавший работы Напса, купит их даже за большую цену, чем произведения Лансере.
Влияет на оценку вещи и наличие реставрации, а также то, какой именно фрагмент композиции был реставрирован или заменен. Например, если заменена на новую сбруя у лошади, то факт реставрации практически не отразится на стоимости предмета. По словам экспертов, сегодня уже почти невозможно встретить работу со старой, «фирменной» сбруей. А если в композиции заменена одна из фигур или ее значительная часть, то это, в первую очередь, скажется на восприятии композиции в целом, что, естественно, повлияет на стоимость работы. Тогда трудно вывести точную зависимость стоимости вещи от наличия реставрации — в каждом определенном случае уценка сугубо индивидуальна. Она может составлять от 5% до 50%.
Значительно повышает стоимость скульптуры монопольное владение некоторой частью ассортимента этого мастера. Так, два парных предмета работы Напса стоят дороже, чем если покупать их по одному. Или, например, две композиции из трех на определенную тему, изготовленные Лансере, будут продаваться по более высокой цене, чем они же, но выставленные поодиночке.
В настоящее время на фоне уменьшения ассортимента бронзовых фигур наблюдается повышение спроса на них и, как следствие, постепенное увеличение их стоимости. Эта тенденция наблюдается как на российском рынке художественной бронзы XIX века в целом, так и на рынке произведений Напса и Лансере, в частности. При этом постоянный интерес держится не только на самые известные композиции этих скульпторов, но на все их вещи. Впрочем, если дорогие вещи все больше дорожают, то цены на средние по качеству пока еще растут медленно. По мнению специалистов, скоро и они постепенно начнут дорожать.
Если заглянуть в будущее, когда российские границы перестанут быть непреодолимым препятствием для вывоза русского антиквариата, то, по прогнозам специалистов антикварного рынка, за границу может хлынуть большое количество качественных и дорогостоящих вещей. Но торопиться продавать работы известных русских скульпторов на Запад, по мнению эксперта одного из крупных столичных салонов антиквариата, было бы ошибкой. Поток вещей из России быстро заполнит западный антикварный рынок, что, вероятнее всего, приведет к временному снижению цен, в том числе и на русскую бронзу XIX века. В то же время в нашей стране, напротив, цены резко возрастут. Если же границы так и не откроют, а экономическая ситуация в России останется стабильной, то резких скачков цен на произведения Напса и Лансере не предвидится. Их стоимость будет расти пропорционально сокращению ассортимента.
Подготовила Ольга КУЗЬМЕНКО.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №10 (11) октябрь 2003 стр.80