В древности существовал целый ряд общераспространенных золотых номиналов: персидские дарики, эллинистические статеры, римские ауреусы и солиды. Все эти стандартные денежные единицы были встроены в монетные системы, основанные на серебре, и отличались устойчивостью весовой нормы на протяжении столетий.
Экстраординарными выпусками среди них можно считать эмиссии необычных, чаще всего кратных базовым номиналам, монет, выпускавшихся для церемониальных раздач в честь какого-либо события, — мультипли. Традиция эта восходит к эпохе эллинизма. Уже сам Александр чеканил двойные золотые статеры весом 17,2 г; впоследствии такие же монеты били Селевкиды и Птолемеи. Однако настоящими мультиплями можно считать знаменитые выпуски Птолемея II Филадельфа (285—246 гг. до н.э.) с изображением его обожествленной сестры-жены Арсинои II. Арсиноя умерла в 270 году до н.э., и ее портреты украсили редчайшие золотые двойные октадрахмы (55,55 г), известные в двух экземплярах, октадрахмы (27,8 г) и пентадрахмы (17,8 г). Заслуживают внимания и золотые октадрахмы его сына и преемника — Птолемея III Эвергета, с парными портретами Птолемея II и Арсинои II, родителей царя, Птолемея I и Береники I, основателей династии.
К той же эпохе относятся «презентационные» октадрахмы (около 34 г) селевкидского правителя Антиоха III, чеканенные из золота, взятого царем из храма Эна в иранской Экбатане в 203 году до н.э. На их лицевой стороне — профильный портрет Антиоха в диадеме, на реверсе — обнаженный Аполлон на омфале.
Самые известные среди античных монет-медальонов — римские мультипли эпохи солида, введенного около 310 года императором Константином Великим (306-— 337). Стандартный солид чеканился по стопе 72 монеты из фунта золота (327 г), при этом средний вес каждой равнялся примерно 4,54—4,55 г. Подобно эллинистическим римские мультипли не были частью регулярного денежного обращения, но свободно ходили на рынке как законные средства платежа.
Диапазон кратности их был необычайно широк — от 1,5 до 72 солидов. «Шаг» измерялся половиной солида или 12 силиквами по принятой в Риме шкале счетных величин. Поскольку 1 солид соответствовал 24 силиквам, то 1 1/2 солида равнялись 36 силиквам (6,82 г), 2 — 48 (9,1 г) и т.д. Наибольшее количество мультиплей дошло до нас из IV века. В VI веке их эмиссии сократились, но именно к этому столетию относятся самые тяжелые монеты, весившие целый фунт. Они были отчеканены в Константинополе при императоре Тиверии Константине (578—582). Ни одна из них не уцелела до нашего времени, но точное описание нескольких таких монет, посланных Тиверием в дар королю франков Хильперику, сохранилось в «Истории франков» Григория Турского: «На одной стороне монеты было изображение императора с надписью по кругу «Тиверий Константин постоянный август», на другой стороне монеты были изображены квадрига с возничим (очевидно, самим императором в консульском облачении) и надпись «слава римлян». Следует отметить нормативность этой иконографии правителя, исполняющего церемониальные обязанности консула; ее пример есть на мультиплях зятя и преемника Тиверия Маврикия (правда, гораздо более скромного достоинства).
Сохранились лишь несколько экземпляров других монет-гигантов, лишь отчасти уступающих тивериевой. В их числе — 40-солидовый мультипль Валента (365—378) весом 178,9 г и переделанные в украшения мультипли Констанция II (337—361 гг.) ценностью в 56 и 48 солидов (Венский музей), вес которых без оправы не известен. О самой, пожалуй, знаменитой — 36-солидовой монете Юстиниана I мы и расскажем.
Мультипли IV века отличаются богатством и разнообразием изобразительной тематики. Один из самых ранних, с именем Константина Великого, отчеканенный около 326 года в только что основанном Константинополе, хранится в Кабинете монет и медалей Парижской Национальной библиотеки. Он весит 13,32 г и по ценности равен 3 солидам. Этот мультипль был найден в 1780 году при ремонте стены замка Этупвиль, близ Шербура, вместе с еще несколькими монетами в 3 и 9 солидов. На аверсе изображен профильный бюст Константина, в диадеме и воинском плаще; на реверсе представлены два обнаженных крылатых гения с цветочной гирляндой в руках. Легенда GAVDIVM AVGVSTINOSTRI («Радость нашего Августа») связывает выпуск этой монеты с официальными празднествами по случаю двадцатой годовщины правления императора, провозглашенного Августом в 306 году.
Отчеканенным в Никомидии в 324 году 2-солидным мультиплем были отмечены 3-е консульство старшего сына Константина — Криспа и возведение в ранг цезаря будущего Констанция II, тогда еще ребенка. На лицевой стороне этой монеты изображен сам Константин, в лучевой «солнечной» короне, с правой рукой, выставленной вперед жестом императорского приветствия adlocutio. На обороте, лицом к лицу, запечатлены оба юных цезаря, Крисп и Констанций; сообразно званию Крисп облачен в консульскую тогу и держит скипетр и сферу.
При сыновьях и преемниках Константина выпуски мультиплей были продолжены. Констанций II (337—361) установил порядок чеканки монет в 1 1/2, 2, 4 1/2 и 9 солидов с соответствующей иконографией, в целом сохранившейся до конца VI века: на самых крупных изображался император в колеснице, на 4 1/2 — персонификация Константинополя, на 2 — персонификации Рима и Константинополя, на 1 1/2 — стоящий император.
Среди них своими художественными достоинствами выделяются мультипли Констанция II, битые в Антиохии. В честь 1100-летия основания Рима мог быть отчеканен мультипль достоинством в 4 1/2 солида, хранящийся в Парижском Кабинете медалей. На реверсе выпущенной в Антиохии монеты (одновременно чеканившейся в Никомидии, Сирмиуме и Риме) есть великолепное изображение тронной Тихе Константинополя — это персонификация новой столицы империи в виде женской фигуры, иконографически повторяющей античную богиню Рею-Кибелу. Такие фигуры часто помещали на реверсах солидов IV—V веков, нередко персонификации обеих столиц — Старого и Нового Рима — восседали на монете бок о бок. Тихе Константинополя всегда можно узнать по правой ноге, поставленной на нос галеры в знак господства на море.
Одна из самых знаменитых монет этого золотого «семейства», достоинством в 36 солидов, вошла в историю нумизматики под печальным названием «утраченный медальон» Юстиниана I. Эта монета была найдена в 1751 году близ древней Кесарии Каппадокийской в турецкой Анатолии. Тогда же, победив в жестокой схватке конкурентов — английских антикваров, ее купил на счет короля французский посол в Константинополе граф Дессалер, и монета поступила в собрание Кабинета Людовика XV. В 1759 году ее опубликовал хранитель Кабинета Клод Гро де Бозе. Отчеканенный в Константинополе медальон весил 160,6 г и достигал 86 мм в диаметре. На его аверсе находился погрудный портрет императора Юстиниана, неизвестный по другим монетам его царствования: император был показан в трехчетвертном ракурсе, с нимбом вокруг головы, покрытой шлемом с плюмажем, в кирасе, с копьем наперевес перед грудью. Легенда отличалась традиционностью: «D[ominus] N[oster] IVSTINIANVS P[er]P[etuus] AVC(ustus]» («Наш Господин Юстиниан постоянный Август»). На оборотной стороне был изображен он же, но уже в полный рост, по-прежнему с нимбом, в доспехах и с копьем, восседающий на коне, а перед ним шествует крылатая персонификация Победы с лавровой ветвью в руке. Легенда гласила: «SALVS ЕТ GLORIA ROMANORVM» («Благо и слава римлян»), в экзерге находилась обычная монограмма CON[stantinopolis] OB[ryzum] («чистое золото Константинополя»). Это изобразительное решение соответствует теме Adventus (триумфального императорского входа), известной на монетах III века. Возможно, мультипль был отчеканен в 534 году — в честь того, что полководец Юстиниана — Велизарий отвоевал у вандалов Карфаген, эта победа была отпразднована в столице с необычайной пышностью.
После Великой Французской революции монета хранилась в Кабинете монет и медалей Парижской Национальной библиотеки, пока в ночь с 5 на 6 ноября 1831 года ее не украли вместе с 4 000 других золотых монет, медалей и других ценностей. В их числе находились и шесть мультиплей Константина Великого в 3 и 9 солидов из Этупвильской находки. Часть этих предметов вскоре была возвращена, но брат одного из похитителей, ювелир по профессии, успел переплавить медальон Юстиниана, другие редкие или уникальные римские мультипли, всего около 2 000 предметов. Сегодня мы можем увидеть утраченный памятник благодаря копиям, сделанным методом гальванопластики для музеев Аондона и Парижа в XIX веке.
Помимо этой монеты золотой чекан Юстиниана отмечен выпуском мультипля меньшего номинала, в 4 ? солида. Его луврский экземпляр имеет на оборотной стороне изображение прямостоящего императора, в нимбе, со сферой, увенчанной Викторией, и штандартом-лабарумом в руках.
В Парижском Кабинете медалей Национальной библиотеки, после утраты мультипля Юстиниана, самой поздней из римско-византийских монет такого рода стали 1 1/2 солида, чеканенные в 518 году Юстином I (518— 527). Монеты такого достоинства в VI веке обычно несли на себе изображения императорского шествия Adventus. На монете Юстина — конный император с нимбом; правая рука его в приветственном жесте вытянута вперед. Легенда реверса гласит: «ADVENTVS ROM[ae] AVG(usti]» («Вход императора в Рим»), хотя Юстин никогда не посещал Вечный город. Вместо него в Рим были посланы императорские портреты, которые полагалось встречать с такими же почестями, как и самого монарха. Отчеканенные в Константинополе монеты Юстина могли прилагаться к его портретам для торжественных раздач римским сенаторам.
К исходу VI века эмиссии мультиплей становятся все более редкими. Последний их всплеск приходится на время правления императора Маврикия Тиверия (582— 602). Из Киренского клада, найденного на Кипре, происходят четыре экземпляра монет достоинством в 6 солидов, битых одной парой штемпелей (ныне в нью-йоркском музее Метрополитен). На их лицевой стороне представлен бюст императора, в диадеме и консульской тоге, с маппой и скипетром, имеющим завершение в виде орла. На реверсе мы вновь видим Маврикия в триумфальной консульской колеснице. Голову его окружает нимб, правая рука императора вытянута вперед, и в ней — Виктория, персонификация Победы. Исследователи относят выпуск этих монет к двум известным годам консульства Маврикия — 583 либо 602 году.
В Государственном Эрмитаже хранится уникальный «двух-с-половиной-солидовик» Ираклия (610—641). Эта, по всей видимости, позднейшая из известных на сегодня монет-медальонов даже не упоминается в старых изданиях западных каталогов, которые заканчивают историю мультиплей на выпусках Маврикия. На ее аверсе изображены погрудные портреты Ираклия и его старшего сына Ираклия Константина в сопровождении легенды: DD. NN. hERACLIVS ЕТ hERA. CONST. РР. AV. Оборотная сторона занята Голгофским крестом на трех ступенях и легендой, нормативной для иконографии рядовых солидов того времени.
Золотые римско-византийские мультипли вписали яркую страницу в историю нумизматики, проиллюстрировав публичную жизнь владык империи, насыщенную ритуальными празднествами, на протяжении трех столетий.
Михаил БУТЫРСКИЙ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 46 (апрель 2007), стр.138