Хорошо известно, чmo абсолютное большинство российских серебряных рублевиков, чеканившихся в 1897, 1898 и 1899 годах по заказу правительства Российской империи на Брюссельском монетном дворе миллионными тиражами, имеет на гурте в конце надписи («ЧИСТАГО СЕРЕБРА 4 ЗОЛОТНИКА 21 ДОЛЯ») условный знак этого монетного двора — две перевернутые пятиконечные звездочки (рис. 1). На монетах Бельгии знак Брюссельского монетного двора конца XIX века представляет собой изображение головки ангела.
Но в начале 1980-х годов коллекционер-нумизмат из Барнаула А.А. Прокопьев впервые обратил — внимание на рублевик 1897 года, у которого в конце гуртовой надписи вместо звездочек были помещены два знака неопределенной конфигурации, названные позднее (для удобства) «птичками» (рис. 2). А через несколько лет (видимо, в конце 1980-х) другим коллекционером (фамилию которого автор, к сожалению, не зафиксировал) был найден рублевик того же 1897 года с комбинированным знаком — перевернутой звездочкой и «птичкой» (рис. 3). С того времени коллекционеры-нумизматы обнаружили не менее полутора десятков рублей 1897 года как с двумя «птичками», так и с одной «птичкой» и звездочкой, хотя вторые встречаются значительно реже.
Что же представляют собой эти загадочные «птички»?
Прежде всего, можно уверенно считать, что они имеют прямое отношение к обозначению Брюссельского монетного двора: об этом свидетельствует сочетание «птички» с одной перевернутой звездочкой (рис. 3). Парижский монетный двор, тоже чеканивший в конце XIX века серебряные монеты по заказу правительства России, метил свою продукцию тоже одной пятиконечной звездочкой, но в ее обычном положении (рис. 4). Неясным остается лишь характер инструмента, с помощью которого «птички» наносились на гурт рублевиков.
В подавляющем большинстве каталогов, изданных после 1985 года и посвященных монетам России императорского периода (каталоги В.В.Узденикова, В.В.Биткина, Я.ВАдрианова и др.), содержится утверждение, что знаки, приведенные на рисунках 2 и 3, представляют собой неутвержденные (пробные) варианты условного знака Брюссельского монетного двора, а значит, для нанесения этих знаков на гурт российских рублевиков в Брюсселе были специально изготовлены соответствующие гуртильные верейки, которые при массовом производстве монет не использовались.
Однако, по мнению В.В. Казакова, автора каталога «Монеты царствования императора Николая II» (М., 2004), «птички» появились в результате частичного разрушения гуртильных вереек в процессе гурчения монет и именно в тех самых местах, где находилось изображение звездочек. Следует сказать, что такое предположение некоторые коллекционеры высказывали и раньше.
Постараемся доказать, что эта версия не имеет под собой достаточных оснований.
Как известно, начиная с 1807 года для нанесения на российские монеты заглубленных гуртовых надписей использовались гуртильные верейки с выпуклым шрифтом и выпуклым изображением различных деталей оформления гурта монет; при этом сами верейки переводились с маточников, на которых буквы, цифры и другие элементы гуртового оформления выбивались вглубь отдельными пунсонами.
Если признать справедливой версию В.В. Казакова о появлении «птичек» в результате повреждения гуртильного инструмента, то будет необходимо учесть два обстоятельства.
Во-первых, поскольку на всех известных к настоящему времени экземплярах монет с обоими вариантами знака (рис. 2 и 3) конфигурация «птичек» абсолютно одинакова (за исключением случаев, когда имеет место повреждение поверхности гурта монеты), возможность повреждения гуртильных вереек должна быть полностью исключена: совершено нереально, чтобы все три звездочки на двух верейках имели в точности повторяющийся характер повреждения. Следовательно, можно говорить лишь о поврежденном пунсоне, дважды использованном при изготовлении маточника для одной верейки (рис 2) и использованном одновременно с неповрежденным пунсоном при изготовлении маточника для другой верейки (рис. 3).
Во-вторых, повреждение закаленного стального пунсона (как и закаленной стальной верейки) может иметь только один характер — отделение (скол) части выпуклого изображения звездочки.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы.
Дефект пунсона с изображением звездочки не мог оставаться незамеченным службой контроля в процессе изготовления маточников, изготовления вереек и чеканки монет; особенно это относится к изготовлению второго маточника (рис 3), когда одновременно были использованы и «дефектный», и неповрежденный пунсоны. К тому же это был заказ иностранного государства, и использование при выполнении хотя бы части этого заказа неисправного инструмента грозило не только санкциями со стороны заказчика, но и утратой Брюссельским монетным двором международного престижа.
Что же касается следов от частичного разрушения пунсона, то те места на нем, где должен был произойти скол соответствующих участков выпуклой звездочки, неизбежно вызвали бы появление неровностей на поверхности гурта монеты около «птичек» (такие неровности должны были иметь довольно значительное заглубление и потому не могли быть устранены даже чеканкой монеты в гладком печатном кольце). Тогда как в действительности гурт монет с изображением «птичек» на всем его протяжении всегда имеет обычную гладкую поверхность. Но и это еще не все. Если совместить контуры звездочки и «птички» (рис. 5 и 6), то окажется, что в случае предполагаемого повреждения пунсона с превращением звездочки в «птичку» не только исчезают отдельные участки выпуклой звездочки (на рис. 5 эти участки затемнены), но и появляются неизвестно откуда новые выпуклые детали пунсона, которые не имеют никакого отношения к звездочке, хотя и составляют с ней одно целое (такие детали затемнены на рис. 6). Вполне очевидно, что никакое механическое воздействие на закаленный стальной пунсон не могло привести к подобному результату.
Итак, приходится констатировать, что на Брюссельском монетном дворе все же был изготовлен специальный пунсон с изображением «птички», обеспечивавший помещение на гурте рублей Николая II условного обозначения этого двора. Предлагавшиеся Брюсселем различные варианты такого обозначения, скорее всего, передавались на рассмотрение заказчику, причем для более объективной их оценки изготавливались небольшие партии монет с каждым вариантом знака. Об этом свидетельствует присутствие в русском денежном обращении небольшого количества рублевиков Николая II брюссельской чеканки с неутвержденными вариантами знака (рис. 2 и 3). Вполне очевидно также, что вариант знака, представленный на рисунке 1, был утвержден в самом начале массовой чеканки этих монет, поскольку неутвержденные варианты знака (рис. 2 и 3) встречаются только на монетах, отчеканенных в 1897 году.
И еще одно замечание: утвержденный знак Брюссельского монетного двора на рублевиках Николая II (рис. 1) имеет фактически одну основу со знаком Парижского двора (рис. 4) на рублевиках и 50-копеечниках Николая II, чеканившихся на этом дворе примерно в то же время.
Василий УЗДЕНИКОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 47 (май 2007), стр.142